Имя прилагательное в языке и речи
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • развивать мыслительную деятельность, навыки практической направленности;
  • воспитывать чувство коллективизма, дух соревнования.

Примечание: учащиеся предварительно разбиваются на 3 команды, выбирают капитана команды, сочиняют грамматическую сказку-обобщение об имени прилагательном, включая в нее все ранее изученные грамматические категории прилагательного; готовят иллюстрации по теме "Имя прилагательное". Учитель готовит раздаточный материал, конкурсные листы для жюри (Приложение 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_prilagatelnoe_v_yazyke_i_rechi.docx74.73 КБ

Предварительный просмотр:

Имя прилагательное в языке и речи.

6-й класс

Цели урока: 

  1. обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном;
  2. активизировать познавательную деятельность учащихся;
  3. развивать мыслительную деятельность, навыки практической направленности;
  4. воспитывать чувство коллективизма, дух соревнования.

Примечание: учащиеся предварительно разбиваются на 3 команды, выбирают капитана команды, сочиняют грамматическую сказку-обобщение об имени прилагательном, включая в нее все ранее изученные грамматические категории прилагательного; готовят иллюстрации по теме "Имя прилагательное". Учитель готовит раздаточный материал, конкурсные листы для жюри (Приложение 1).

Ход урока

Организационный момент

Вступительное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами, ребята, должны обобщить ваши знания об имени прилагательном, проверить, насколько вы усвоили те или иные грамматические категории этой части речи.

- Идет представление команд, капитанов, членов жюри.

А теперь позвольте начать нашу игру.

Игра

1. Творческий конкурс. Каждая команда представляет грамматические сказки об имени прилагательном (Приложение 2), иллюстрации к сказкам (Рисунок 1),(Рисунок 2). (10 баллов).

2. Теоретическая разминка. Каждой команде задается блок вопросов, за каждый правильный ответ получают 1 балл.

Вопросы команде № 1. 

  1. Назовите общее грамматическое значение имени прилагательного.
  2. Как изменяется имя прилагательное?
  3. Назовите любое прилагательное в простой и составной сравнительной степени.
  4. Что обозначают качественные прилагательные? Приведите пример.
  5. Как пишутся краткие имена прилагательные, оканчивающиеся на шипящую?
  6. Когда пишется суффикс -К-, а когда суффикс -СК- в именах прилагательных?
  7. Какие способы образования имен прилагательных вы знаете?

Вопросы команде № 2. 

  1. Назовите вопросы, на которые отвечает имя прилагательное?
  2. Каким членом предложения может быть имя прилагательное?
  3. Назовите любое прилагательное в простой и составной превосходной степени.
  4. Что обозначают относительные имена прилагательные? Приведите примеры.
  5. Сколько Н пишется в суффиксах имен прилагательных -ЕНН-, -ОНН-?
  6. Как определить написание гласных О и Е после шипящих в суффиксах и окончаниях имен прилагательных?
  7. Когда сложные прилагательные пишутся слитно?

Вопросы команде № 3. 

  1. Назовите грамматические признаки начальной формы имени прилагательного.
  2. Какие две формы имеет имя прилагательное? Приведите примеры.
  3. Назовите три прилагательных положительной степени. Какие прилагательные могут иметь разные степени сравнения?
  4. Что обозначают имена притяжательные? Приведите примеры.
  5. Сколько Н пишется в суффиксах имен прилагательных -АН-, -ЯН-, -ИН-?
  6. Когда НЕ с прилагательными пишется слитно, а когда - раздельно?

Когда сложные прилагательные пишутся через дефис?

3. Грамматический конкурс. Каждая команда выбирает по 2 человека, которые у доски делают синтаксический разбор предложения и морфологический разбор имени прилагательного. (5 баллов за разбор предложений + 5 баллов за морфологический разбор).

Карточка для команды № 1. Расставьте знаки препинания, разберите предложения, найдите прилагательные, разберите морфологически.

По холмику вверх поднималась зеленая тропка петляла и убегала.

Обманчива тишина ночи.

Карточка для команды № 2. Расставьте знаки препинания, разберите предложения, найдите прилагательные, разберите морфологически.

Причудливым узором разрисовал мороз окна дома и деревья

Холодна вода в колодце.

 Карточка для команды № 3. Расставьте знаки препинания, разберите предложения, найдите прилагательные, разберите морфологически.

Весенняя вода валит вокруг деревья кустарники.

Вода здесь прохладна.

4. Конкурс "Разминка для ума". Пока учащиеся работают у доски, остальные члены команды выполняют следующее задание:

подберите как можно больше имен прилагательных к словам СОЛНЦЕ, ЗИМА, ВЕТЕР; сочините небольшой рассказ, используя полученные словосочетания. (5 баллов).

5. Конкурс "Будь внимателен!". Каждой команде выдаются карточки, на которых даны тексты из художественного произведения. Необходимо выполнить следующие задания. (10 баллов).

  1. Найдите и подчеркните в тексте эпитеты-прилагательные. Расскажите, какую роль они играют в тексте?

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах - дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов. (Отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова "Русский лес").

  1. Восстановите текст, вставьте на место пропусков подходящие по смыслу эпитеты-прилагательные.

Идешь по (:) лесу и не налюбуешься. (:), (:), спят сосны. (:) тени их (:) стволов лежат на (:) сугробах. Тихо в (:) лесу, но (:) ухо (:) человека улавливает (:) звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, (:) дятел. (:) рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в (:) глубине. Проказница белка теребит у вершины ели (:) шишку, роняя на снег (:) шелушинки, (:) стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали (:) сойки.

  1. Оригинал текста можно сравнить с получившимися текстами учащихся, лучший текст дополнительно оценить в 2 балла.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки. (Отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова "Русский лес").

6. Конкурс на смекалку. Каждая команда получает карточки, из которых необходимо собрать пословицы и выполнить задание. (7 баллов).

Карточка для команды № 1. Соберите пословицу, найдите имя прилагательное, образуйте от него все возможные степени сравнения.

Каж

дому

свой

край

сла

док

Карточка для команды № 2. Соберите пословицу, найдите имя прилагательное, образуйте от него все возможные степени сравнения.

Лю

бовь

к Ро

ди

не

силь

нее

смер

ти

Карточка для команды № 3. Соберите пословицу, найдите имя прилагательное, образуйте от него все возможные степени сравнения.

Ост

рый

яз

ык

змее

ю

из

гнез

да

вы

ма

нит

7. Орфографический конкурс. Каждому члену команды дается тест, который необходимо выполнить. Учитывается правильность выполнения и скорость выполнения. (За каждый правильный ответ теста начисляется 1 балл, команда быстрее всех справившаяся с заданием получает 2 дополнительных балла).

Тест "Имя прилагательное в языке и речи"

1. Какое грамматическое значение имеет прилагательное?

  1. Действие предмета
  2. Признак предмета
  3. Предмет
  4. Нет грамматического значения

2. Определите разряд каждой группы.

  1. чёрный, синий, жёлтый
  2. маленький, огромный
  3. пластиковый, железный, жестяной
  4. мамин, папин, волчий

3. Напишите 4 способа образования имён прилагательных.

4. Заполните пропуски: уз_кий, матрос_ий, француз..ий, немец..ий, ткац.ий.

5. Выберите правильный вариант написания.

  1. оловяный
  2. оловьанный
  3. оловянный
  4. оловенный

6. Заполните пропуски.

  1. ветр__ный юноша
  2. ветр__ной двигатель
  3. ветр..ная погода
  4. ветр..ная мельница

7. Выберите нужное продолжение. К непостоянным признакам прилагательного относятся:

  1. число, падеж
  2. падеж
  3. наклонение, время, род, число
  4. род, число, падеж

8. Образуйте краткую форму прилагательных.

  1. больной
  2. дерзкий
  3. пустынная
  4. узкий

9. Определите форму прилагательного.

  1. красивее
  2. красивейший

10. Является ли прилагательное фиолетовый качественным?

  1. да
  2. нет

11. Продолжите предложение. Относительные прилагательные обозначают признак предмета через отношение к другим предметам. Это может быть обозначение признака

  1. по материалу, по размеру, по времени.
  2. по форме, по материалу, по качествам характера человека.
  3. по назначению, по цвету, по форме.
  4. по времени, по материалу, по назначению.

12. Верно ли утверждение? Прилагательное печная (труба) образовано от глагола печь.

  1. Верно.
  2. Неверно.
  3. Можно считать, что от глагола, а можно, что от существительного.

Подведение итогов игры, анализ допущенных ошибок, награждение победителей.

Приложение 1. Конкурсный лист жюри

Команды

Творческий конкурс
(10 баллов)

Теоретическая разминка
(за каждый правильный ответ
1 балл)

Грамматический конкурс
(5 баллов за разбор предложений + 5 баллов за морфологический разбор)

Конкурс "Разминка для ума"
(5 баллов)

Конкурс "Будь внимателен!"
(10 баллов +
2 балла)

Конкурс на смекалку
(7 баллов)

Орфографический конкурс
(12 баллов +
2 балла)

ИТОГО

№ 1

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 2

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 3

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Местоимения – прилагательные в языке и речи

Местоимения – прилагательные в языке и речи...

"Наш дар бессмертный - речь": русские поэты о языке и речи (урок развития речи в 9 классе)

Жанр урока - урок  - исследование. На уроке основным приёмом  работы становится многоплановая работа со словом , текстом. Учителем использован коммуникативно- деятельностный подход к обучени...

Конспект урока русского языка "Наш дар бессмертный – речь»: русские поэты о языке и речи"

Цели урока:-формировать представление о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа;-побудить учащихся к размышлениям о роли слова в жизни человека и общества;-повторить ма...

«Имя прилагательное как самостоятельная часть речи русского языка»

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном, закрепить правила правописания имен прилагательных;развивать умение логически мыслить при выполнении заданий, анализировать,...

Освоение терминологического аппарата профессии на уроках русского языка (на примере изучения раздела "Язык и речь.Функциональные стили речи"

Материал представляет собой разарботку раздела программы"Язык и речь.Функциональные стили речи" ,являющийся первым разделом рабочей программы по русскому языку, реализуемой в учреждениях СПО...