Урок по русскому языку для 9 класса. Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
методическая разработка по русскому языку (9 класс) по теме
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Цели урока:
- Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
- Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
- Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.
Оборудование урока:
- Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
- Раздаточный материал для групповой работы.
- Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
- Выставка лексических словарей.
- Фломастеры красные и синие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leksicheskaya_grammaticheskaya_sochetaemost_dlya_9_klassa.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №2
Урок по русскому языку для 9 класса.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Учителя русского языка и литературы
Козаченко Марины Леонидовны.
г. Темрюк.
2013г.
Лексическая и грамматическая сочетаемость слов.
Цели урока:
- Познакомить учеников с нормами лексической и грамматической сочетаемости слов.
- Развивать языковое чутьё. Вести работу по предупреждению речевых и грамматических ошибок.
- Поддерживать интерес к чтению русской классической литературы-.
Оборудование урока:
- Выставка к уроку, посвящённая творчеству Н.В. Гоголя.
- Раздаточный материал для групповой работы.
- Плакат «Классификация ошибок, связанных с нарушением сочетаемости слов».
- Выставка лексических словарей.
- Фломастеры красные и синие.
Ход урока.
- Словарная работа «Узнай слово по его лексическому значению».
- Способный легко растрогаться, расчувствоваться.
- Придать чему- нибудь окончательную и необходимую форму.
- Отзывчивый, гуманный.
- Умильный, слащавый в обращении.
- Громадный, свойственный титану.
- Человек, который ведёт строгий образ жизни с отказом от жизненных благ и удовольствий.
- Непринуждённый, натуральный.
- Болезненно-угнетённое состояние, тоска, хандра.
- Очарование, притягательная сила.
- Человек, легко возбудимый с быстрой сменой эмоций.
- Положение, кратко излагающее какую-нибудь идею. А также одну из основных мыслей сочинения, доклада.
Ответы:
- сентиментальный.
- оформить.
- человечный.
- елейный.
- титанический.
- аскет.
- естественный.
- меланхолия.
- обаяние.
- сангвиник.
- тезис.
1
2.Знакомство с темой урока.
Из первых букв записанных слов ученики составляют слово СОЧЕТАЕМОСТЬ и называют тему урока.
Сочетаемость – способность языковых элементов соединяться друг с другом в речи.
3. Слово учителя.
Познакомиться со статьёй «ЛЕКСИЧЕСКАЯ СОЧЕТАЕМОСТЬ» из «Энциклопедического словаря юного филолога».
Слова в предложении связаны друг с другом грамматически и по смыслу. Грамматические связи обеспечивают грамматическую правильность речи. Примеры грамматических связей:
Согласование прилагательного- определения с определяемым существительным в роде, числе и падеже (спелый колос – спелая вишня – спелое яблоко – спелые плоды), глагольное управление существительными (забиваю гвоздь, вышел на улицу, занимались спортом).
Смысловые связи обеспечивают правильность высказывания по смыслу.
Лексическая сочетаемость слова – это его способность вступать в сочетания не с любым словом из какого-либо семантического класса. А только с некоторыми. Например, существует класс слов. объединяющих общим смыслом множество, совокупность: стадо, табун, стая, рой, косяк, орда и т.п.
При необходимости обозначить множество каких-нибудь животных мы не можем сочетать название любого животного с любым из этих слов.
Говорят: стадо коров, табун лошадей, стая птиц или волков, рой пчёл, косяк рыбы и т.п.
Различия в лексической сочетаемости могут быть не только между языками, но внутри одного языка – в разные эпохи его развития.
4. Знакомство с другими лексическими словарями и справочниками.
Учитель знакомит учащихся со словарями различных типов, рассказывает об их особенностях.
- С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. «Словарь русского языка».
- В.П. Жуков. «Школьный фразеологический словарь».
- Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. «Словарь трудностей русского языка».
- Д.Э. Розенталь. «Справочник по русскому языку. Управление в русском языке».
- Д.Э. Розенталь. «Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию».
2
5. Найдём предложения, в которых нарушены правила лексической сочетаемости.
- Поэма «Мёртвые души» оказала на меня просто неизгладимое впечатление.
- Ноздрёв сыграл большую роль в этой истории.
- Это не играет никакого значения.
- У него особая стать жизни.
- Манилов любит жену.
- Поэма поможет читателям получить мнение о России XIX века.
- Манилов продал мёртвые души Чичикову.
- Чичиков не подсчитывал убытки.
- Ноздрёв не уделяет внимание семье.
- Чичиков придаёт большое значение сбору мёртвых душ.
Ключ: 1,3,4,6,10.
- Выразительное чтение наизусть (знакомство с образцовым текстом).
Ученик читает отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
« И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «чёрт побери всё!» - его ли душе не любить её?.. Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь. И всё летит… Эх тройка! птица тройка, кто тебя выдумал7 знать у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать вёрсты, пока не зарябят тебе в очи.
Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?.. Куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
- Редактирование.
Учащиеся делятся на группы. Каждой группе предлагается предложение с речевой или грамматической ошибкой. Ученики должны найти ошибку, исправить её (речевую – фломастером красного цвета, грамматическую – синего), классифицировать ошибку, используя плакат «Ошибки, связанные с нарушением лексической и грамматической сочетаемости слов». От имени группы с ответом выступает её руководитель, выбранный из числа членов группы.
1-я группа: Сегодня хотелось бы рассказать и проанализировать один эпизод из биографии Гоголя. (Глаголы с различным управлением нельзя объединять в ряд однородных членов. Правильно: Сегодня хотелось бы рассказать об одном эпизоде из биографии Гоголя и проанализировать.)
2-я группа: Писатель уделял много места теме Родины. (Искажено устойчивое словосочетание. Правильно: Писатель всегда уделял много внимания теме Родины.)
3
3-я группа: В «Мёртвых душах» автор чётко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века. ( Неправильно подобрано наречие – «усилительное» слово-спутник. Правильно: В «Мёртвых душах» автор ярко изображает жизнь России первой половины девятнадцатого века.)
4-я группа: Вопреки указания цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения. ( Неправильно выбран падеж. Правильно: Вопреки указанию цензуры Гоголь оставил текст поэмы без изменения.)
5-я группа: Чичиков приехал с города к Манилову и попросил продать мёртвые души. (Неправильно выбран предлог. Правильно: Чичиков приехал из города к Манилову и попросил продать мёртвые души.)
6-я группа: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай в уме. Искажён фразеологизм. Правильно: Манилов удивился и подумал, не спятил ли гость невзначай с ума.)
8. Обобщение изученного.
Ученики отвечают на вопрос: «Что вы узнали сегодня на уроке?»
9. Домашнее задание.
Найдите словосочетания, которые построены правильно:
- преимущество над чем-либо.
- роль стали играть.
- беспокоиться за сына.
- подвести результат.
- проявить внимание к кому-либо.
- превосходство над кем-либо.
- уделить внимание к кому-либо.
- оплатить за проезд.
- заплатить за проезд.
- поднять тост.
М.Л. Козаченко,
Краснодарский край
г. Темрюк.
4
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Корень слова-значимая часть"
МБОУ «Андреевская ООШ»...
План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"
Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе «Основные способы образования слов в русском языке» ( В соответствии с требованиями ФГОС).
Урок «открытия нового знания» по теме: Основные способы образования слов в русском языке. Цели урока: а) содержательная :расширить понятийную базу об основных способах образования слов; с п...
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
Урок по русскому языку 8 класс "Строение и грамматическое значение предложения"
Надеюсь, что этот урок заинтересует учителей русского языка. Он построен по методике обучения русскому языку средствами субъективизации (методика проф. Г.А. Бакулиной).Содержание и организация у...
Конспект урока по русскому языку. УМК "Перспективная начальная школа".Тема: Состав слова. Как собрать и разобрать слово, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Состав слова. Как собрать и разобрать словоЦели деятельности учителя: актуализация знаний о понятии «родственные слова»; формирование умения выделять кор...
Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» Тип урока: урок изучения нового материалаЦель: Познакомить с понятием «морфема». Дат...