Программа по русскому языку для 10 класса
рабочая программа по русскому языку (10 класс) по теме

Парахина Ирина Викторовна

Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общеобразовательной школы по русскому языку (приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999 г.), программы для 10-11 классов авторов А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, методических рекомендаций к учебнику. Программа рассчитана на 105 часов, 3 урока в неделю в 10 классе (профильный уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.ya_._2_variant_10_klass.doc142 КБ

Предварительный просмотр:

                            Пояснительная записка

Программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования средней (полной) общеобразовательной школы по русскому языку (приказ МО РФ № 56 от 30.06.1999 г.), программы для 10-11 классов авторов А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой, методических рекомендаций к учебнику. Программа рассчитана на 105 часов, 3 урока в неделю в 10 классе (профильный уровень).

    Используется УМК:

  1. Учебник-практикум «Русский язык» для старших классов. Авторы: А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова; Москва, «Вербум», 2006.
  2. Методические материалы к учебнику-практикуму под редакцией А.Д.Дейкиной; М:. Вербум-М, 2004

Основные задачи рабочей программы по русскому языку:

  1. практическая направленность;
  2. формирование компетенций обучения;
  3. реализация основных содержательных линий;
  4. систематизация и обобщение знаний по курсу основной (полной) школы.

Программа по русскому языку формирует следующие компетенции:

  1. лингвистическую, определяющую знание основных сведений о языке и речи и умение применять их на практике;
  2. языковую, основанную на практическом владении русским языком, знании языковых норм орфоэпии, грамматики, орфографии, пунктуации;
  3. коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственных высказываний.

Повторение изученного материала не является главным в содержании курса русского языка в средней школе. Теоретический материал повторяется посредством обобщающих бесед и лингвистического анализа текста.

Работа по орфографии и пунктуации в значительной мере ведется параллельно с работой над текстом.

Главным в программе является работа над стилями речи. Этот материал имеет ярко выраженную практическую направленность. Наиболее полно в рабочей программе представлен художественный стиль речи, а также работа над лингвостилистическим анализом художественных текстов. Особое место в системе работы в 10-х классах занимают межпредметные связи.

Требования к уровню умений и навыков, специфичных для данного курса, отражены в дополнительном разделе программы.

Уроки развития связной речи, контрольные работы проводятся в соответствии с графиком прохождения программного материала.

Основными задачами в 10 классе сводятся к следующему: закрепить и углубить знания, развить умения учащихся по фонетике и графике, лексике и фразеологии, грамматике и правописанию. Совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность  учащихся,; закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время конструирование текстов; обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их использования.

Способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе; обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений на уроках литературы, а также восприятия учащимися содержания художественного произведения через его языковую форму, художественную ткань произведения.

Цели обучения русскому языку на профильном уровне.

Изучение русского языка в старших классах на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

1)воспитание гражданина и патриота, формирование представления о русском языке как духовной . нравственной , культурной ценности народа, осознание национального своеобразия русского языка.

2)развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков, навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к осознанному выбору профессии, к получению гуманитарного образования.

3)углубление знаний о лингвистике как о науке ; языке как о многофункциональной развивающейся системе , взаимосвязи основных единиц и уровней языка, языковой норме и её функциях, функционально-стилистической системе русского языка , нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

4)овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять , классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций ; оценивать языковые факты и явления с точки зрения нормативности ,соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения; 5)применение полученных знаний и умений в собственной практике. 

Требования к уровню подготовки

учащихся 10 - 11 классов

В результате изучения русского языка ученики должны

знать:

• роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;

• смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

• основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

• особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;

• признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

• основные единицы языка, их признаки;

• основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

• различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

• определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;

• опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

• объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;

аудирование и чтение

• адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

• читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

• извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

• воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);

• создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);

• осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

• владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);

• свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

• соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

• соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;

• осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

     владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

• развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

• удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;

• увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

• использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Данная рабочая программа реализуется в10 классе, который сформирован из учащихся- выпускников 9 «а», 9 «б» и 9 «в» классов. Уровень подготовки у учеников разный, поэтому программа составлена с учетом мыслительных и практических способностей разного уровня. В ходе работы программа будет корректироваться в зависимости от конкретных условий обучения, уровня обученности учащихся.

   Практическая часть программы направлена не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроке создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся. Особое внимание обращается на уроки-семинары, предполагается включение в занятия исследовательской деятельности старшеклассников, особое внимание уделено комплексному анализу текста, что позволяет включить в работу  основные виды речевой деятельности. Одним словом, решается комплекс задач, позволяющий ученикам подготовиться к сдаче ЕГЭ.

 

Тематическое планирование
по русскому языку
к учебнику-практикуму А.Д.Дейкиной, Т.М.Пахновой

3 ч/нед = 105 ч/год


урока

Тема урока

Стр. и №  упражнений

1 полугодие

1. 4.09

Вводный урок.

С. 4-6.

О русском языке, о русской речи (11 часов)

2. 6.09

Русский язык как важнейшая часть национальной культуры русского народа.

1,2,3,5,10

3. 7.09

Русский язык в современном мире.

4. 11.09

Язык и культура. Качества хорошей речи.

6,9,10,14,15,22,23,32,37

5. 13.09

Словари как отражение истории и культуры народа.

6. 14.09

Типы и стили речи.


11,12,25,27,28,30,36

7. 18.09

Типы и стили речи.

8. 20.09

Типы и стили речи.

9. 21.09

Семинар-практикум по теме «Типы и стили речи»

10,11 25-27.09

РР. Сочинение и его анализ.

Упр. 39.

Текст как речевое произведение (12 часов)

12. 28.09

Что такое текст? (Обобщение и углубление изученного)

С. 41-42, № 40,41

13. 4.10

Понимание текста – процесс творческий.

42,45,47,50,51,54,55,57,58,63

14. 2.10

Урок-исследование. Контрольная работа (комплексный анализ текста)

15. 5.10

От анализа текста – к изложению


66-69,73,77,79,81

16. 9.10

РР. Подготовка к изложению с элементами сочинения.

17. 11.10

РР. Изложение с элементами сочинения.

18. 12.10

Сочинение как текст. Особенности зачина

82,85,89,90,94,95,96,97

19.

Как сделать цитату частью текста.

20.

РР. Подготовка к сочинению.

62,82

21.

РР. Урок-практикум по редактированию черновиков.

40,41,94,97, памятки

22,23

РР. Сочинение и его анализ.

Система языка (3 ч.)

24.

Урок-семинар. Система русского языка, ее единицы и их иерархия.

100,101

(2 четверть)

25,26

Система языка. Разные виды языкового разбора.

100,102-104

Фонетика. Орфография. Графика. (7 часов)

27.

Звуки русского языка.

105-107

28.

Особенности русской графики.

108,109

29.

Урок-практикум по фонетическому разбору слова.

118,119,122,123,127

30.

Орфоэпия. Орфоэпический словарь. Слог и ударение.

120,121,128

31.

Звуковые особенности поэтического текста.

116,117,124,125,133,135

32,33

Контрольный диктант и его анализ.

Лексика. Фразеология (12 часов)

34.

Слово как единица языка. Словарное богатство русского языка

142-144

35.

Урок-семинар «Лексика русского языка»

36.

Многозначность и омонимия.

145,146,147,148,150,151

37.

Переносное значение слова

38.

Синонимы и антонимы.

149,153-157

39.

Урок-практикум по лексическому разбору слова.

160,161,163

40.

Слова общеупотребительные и ограниченные в употреблении.

162,164,165,166,167

41.

Лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте

169,170,  д/з: 196

42.

Фразеологизмы.

187-190,192,194,195

43.

Контрольный диктант.

44.

Выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка.


171-174

45.

Основные типы лингвистических словарей и их особенности

46.

Резервный урок.

2 полугодие

Словообразование. Состав слова (5 часа)

47.

Морфемы русского языка

197-199

48.

Состав слова. Способы словообразования.

200-204

49.

Многозначность и омонимичность морфем.

209-211, 212-214

50,51

Контрольная работа и ее анализ.

Морфология (30 часов)

52.

Ключевые понятия раздела «Морфология».

217, 221-223

53.

Части речи. Урок-семинар.

218-220,224

54.

Слитное, раздельное, дефисное написание слов разных частей речи. Уроки-практикумы.

225-227

55.

Имя существительное. Урок-практикум

228, 229

56,57

Имя прилагательное. Урок-практикум

235-239

58.

Имя числительное. Урок-практикум

241-243, 245-249, 250

59.

Местоимение. Текстообразующая роль местоимений

251-255

60.

Глагол. Многообразие грамматических форм глагола. Типы спряжения.



256,258-267

61.

Категории вида, возвратности, наклонения, времени. Употребление глагола в разных стилях и типах речи.

62,63

Видовременная соотнесенность глаголов в тексте. Самостоятельная работа (упр.266).

64.

Причастия действительные и страдательные.

268,270-272

65.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

275-277

66.

Наречие. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Образование наречий.


278-296, таблица с. 229

67.

Слова категории состояния.

68-69

РР. Сочинение.

70.

Служебные части речи.

297-304

71.

Синтаксическая роль служебных частей речи

72.

Междометие.



305-310


73,74

Принципы русского правописания. Морфологический принцип.

75,76

Основные нормы русской орфографии.

77-82

Трудные случаи орфографии.

83,84

Контрольная работа по теме «Морфология» и ее анализ.

Обобщение и систематизация изученного (15 часов)

85,86

Что значит быть грамотным

507,539

87,88

РР. Сочинение.

89-91

Стили и типы речи


509,512,517,518,521,527,530

92,93

Комплексный анализ текста. Практикум.

94,95

Комплексный анализ текста. Самостоятельная (зачетная) работа

96,97

Итоговая контрольная работа и ее анализ.

98-99

Итоги изучения русского языка в 10 классе. Задачи на следующий учебный год

100-102

Резервные уроки

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны совершенствовать следующие навыки и умения:

  1. Знать основные признаки частей речи (самостоятельных и служебных), отличие служебных частей речи от самостоятельных.
  2. Знать правописание суффиксов существительных, прилагательных, глаголов и причастий; знать грамматические признаки частей речи.
  3. Грамотно писать сложные слова, объясняя правописание.
  4. Правописание падежных окончаний существительных, личных окончаний глаголов.
  5. Знать сходные и отличительные признаки предлога, союза и частицы как служебных частей речи.
  6. Знать признаки однородных членов предложения, простого и сложного предложения.
  7. Уметь находить грамматическую основу, устанавливать грамматическую связь между главными членами, определять тип сказуемого, ставить тире в нужных случаях между главными членами.
  8. Уметь устанавливать смысловые отношения между частями и передавать этот смысл интонацией в устной речи и знаками препинания - в письменной.
  9. Уметь различать смысловые и стилистические особенности сложноподчиненных предложений с синонимическими подчинительными союзами.
  10. Уметь использовать в речи изобразительные средства синтаксиса; производить синтаксический анализ простого и сложного предложения.
  11. Писать сочинение с использованием типичных для художественной речи языковых средств.
  12. Опознавать специфичные для художественной речи особенности.
  13. Опознавать бессоюзные сложные предложения.
  14. Владеть навыками постановки знаков препинания в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях с одним или несколькими придаточными.
  15. Опознавание текстов разных стилей на основе их сопоставления и анализа, путем выявления типичных стилевых особенностей.

V. Список используемой литературы.

  1. Алексеева Е. П. Русский язык в схемах и таблицах: Пособие для учащихся
  2. А.Д. Дейкина, Т.М. Пахнова. Учебник-практикум для старших классов. Вербум-М. 2006.

           3. .Иванова С. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку:                            учебное пособие. -  Самара, 2006

            4. КолгановаТ. А. Сочинения разных жанров в старших классах. Москва. - «Просвещение», 1997.

  1. Колтунова М. В. Язык и деловое общение. Нормы, риторика, этикет: Москва - «Экономика», 2000.
  2. Т.М. Пахнова, Н.В. Трефилова. Уроки русского языка на основе учебника-практикума для старших классов. Методические материалы. 10 класс. Москва, «Вербум-М», 2006.
  3. Нугайбекова М. А. Лингвистический анализ художественного текста.- Самара, 2003.
  4. СИПКРО. Единый государственный экзамен по русскому языку. Сочинение-рассуждение. Учебно-методическое пособие для подготовки уч-ся к ЕГЭ по русскому языку.
  5. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык. Мин. Образования РФ, Интеллект-центр, 2004- 2009.
  6.  Мультимедийные презентации по темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой

Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...