Урок в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"
презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме

Макеева Светлана Васильевна

Презентация урока в 9 классе по теме "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении"  с использованием инновационных технологий (АСО, технологии критического мышления). К презентации добавлены приложения с дидактическим материалом: тесты,карточки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Приложение1

ТЕСТЫ ДЛЯ   ПРОВЕРКИ СФОРМИРОВАННОСТИ  УМЕНИЯ ПРИМЕНЯТЬ ЗНАНИЯ  ПРИ  РЕШЕНИИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. В этом бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями следует поставить запятые:

I        а)   Заря прощается с землею

                 Ложится пар на дне долин

                 Смотрю на лес, покрытый мглою,

                 И на огни его вершин.  (А. Фет)

            б)  Только песне нужна красота
                 Красоте же и песен не надо.  (А. Фет.)

            в)   Соловей поет себя тешит.  (Н. Новиков)

            г)   Было так из тьмы глубокой,
                 Огненный взметнув клинок,
                 Луч прожектора протоку

                  Пересек наискосок.  (А.  Твардовский)

II        а)   Ветер. Кругом все гудит и колышется

                  Листья кружатся у ног.  (А. Фет)

            б)  Я воспитан природой суровой
                 Мне довольно заметить у ног
                 Одуванчика шарик пуховый,

                  Подорожника твердый клинок.  (Н. Заболоцкий)

            в)   С гнезд замахали крикливые цапли

                  С листьев скатились последние капли

                  Солнце, с прозрачных сияя небес,

                  В тихих струях опрокинуло лес.  (А. Фет)

           г)    Я посмотрел на часы было без четверти три.

2.        В этом бессоюзном сложном предложении между простыми предложениями следует поставить точку с запятой:

I        а)   За липы спрятался последний луч заката

                  Тепла немая ночь.  (А. Апухтин)

             б)   Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника, уже залитого мраком  я подвигался вперед с трудом.(И.  Тургенев)

            в)    Она задохнулась, остановилась у старого дерева, взялась рукой за холодную, мокрую ветку и узнала это был клен.(К. Паустовский)

            г)    Летучие мыши уже поселились над его заснувшими верхушками, таинственно кружась  и дрожа на смутно-ясном небе резво и прямо пролетел в вышине запоздалый ястребок, спеша в свое гнездо.  (И.  Тургенев)

II        а) Прошумели весенние воды

                 Загремели веселые грозы

                 В одеяньях воскресшей природы

                 Расцвели  гиацинты  и  розы.  (А.  Голенищев-Кутузов)

             б)  Она [Настя] с усилием подняла глаза и тотчас отвела их Гоголь смотрел на нее,                      усмехаясь.  (К. Паустовский)

            в)  Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман за ней водянисто-зеленые луга.                    (И.  Тургенев)

                г)        А когда снова увидел свою картину, не поверил глазам вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля.  (Ю. Дмитриев)

3.        В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом:

I        а)   Если ты когда-нибудь в жаркий день случайно дотронешься до ствола березы, заметишь странное явление: даже на солнце ствол березы остается прохладным.  (Ю. Дмитриев)

           б)  Приоткрыл глаз шире и тотчас же плотно зажмурил: перед ним на задних лапах сидел большой, тощий, ободранный медведь.  (Б. Полевой)

          в)  Старший политрук молчал: не надо мешать командиру принимать решение.  (Л.  Соболев)

          г)  Я вошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундуквозле печи составляли всю ее мебель.  (М. Лермонтов)

II        а) Ей [Поле] повезло: за исключением автоцистерны с залепленным передним стеклом да            трех мотоциклистов, со свистом проскользнувших мимо, никто не попался ей, не остановил ее за
            всю ночь.  (Л. Леонов)

             

             б) Я не мог заснуть: передо мной во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами.  

(М.  Лермонтов)

               в)        Я не виню: в тот страшный час

                        Вы поступили благородно,

                        Вы были правы предо мной.  (А. Пушкин)

 

 г)    Алексей лежал и думал: в Камышине мутные ручьи бегут вдоль раскисших от грязи                         тротуаров по сверкающим булыжником мостовой, пахнет отогретой землей, свежей сыростью.

(Б. Полевой)

4.        В этом бессоюзном сложном предложении второе (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание; следует поставить двоеточие:

I        а) Наступал вечер шел дождь с севера порывисто дул ветер. (М. Горький)

 

           б) К первому дню праздника все было готово картины развешены, столбы для флагов выбелены, площадь обильно полита из длинных зеленых бочек.  (В. Катаев)

           в) Поезд ушел быстро его огни вскоре исчезли через минуту уже не было слышно шума.  (А.  Чехов)

          г) Вечерами возле сруба все население собиралось кто щепки сгребает, кто у своих подворий копается.  (Ю. Грибов)

II        а) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом.  (И.  Тургенев)

         

            б) Вспыхнувшее пламя освещает безрадостную картину на кромке льда вповалку лежат олени, там же виднеется трое заледеневших нарт.  (Г. Федосеев)

            в)        Со мною вот что происходит

                        Ко мне мой старый друг не ходит,

                        А ходят в праздной суете

                         Разнообразные не те.  (Е. Евтушенко)

            г)        В доме мало-помалу нарушалась тишина в одном углу где-то скрипнула дверь; послышались по двору чьи-то шаги; на сеновале кто-то чихнул.  (И. Гончаров)

5.        В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение дополняет смысл первого, распространяя один из его членов, следует поставить двоеточие:

I        а)  Ах, и сам я в чаще звонкой

                 Увидал вчера в тумане

                 Рыжий месяц жеребенком

                 Запрягался в наши сани.  (С. Есенин)

          б) Алексей помнит лежит он в маленькой темной земляной норе; слегка чадя, потрескивая и роняя искры, горит воткнутая в стену лучина.  (Б. Полевой)

   

         в)  Волки хорошо знали на гладком речном льду копытное животное не способно сопротивляться.  (Г. Федосеев)

          г)  Вдруг мужики с топорами явились

              Лес зашумел, застонал, затрещал.  (И. Некрасов)

II        а) Понял Дегтяренко осмотр дал невеселые результаты и дела его приятеля плохи.  (Б. Полевой)

            б) Тут его осенила мысль партизаны должны быть где-то здесь, поблизости!  

(Б. Полевой)

           в)  Ехали сюда рожь только начинала желтеть. (М. Пришвин)

           

г)  Хуже было другое расцепив отекшие руки, он почувствовал, что не может встать.  (Б. Полевой)

6.        В этом бессоюзном сложном предложении содержание одного
предложения  
противопоставляется   другому,   следует  поставить  тире:

I        а) Закончена бригадная работа, народ в сборе каждому хочется поскорее посмотреть, как дом поднимается, сколько бревен плотники затесали.  (Ю. Грибов)

     

 б) Я   говорил   правду   мне  не   верили.   (М.  Лермонтов)

в)        Хочу к нему вы тащите с собой...  (А. Грибоедов)

г)        Я прошу вас всеми чувствами

Никогда не будьте грустными. (М. Светлов)

II        а) Упадет луч солнца на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом. (М. Горький)

б)        Мы обошли кругом усадьбы проходов нигде не было. (А. Гайдар)

в)        Удивительная в лесу тишина лес отдыхает. (Н. Сладкое)

г)        Трижды громкий клич прокликали
Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга подталкивают. (М. Лермонтов)

7.        В этом бессоюзном сложном предложении второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении; следует поставить тире:

I        а) На улице ветер все качается, гремит.  (В.  Распутин)

б)        Выбрались на поляну и решили отдохнуть дальше при свете двигаться было опасно.  (А. Гайдар)

в)        Мелкий дождик сеет с утра выйти невозможно. (И. Тургенев)

г)        Деревья словно плакали с ветвей на землю все время падали крупные капли. (В. Арсеньев)

II        а) Стоит замереть труду у человека начнет замирать жизнь.  (Г. Красин)

б)        Летом лес не затихает ни на минуту поют птицы, шелестит листва, потрескивает хворост под чьими-то ногами. (Ю. Дмитриев)

в)        Стоит углубиться в лес шум исчезает. (Ю. Дмитриев)

г)        Еще несколько тысячелетий назад человек оценил удивительное свойство древесины лиственницы она никогда не гниет — ни на воздухе, ни в земле, ни в воде.  (Ю..Дмитриев)

8.        В этом бессоюзном сложном предложении первое предложение указывает на время или условие того, о чем говорится во втором предложении, следует поставить тире:

I    а) Помнишь час последнего свиданья?

         Безотраден сумрак ночи был;

         Ты ждала, ты жаждала признанья

         Я молчал тебя я не любил.  (А. Фет)

      б)  Но   нахмурится   ночь   разгорится   костер...   (А.   Фет)

в)        Вчерашний вечер помню живо
Синели глубью небеса,

Лист трепетал, красноречиво

Глядели звезды нам в глаза. (А. Фет)

г)        Рванул   ветер   ель   стряхнула   с   себя   шапки   снега. (Е. Пермитин)

II   а)   Я проснулся на дворе уже было темно. (М. Лермонтов)

     б)        Я резко отниму от глаз ладони
           И вдруг увижу смирно на лугу

           Траву жуют стреноженные кони... (П. Рубцов)

      в)        Ты с рассказом к нему веселым

            Он без звука к себе на печь. (Н. Рубцов)

       г)        Принесешь деньги шкатулка твоя.  (П. Бажов)

9. В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить двоеточие:

I        а) Я вижу верный пес у ног твоих лежит. (А. Фет)
           б) Вдруг слышим во все горло кричат чибисы.(М. Пришвин)

            в) Буря прекратилась отряд двинулся дальше. )      

            г) Давно наступили сумерки она все еще сидела в гостиной. (С. Аксаков)

II        а) Но скоро восходящее светило дня пробудило все творение рощи оживились,  птички вспорхнули и запели, цветы подняли свои головки... (П. Карамзин)

б)        Сейчас вода в озере была очень черная, прозрачная вся ряска к зиме опустилась на дно. (К. Паустовский)

в)        Я доверяю любящим они великодушны. (/С Паустовский)

г)        Зацветут заливные луга не надышишься.

10. В этом бессоюзном сложном предложении следует поставить тире:

    I    а) Солнце быстрое встает будет день горячий. (А. Твардовский)

        б)        Я оторвался от России почти на два года. Но не жалею об этом я многое за это время узнал. (К. Паустовский)

       в)        Махнет птица раз станет светлым-светло.  (В. Даль)
     г) Земля кругла на ней не скроешь тайны.  (М. Дудин)

II а)  Я верю мы во что бы то ни стало в конце концов увидимся. (К. Симонов)

     б) Ласточка день начинает соловей кончает. (П. Сладкое)

     в)  Очень советую побывайте в заповеднике. (П. Сладкое)

     г)        Уже исчезла нагота полей их сплошь покрыли разнообразно богатые всходы хлебов.  (И. Бунин)

11. Это предложение соответствует схеме [ ]: [ ]:

I    а)    Чуть трамвай притормозит

            Пассажир вперед скользит. (К. Завойский)

       б)   Я не жалею о былом

             Оно меня не усладило. (М. Лермонтов)

        в)   Царь недолго собирался

             В тот же вечер обвенчался.  (А. Пушкин)

      г)     Проходит день, неделя, месяц, год

 Бедняк мой потерял давно в червонцах счет. (И. Крылов)        

II        a) Мы его предупреждали
              Он советом пренебрег. (Б. Окуджава)        

          б) Чуть трамвай прибавит ход

               Пассажир назад ползет. (К. Завойский)

         в)   Миг вожделенный настал

               Окончен мой труд многолетний.  (А. Пушкин)

         г)          Заранее предупреждаю удобств по пути не будет. (А.  Чехов)

12. B  этом  сложном  бессоюзном  предложении  знаки  препинания поставлены правильно:

I   а) Ударит сильный мороз — грунт под зданием постепенно начинает вздыматься и разрушать фундамент. (Из ежегодника «Глобус»)

   б)        Идешь по тундре, наступишь на кочку такой поднимается визг, писк, даже подчас вздрогнешь. (И. Соколов-Микитов)

   в)        У северных охотников есть такая примета если в тундре много пеструшек — будет зимою большая охота. (И. Соколов- Микитов)

г)        Глинистая дорога разбухла: приходилось жаться к мокрым кустам. (Ф. Абрамов)

II   а) Наташа не узнавала звезд: созвездия запутались в ветвях деревьев и потеряли знакомые очертания. (К. Паустовский)

       б)        Но опасно было оставлять матроса одного, так как было воскресенье: на берег наверно понаедет множество народа из города.  (В. Катаев)

в)        Сказала что-то я: он начал хохотать. (А. Грибоедов)

г)        Я встал: накинул башлык, опоясал кинжал и тихо-тихо вышел из хаты; навстречу мне слепой мальчик. (М. Лермонтов)

Ключ.

  1. I.   а, б.          2. I.   б,  г.        3.  I.   б,  в.             4.  I.   б,  в.         5.   I.  а, б,  в.   6.   I.  б,  в.

II.  а, б, в           II.   в.                II.   а, б, в.              II.   б, в, г.           II.  а, б.            II.  б, г.

     

      7.    I.   а, в.          8. I.   б,  г.        9.   I.  а, б.             10.  I. а,  в, г.         11.   I.  б,  в.   12.   I.  а, г.

II.  а, в.              II.  а, в, г.            II. а, б, в.               II. б.                       II.  в,  г.           II. а.



Предварительный просмотр:

Предложения, подобранные учениками для анализа по теме: «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении».

 А.С.Пушкин. Капитанская дочка.

Время ненадёжно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает  порошу.

Наружность его показалась мне замечательна: он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч.

Необыкновенная картина мне представилась : за столом, накрытым скатертью и установленным штофами и стаканами, Пугачев и человек десять казацких старшин сидели, в шапках и цветных рубашках, разгорячённые вином, с красными рожами и блистающими глазами.

Эта девушка не племянница здешнего попа: она дочь Ивана Миронова, который казнен при взятии здешней крепости.

Чудные обстоятельства  соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить.

Я, честный офицер, не захочу тебя обманывать: поверь же ты мне, что женитьба - блажь.

Я решился последовать совету Зурина: отправить Марью Ивановну в деревню и остаться в его отряде.

Но между тем странное чувство отравляло мою радость:  мысль о злодее, обрызганном кровию стольких невинных жертв, и о его казни, его ожидающей, тревожила меня поневоле.

Я стал его читать: это был это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня, где бы ни попался, и немедленно отправить под караулом в Казань в Следственную комиссию, учрежденную по делу Пугачева.

Отец мой потупил голову: всякое слово, напоминающее мнимое преступление сына, было ему тягостно и казалось горьким упреком. Делать было нечего: Марья Ивановна села в карету и поехала во дворец, сопровождаемая советами и благословениями Анны Власьевны.

Л.Н.Толстой. Война и мир.

Из залы вели две двери: одна прямо в бывшую гостиную, другая направо в кабинет.

Но она даже не была благодарна ему за его нежность: ничто хорошее со стороны Пьера не казалось ей усилием.

Да и не время рассуждать, а нужно действовать: война в России.

Не тужи дружок: час терпеть, а век жить.

Всё узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова.

Наташа остановилась: нельзя было говорить.

Наташа не интересовалась тем, что говорил доктор: она видела эти страшные, более для нее несомненные, нравственные признаки.

Не умели утром взять живьем Мюрата и прийти вовремя на место: теперь нечего делать!

Тарутинское сражение, очевидно, не достигло той цели, которую имел в виду  Толь: по порядку ввести по диспозиции в дело войска, и той, которую мог иметь граф Орлов: взять в плен Мюрата.

Для этого нужно было сделать самое простое и легкое: не допустить войска до грабежа, заготовить зимние одежды, которых достало бы Москве на всю армию.

С минуту она колебалась: говорить или не говорить?

Гость  никаким  образом  не  был  отпускаем  того  же  дня: он  должен  был  непременно  переночевать.

На улице он сразу понял, что упирался зря: в такую погоду прогуляться по городу – одно удовольствие.

День начинался совсем не плохо: морозные звезды в окне, черные антенны-планёры на больших домах.

Случилась вещь вообще небывалая: уже два вечера подряд он моет посуду.

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать-

В Россию можно только верить.(Ф.И.Тютчев).

Чичиков оглянулся: на столе стояли уже грибки, пирожки, шанишки…(Н.В.Гоголь)



Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»

Ф.И. учащегося _____________________________________________   Класс _____    Дата

Задание: расставьте знаки препинания;  укажите вид предложения по синтаксическим признакам (таблица №1), используя условные обозначения (БСП - бессоюзное сложное предложение; П -  простое предложение с однородными членами и обобщающим словом);  установите соответствие:  БСП –  правило, объясняющее постановку двоеточия в нем (таблица № 2); составьте и запишите на свободной строке предложения, синонимичные предложениям №3 и № 8.

Таблица №1

№ п/п

Предложение (знаки препинания не расставлены)

Вид

1

Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями пахучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А. Куприн)

2

Отец совершил несколько будничных движений достал бумажник порылся в нем извлек  две старые трешницы получил билеты. (Ю. Нагибин)

3

Я поднял глаза на крыше хаты моей стояла девушка. (М. Лермонтов)

4

Одного только я не понимаю как она могла тебя укусить? (А. Чехов)

5

Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека. (М. Горький)

6

Сухими  болотами называют места  носящие в себе все признаки некогда существовавших болот как-то кочки следы родниковых ям и разные породы болотных трав. (С. Аксаков)

7

Лукашин остановился посмотрел во рву скапливалась вода. (В. Панова)

8

Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила. (И. Тургенев)

9

Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли   другие порицали  некоторые сдержанно помалкивали. (М. Шолохов)

10

До сих пор удивительным и неразгаданным остается кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Д. Фурманов)

11

Но я как будто вижу перед собой эту картину тихие берега расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей. (В. Каверин)

Таблица №2

Пунктуационное правило, объясняющее постановку двоеточия в  бессоюзном сложном предложении

№ БСП

1.Во второй  части предложения указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части.

2.Вторая часть предложения представляет собой прямой вопрос.

3.Вторая часть  предложения  дополняет первую, в которой  есть глаголы: «видеть», «слышать», «знать»,  «чувствовать» (иногда эти глаголы  опускаются).

4. Вторая часть  предложения  разъясняет и раскрывает содержание первой.

Проверочная работа по теме «Двоеточие в бессоюзном сложном предложении»  (Ключ к проверке)

Задание: расставьте знаки препинания;  укажите вид предложения по синтаксическим признакам, (таблица №1), используя условные обозначения (БСП - бессоюзное сложное предложение; П -  простое предложение с однородными членами и обобщающим словом);  установите соответствие:  БСП –  правило, объясняющее постановку двоеточия в нем (таблица № 2); составьте и запишите на свободной строке предложения, синонимичные предложениям №3 и № 8.

Таблица №1

№ п/п

Предложение (знаки препинания не расставлены)

Вид

1

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. (А. Куприн)

БСП

2

Отец совершил несколько будничных движений: достал бумажник, порылся в нем, извлек  две старые трешницы, получил билеты. (Ю. Нагибин)

П

3

Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка. (М. Лермонтов)

БСП

4

Одного только я не понимаю: как она могла тебя укусить? (А. Чехов)

БСП

5

Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека. (М. Горький)

БСП

6

Сухими  болотами называют места,  носящие в себе все признаки некогда существовавших болот, как-то: кочки, следы родниковых ям и разные породы болотных трав. (С. Аксаков)

П

7

Лукашин остановился,  посмотрел: во рву скапливалась вода. (В. Панова)

БСП

8

Луны не было на небе:  она в ту пору поздно всходила. (И. Тургенев)

БСП

9

Поведение Нагульнова все расценивали по-разному: одни одобряли,   другие порицали,  некоторые сдержанно помалкивали. (М. Шолохов)

БСП

10

До сих пор удивительным и неразгаданным остается: кто же в эту роковую ночь дивизионную школу снял с караула? (Д. Фурманов)

БСП

11

Но я как будто вижу перед собой эту картину: тихие берега, расширяющуюся лунную дорогу прямо от меня к баржам понтонного моста и на мосту длинные тени бегущих людей. (В. Каверин)

П

Таблица №2

Пунктуационное правило, объясняющее постановку двоеточия в  бессоюзном сложном предложении

№ БСП

1.Во второй  части предложения указывается основание, причина того, о чем говорится в первой части.

5, 8

2.Вторая часть предложения представляет собой прямой вопрос.

4, 10

3.Вторая часть  предложения  дополняет первую, в которой  есть глаголы: «видеть», «слышать», «знать»,  «чувствовать» (иногда эти глаголы  опускаются).

3, 7

4. Вторая часть  предложения  разъясняет и раскрывает содержание первой.

1, 9

3.Я поднял глаза и увидел, что на крыше хаты моей стояла девушка.

8. Луны не было на небе, потому что  она в ту пору поздно всходила.

*При подготовке проверочной работы  были  использованы примеры из пособия Д.Э Розенталя «Справочник по русскому языку. Пунктуация» (М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2004)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."

Урок русского языка в 9 классе по теме "Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая в бессоюзном сложном предложении."...

Урок по русскому языку "Бессоюзные сложные предложения"

Урок изучения новой темы. Не оставлен без внимания и вопрос подготовки учащихся к ГИА....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения"...

Конспект урока русского языка "Особенности бессоюзных сложных предложений"

Конспект урока русского языка в 9 классе "Особенности бессоюзных сложных предложений" по программе под редакцией В.В.Бабайцевой....

Урок в 9 классе Бессоюзные сложные предложения

Урок изучения нового материала с применением технологии дифференцированного обучения....

Урок русского языка в 9 классе. Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях

Понятие о бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях...