Правописание частиц НЕ и НИ, повторение темы "Предлог"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Шайхутдинова2

Повторение материала о разграничении частиц НЕ и НИ, обощающее повторение темы "Предлог", закрепление навыков об определении производных и непроизводных предлогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой

«Правописание частиц НЕ и НИ» (повторение)

Цели:

  1. Образовательная – закрепить основные правила правописания НЕ и НИ с разными частями речи; формировать практические навыки; совершенствовать умение употреблять частицы в собственной речи учащихся; формирование навыков исследовательской деятельности, навыков работы с информационными ресурсами, в том числе и с электронными.
  2. Развивающая – продолжить развитие  познавательного интереса к русскому языку, умение анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания, аргументировать свои высказывания;
  3. Воспитательная – продолжить формирование системы духовных ценностей и ориентиров на основе разбираемых  примеров.
  4. Средства активизации: живое слово учителя, ТСО, практическая работа, творческое задание, самостоятельная работа.
  5.  Формы работы на уроке: беседа по вопросам, самостоятельная работа, работа в группах.
  6.  Методы: наглядный, словесный, репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Оборудование: «Теория» Бабайцевой, презентация, карточки с пословицами и фразеологизмами, пилотки, тест

                                        Ход урока

1.Орг.момент. Запись числа, темы урока.

Подготовка к восприятию темы: цели урока в упрощенном варианте заранее формируются как слайд.

Ученикам задается вопрос:

-Ребята, тема нашего урока: Правописание частиц НЕ и НИ (СЛАЙД 1)

Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня должны поставить перед собой? Что мы должны узнать, повторить ?

Затем сравниваются цели учащихся и цели на слайде. Учеников благодарят за сообразительность.

2.Работа с эпиграфом. (СЛАЙД 2)

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков. 

Учитель: Когда будет от учения “радостно и победно”?

- Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы. Вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

3. Игра «Собери пазл» (Работа с карточками)

Заранее на парты раскладываются конверты с разрезанными пословицами. Ребята должны собрать эти пословицы как пазлы и прочитать. Затем они объясняют правописание частиц в своих примерах. На каждую парту по одному пазлу в конверте.

Из пословицы слов не выкинешь. На деньги ума не купишь. Не гордись званьем, а гордись знаньем. Не учи рыбу плавать, а собаку лаять. Плох тот солдат, который не хочет быть генералом. От доброго слова язык не отсохнет. Не спеши языком- торопись делом. Знайка дорожкой бежит, а незнайка на печи лежит. Не место красит человека, а человек – место. Спишь, спишь , а отдохнуть некогда. Не красавицей дом держится, а умницей. Не игла шьёт, а руки.

На пословицу ни суда, ни расправы. Какой ни отруби палец, всё жалко. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. Хорош, пригож,  а дела ни на грош. Как ни мудри, а совесть не перемудришь. На словах города берет, а на деле ни шагу вперед. Ради красного словца не пощадит ни  матери , ни отца.

Учитель: - Ребята, в каких пословицах содержится резкое осуждение недостатков?

        (ответ ребят)

Сделаем вывод: в каких случаях используется  частица НИ?

4. Словарная работа.(СЛАЙД 3-4)

 Солда́т (от лат. Soldus, Solidus — монета или от итал. Soldo — монета, жалование)

первичное, младшее, нижнее, воинское звание рядовой в армиях многих государств;

категория военнослужащих и военнообязанных в Вооружённых Силах ряда государств; Впервые название солдат появилось около 1250 года в Италии[3], где так называли воинов-наёмников, получавших жалование за военную службу.

Слово произошло от названия монеты солид, которой платилось жалованье римским воинам времён Септимия Севера. Воины эти назывались Solidarius; отсюда произошло фр. Soldat, нем. Söldner и польск. żołnierz — жолнёры.

Генера́л (от лат. generalis «общий, главный») — воинское звание (или чин) высшего офицерского состава в армии. Генералами также называют глав монашеских и рыцарских орденов.Впервые чин генерала появился во Франции в XVI веке

Адмира́л (нидерл. admiraal, от арабск. амир аль — повелитель (чего либо), сокращение от араб. ‏أمير البحر‎ ‎‎ амир аль бахр — повелитель моря) — воинское звание (чин) высшего офицерского состава в военно-морских флотах (силах).

Иллюстративный материал к словарным словам:  солдат, адмирал, генерал

5.Работа с учебником.

Упр. 901. Списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы. Объяснить выбор орфограммы.

6. Слово учителя:

Ребята, найдите в конверте пословицу, в которой говорится о солдате.

 (Плох тот солдат, который не хочет быть генералом). Кто сказал эти слова? Чьи они?

Учитель:

Эти слова принадлежат  русскому полководцу Александру Васильевичу Суворову.

С детства любознательный, он со страстью предался чтению, преимущественно книг военного содержания. Вынеся из родительского дома уважение в науке и жажду знаний, он и на службе, чуть не до конца жизни, постоянно пополнял свое многостороннее образование. Идеи Суворова, как военного педагога, и поныне еще не применены во всей полноте. Результаты суворовского воспитания и образования войск сказались в ряде блестящих побед, какого не имеет ни один из русских полководцев. Сам он в течение своего долголетнего военного поприща ни разу побежден не был.

От подчинённых требовал грамотности и сообразительности, не терпел «леноумия» и «немогузнайства».

( выписать эти слова на доске)

Современники говорили о Суворове: Ни разу не побежденный

-Как вы думаете, что означает эта фраза?  (ответы ребят)

-Хотите ли вы, чтобы и о вас сказали точно так же?

-Давайте прочитаем некоторые изречения Суворова и постараемся понять, каким великий полководец хотел видеть русского солдата.        

  1. Солдат не разбойник.
  2. Стоянием города не берут.
  3. За ученого трех неученых дают.
  4. Ученье свет, а неученье - тьма. 
  5. Деньгам по-пустому лежать не надлежит.
  6. Два хозяина в одном дому быть не могут.
  7. Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.
  8. Негоден тот солдат, что отвечает "Не могу знать". 
  9. Служба и дружба - две параллельные линии  не сходятся.
  10. Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.
  11. Голова хвоста не ждет.

Учитель: - Обратите внимание, как пишутся в этих пословицах и поговорках частицы НЕ и НИ?

7. Работа в группах.( на парте у каждого лежит пилотка)

Учитель: Ребята, давайте теперь разделимся на взводы, как в армии Суворова, и постараемся добиться таких же побед, как и Александр Васильевич. Наденьте пилотки. Начинаем подготовку к сражению.

(демонстрация таблицы СЛАЙД 5)

1 задание: Работа с таблицей «Слитно - раздельно».

(не)красивый плащ

 

(не)лепое поведение

 

(не) веселый, а грустный напев

 

Далеко (не)легкая задача

 

(не)кого спросить

 

(не)дорогой, но красивый подарок

 

(не)взлюбил с первого взгляда

 

(не)сказав ни слова

 

( один представитель из каждого взвода читает ответ)

2 задание: Тематический диктант.

Замените развёрнутое описание одним словом с НЕ- СЛАЙД 6:

неприятель, невежа, неваляшка, неволя,  невзгоды, непоседа, небылица, невежда, невезение, невольник, неумеха)

  1. 1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица)
  2. 2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка)
  3. 3. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
  4. 4. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
  5. 5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение)
  6. 6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
  7. 7. Раб, обычно из пленников  (невольник)
  8. 8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя)
  9. 9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа)
  10. 10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха)
  11. 11. Военный противник, враг  (неприятель)

3 задание. Поисковая работа в Интернете Работа с блогом учителя.

8. Словарная работа ( СЛАЙД 7)

Майо́р (исп. mayor — больше, сильнее, значимее) — первое звание старших офицеров.

  1. Звание возникло в 18 веке. Майор нёс ответственность за караул и питание полка

Ветеран — (лат. veteranus — от vetus — старый), в Древнем Риме солдат, отслуживший срок в армии.

  1. В античном Риме ветеранами назывались солдаты, которые отслужили срок минимум в 20 лет и были уволены или оставались при войске

Участник- Тот, кто участвует, участвовал в чем-н. Например: участник войны. Государства -участники международного форума.

Учитель:  Вспомните, пожалуйста, какой юбилей будет праздновать наша страна в этом году? (65-летие Победы над фашистской Германией)

-Как вы понимаете слова : «Никто не забыт,  ничто не забыто»?   (СЛАЙД 8)                ( (ответы учащихся)

-Можно ли сказать, что мы забыли подвиги Суворова?(нет)

-А можно ли сказать, что мы забыли подвиги солдат Великой Отечественной войны?(нет)

Учитель: Когда-то Суворов написал:"Потомство мое, прошу брать мой пример!.."(А.В.Суворов)

-Жизнь этого человека является примером для каждого из нас. Суворов ни разу не был побежден. Давайте и мы будем одерживать в учении пусть маленькие, но победы. И в знак нашей сегодняшней победы разрешите мне вручить вам орден Суворова.

9.Домашнее задание:  разноуровневое:

 1. на «5»: Мини- сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто».

2.  на «4»: ТЕСТ   (контроль знаний)

А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
  2. Передо мной был (не)враг, а друг.
  3. (Не)известности уже не было.
  4. Мы остановились в (не)доумении.
  5. С годами у него появилась (не)решительность.

А2 НЕ пишется слитно:

  1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
  2. (Не)правду я не потерплю.
  3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
  4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
  5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

  1. Удивила (не)зависимость и резкость.
  2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
  3. С (не)ряхой мало кто общается.
  4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
  5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

А4 Слово с НЕ пишется слитно

  1. Вовремя письмо (не) отправили.
  2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
  3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.
  4. Мне сегодня (не)здоровится.
  5. (Не)нависть – плохой советчик.

А5. В каком ряду во всех словосочетаниях частица НИ пишется раздельно?

  1. (ни)кто не обратил внимания, (ни)когда не жалел.
  2. (ни)в чем не обвинял, (ни)как не возьму в толк.
  3. (ни)ответа (ни)привета

А6.В каких случаях в данном предложении пишется частица НИ?

Рисовать Егор (1)н…умел и (2)н…разу в жизни (3)н…видел (4)н…одной картины.

  1. 1,2,3                2) 1,3                3) 2,4
  1. на «3»: Индивидуальная карточка

Напишите не с глаголами слитно или раздельно

Несдобровать, _взвидеть, _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.

  1. Друг познаётся в несчастье.  
  2. Красна дружба не лестью, а  правдой и честью.
  3. У неряхи да непряхи нет и путной рубахи.
  4. Головня на шесток упала – нечаянный гость.
  5. Небольшой дождишко, а лодырям отдышка.
  6. И зубы есть, да нечего есть.
  7. Скучен день до вечера, коли делать нечего.
  8. Не гордись званием, а гордись знанием.
  9. Лёжа хлеба не добудешь.
  10. Лодырю всегда нездоровится.
  11. Друг и брат – великое дело: не скоро добудешь.
  12. Несподручно волку с лисой промышлять.
  13. Не давши слова – крепись, а давши – держись.
  14. Не убив медведя, шкуры не дели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида « Правописание частицы не с глаголами».

Урок письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Урок построен с учетом знаний индивидуальных особенностей детей. Для запоминания нового материала требуются многократные повт...

Презентация « Правописание частицы не с глаголами».

Презентация к уроку письма и развития речи в 8 классе в коррекционной школе VIII вида. Применение интерактивной доски, мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимс...

правописание частиц не и ни (7 класс)

разработанный урок для 7 класса по теме "Правописание частиц НЕ и НИ"...

Повторение правописания частицы НИ в VII классе

Разработка урока русского языка для 7 класса...

Презентация на тему "Правописание частиц НЕ и НИ"

В этой презентации я  рассказжу о правилах написания частиц НЕ и НИ. На примерах обьясню  раздельное и слитное написание....

Урок русского языка по теме "Правописание частиц. Частица НИ"

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Правописание частиц" (учебное пособие Разумовской)....