План-конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме "Однородные и неоднородные определения".
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Галина Васильевна Коновалова

полный план-конспект к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odnorodnye_i_neodnorodnye_opredeleniya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


Тема: «Однородные и неоднородные определения»

ФИО (полностью)

Коновалова Галина Васильевна

Место работы

МБУ СОШ №79 г.о. Тольятти

Должность

Учитель русского языка и литературы

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тема и номер урока в теме

Однородные и неоднородные определения, 2 урок в теме

  1. Цель  урока: дать первичные знания по теме «Однородные и неоднородные определения».
  2. Задачи:

  - обучающие

 Научить:

1) различать на письме «Однородные и неоднородные определения».

- развивающие

1) развивать речь учащихся, используя текст из художественной литературы.

- воспитательные

1) воспитывать любовь к родному языку.

9. Тип урока:  комбинированный с использованием СОТ, ЭОР

  1.  Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах, компьютерное тестирование и др.
  2.  Необходимое техническое оборудование: учебник, толковые словари, компьютер, интерактивная доска, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель приветствует учеников. Сообщает тему и цель урока

Артикуляционная разминка.

Учитель предлагает в начале урока детям проговорить скороговорку для подготовки артикуляционного аппарата к работе.

Прочитайте небылицу медленно. Затем быстро и выразительно.

Небылица в лицах,

Найдите в старых светлицах,

Оберчена в черных тряпицах

- Что такое небылица?

- Это сказка.

- О каком предмете можно сказать «небылица в лицах»?

- Конечно о старинной книге, а завернута она в тряпицу.

- Рабочие звуки [б] – [б’], [в], [ц].

2. Повторение ранее изученного материала. Актуализация знаний для изучения нового материала.

А) Какими частями речи могут быть выражены однородные члены? Приведите примеры.

- На какие вопросы отвечают однородные члены? Приведите примеры.

- К какому слову относятся в предложении? Приведите примеры.

- Может ли быть в предложении не один ряд однородных членов? Приведите примеры.

Б) Объяснительный диктант.

На интерактивной доске написано 6 предложений. Объяснить правописание пропущенных орфограмм, постановку знаков препинания. Написание слов через дефис.

  1. Из трубы в темно . синее  небо ч.рными клубами валит дым а над ним мигают как ж.вые гла.ки ясные звезды.
  2. Дождь за окном потр.скивал как поленья в костр.
  3. Корабль словно щепку бр.сало на в.лнах.
  4. Весь день ш.л дождь.
  5. Он пр.летел как стр.ла все ра.тояние.
  6. Мальчик п.краснел как рак.
  1. Первый учащийся читает текст и вставляет пропущенные слова.
  2. Второй учащийся выходит к интерактивной доске и вставляет пропущенные орфограммы, применив  правила, которыми он руководствовался. При проверке учащиеся формулируют  правило правописания орфограмм в словах.
  3. Третий ученик объясняет постановку знаков препинания.
  4. Четвертый ученик объясняет словосочетание «покраснел как рак».

Проверка классом  осуществляется с помощью сигнальных карточек  красного и зеленого цвета; зеленый цвет – верный ответ, красный цвет – неверный ответ. После работы над объяснительным диктантом учитель выставляет оценки ученикам, работавшим у доски, комментирует их.

3. Сообщение новых знаний.

1.  Работа с электронным  учебным модулем «Однородные и неоднородные определения». (1) Объяснение нового материала.

а) На электронной доске записано предложение. Произвести синтаксический разбор предложения.

Под дубами прятались низенькие одноэтажные домики.

- оба определения низенькие, одноэтажные относятся к одному слову, отвечают на один вопрос, но запятой между ними нет, так как это неоднородные определения.

б) Каждому ребенку раздается таблица, в которой прилагательный каждой колонки характеризуют предмет с одной стороны: цвета, размер, вкуса, формы. Определения, выраженные такими прилагательными, будут однородными.

в) класс делится на пять групп. Каждая группа составляет по 2 предложения и объясняет где есть однородные определения. По толковому словарю определяют лексическое значение непонятных слов (ситцевый, прямоугольный и т.д.).

Цвет

Размер

Вкус

 Форма

Из чего сделан предмет

белый

большой

сладкий

круглый

шерстяной

синий

маленький

горький

квадратный

ситцевый

красный

огромный

кислый

прямоугольный

шелковый

- учитель проверяет вместе с детьми работу и оценивает её.

в) Комментированное письмо.

предложения записаны на электронной доске

  1. Сравнить предложения, найти однородные и неоднородные определения.

- Объяснить какие однородные определения, а какие неоднородные, расставить недостающие знаки препинания.

1) На полянке пестрели белые, синие, красные цветы.

2) Мама купила большой (размер) красный (цвет) сладкий (вкус) арбуз.

3) На прилавке лежали шерстяные шелковые ситцевые платки.

4) Белая шерстяная кофта весела на спинке стула.

5) Дом был красивый высокий каменный.

г) Между неоднородными определениями нельзя поставить союз и.

Яркое ослепительное солнце заглянуло в наши окна (Яркое, ослепительное – однородные определения)

Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Между яркое, зимнее нельзя поставить союз и, поэтому это неоднородные определения)

4. Физминутк а

(упражнения показывает один ученик)

  1. Закрепление нового материала.

Рефлексия.

- Объяснить постановку знаков препинания

- Ночь была ясная теплая (т.е. чудесная).

- Широкая ласковая (т.е. добрая) улыбка озарила её лицо.

- Косой мерзлый холодный (т.е. проливной) дождь хлестал в окно.

Однородными бывают одиночные определения и стоящие за ними определения выраженные причастным оборотом.

На электронной доске записаны высказывания известных писателей, в которых нужно найти однородные и неоднородные определения.

- Нивы печальные, снегом покрытые (И.С. Тургенев).

- Маленькая, празднично разодетая девочка теребила край синего фартука (К. Паустовский).

- В темный, густо заросший угол сада доносилась военная музыка (М. Горький).

6. Работа по карточкам (после работы происходит взаимопроверка).

- Выделить однородные и неоднородные определения.

- Объяснить свой выбор и знаки препинания.

- Построить схемы к предложениям.

1 карточка.

Сказка нужна не только детям но и взрослым (К. Паустовский).

2 карточка.

Надо и знать и любить и беречь свою землю (В. Песков).

3 карточка.

Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит (М. Горький).

Однородные члены предложения употребляются в разных стилях речи для более точного описания предметов и явлений.

7. Работа по учебнику.

Упражнение 230 стр. 106.

8. Итог урока.

- Над какой темой мы сегодня работали?

- Как различаются на письме однородные и неоднородные определения?

9. Домашняя работа.

Из учебника литературы выписать из разных произведений 8 предложения с однородными и неоднородными определениями. Произвести синтаксический разбор выписанных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

План- конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе "Синтаксис. Пунктуация".

Обобщение и закрепление знаний, полученных при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация»....