Урок по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Рябченко Наталья Викторовна

Обучение написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_v_9a.docx25.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста»

Цели урока:

  1. обучающие: комплексный анализ текста, повторение сведений о стилях и типах речи; подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему;
  2. развивающие: развитие критического мышления, речи, творческих способностей учащихся;
  3. воспитывающие: воспитание активной гражданской позиции, уважительного отношения к родной земле, к Родине.

Мотивация: добиться, чтобы учащиеся систематизировали имеющиеся у них знания и при выполнении заданий по этой теме работали осмысленно.

Оборудование урока: текст статьи  В.Распутина,  рабочие листы, презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Мотивация.

- В этом году вы, ребята, сдаёте экзамен по русскому языку в форме ГИА.. Наиболее сложным этапом экзаменационной работы является задание С2 Поэтому наш урок мы посвящаем подготовке к выполнению этого очень непростого задания. Итак, тема урока: «Сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста». (Слайд №1) 

- Что мы должны знать и уметь, чтобы работа на уроке была успешной? Во-первых, знать основные этапы работы с текстом. Во-вторых, уметь выполнять комплексный анализ и создавать сочинение по заданному тексту. Этому сегодня мы будем учиться. А начнем нашу работу с заочной экскурсии по родному городу и определим тему нашего сочинения-рассуждения.

2. Показ презентации ( Слайды с фотографиями Георгиевска)

Слово учителя:

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь над этим, я слышу птичий щебет, чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро –как начало новой жизни. Оно сулит погожий день. Мое понимание Родины восстанавливает душевное равновесие, воодушевляет, обнадеживает. На нее можно опереться – она надежна. Моя родина – щедра, богата. Итак, ребята, вы уже поняли, чему будет посвящено  наше  сочинение. Какова его тема? (ответы учащихся)Сегодня мы готовимся к написанию сочинения-рассуждения о Родине. Откройте тетради, запишите число и тему урока. Я предлагаю назвать наше сочинение   так (Слайд 3) «С чего начинается родина…»

3. Беседа.

- Ребята, а что для вас означает понятие Родины? (ответы учащихся)- Спасибо. Мы убедились, что это понятие очень широкое, слово Родина многозначно. Заглянем в «Словарь русского языка»  С.И.Ожегова. (Слайд 4)

Родина, -ы,ж1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.2. Место рождения, происхождения кого-нибудь, возникновения чего-нибудь. Москва – его родина. Индия – родина шахмат.


- Назовите те слова, которые возникают у вас в памяти в связи со слово «родина» (ответы учащихся)- Родина! Что может быть дороже? Подберите однокоренные слова к слову родина. Ответы учащихся
(Слайд5)

- Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне этих слов. Каково оно? ( Это что-то близкое, родное, свое по рождению, по духу)

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т.е. с Малой Родины (Слайд 6)

Тема Родины  находит  свое отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

Послушайте стихотворение К.Симонова «Родина»


К.Симонов «Родина»

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрыта сеткою меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке,

И в краткий миг припомнить разом надо

Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспомнишь не страну большую,

Какую ты объездил и узнал,

Ты вспомнишь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,

Речонку со скрипучим перевозом,

Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родится,

Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть… Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

Вопрос:- О какой родине говорит поэт? Конечно, о малой родине, о месте, где родился и вырос, о стране своего детства.

4. Работа с текстом В.Распутина

- А теперь, ребята обратимся к тексту   В. Распутина и узнаем, что думал о Родине известный писатель.

Родину , как и родителей , не выбирают , она дается нам вместе с рождением и впитывается с детством. Для каждого из нас это центр Земли, независимо от того, большой ли это город или маленький поселок где-нибудь в тундре. С годами, становясь взрослей и обживая свою судьбу, мы присоединяем к этому центру все новые и новые края, можем сменить место жительства и переехать в провинцию; как ни парадоксально, "провинцией" в этом случае способен оказаться и большой город, но центр по-прежнему там, на нашей "малой" Родине . Ее сменить нельзя.

"Малая" родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Человеческие наши качества, вынесенные из детства и юности, надо делить пополам: половина от родителей и половина от взрастившей нас земли. Она способна исправить ошибки родительского воспитания. Первые и самые прочные представления о добре и зле, о красоте и уродстве мы выносим из нее, и всю жизнь затем соотносим с этими изначальными образами и понятиями. Природа родного края отчеканивается в наших душах навеки.

Черты "малой" родины и дух ее, хоть в городе она, хоть в деревне, в творчестве писателя заметны всегда. Потому что "малая" родина – это не только природа в деревне и история в городе, но еще и человеческие взаимоотношения, уклад жизни и традиции живущих. Это и язык, и вера, и определенные склонности, вынесенные из самой земли вместе с ее солью. Это "родимые" пятна каждого человека…

- К какому стилю речи относится текст?

Докажите правильность ответа. (Это публицистический стиль.)

Сообщение ученика. Публицистический стиль используется в средствах массовой информации. Его цель – воздействовать на общественное мнение. Основные черты стиля – логичность, образность, эмоциональность. Этому стилю присуща общественная значимость тематики.

- О чем этот текст? (О любви к Родине и о том, из чего она складывается.)

- Каким чувством проникнут текст? (Чувством любви к малой  родине)

-  Какая мысль раскрывается в тексте? (« Малая» родина дает нам гораздо больше ,чем мы думаем)

- Какую роль в раскрытии идейного замысла играет предложение: « Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать?

5. Работа над  сочинением

- Ребята,  мы с вами  проанализировали текст В.Распутина,  и сейчас по приведенной из текста фразе  мы будем учиться составлять эскизы сочинений. Для начала вспомним с вами структуру написания сочинения- рассуждения. ( Слайд)

- Какие тезисы, т.е. утверждения мы можем выделить, если пишем о нашей Родине?

( Любовь  к большой Родине начинается  с любви  к родине «малой». Именно об этом повествует в своем тексте известный писатель В.Распутин. В тексте есть фраза: «« Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать» Над ней стоит  поразмышлять.

  1. - Нам есть, что беречь. Родина начинается с родного города, села, поселка, улицы, дома, с места, которое дается нам вместе с рождением. Именно об этом повествует в своем тексте В.Распутин. Автор утверждает: «« Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать» Над этим стоит поразмышлять.

    - Я с удовольствием прочитала текст В.Распутина , в котором повествуется о бесконечной любви к Родине.
     В выделенной фразе: «« Малая» родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать», автор выражает мысль о том, что родина способна дать нам самые прочные представления о жизни.
  2.  Давайте обоснуем наш тезис и приведем аргументы, опираясь на текст.

С  годами ,  становясь взрослее,  мы можем сменить место жительства, уехать учиться, но по- прежнему мы будем любить свою «малую» родину, вспоминать ее красоты и проведенное там детство. «Для каждого из нас «Малая» родина - это центр Земли. Ее сменить нельзя»

«Малая» родина способна дать нам первые представления о нашей жизни: о добре и зле, о красоте и уродстве. Она способна воспитать в нас лучшие  человеческие качества .Одним словом, «малая» родина –« это "родимые" пятна каждого человека…»

- А в заключительной части сочинения я предлагаю вам задуматься о будущем.

Итак, автор текста убеждает нас в том, что человек должен с детства помнить, на какой земле он родился, помнить, что у него есть обязанности перед этой великой красивейшей землей в мире, которую зовут Родиной. И она у человека одна.

Можно в заключении использовать пословицы:

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Где кто родится, там и пригодится.

Всякому мила своя сторона.

На родной стороне и камешек знаком.

6. Итог урока.

 Я думаю, что текст В.Распутина  помог вам понять, что любовь к Родине бесконечна.

Учитель читает стихотворение

Мой друг! Что может быть милей

Бесценного родного края?

Там солнце кажется светлей,

Там радостней весна златая,

Прохладней легкий ветерок,

Душистее цветы, холмы там зеленее,

Там сладостней звучит поток,

Там соловей поет звучнее,

Там все нас может восхищать,

Там все прекрасно, там все мило,

Там дни, как молнии, летят,

И нет тоски унылой,

Там наше счастие живет,

Там можно жизнью наслаждаться!

7. Домашнее задание (доработать сочинения )

Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что вмещается в одном слове – Родина?

Родина – это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в одну шестую всей земной карты. Это и ракета, нацеленная к Луне, и птицы, летящие на Север над нашим домом. Это и Москва, и малые, в десять дворов, деревеньки. Это имена людей, и великие открытия, и культура, которой аплодирует весь мир. Это конструктор ракет и бакенщик, зажигающий огни на реке Волге. Это мой отец – машинист и твой отец – чабан. Это ты и я с нашим миром чувств, с нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветер. Корни питают дерево, связывают его с землей.

Корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом нами. Народ, не имеющий таких глубоких корней, -бедный народ.

Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящее. Дерево нашей Родины – одно целое: зеленая крона и корни, глубоко уходящие в землю. Давайте будем помнить об этих корнях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Урок по русскому языку: Русский язык – один из развитых языков мира

Урок вводно-ознакомительный, направлен на расширение представления о русском языке, еего силе и возможностях....

Вводный урок по русскому языку в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира"

Представленная презентация сопровождает вводный урок русского языка в 9 классе "Русский язык - национальный язык русского народа. Русский язык среди других языков мира" и может быть использо...