дидактический материал к урокам
методическая разработка по русскому языку по теме

Сударева Юлия Сергеевна

Дидактические разработки по теме "Синтаксис"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Уточнения

Завтра, в шесть часов вечера, состоится собрание членов кооператива.

Там, на горизонте, светилась бледно-розовая полоска света.

Теперь, после половодья, это была река саженей в шесть.

Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград, к Маше.

Впереди, далеко, на том берегу туманного моря, виднелись выступающие лесистые холмы.

Он встряхнул кудрями и самоуверенно, почти с вызовом, глянул вверх, на небо.

Он был тщательно, до розового лоска на щеках, выбрит.

Ещё одно, последнее, сказанье – и летопись окончена моя.

Кой-где выглянули женские, большей частью старушечьи, головы.

Чичиков немного озадачился таким, отчасти резким, определением.

Ни одного, ни санного, ни человеческого, ни звериного, следа не было видно.

Хотелось отличиться перед этим, дорогим для меня, человеком.

Катер шёл, всё время подвигаясь в чёрной, почти чернильного цвета, тени, отбрасываемой высокими прибрежными скалами.

Это был молодой мужчина невысокого роста, с малозаметными усиками, в простой, в полоску, рубахе.

Вошла молодая, лет семнадцати, девушка.

Гаврик со всех сторон осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шинели.

Его доброта, вернее, его великодушие тронуло меня (в этом примере сказуемое согласовано с ближайшим к нему предшествующим словом, от которого оно не может быть отделено запятой).

Совсем недавно, точнее, в последнем номере журнала была опубликована статья аналогичного содержания.

Следует дополнить, скорее, уточнить приведённые в отчёте данные

Было бы глупостью, более того, безумием упустить такой случай.

Он глубоко уважал своего друга, более того, восхищался им.

Она была воспитана no-старинному, то есть окружена мамушками, нянюшками, подружками и сенными девушками.

Мы доехали на своих лошадях в коже, то есть в крытой рогожею полозке.

В то время, именно год назад, я ещё сотрудничал по журналам.

Третьего дня, то бишь на той неделе, сказываю я старосте...

У деда Семена была своя золотая и несбывшаяся мечта – стать столяром.

Он всеми силами души всегда желал одного – быть вполне хорошим.

Предложен и другой путь: использование некоторых видов морских растений – водорослей, богатых многими ценными веществами.

Отражение света ударило, порывисто дрожа, во все стороны, особенно сверху.

У каждой, даже маленькой, речки есть на земле заслуги.

Незаметным образом я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику.

По ночам, особенно в жару, в доме было страшно.

Некоторые казаки, и Лукашенков в том числе, встали и вытянулись.

Новый управляющий главное внимание обращал больше всего на формальную сторону дела, в частности на канцелярские тонкости.

Человека три в Заречье, в их числе Сима Девушкин, делали птичьи клетки и садки.

Самые скороспелые грибы, например берёзовики и сыроежки, достигают полного развития в три дня.

Нет, я его [домового] не видал, да его и видеть нельзя.

Я шёл в каком-то опьянении, да и было от чего.

Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм, и притом осторожность никогда не мешает.

Толпа разошлась, исключая немногих любопытных и мальчишек, а Гаврила вернулся домой.

Сверх всякого ожидания, бабушка подарила мне несколько книг.

Я ничего не мог различить, кроме мутного кручения метели.

Мы и зла-то никому, кроме как медведям, не делаем.

Обрати внимание!

1. Далеко в лесу раздавались удары топора (слушатель тоже находится в лесу). – Далеко, в лесу, раздавались удары топора (слушатель находится вне леса).

В 1961 году, 12 апреля, человек впервые полетел в космос. – 12 апреля 1961 года человек впервые полетел в космос.

2. Неодолимая, хотя и тихая, сила увлекла меня.

Нельзя так убиваться из-за простого, пусть и такого дорогого, костюма.

             Получены важные, хотя и не итоговые сведения.

3. Из лесного оврага неслось пение соловья или щегла. – Из лесного оврага неслось воркованье диких голубей, или горлинок.

Дом решено было украсить балконом или мезонином. – Кругом всего здания идёт обширный каменный балкон, или веранда, где, в бамбуковых креслах, лениво дремлют хозяева казарм.

4. Автор статью представил, и своевременно (и – союз присоединительный). – Автор статью представил в переработанном виде и своевременно (и – союз соединительный); Работу можно было давно уже сделать, и даже лучше. – Работу можно было сделать скорее и даже лучше.

5. У заставы вместо часового стояла развалившаяся будка. – Вместо ответа, Кириле Петровичу подали письмо.

Кроме большого дома в Замоскворечье, ничто не напоминало о ночной схватке (Леонов) – исключение (только большой дом напоминал о схватке).

Кроме города Окурова, на равнине приткнулось небольшое село Воеводино. – включение (на равнине были и город Окуров, и село Воеводино).

Кроме книг на столе лежали тетради и карандаши (включение). – Кроме книг, на столе ничего не было (исключение).

6. Парцелляция:

Ср.: У тебя солидный опыт работы, причём в области перестройки и поисков новых форм. – Среди прочих телеграмм будет и его. Причём самая необычная.

Все предметы, в особенности ветки деревьев и углы зданий, удивительно рельефно выделялись на смугло-розовом темнеющем небе. – Этой способностью к прекрасному устному рассказу на основании подлинных фактов обладали многие писатели. В особенности Марк Твен.

Было очень тепло, даже жарко. – Механизмы в куклах обычно очень примитивные. Даже в самых дорогих и красивых.



Предварительный просмотр:

  1. Олег же напротив не знал темы и получил неуд.
  2. Во-первых мы захватили карту а во-вторых лесник советовал держаться правой дороги поэтому мы и вышли к озеру в назначенное время.
  3. Говоря между нами начальник из него плохой.
  4. Олег безусловно был прав раз вы не заблудились и грибов ещё набрали.
  5. Ребята верно были городскими если не смогли разжечь костёр.
  6. Макар знаешь ли человек серьёзный – с ним шутки не шути.
  7. Не берите ребята воду из этого колодца пожалуйста а набирайте из родника.
  8. Проехав австрийские войска Ростов заметил что некоторые отряды это была гвардия уже вступили в дело.
  9. Неужели вы его боитесь Сергей Иванович?
  10.  Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей…
  11.  Итак в предложениях необходимо обособлять обращения вводные конструкции и уточнения.
  12.  Спасибо мой дорогой только не забудь подать чай ровно к одиннадцати часам.
  13.  Я Леночка не смогу к сожалению прийти к вам вечером но завтра объезжая пациентов я непременно загляну к вам.

  1.  Олег же напротив не знал темы и получил неуд.
  2.  Во-первых мы захватили карту а во-вторых лесник советовал держаться правой дороги поэтому мы и вышли к озеру в назначенное время.
  3.  Говоря между нами начальник из него плохой.
  4.  Олег безусловно был прав раз вы не заблудились и грибов ещё набрали.
  5.  Ребята верно были городскими если не смогли разжечь костёр.
  6.  Макар знаешь ли человек серьёзный – с ним шутки не шути.
  7.  Не берите ребята воду из этого колодца пожалуйста а набирайте из родника.
  8.  Проехав австрийские войска Ростов заметил что некоторые отряды это была гвардия уже вступили в дело.
  9.  Неужели вы его боитесь Сергей Иванович?
  10.  Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей…
  11.  Итак в предложениях необходимо обособлять обращения вводные конструкции и уточнения.
  12.  Спасибо мой дорогой только не забудь подать чай ровно к одиннадцати часам.
  13.  Я Леночка не смогу к сожалению прийти к вам вечером но завтра объезжая пациентов я непременно загляну к вам.



Предварительный просмотр:

  1. Так шли минуты и когда он поднял голову насыпь стояла перед ним высокая и строгая а ближе серела одинокая крыша немая и таинственная.

  1. Около террасы дорожки были уже вычищены и посыпаны жёлтым песком но дальше было сыро и запущено как это бывает после зимы.

  1. Они подбежали ко мне отозвали своих собак которых особенно поразило появление моей овчарки и я подошёл к ним.

  1. Сила сломила в нас многое но не она нас сокрушила и ей мы не сдались несмотря на все удары.

  1. Словами не мог определить солдат того чувства которое охватило его когда он вернулся в свою чистую и светлую комнату.

  1. Голодный и прозябший я возвращаюсь в усадьбу и на душе становится так тепло и отрадно когда увидишь огни в родных окнах.

  1. Так шли минуты и когда он поднял голову насыпь стояла перед ним высокая и строгая а ближе серела одинокая крыша немая и таинственная.

  1. Около террасы дорожки были уже вычищены и посыпаны жёлтым песком но дальше было сыро и запущено как это бывает после зимы.

  1. Они подбежали ко мне отозвали своих собак которых особенно поразило появление моей овчарки и я подошёл к ним.

  1. Сила сломила в нас многое но не она нас сокрушила и ей мы не сдались несмотря на все удары.

  1. Словами не мог определить солдат того чувства которое охватило его когда он вернулся в свою чистую и светлую комнату.

  1. Голодный и прозябший я возвращаюсь в усадьбу и на душе становится так тепло и отрадно когда увидишь огни в родных окнах.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 156

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА «СИНТАКСИС»

(ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

 С.И. ЛЬВОВОЙ 5 КЛАСС)

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Сударева Ю.С.

Нижний Новгород

2013

Содержание

  1. Пояснительная записка………………………………………………….  3
  2. Цели и задачи изучения раздела программы…………………………  7
  3. Содержание собственного педагогического опыта в реализации раздела  программы…………………………………………………………   7
  4. Ожидаемые результаты………………………………………………  9
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе технологий…………………………………………………………………… 10
  6. Поурочное планирование…………………………………………… 11
  7. Результативность   …………………………………………………... 12

Приложение. Методическая разработка урока……...………………….. 13

Список литературы…………………………………………………………. 17

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку по программе С.И. Львовой отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Главной особенностью программы является ее направленность на:

 - достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;

 - осмысление его основных закономерностей;

 - усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа;

 - развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования;

 - успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи;

 - способность осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово;

 - грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.  

 Данная программа отличается:

  • ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико–орфографического материала
  • усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей
  • вниманием к вопросам истории русского языка, целенаправленным обращением к этимологии
  • межпредметными связями при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам
  • дифференцированным подходом к обучению, что выражается прежде всего в выделении дополнительного материала, расширяющего основное содержание программы
  • культуроведческим аспектом в обучении русскому языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии

Программа составлена с учетом принципа преемственности между основными ступенями обучения: начальной, основной и полной средней школой. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Тематический блок раздела «Синтаксис» включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий.

Назначение раздела «Синтаксис» – расширить и углубить представления учащихся о предложении, совершенствовать их речевую деятельность. Актуальность видится в формировании практических навыков построения простого предложения, осложненного однородными членами, вводными словами, обращениями и сравнительными оборотами. Особое внимание уделяется конструированию предложений с прямой речью.

Новизна. Данная программа отличается ярко выраженной функционально-семантической направленностью в изучении синтаксиса, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи синтаксических единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка, речевому этикету.

Психолого-педагогическая характеристика детей младшего подросткового возраста

Особенности

физического

развития

Особенности

умственного

 развития        

Особенности

социального развития

Особенности

эмоционального и духовного развития

Переполнение энергией.

Быстрый рост.

Повышенная активность и возбудимость.

Гиперэмоцио-нальность

Пытливость, разнообразие интересов.

Критичность, особенно в отношении ко взрослым

Буквальное мышление.

На основе сложившегося в игровой деятельности умения использовать предметные заместители формируется знаково-символическая деятельность

        

Может принимать ответственность за себя

Не любит власти над собой, сильная чувствительность к справедливости и честности.

Сильное чувство компании, команды.

 Эгоцентричен, быстро выходит из себя

 Интенсивен в действиях, нуждается в поддержке и духовной мотивации

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ РАЗДЕЛА

Цель: совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями по разделу «Синтаксис»

Задачи:

1. Расширение и углубление полученных в 1-4 классах представлений обучающихся о словосочетании и предложении как единицах речи.

2. Формирование мышления и познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

3. Развитие таких качеств, как ясность и точность мысли, логическое мышление, коммуникативная культура, самокритичность.

4. Формирование потребности в речевом самосовершенствовании.

III. СОДЕРЖАНИЕ СОБСТВЕННОГО

 ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Система работы по изучению раздела «Синтаксис» в школе

Данный раздел изучается на протяжении всего курса русского языка. В таблице представлены основные этапы.

Этапы

Содержание

1 этап

1-4 классы

Понятие о словосочетании и предложении. Интонация конца предложения. Знаки препинания.

2 этап

5-7 классы

Виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по количеству грамматических основ. Прямая речь, диалог. Осложнение простого предложения: однородные члены предложения, обращение, вводные конструкции, сравнительные обороты, обособленные члены предложения.

3 этап

8-9 классы

Синтаксис простого предложения: односоставные предложения, неполные предложения, обособленное приложение, углубление знаний  о второстепенных членах предложения. Синтаксис сложного предложения. Виды сложных предложений. Знаки препинания в простом осложненном и сложном предложениях.

          Данная разработка отражает специфику изучения раздела «Синтаксис» в 5 классе. В ходе работы над данной темой используются следующие методы:

Объяснительно-иллюстративный метод

 - Рассказ

 - Беседа с опорой на правило

 - Письменное упражнение

 - Анализ схем, таблиц, плана, фактов, явления

 - Цифровые образовательные ресурсы

 Репродуктивный метод

 - Пересказ

 - Списывание готового материала выполнение задания по образцу

 - Работа с книгой

 - Воспроизведение правила нахождение подобия с опорой на таблицу

 Проблемно-сообщающий метод

 - Объяснение причин разного правописания

 - Сообщение алгоритмов с последующим анализом

Частично-поисковый метод

 - Эвристическая беседа

 - Комментированное письмо с выводом

Исследовательский

 - Анализ языкового материала

Творческий

- Сочинение

- Изложение

       В 5 классе при изучении данной темы используются нетрадиционные формы обучения: деловая игра, конкурс, зачет, общественный смотр знаний, взаимообучение.

     Дидактическое обеспечение:

- раздаточный материал

- тестовые задания на печатной основе

- тестовые задания в электронном виде

- справочная литература

- репродукции картин известных художников

- коллекция презентаций к каждому уроку

     Контроль за деятельностью учащихся предполагается осуществлять при помощи диктантов (предупредительный, объяснительный, выборочный, графический, творческий, свободный, «Проверяю себя»), диктантов с грамматическими заданиями, тестов, комплексного анализа текста, сочинений по началу, заданному плану, иллюстрации.

IV. Ожидаемый результат

В результате освоения данного раздела программы у учащихся вырабатываются:

1. Стремление к познанию.

2. Приобретение опыта:

а) исследовательской деятельности, развития идей, обобщения;

б) ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи;

в) проведения доказательных рассуждений, аргументации;

г) поиска, систематизации, анализа и классификации информации.

3. Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

В ходе изучения данного раздела будут сформированы следующие умения:

- выделять  словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;

- выделять основу предложения с двумя главными членами;

- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

- составлять простые си сложные предложения изученных видов;

- соблюдать верную интонацию конца предложений;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью.

- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;

- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения;

- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.                                  

V. Инновационные технологии, используемые

на уроках русского языка

  Для реализации поставленных задач следует использовать индивидуальные средства обучения и элементы современных педагогических технологий в целях повышения познавательной и творческой активности:

  • технологии развития критического мышления;
  • метод проектного обучения – выполнение творческих работ детей после изучения разделов;
  • социоигровые технологии – инсценирование диалогов;
  • здоровьесберегающие технологии (сказкотерапия, физминутки, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика);
  • информационно-коммуникативные технологии.

VI. Поурочное планирование раздела

Тема

Кол-во

часов

Умения и навыки

1

Основные единицы

синтаксиса и их признаки

3

- выделять  словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово;

- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме

2

Грамматическая основа  

предложения

5

- выделять основу предложения с двумя главными членами

3

Второстепенные члены  

предложения

5

- характеризовать второстепенные  члены предложения

4

Виды предложений

4

- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;

5

Простое осложнённое

предложение

5

конструировать предложения по заданным типам грамматических основ, осложнённых синтаксическими конструкциями;

- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами;

6

Предложения с прямой речью. Диалог

8

- находить предложения с прямой речью и правильно оформлять их на письме

VII. Результативность.

Результатом проводимой работы стало стабильно высокое качество обученности по русскому языку: «5» - 3 чел, «4» - 17 чел., «3» - 5 чел.

 

Качество обученности по русскому языку по итогам 2 четверти

        Анализ итогового тестирования по разделу «Синтаксис» показал следующие результаты: из 25 учащихся писали 23. Получили оценки: «5» - 7 чел., «4» - 14 чел, «3» - 2 чел.

Результаты контрольного тестирования по теме

«Синатксис»

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Методическая разработка урока

«Синтаксические конструкции, осложняющие простое предложение»

      Цель:  Совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения конструкциями, осложняющими простое предложение.

Задачи: 

Обучающие:

- формирование навыка употребления в устной и письменной речи конструкций, осложняющих  простое предложение;

- обучить  выделению конструкций в тексте, подбору примеров по схеме;

- сформировать навык постановки знаков препинания при конструкциях, осложняющих простое предложение.

Развивающие: развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать.

Воспитательные: воспитание нравственных качеств личности (доброта, смелость, взаимопомощь и т.д.), формирование умения работать в группах.

Тип урока: закрепление и обобщение знаний по разделу «Синтаксис»

Методы и приемы: репродуктивный, эвристический, творческий.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки, таблицы.

Межпредметные связи: литература.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация имеющихся знаний.

 Устный опрос

1.Что такое обращение? Чем выражается? Какими знаками препинания обособляется?

2. Что такое вводные слова? Какие смысловые значения вносят в предложение? Какими знаками препинания обособляются?

3. Что такое сравнение? Какие союзы используются? Какими знаками препинания обособляется?

4. Что такое предложение с прямой речью? Какие знаки препинания используются? Как меняется форма записи при диалоге?

3. Закрепление и обобщение имеющихся знаний по разделу «Синтаксис».

Найдите осложняющую конструкцию. Расставьте знаки препинания.

1.Друзья прекрасен наш союз…

2.Чего же ты не знаешь Незнайка

3.Приходи быстрей весна

  Приноси тепло и радость

4.Уважаемый Сидоров Степан Степанович приглашаем Вас на торжественное заседание кафедры

5.Куда же умная бредёшь ты голова

6.Что стоишь качаясь тонкая берёза

7.Эй третий подойди сюда

8. Провожающие просим покинуть вагон

Вспомните, из какого произведения взята цитата, и вставьте обращение с соответствующими знаками препинания:

1. Не убивай меня… Я тебе ещё пригожусь

2. Псари кричат Ахти…вор –

    И вмиг ворота на запор

3. И каждый, очей отвести

   Не смея от бездны, печально твердит

   …прости

4. Не губи меня…

   А как буду я царица

   Я пожалую тебя

5. О… Кто часто их видел

  Тот верю я любит крестьянских детей

6. Ну… хочешь замуж идти? Барыня тебе жениха сыскала

7. Поедем … одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара Костылин мужчина грузный, пот с него так и льёт

8. … как хороша!

    Ну что за шейка что за глазки

    Рассказывать так право сказки

Найдите вводное слово, определите его смысловую нагрузку

1. Наверное у каждого есть своя тайна – была она и у Костика.

2. Отец конечно не хотел расставаться с дочкой но пришлось её отправить к бабушке на всё лето.

3. Во-первых необходимо внимательно прочитать инструкцию а во-вторых надо приготовить нужные инструменты.

4. По сообщению гидрометцентра завтра будет сильное похолодание.

5. В общем надо приготовить тёплые варежки и шарф.

6. И я не замёрзну на лыжне возможно.

7. Говорят скоро в институт будут брать без экзаменов.

8. Я признаюсь в магазине ничего не успел купить.

9. К нашему счастью пароход ещё не успел отдать швартовы.

10. Я был им недоволен по правде говоря.

Вставьте в предложение вводные слова разные по значению. Как изменился смысл предложения?

Давно в эту деревню барин не приезжал, но местные крестьяне исправно траву косили, коров доили, деток растили - жили неплохо.

Проверь себя (возможные варианты)

Давно в эту деревню барин не приезжал, но местные крестьяне, во-первых, исправно траву косили, во-вторых, коров доили, в-третьих, деток растили – в общем, жили неплохо.

Давно в эту деревню, к их счастью, барин не приезжал, но, по словам старосты, местные крестьяне исправно траву косили, коров доили, деток растили - жили неплохо, честно говоря.

Восстановите текст, расставьте знаки препинания

1. А почему на уроках не был поинтересовалась Марья Ивановна. 2. Где ты был сегодня днём спросила соседка у Сеньки.

3. Сенька засопел Я прогулял. Но завтра я обязательно пойду

4. У бабушки ответил мальчик.

(2. «Где ты был сегодня днём?»- спросила соседка у Сеньки.

4. «У бабушки»,- ответил мальчик.

1. «А почему на уроках не был?»- поинтересовалась Марья Ивановна. 3. Сенька засопел: «Я прогулял. Но завтра я обязательно пойду!»)

  1. Рефлексия (работа в парах)

  Составьте,  запишите и инсценируйте диалог на одну из тем. Оцените, как вы справились с заданием (уровень усвоения темы)

  1. Разговор по телефону
  2. Обсуждение соревнований
  3. В зоопарке
  4. Хозяйка и кошка
  5. Разговор игрушек

  1. Домашнее задание:

Вставить в предложение вводное слово, обращение, сравнение и записать, расставив необходимые знаки препинания.  Как изменился смысл предложения?

   Приходи ко мне в гости вечером: будем играть в новую игру и печь с мамой пирог пригласил Вася друга.

Список литературы

  1. Алабина Р.И Дидактические игры и игровые упражнения в процессе обучения. Приложение к  газете «Первое сентября» № 9, 1997, стр.5-11.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя /С.И. Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2004.
  3. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М, Игры в сказкотерапии. – Спб., 2006.
  4. Материалы по занимательной грамматике русского языка/ А.Т.Арсирий. – М.: Просвещение, 1967. -285с.
  5. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/С.И.Львова. –М.: Мнемозина, 2009. -215с.
  6. Русский язык. 5класс. В 3ч.:учеб. Для общеобразоват. учреждений/ С.И.Львова, В.В.Львов. – 6 изд.,-М.: Мнемозина, 2009. -216с.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие.-М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал к урокам

Дидактический материал предназначен для проведения контрольных работ по УМК "Английский язык" В.П.Кузовлева...

Дидактический материал к урокам по теме Microsoft Word"

Материал, предлагаемый для изучения, углубляет знания учащихся, полученные на уроках информатики как минимальный образовательный минимум, до начальных профессиональных знаний, необходимых для таких пр...

Дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ

Предлагаю дидактический материал для уроков технологии (технический труд) с использованием ИКТ. Ресурс содержит текстовой документ и презентацию. Дидактический материал можно использовать как на урока...

Дидактический материал для уроков химии

Предлагаю разработанные опорные схемы-конспекты для обобщающих уроков по химии в старших классах по темам: - "Химические реакции: сущность, классификация, скорость"; - "Химическая связь"....

Дидактический материал к уроку информатики по теме:"Содержательный подход к измерению информации"

В настоящее время на экзаменах по информатике, в том числе ЕГЭ (часть А, B) есть много заданий по теме “Содержательный подход к измерению информации”.Цель данного дидактического материала – закреплени...

Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...