Урок на тему "Лексические, стилистические, контекстные синонимы. Их роль в тексте
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Рыжикова Римма Егоровна

Предварительный просмотр:

Тема: «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Русский язык – настоящий, сильный,

где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.

                                                Л.Н. Толстой

Цель:

Обучающая

- повторить понятия о лексических и стилистических синонимах, оттенки их значений, экспрессивная роль в речи;

- дать понятие о контекстных синонимах, их роль в тексте;

- познакомить с градацией как средством выразительности речи.

        Развивающая

- создать условия для развития  у обучающихся умений анализировать текст, выявляя роль художественных средств выразительности (градации);

- обеспечить развитие ассоциативного мышления, диалогической и монологической речи.

        Воспитывающая

- воспитание любви к родному языку; стремления развивать и обогащать свою речь;

- воспитание внимания при выполнении тестовых заданий.

План урока

  1. Организационный этап.

  1. Этап подготовки учащихся к активному усвоению нового материала: выполнение заданий 1 – 3

  1. Этап усвоения новых знаний:

  1. Роль лексических синонимов в тексте (задание 4)
  2. Роль стилистических синонимов (задание 5,6)
  3. Какие синонимы называются контекстными? Их роль в тексте.
  4. Средства выразительности, созданные на основе синонимов.

  1. Рефлексия. Соотнесение эпиграфа к уроку и его материала.

  1. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

  1. Работа с памяткой «Средства связи предложений в тексте»
  2.  и Алгоритмом выполнения заданий ЕГЭ А7, А8, В7.

(См. приложения к уроку)

  1. Этап завершения урока

Ход урока

Тема нашего урока – синонимы. Вы многое о них знаете. И наша задача сегодня – повторить известное и узнать новое. Главная цель урока – выявить роль синонимов в речи, в тексте, научиться применять свои знания при выполнении заданий ЕГЭ.

        Внимательно прочтите тему урока. Вспомните, какие из названных видов синонимов вам знакомы? (лексические, стилистические). С повторения этих понятий мы и начнём. Работаем на листочках с заданиями.

        Итак, пишем ответ на вопрос: Что такое синонимы? Синонимы – это…

Прочитайте написанное. Приведите примеры. Письменно выполняем задания 1-3.

Задание №1

Подберите синонимы к данным словам:

настоящий

конечно

Отечество

красивый

Задание №2

В какой строке слова близки по своему лексическому значению?

  1. карандаш, стол, лампа
  2. ученик, школа, портфель
  3. сад, лес, берёза
  4. дом, изба, лачуга

Задание №3

Какие слова НЕ являются синонимами?

  1. печально – грустно
  2. советовать – рекомендовать
  3. эффектный – эффективный
  4. отличный – великолепный

Какое из заданий было труднее выполнить? (№1) Да, трудно работать над выбором слова, хочется, чтобы оно было более точным, значимым, ярким. Именно такую работу проделывает писатель, создавая свои творения. Посмотрим, как мастерски умеет это делать писатель Виктор Астафьев.

Прочитайте отрывок из рассказа В.П. Астафьева. Выполните задания.

Задание №4

Найдите синонимы к слову «тайга», определите оттенки их значений. Какова роль синонимов в этом тексте? Подчеркните синонимы в последнем предложении.

        Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я ещё не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, я вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.

                                                                Из рассказа В.П. Астафьева

О чём рассказывает автор? (ответ) Автор описывает природу Сибири.  В каждом предложении говорит о тайге, но употребляет это слово только один раз.

В точном подборе синонимов -  мастерство писателя. Ни разу не повторившись, В. Астафьев каждым синонимом даёт новую качественную характеристику этому природному явлению.  Общее его название – это лес. А какое впечатление вызывает оборот «массив деревьев»? (величие, монолитность, громадность, обширность) Каково лексическое значение слова «кедрач»? Уточняется, какие породы деревьев встречаются. Найдём определения-эпитеты, относящиеся к этим синонимам, (Мощный массив, лес пугающе тих, мрачной зелени). Если добавим сюда зловещую тишину, то какая картина возникнет в нашем воображении? (ответ)

Точный подбор синонимов, умелое использование оттенков их значений и помогло писателю создать эту картину: тайга огромная, величественная, мрачная, даже зловещая. Найдите синонимы в последнем предложении. (шорох, шуршание, шелест) Какова их роль? 

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к тексту В.П. Асафьева?

Сделаем вывод, какова роль в тексте лексических синонимов.

Писатели часто используют не только лексические синонимы, но и стилистические. Какие синонимы называются стилистическими?

Задание №5

Расположите данные ниже синонимы согласно их стилистической принадлежности:

разговорные

нейтральные

книжные

  1. лицо, лик, рожа;
  2. ныть, жаловаться, стенать;
  3. идти, шествовать, брести;
  4. идти, шествовать, брести;
  5. постичь, понять, уразуметь.

Для чего нужны в тексте стилистические синонимы?

Задание №6

        Прослушайте текст. Какие ряды синонимов в нём встретились? Выпишите их. Какую роль они выполняют?

Дракон

В дверь диетической столовой

Вошёл дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы,

Пожалуйста, халвы.

Для этой пасти –

Прочие сласти.

Для этой головки –

Перловки.

Для этой глотки –

Селёдки.

Для этой башки –

Пирожки.

Для этой рожи –

То же.

Для этого личика –

Два сдобных куличика.

Что ещё? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

                        В. Берестов.

Употребление стилистических синонимов позволяет определить стилистическую принадлежность текста.   Но стилистические синонимы позволяют  понять и авторскую позицию. Вы догадались, какие головы дракон любит больше других? (Для этой головки – Перловки. Для этого личика – Два сдобных куличика)

Возвратимся к началу урока. Что было заявлено  в теме? Какую её часть мы реализовали, что повторили и узнали новое? О каких видах синонимов речь не шла?

Чтобы определить, какие синонимы называют  контекстными, возвратимся к стихотворению Валентина Берестова. Мы выделили три ряда синонимов: голова- головка – башка; пасть – глотка; рожа – личико. Можно ли назвать синонимами слова: голова, пасть, личико? Но в тексте все они называют головы дракона: 1 – голова, 2 - пасть, 3 – головка, 4 – глотка, 5 – башка, 6 - рожа, 7 – личико. В данном контексте они называют один и тот же предмет – голову. Следовательно, это синонимы. Такие синонимы и стали называть контекстуальными, а некоторые лингвисты – контекстными. Слова синонимичны только в данном тексте.

Какие эпитеты из высказывания Толстого можно отнести к стихотворению В. Берестова?

Есть и особые средства выразительности, созданные на основе синонимов. С ними мы познакомимся по учебнику Власенкова. Откройте с.30, читаем теоретический материал. Затем выполняем упр. 45

Итак, мы повторили, что такое синонимы.

Знаем три вида синонимов( лексические, стилистические, контекстуальные).  

Поняли, для чего они нужны в тексте:

 - чтобы избежать повторов, сделать нашу речь богаче и выразительнее;

- чтобы избежать стилистических ошибок;

- чтобы понять отношение автора к тому, о чём он пишет;

- чтобы использовать синонимы как средство выразительности – градацию.

А наша с вами задача сделать нашу речь такой, чтобы и о ней можно было сказать словами Л.Н. Толстого: «Наш язык – «настоящий, сильный, где нужно – строгий, где нужно – бойкий, живой.»

Домашнее задание:

Но синонимы могут быть использованы и как средство связи предложений в тексте. См. памятку «Средства связи предложений». Эта тема выносится на ЕГЭ и встречается в заданиях А7, А8 и В7. Алгоритм выполнения этих заданий у вас есть. Дома выполните их варианты.



Предварительный просмотр:

Приложение к уроку на тему «Лексические, стилистические, контекстные (контекстуальные) синонимы. Их роль в тексте»

Приложение 1. Дидактический материал для работы учащихся

Синонимы – это…

Подобрать синонимы к словам:

Настоящий

Конечно

Контуры

Красивый

Заменить синонимом фразеологический оборот:

На скорую руку

Куда глаза глядят

Спустя рукава

Хоть шаром покати

Повесить нос

Курить фимиам

Рукой подать

Стилистические синонимы:

Крикнуть – цыкнуть – гаркнуть – рявкнуть.

Обманывать – сочинять – заливать – лгать – врать.

Ходьба – шествие – променад.

Мужчина – человек – лицо – субъект – гражданин – персона.

Ряды синонимов. Власенков с. 30, у. 45. Градация.

Если слово многозначное, то каждое значение может иметь свой синоним, например: свежий хлеб – мягкий; свежая рубашка – чистая; свежий журнал – новый; свежий взгляд – нестандартный; свежий ветер – прохладный и т. п.  На этом основано задание А12. В каком значении употреблено слово … в предложении №…?

Приложение 2. Средства связи предложений в тексте

Лексический повтор:

1) Больше всего на свете собачка Соня любила цветы. Цветы были такие душистые и так приятно щекотали в носу…

Использование однокоренных слов:

В воскресные дни брат тоже работал. Работа доставляла ему удовольствие.

Замена именных частей речи местоимениями:

1) Соня сразу же начинала чихать. Чихала она прямо в цветы (личное местоимение). 2) Изумруд при беге совсем не чувствует веса своего тела. Белые пахучие цветы ромашки бегут под его ногами вперёд, вперёд (притяжательное местоимение).

Использование наречий (чаще места,  времени, образа действия):

Петя вставал в шесть часов утра, в семь начинал работать и возвращался домой в восемь. Так было изо дня в день.

Использование синонимов (в том числе и контекстных):

Иногда диспуты были довольно бурными и нередко заканчивались дракой. Схватку усмиряли преподаватели.

Использование антонимов

Средства связи предложений в тексте

Задание 1

Укажите номера предложений, в которых содержатся соответствующие средства связи.

Лексический повтор:

Использование однокоренных слов:

Замена именных частей речи местоимениями:

Использование наречий

 Использование синонимов

1.В каменных россыпях, ещё покрытых слежавшимся снегом, мы нашли жилое гнездо полярной совы. 2. Эта огромная белая птица зимует в тундре. 3. Сюда её привлекает обилие корма. 4. Обычным кормом хищницы являются полярные мыши-пеструшки. 5. В ночной темноте пролетает сова над мерцающими в звёздном свете снегами. 6. Редкая мышка не побывает в её когтях.

Задание 2

        Прочитайте текст:

(1)… (2) Её диаметр колеблется от 12 756 км до 12 714 км, так как планета слегка сплюснута вблизи полюсов вследствие вращения вокруг своей оси. (3) Плотность земного вещества выше, чем у других планет Солнечной системы. (4) В то же время Земля значительно уступает по размерам таким гигантам, как Юпитер или Сатурн. (5) Хрупкое равновесие условий существования на Земле зависит от её размеров и массы, которые определяют вторую космическую скорость , или скорость убегания, - 11, 2 км/с. (6) …такую скорость должно иметь тело чтобы преодолеть притяжение планеты.

А7. Какое из приведённых предложений должно быть первым в этом тексте?

  1. Венера – самая горячая планета Солнечной системы.
  2. Земля – самая крупная из ближайших к Солнцу планет.
  3. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета.
  4. Луна – это естественный спутник Земли.

А8 . Какое из приведённых слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

  1. зато
  2. если
  3. однако
  4. именно

Средства связи предложений в тексте

Задание А7

Его формулировка: Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

Что требуется: умение видеть и понимать смысловую и композиционную целостность текста, связь предложений в нём.

Что нужно знать: Как правило, дан текст-рассуждение, где первое предложение – тезис, который доказывается последующими предложениями. Нужно знать средства связи предложений в тексте.

Алгоритм выполнения задания А7

1. Аналитически прочтите предлагаемый текст, последовательно подставляя на место пропуска каждый из предложенных вариантов начала.

2. В случае неудачного подбора пропущенного предложения вы сразу почувствуете логическое несоответствие.

3. Если на место недостающего предложения подходит сразу несколько вариантов ответа, помните о том, что в первом предложении текста обычно обозначена его основная тема, поэтому последующие предложения должны быть её логическим развитием.

4. Особое внимание обратите на второе или третье предложение, так как в них, как правило, присутствуют слова, тематически  связанные или даже повторяющиеся с теми, которые использованы в том единственно правильном варианте начала текста, что вам необходимо найти.

Задание А8

Его формулировка: Какое из приведённых ниже слов словосочетаний )должно быть на месте пропуска в … предложении текста?

Что требуется: выбрать из предложенных средств связи подходящее по смыслу вводное слово или союз.

Что нужно знать: средства связи предложений в тексте.

Алгоритм выполнения задания А8

  1. Внимательно вчитайтесь в текст.
  2. Действуйте путём подбора.

Задание В7

Его формулировка: Среди предложений (указаны номера) найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи (указано средство связи). Напишите номер этого предложения.

Что требуется знать: средства связи предложений в тексте.

Алгоритм выполнения задания В7

  1. Необходимо твёрдо выучить разряды местоимений, так как местоименная связь наиболее востребованная в текстах этого задания.
  2. Помните, что вы должны определить связь данного предложения с предыдущим, с тем, что впереди, до этого предложения.
  3. Само средство связи может быть как в начале, так и в середине предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Стилистический разбор текста"(УМК Разумовской М.М.)

Конспект урока  и презентация по разделу "Речь"(7 класс) содержат материалы для повторения и обобщения изученного по теме "Стили речи" и обучения стилистическому разбору текста, включающему анали...

Стилистическая функция тематических слов в художественном тексте(на материале произведения Дж.Голсуорси "Собственник".)

В  статье приводится часть исследования, в котором описана процедура выявления  выявления тематических слов, позволяющих декодировать фактуальную и художественную информацию, заложенну...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Практикум по теме "Стилистически нейтральные синонимы".

Данная презентация -готовый материал для подготовки к ОГЭ....

Урок русского языка по теме"Лексические и стилистические синонимы.Их роль в тексте."

В уроке даётся понятие о лексических и стилистических синонимах,оттенках их значений.Вводится понятие контекстных синонимов и объясняется их роль в тексте....

СИНОНИМЫ. АНТОНИМЫ. ИХ РОЛЬ В ТЕКСТЕ

В методической разработке представлены упражнения по теме "Синонимы. Антонимы. Их роль в речи"...