Урок русского языка в 6 классе «Лексикология. Обобщение».
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Смольянова Татьяна Ивановна

 

Урок русского языка в 6 классе

 «Лексикология. Обобщение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_sayt_2.rar17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Смольянова Т.И., учитель русского

 языка и литературы МОУ «СОШ №6»

урок русского языка в 6 классе

 «Лексикология. Обобщение».

Технологическая карта урока:

I.     Тема:       Лексикология. Обобщение. 

II.    Цели: 1. Систематизировать и обобщить с учащимися знания, умения и навыки,

                        полученные по данному разделу.

                    2. Закрепить умение давать толкование лексического значения слова,

                        определять, к какому лексическому пласту относится то или иное слово,

                        навык различения слов различных лексических пластов, правильного

                        употребления их в речи.

                    3. Воспитывать интерес к изучению словарного богатства языка.

                        Привлечь внимание учащихся к проблеме будущего выбора дальнейшего

                        жизненного пути, воспитывать уважительное отношение к людям разных

                        профессий.

III.  Задачи:  

  1. расширение и углубление знаний учащихся по лексике;
  2. обогащение активного словарного запаса учащихся и формирование  

навыков правильного словоупотребления;

  1. развитие познавательного интереса учащихся к изучению лексики;
  2. развитие основных мыслительных процессов учащихся (анализ, синтез, сравнение, обобщение, воображение);
  3. воспитание потребности изучать русский язык;
  4. воспитание коммуникативной культуры школьников.

IV.   Содержание:

  1. Теоретическая часть (закрепление основных теоретических понятий по данной теме).
  2.  Практическая часть (закрепление основных умений и навыков по данной теме)
  3.  Контроль (тестовые задания по данной теме).

V.     Технология: урок-обобщение с применением интерактивных методик преподавания.

VI.    Методы и формы: кластер, работа в группах, самостоятельная работа.

VII.   Контроль: тестирование (самопроверка)

VIII.    Ход урока:

     I.     Оргмомент.

     II.    Сообщение темы и целей урока.

     III.  Повторение.

     1. Индивидуальная работа учащихся по разноуровневым карточкам.

Карточка № 1. (для «слабых» учащихся)

Из данных слов выписать только профессионализмы.

      Октава, весна, улица, палитра, аккорд, переход, свет, ланиты, фиксаж, акварель, гамма, спасатель, мольберт, солнце, чело.

Карточка № 2. (для «средних» учащихся)

Из данных слов выписать профессионализмы, указать, к какой профессии они относятся.

     Октава, весна, улица, палитра, аккорд, переход, свет, ланиты, фиксаж, акварель, гамма, спасатель, мольберт, солнце, чело.

Карточка № 3. (для «сильных» учащихся)

Из данных слов выписать профессионализмы, распределяя их по профессиям. Составить предложения со словами, относящимися к профессии музыканта.

     Октава, весна, улица, палитра, аккорд, переход, свет, ланиты, фиксаж, акварель, гамма, спасатель, мольберт, солнце, чело.

     2. Опрос (с параллельным составлением кластера):

     1. На какие группы делятся все слова по сфере употребления?

     2. Какие слова называются общеупотребительными?

     3. Какие слова относятся к лексике ограниченного употребления?

     4. Что такое диалектизмы?

     5. Что такое профессионализмы?

     6. На какие группы по происхождению делятся слова?

     7. Какие слова называются исконно-русскими?

     8. Что такое заимствования?

     9. На какие группы делятся слова по времени существования в языке?

     10. Какие слова называются устаревшими? На какие группы они делятся?

     11. Что такое архаизмы?

     12. Что такое историзмы?

     13. Что такое неологизмы?

     

     IV.   Закрепление:

   

5

1

2

6

3

4

1. Решить кроссворд:

По горизонтали:

1. Верхняя часть мужского костюма в виде куртки

    с отложным воротничком и застегивающимися    

    полами.

2. Мебель для сна.

3. Детская игрушка в виде фигурки человека.

4. Многостворчатые ставни или шторы из

    поворачивающихся или неподвижных пластинок,

    устанавливаемые на окна.

По вертикали:

1. Группа вьючных животных.

2. Хирургический нож.

3. Болотная птица с длинными ногами, шеей и клювом,

    издающая курлыканье.

2. Выборочно – распределительный диктант.

(задание выполняется по группам)

I – группа («слабые» учащиеся): выписать общеупотребительные слова.

II – группа («средние» учащиеся): выписать устаревшие слова, распределив их на две группы: историзмы и архаизмы.

III – группа («сильные» учащиеся): выписать устаревшие слова, распределив их на две группы: историзмы и архаизмы. К архаизмам подобрать современные синонимы.

     Чело, свобода, небо, кокошник, ворота, город, боярин, лицедей, граммофон, столица, бурлак, уста, длань.

3. Восстановительный  диктант.

Задание: списать предложения, подчеркнуть заимствованные слова, подобрать к заимствованным словам синонимы из русского языка.

1. Доктор назначил пациенту инъекции.

2. В результате проверки было выявлено немало дефектов.

3. Шофер внимательно смотрел на дорогу.

4. Мы гордимся нашим голкипером.

5. Ваши аргументы достаточно убедительны.

6. Я расскажу об этом в своих мемуарах.

4. Конкурс «Кто больше?»

Учащиеся класса делятся на три команды (по рядам). По очереди по одному представителю от каждой команды выходят к доске и записывают (каждый в свою колонку) по одному профессионализму.

I – команда - профессионализмы для музыкантов

II – команда – для художников

III – команда – для фотографов.

Дополнительное задание: составить словосочетания или предложения с тремя любыми профессионализмами.

Беседа с учащимся:

1. Какие еще профессии, кроме упомянутых, вы знаете?

2. Какая профессия вам нравится и почему?

3. Существуют ли, по-вашему, неважные профессии или профессии, менее важные, чем другие?

4. Почему к проблеме выбора профессии нужно подходить серьезно и ответственно?

5. Определились ли вы уже со своей будущей профессией?  

     IV.   Обобщение. Контроль знаний.

Тестирование:

1. Укажите заимствованное слово.

А) стена

Б) белокурый

В) ветеран

Г) стул

2. Укажите устаревшее слово.

А) приказчик

Б) бумага

В) писатель

Г) отрывок

3. Укажите профессиональное слово.

А) книга

Б) изобретение

В) печать

Г) зубило

4. Укажите диалектное слово

А) морковь

Б) овощи

В) свекла

Г) бурак

5. Укажите неологизм

А) соревнование

Б) миллениум

В) аппарат

Г) корабль

6. Укажите предложение с фразеологическим оборотом.

А) Петя плохо работал на уроке.

Б) На уроке Петя работал спустя рукава.

В) Петя не выполнил задания.

Г) Петя весь урок бездельничал.

7. Укажите раздел языкознания, изучающий лексику.

А) лексикология

Б) синтаксис                                                                            

В) фразеология

Г) фонетика

8. В каком словосочетании прилагательное можно заменить антонимом черствый?

А) свежий костюм

Б) свежий воротничок

В) свежий журнал

Г) свежий хлеб

9. В каком предложении можно употребить фразеологизм «от корки до корки»?

А) Оля чувствует себя на катке хорошо.

Б) Ученик прочитал книгу до конца.

В) Змей Горыныч унес царевну далеко.

Г) Ира сильно покраснела.

10. Какая из помет в толковом словаре указывает, что слово диалектное?

А) перен.

Б) обл.

В) спец.

Г) устар.

Ключ ответов:

1. В

2. А

3. Г

4. Г

5. Б

6. Б

7. А

8. Г

9. Б

10. Б

Критерии оценки:

10 – 9  -  5 баллов

8 – 7  -    4 балла

6 – 5  -    3 балла

4 – 3  -    2 балла

2 – 1  -    1 балл

     V.   Д/З: сочинить сказку на тему: «В стране Лексикологии», повторить основные

                    понятия данного раздела, подготовиться к контрольной работе.

Архаизмы

     Историзмы

     Неологизмы

Заимство-

вания

Исконно-

русская

Профессио-нализмы

Диалектизмы

Общеупотре-

бительная

Лексика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по русскому языку 7 класс Тема: «Обобщение по теме «Наречие»

Урок  в игровой форме поможет повторить материал по тме "Наречие"....

7 класс. Урок русского языка - Предлоги и союзы. Обобщение по теме.

Цель  урока:  повторить  и  обобщить  теоретические  знания  и  закрепить  практические  умения  по  данной  теме,  продолжить...

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс.

Презентация к уроку русского языка "Второстепенные члены предложения. Обобщение". 8 класс....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...

Урок русского языка по теме "Местоимение. Обобщение", 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Обобщение". УМК Рыбченковой Л.М., Александровой О.М....

Урок русского языка по теме: "Лексикология как раздел лингвистики"

Файл содержит конспект урока русского языка по теме: "Лексикология как раздел лингвистики"....

Урок русского языка. 5 класс. Второстепенные члены предложения (обобщение). Разбор прстого предложения

повторительно-обобщающий урок при изучении темы "Второстепенные члены предложения" с использованием ИКТ...