Урок по русскому языку для 9 класса. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме

 

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

 

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
  2. Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
  3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.

 

Оборудование урока:

  1. Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
  2. Раздаточный материал для групповой работы.
  3. Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
  4. Выставка лексических словарей.
  5. Фломастеры красные и синие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №2

Урок по русскому языку для 9 класса.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Учителя русского языка и литературы

 

Козаченко Марины Леонидовны.

г. Темрюк.

2013г.

Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.

Цели урока:

  1. Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
  2. Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
  3. Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.

Оборудование урока:

  1. Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
  2. Раздаточный материал для групповой работы.
  3. Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
  4. Выставка лексических словарей.
  5. Фломастеры красные и синие.

Ход урока.

  1. Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению».
  1. Способный легко растрогаться, расчувствоваться.
  2. Придать чему- нибудь окончательную и необходимую форму.
  3. Отзывчивый, гуманный.
  4. Умильный, слащавый в обращении.
  5. Громадный, свойственный титану.
  6. Человек, который ведёт строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
  7. Непринуждённый, натуральный.
  8. Болезненно-угнетённое состояние, тоска, хандра.
  9. Очарование, притягательная сила.
  10. Человек, легко возбудимый с быстрой сменой эмоций.
  11. Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею. А также одну из основных мыслей сочинения, доклада.

Ответы:

  1. сентиментальный.
  2. оформить.
  3. человечный.
  4. елейный.
  5. титанический.
  6. аскет.
  7. естественный.
  8. меланхолия.
  9. обаяние.
  10. сангвиник.
  11. тезис.

1

2.Знакомство с темой урока.

Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.

Сочетаемость – способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи.

3. Слово учителя.

Познакомиться со статьёй «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ» из «Энциклопедического словаря юного филолога».

Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей:

Согласование прилагательного- определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).

Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.

Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса. А только с некоторыми. Например, существует класс слов. объединяющих общим смыслом множество, совокупность: стадо, табун, стая, рой, косяк, орда и т.п.

При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов.

Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц или волков, рой пчёл, косяк рыбы и т.п.

Различия в лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но внутри одного языка – в разные эпохи его развития.

4. Знакомство с другими лексическими словарями и справочниками.

Учитель знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.

  1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Словарь русского языка».
  2. В.П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь».
  3. Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. «Словарь трудностей русского языка».
  4. Д.Э. Розенталь. «Справочник по русскому языку. Управление в русском языке».
  5. Д.Э. Розенталь. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».

2

5. Найдём предложения, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.

  1. Поэма «Мёртвые души» оказала на меня просто неизгладимое впечатление.
  2. Ноздрёв сыграл большую роль в этой истории.
  3. Это не играет никакого значения.
  4. У него особая стать жизни.
  5. Манилов любит жену.
  6. Поэма поможет читателям получить мнение о России XIX века.
  7. Манилов продал мёртвые души Чичикову.
  8. Чичиков не подсчитывал убытки.
  9. Ноздрёв не уделяет внимание семье.
  10. Чичиков придаёт большое значение сбору мёртвых душ.

Ключ: 1,3,4,6,10.

  1. Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).

Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

« И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь. И всё летит… Эх тройка! птица тройка, кто тебя выдумал7 знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябят тебе в очи.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

  1. Редактирование.

Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить её (речевую – фломастером красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает её руководитель, выбранный из числа членов группы.

1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из биографии Гоголя и проанализировать.)

2-я группа: Писатель уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)

3

3-я группа: В «Мёртвых душах» автор чётко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века. ( Неправильно подобрано наречие – «усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мёртвых душах» автор ярко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)

4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. ( Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)

5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мёртвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мёртвые души.)

6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай в уме. Искажён фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай с ума.)

8. Обобщение изученного.

Ученики отвечают на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке?»

9. Домашнее задание.

Найдите словосочетания, которые построены правильно:

  1. преимущество над чем-либо.
  2. роль стали играть.
  3. беспокоиться за сына.
  4. подвести результат.
  5. проявить внимание к кому-либо.
  6. превосходство над кем-либо.
  7. уделить внимание к кому-либо.
  8. оплатить за проезд.
  9. заплатить за проезд.
  10. поднять тост.

М.Л. Козаченко,

Краснодарский край

 г. Темрюк.

4

         -          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).

Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная  :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

Урок по русскому языку 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"

Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации  (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...

Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...

Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...