Урок в 5 классе "Виды сложного предложения"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Бузлаева Марина Александровна

Урок- обобщение по теме "   Виды сложного предложения" позволяет закрепить знания по всему разделу  " Синтаксис и предложение" .Морское путешествие позволяет побывать в городе Синтаксис, встретить на пути Айсберг - текст, оказаться на острове " Предложение", избежав встречи с пиратами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_5_klasse_vidy_slozhnogo_predlozheniya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                 Виды сложного предложения

Цель урока: 

            1.систематизация и обобщение полученных  знаний;

            2.закрепление  понятия сложное предложение, его структурных признаков;

            3.развитие умения различать простые и сложные предложения, приводить доказательства, что данное предложение является сложным, находить средства связи в предложении, строить схемы сложных предложений, комментировать знаки препинания, употреблять сложные предложения в речи.

Оборудование: 1.использование экрана для демонстрации презентации по теме «Виды сложного предложения»;

                               2.тестовые задания;

                               3.индивидуальные листки с заданиями.

                                                         Ход урока

1.Орг. момент

2.Вступительное слово учителя

- Сегодня мы с вами отправимся в морское  путешествие по огромной стране « Синтаксис и пунктуация». Путешествовать отправимся на двух кораблях. Следовательно, мы имеем 2 команды: «Морская звезда» и «Жемчужина» и двух командиров. Мы долго готовились к этому путешествию, практически многие места этой страны изучили. А с какой целью мы отправляемся в путешествие? (Обобщить знания по теме «Синтаксис», вспомним, какие предложения называются сложными, на какие группы делятся сложные предложения по средствам связи, еще раз поработаем с пунктограммой «Запятая в сложном предложении».)

 В начале трудного пути надо размяться, поэтому начнем как всегда с орфографической разминки.

Перед вами лежат листы со словами, пожалуйста, вставьте пропущенные буквы.

1 команда: к…стюм, п…чаль, б…гатый.

2 команда: б..гровый, р..вес…ник, р…бина.

-Как называются эти слова? (словарные)

-Итак, мы подходим к огромным скалам, между которых расположился маленький городок. Как его название? Подсказку найдем в задании: свяжите одну пару слов из данных словарных слов. Как такое сочетание слов называется? (словосочетанием). Значит, мы подошли к городку с названием Словосочетание.

-Ой, ребята, кто – то за кормой кричит. Поможем?

Это промокшее слово фонтан. Часть слова фонс от лат. означает «струя». Что мы должны сделать с этим словом? (спрятать в «словарик» и запомнить). Устно составляют словосочетание со словом фонтан.

Мы обогнем скалы и двинемся вперед.

-Неожиданно набежали тучи, загремел гром, сверкнула молния. Что происходит? Штормовое предупреждение. С ним сможем справиться, если капитаны помогут.

Задание для капитанов: произвести синтаксический разбор предложения, определить его вид.

1 команда: Звонко стучит по сухому дереву дятел, и свистит в кустах иволга.

2 команда: 

Первыми тронулись в путь болотные птицы, потому что болота уже начали замерзать.

- А пока капитаны справляются с штормом, мы тоже не должны бездействовать. Поможем?

Составим со словом фонтан простое предложение – 1 команда, сложное предложение – 2 команда.

Проверка заданий.

Шторм прошел, и на горизонте появился остров. Как же он называется? Что еще изучает Синтаксис? (предложение). Значит, остров Предложение.

Мы обязательно сюда заглянем. Я вижу, что морячки немного устали. Тогда разомнемся.

                                               ФИЗКУЛЬТПАУЗА

Утром детки потянулись, дружно встали, повернулись,

Поглядели влево, вправо - день пройдет у нас на славу,

А теперь размяли ножки, посмотрели все в окошко

И друг другу улыбнулись, на свои места вернулись.

Итак, остров Предложение.

-Слышите? Что за шум? Это пираты! Что им нужно? Подбросили бутылку, а в ней записка. Читаем.

-Если вы не справитесь с заданием, мы вас захватим в плен.

Задание: составить по схеме предложение

1 команда: БСП

2 команда :ССП

Кок (повар): СПП

Проверка заданий.

 -Молодцы, спаслись от пиратов. Ну и путешествие выдалось!

Вырвались. Вперед. Но впереди вижу айсберг. Как спастись? Есть только один выход: вспомнить, что еще изучает Синтаксис? (текст). Верно. Срочно выполняем задание: попробуем собрать потерявшиеся кубики.

 Смотрим на экран.

 расположите кубики в определенной последовательности, чтобы получился текст. Прочитайте получившийся текст

А.Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.




Б.Осенью певчие птицы улетают на юг.

В.Хотя в чужих краях  и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.

                                                         

Г.Все они будут ждать возвращения на Родину.

Ответ: БАВГ

-Можно из предложения Б создать сложное? (Да, например:  Осенью певчие птицы улетают на юг, там они прячутся от холода)

-Что ж, наше путешествие подходит к концу. А напоследок мы выполним еще одно задание – тест по сложному предложению:

1. Найдите сложное предложение:

1.Замерли реки  и воздух застыл.

2.Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

3.Спелый ветер дохнул и ушёл за море.

2. Найдите ССП

1.Болота уже начали замерзать и журавли отправились в дальнюю дорогу.

2.Туристы развели костёр и стали готовить ужин.

3.Сбегает вода и уносит всё за собой.

3. В каком предложении нужна запятая?

1. Ползут по деревне туманы  фонтаны умолкли в саду.

2.Зайцы всё это видели и весело смеялись.

3.Холодный ветер обрывал листья и уносил их.

Ответ: 111

Обобщение изученного.

- Итак, ребята, давайте подведем итоги нашего сегодняшнего путешествия по синтаксису. Работая со сложным предложением, о чем мы всегда должны помнить?(ставить запятую между частями предложения)

- Молодцы, все вы сегодня хорошо работали, всем большое спасибо, надеюсь, что и в дальнейшем мы будем так же сотрудничать с вами, а мы снова вернулись в нашу школу, но уже с хорошим багажом знаний о сложном предложении, я прошу оценить своё настроение на уроке: положить в кружок жетончик: зелёный – отличное, желтый – хорошее, красный – плохое.

Оценки.

Дом задание:

    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Поповкинская основная общеобразовательная школа» Азовского нем.нац.района Омской обл.

Открытый урок в 5 классе

ВИДЫ СЛОЖНЫХ  ПРЕДЛОЖЕНИЙ

         

Учитель русского языка и литературы

Бузлаева М.М.

с. Поповка, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Сложное предложение" в 5 классе

Урок систематизации и обобщения изученного по теме "Сложное предложение" проводится в игровой форме. Содержание урока включает материал по краеведению. Данная форма урока легко переносится на другой м...

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс

Разработка урока по теме: "Сложное предложение" 5 класс...

Дополнение к уроку по теме "Сложные предложения с разными видами связи"

Учащимся необходимо выполнить тестовые задания (8 вариантов)...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...

Методическая разработка Обобщающий урок по теме «Сложные предложения» в 11 классе

Обобщающий урок по теме«Сложные предложения»в 11 классеЦели:повторение и обобщение изученного по теме;определение уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыков, комплексного их приме...