Элективный курс "Этика речевого общения" 9 класс
элективный курс по русскому языку (9 класс) по теме

Элективный курс "Этика речевого общения" 9 класс поможет учащимся подготовиться к ГИА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

  Ситуация, сложившаяся в современном обществе, когда нормальное общение (без нецензурной брани) уже считается культурным; когда вежливость и элементарное знание норм речевого этикета становятся основной точкой общения в эмоционально положительной тональности.

  Важным условием создания эмоционально – положительной тональности профобщения этого типа являются знания и практические навыки учащихся в области этикета речевого общения (ЭРО): умения учитывать спецификусоциальных ролей говорящих, официальность/неофициальность обстановки, национальная особенность
речевого поведения. Это обеспечит успешное «вхождение» ребенка в любое трудовое сообщество и дальнейшее взаимодействие с его членами.          Курс имеет ярко выраженную практическую направленность. Поэтому особое значение приобретают именно практические формы воспитания у учащихся потребности в овладении ЭРО. В связи с этим большое значение мы придаем созданию на уроке обстановки делового общения, и ее основой становится художественный текст. Реальная ситуация из
повседневной жизни ребенка или ситуация, участником которой он может стать. Школьники предлагают различные варианты ее решения, становясь при этом активными участниками творческого поиска, в результате чего знания не получаются ими из вне, а вырабатывается в процессе коллективного взаимодействия. Данный курс является частью работы по развитию речи и строится с опорой на тексты художественных произведений. Поэтому курс будет, несомненно, полезен всем учащимся, а углубленная работа с текстом станет особенно актуальной для филологически ориентированных школьников.

Кроме того, изучение РЭ способствует развитию лингвистического мышления, дает представление об языковой картине мира и о языке как

национально - культурном феномене.

*

Задачи занятий по ЭРО:

1. Создать проблемную ситуацию, которая подведет к осознанию необходимости и желанию овладеть правилами ЭРО. Обратить внимание учащихся на различия официального и повседневно -бытового общения.

2. Воспитывать ценностное отношение к этикетным действиям, позволяющим строить общение в эмоционально - положительном ключе. Ориентировать учащихся на неконфликтное общение.

3. Формировать у школьников потребность в освоении ЭРО как важной составляющей общей культуры человека.

4. Создать условия для развития навыков коммуникативной компетенции.

5. Создать условия для развития навыков для языковой и  речевой компетенции.

6. Помочь овладеть навыками речевого контроля; оценивать свою речь и речь товарища сточки зрения владения этикетной нормой, находить и исправлять ошибки и недочеты.


Тематическое содержание курса.

Тема

Основные аспекты изучения

Кол-во часов

Дата

1

Понятие об ЭРО как важной части общей культуры человека

Культура речевого поведения. Речевой этикет и вежливость. Коммуникативные намерения, роли говорящих, ситуация общения. Речевой этикет и национальная культура.

1

2

Приветствие.

Роль приветствия в начальной ситуации общения. Основные единицы выражения приветствия в русском языке. Их этимология. Роль жеста при приветствии. Приветствие у разных народов как отражение национально специфических особенностей жизни, быта.

1

3

Прощание.

Прощание как финальная реплика ситуации общения. Основные речевые единицы выражения прощания. Их соотносительность и антонимичность формулам выражения приветствия. Невербальные знаки прощания.

1

4

Обращение,

привлечение

внимания.

Обращение в контактном, дискантном (по телефону, в письме) положении. Обращение к незнакомому собеседнику. Обращение к знакомому собеседнику. Способы обращения на основе личного имени. Национально-культурная специфика русского обращения.

2

5

Знакомство.

Ситуация знакомства. Национально -культурная специфика речевой ситуации знакомства. Единицы речевого этикета, устанавливающие возможность дальнейшего общения. Их выбор в зависимости от ситуации, социальных ролей говорящих. Мимика и жест при знакомстве.

2

6

Поздравление. Пожелание

Речевые действия, благоприятные для адресата. Ситуация поздравления, пожелания и их речевые формулы. Эмоционально-экспрессивное, стилистически повышенное, официально деловое поздравление. Поздравительная открытка и особенности ее оформления.

1

7

Благодарность

Речевые действия, благоприятные для адресата. Основные речевые единицы выражения благодарности. Эмоционально -экспрессивные, стилистически повышенные и официальные формы выражения благодарности. Ответ на благодарность

1

8

Отказ. Извинение

Ситуация отказа. Речевое оформление отказа. Извинение как словесное искупление вины, поступка. Способы извинения в русском речевом этикете. Национально- культурные особенности извинения. Ответ на извинение.

1

9

Просьба.

Побуждающие речевые действия. Речевое оформление просьбы. Стилистически повышенная и стилистически сниженная просьба. Категорическая просьба с оттенком необходимости. Ответные реплики на просьбу.

1

10

Совет.

Побуждающие речевые действия. Речевое оформление совета. Ситуация непрошеного и «прошеного» совета. Совет в официально-деловом общении.

2

11

Дискуссионное

общение

Ситуация спора. Конструктивный спор. Представление собственной позиции ситуации спора (тезис, аргументация). Выражение согласия или несогласия с мнением собеседника.

2

12

 Утешение. Соболезнование

Речевые действия, направленные на подбадривание собеседника. Ситуация реакции на жалобы или на другие огорчения адресата. Речевые формулы утешения, соболезнования. Аргументированное утешение, Ответ на утешение, соболезнование.

1

13

Зачетное занятие

1

итого

17

Как иллюстративный материал к каждому разделу курса могут быть привлечены различные тексты из произведений художественной литературы, отобранные детьми и учителем.

Литература.

1. Акишина А.А., Акишина Т.Е. Этикет русского телефонного разговора. -М.: 1990.

2.  Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков речевого этикета. - Л.: 1990.

3.  Балакай А.Д. Словарь русского речевого этикета. - М.: 2001.

4.   Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: 1986.

5.  Богданова Г.А., Кириченко Г.И. Обучаем речевому этикету. - М.: 1999.

6.  Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: 1981.

7.   Лосский Н.О. Основы этики. М.: 1991.

8.  Школьная  риторика.   Развитие  речи.   Серия  учебных  пособий  для общеобразовательных учебных заведений. - М.: 1996.

9.   Формановская Н.И. Русский речевой этикет. - М.: 2002.




Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 Курс " Средства речевой выразительности " предназначен в качестве элективного курса для 9 класса. Его назначение состоит не только в том, чтобы сформировать функционально грамотную личность, обеспечить языковое и речевое развитие ученика, помочь ему осознать себя носителем языка, но и научить осмысливать текст, всматриваться в особенности лексики, синтаксиса, грамматики в целом.

Данный элективный курс выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), рассчитан на 17 часов. Курс направлен на углубление и расширение знаний учащихся о тексте, на формирование речетворческих способностей, на совершенствование навыков  определения художественно-выразительных средств языка на уровне компетенции.

Цели курса - перспективная: помочь ученику, творчески овладевая русским языком, расширить и углубить знания о законах языка, художественно- выразительных средствах; ближайшая: помочь сориентироваться для успешной сдачи экзамена в условиях обновленной системы государственной аттестации учащихся 9 классов по русскому языку, помочь определиться с профилем для обучения в старших классах.

Задачи курса: 

  1. Расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка.
  2. Совершенствовать речевую культуру учащихся.
  3. Воспитывать  культурно-ценностное отношение к русской речи.
  4. Подготовить учащихся к прохождению итоговой аттестации в новой форме.

Основные направления курса: 1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за средствами художественной выразительности, а также в ходе работы со словарными статьями . 2. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной художественной речи; навыками и умениями анализа художественного текста на примере лучших образцов поэтических произведений.

Содержательной основой является более глубокое осмысление речевой деятельности, культуры речи, обогащение речи изобразительно-выразительными средствами, овладение рациональными приемами и способами решения орфографических и пунктуационных задач.

Форма занятий: 

  1. Лекции с элементами беседы.
  2. Тренинги по определению средств и приемов создания выразительной речи.
  3. Анализ художественных текстов.
  4. Практикум.

      5.   Зачёт.

В результате обучения учащиеся должны осознавать значимость изучения родного языка, испытывать интерес к нему и потребность в его изучении, расширить знания об изобразительно-выразительных средствах языка, научиться видеть их в тексте, а значит лучше справиться с анализом текста на литературе и с анализом текста на экзамене по русскому языку, суметь понять, почему тот или иной текст производит ( или не производит) сильное впечатление ,выбирать только те задания и творческие работы, которые посильны и интересны, развивать навык работы со справочной и научной литературой ,попробовать свои силы в анализе и сравнении понятий, сделать свою собственную речь (устную и письменную) более выразительной, понятной и точной.

Учебно-тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

1.

Введение. Что делает нашу речь выразительной

1

2.

Как простые слова становятся образными. Эпитет

1

3.

Образные сравнения

1

4.

Метафоры

2

5.

Метонимия и синекдоха

2

6.

Олицетворение. Тест №1

1

7.

Гипербола и литота

1

8.

Перифраза

1

9.

Звукопись в художественной речи. Тест №2

1

10.

Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи

1

11.

Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция. Тест №3

2

12.

Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи.

2

13.

Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

1

17

Содержание   курса.

Тема 1 (1час)  Введение. Что делает нашу речь выразительной.

Вводно-презентационное занятие. Познакомить с задачами курса. Дать представление об основных средствах художественной выразительности. Составление словарика основных понятий.

Тема 2 (1час)  Как простые слова становятся образными. Эпитет.

Расширить представление об эпитетах и их разновидностях, учить находить в тексте эпитеты и определять их роль в создании образного строя речи.

Усилительные, уточнительные, контрастные эпитеты.

Тема 3 (1час)  Образные сравнения.

Расширить представление учащихся о сравнении и его роли в речи, формировать навыки нахождения сравнений в художественном произведении и употребления их в речи. Использование  сравнений в лексике  и  морфологии.

Тема 4 (2часа)  Метафоры. Развёрнутая  метафора. Роль метафоры  в  речи. Стилистическая  окраска  метафор.

Тема 5 (2часа)  Метонимия и синекдоха. Познакомить с метонимией и синекдохой как художественно-изобразительными средствами речи, формировать умение находить их в художественных произведениях.

Тема 6 (1час)  Олицетворение. Тест №1.  Познакомить с олицетворением как одним из самых распространенных художественных тропов, формирование умения находить олицетворения в художественных текстах.

Тема 7 (1час)  Гипербола  и  литота. Дать понятие о гиперболе и литоте, их роли в создании выразительности речи, использовании в художественной литературе; учить находить гиперболу и литоту в тексте.

Тема 8 (1час)  Перифраза. Познакомить с выразительно-изобразительной ролью перифразы в тексте, формирование умения находить перифразы в тексте. Образные  и  необразные  перифразы. Тренинг по  определению  гиперболы, метонимии, перифраз.

Тема 9 (1час) Звукопись в художественной речи. Тест №2 Понятие о звукописи, её виды, ассоциативная образность; аллитерация, ассонанс, звукоподражание; функционирование средства в художественном тексте.

Тема 10 (1час)  Фразеология. Типичные ошибки при употреблении фразеологизмов в речи. Повторение фразеологизмов, формирование навыка их употребления в речи, предупреждение возможных ошибок при упот-реблении  фразеологизмов  в  устной  и  письменной речи. Фразеологизмы книжные, разговорные, просторечные.

Тема 11 (2часа)  Стилистические фигуры: анафора, эпифора, градация, парцелляция. Тест №3. Понятие о них, разновидности (повтор, параллелизм, инверсия, риторические конструкции, поли- и асиндетон, антитеза, градация, умолчание), выразительные возможности фигур, способы конструирования.

Тема 12 (2часа)  Практикум по определению роли художественно-изобразительных средств в речи. Презентация творческих проектов учащихся по анализу изобразительно- выразительных средств художественного текста.

Тема 13 (1час)  Зачёт по выявлению художественно-изобразительных средств в тексте.

Список использованной литературы:

  1. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
  2. Краткий словарь литературоведческих терминов (любое издание).
  3. Словарь юного филолога .
  4. Литература: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа,2001.
  5. Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
  6. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен : Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск, “Взгляд”,2004.
  7. Львова С.И. Уроки словесности. 5-9 кл.- М.:Дрофа,2001.
  8. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – М.:Просвещение,1999.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
  2. Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
  3. http://www.ege.edu.ru 
  4. Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
  5. Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol 
  6. Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru 
  7. ГЛАГОЛИЦА Толковый словарь крылатых слов http://www.comiks.ru/dic/ 
  8. http://gramota.ru
  9. http://gramma.ru 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Речевые ошибки и приемы их устранения"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Речев...

Программа элективного курса "Речевой этикет"

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический. Комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творчески хспособностей ...

Элективный курс "Речевой этикет"

Программа элективного курса для 7-8 классов...

Рабочая программа элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционная школа VIII вида

Рабочая прграмма элективного курса "Речевой этикет" 3 класс Коррекционния школа VIII вида...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса "Речевые нормы "

Программа предусматривает  работу с текстом по выявлению речевых ошибок , нарушению стилистических норм.......