Разработка урока по русскому языку в 5 классе на тему "Корень слова-значимая часть"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Светлана Владимировна Нягашкина

 

МБОУ «Андреевская ООШ»

 

 

 

 

                                                             

 

                            Урок русского языка  в 5 классе                  

 

Тема: Корень слова-значимая часть

 

Учитель русского языка и литературы-

Нягашкина Светлана Владимировна,Iкв.категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с.Андреевка-2013г.

Тема: Корень слова- значимая часть

Цели: закрепить умение выделять в слове окончания и основу;

            научить учащихся обозначать в слове корень, подбирать однокоренные

            слова,правильно их произносить;

            совершенствование действия морфемного анализа слов;

            заинтересовать учащихся в познании своих «корней», помочь осознать, какое место  

            они занимают в древе жизни своей семьи;

            привить любовь к природе, родному краю, учёбе.

 

Оборудование: Толковый словарь Ожегова,рисунки,перфокарты, плакаты с изображение древа жизни, дополнительный материал: «Весёлая грамматика», «Я познаю мир», «Подсказки на каждый день».

                                                                   Эпиграф: Корень слова- значимая часть

                       Над словами держит власть

                           Выясни умело линию родства-

                          Однокоренные подбери слова

 

Ход урока

I.Орг.момент.

Сообщение темы,целей урока

II.Актуализация

Учитель: Нам уже известно,что слова могут изменяться. Запишите в тетрадях изменение слова парта по падежам. (Это задание выполняет на классной доске ученик)

И.п. парта

Р.п.парты

Д.п.парте

В.п.парту

Т.п.парты

П.п. о парте

-Найдите часть слова,котораяизменяется?Обозначьте её.

-Как называется изменяемая часть слова?

(Эта часть называется окончанием)

-Для чего служит окончание в предложении?

(Для связи слов в предложении)

Как называется часть слова без окончания?

(Эта часть слова называется основой)

Чтение стихотворения хором.

Часть слова,которая изменяется.

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

III.Формирование новых знаний

Ребята, сегодня мы узнаем,какая часть входит в основу слова.

Сравните основы: пришкол-, школ-.

Выделим общую часть,назовите общую часть.

(Общая часть школ-)

-Как называется эта общая часть?

(Эта общая часть называется корнем)

-Сравним три рисунка (показ рисунков)

-Что изображено на этих рисунках?

(Деревья)

-Рассмотрим каждое из них.(Рис.№1)

-Из каких частей состоит дерево? Какие части дерева вам известны?

(…на рисунке ветви,ствол,корень)

-Какая часть для дерева самая важная?

(Самая важная часть-корень)

-Почему?

(Без корня дерево не может расти)

-Рассмотрим другое дерево(Рис.№2),семейное.Кого вы видите?

(…бабушку,дедушку,маму,папу,ребёнка)

-Бабушка,дедушка,мама,папа,ребёнок-родные друг другу люди,родственники.

-Почему людей называют родственниками?

(Они относятся к одному роду)

-Вот это дерево называется «деревом жизни»,которое показывает вашу родословную.

-А вы знаете свою родословную?

-Кто был вашим дедом,прадедом,прапрадедом?Об этом узнаете у ваших родителей,постарайтесь составить ваше «древо жизни».

-(Рис.№3).Это  дерево словообразовательное.На его ветвях «растут слова»

-Давайте послушаем сказку.

«Семья слов»

Давно это было.На одной волшебной поляне поселились корни.Они обладали удивительной способностью разрастаться.Когда корень разрастался,из него появились слова-веточки,назывались они однокоренными.А так как они все были дети одного корня-папы,то ещё их называли родственными.Общую главную часть родственных слов так и зовут теперь корнем.Из глубокого уважения к родителю однокоренные,родственные слова соорудили корню домик.Вот такой огромный и уютный.

Ученик. Стихотворение «Как растут слова» (Е.Измайлов)

Вывод:Корень-это значимая часть слова,в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Чтение правила учениками по учебнику-хором)

-Выступление ученика «Корень»(СловарьС.И.Ожегов)

Физкульминутка.

IV.Формирование умений и навыков

Лес.Беседа о лесе-родной край(аутотренинг)

1.Словарная работа.

Лесистый-заросший лесом

Перелесок-небольшой лес,отдалённый полянами от других лесных участков

Подлесок-кустарники и мелкие деревья

Полесье-низменная лесистая местность                  

Задание классу.

Составить небольшой связной рассказ о лесе,включая данные опорные слова и выражения

Лесные ягоды,опытныйлесник,лесистый край,выйти из леса,перелесок возле речки,поход в лес.

2.Работа

А) по перфокартам

-Правильно распределить данные слова по частям

Основа

Окончание

приставка

корень

суффикс

вы

пис

а

ть

 

Нести,смотреть,вывезти,вести,лётчик,переводчик,грузчик,абрикосовый,лесок,водный.

В) тест по теме «Словообразование»

3.Упр.381

4.Игра «Составь слова»

Обговорить-взять приставку

Думать-корень

Читать-суффикс

Петь-окончание

Обдумать

5.Головоломка

По

Держ

Сво

Ан

Ник

Й

Кажд

В

Ник

Е

Ать

Ряд

Уч

Ев

Обяз

Ый

Дн

Конь

К

Е

 

Ответ: Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник

-Беседа о дневниках

Итог урока

-С какой частью слова мы познакомились?

-Почему корень главная часть слова?

-Являются ли однокоренными следующие слова:

платок,платить,оплата

Загадка.

Корень мой находится в центре,

В очерке найти приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Всё же в дневнике я и в журнале

(Оценка)

Объявление оценок

V.На дом

1.П.73,упр.384(1в)-1часть,(2в)-2часть

2.И/з-построить домик для слов: ученик,зима

3.Для слаб.учеников-карточки

4.Повторить правило по алгоритму

К-ГЗЧ

ОЛЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_konkursa_word.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Андреевская ООШ»

        

                            Урок русского языка  в 5 классе        

Тема: Корень слова-значимая часть

Учитель русского языка и литературы-

Нягашкина Светлана Владимировна,Iкв.категории

с.Андреевка-2013г.

Тема: Корень слова- значимая часть

Цели: закрепить умение выделять в слове окончания и основу;

            научить учащихся обозначать в слове корень, подбирать однокоренные

            слова,правильно их произносить;

            совершенствование действия морфемного анализа слов;

            заинтересовать учащихся в познании своих «корней», помочь осознать, какое место  

            они занимают в древе жизни своей семьи;

            привить любовь к природе, родному краю, учёбе.

Оборудование: Толковый словарь Ожегова,рисунки,перфокарты, плакаты с изображение древа жизни, дополнительный материал: «Весёлая грамматика», «Я познаю мир», «Подсказки на каждый день».

                                                   Эпиграф: Корень слова- значимая часть

                       Над словами держит власть

                           Выясни умело линию родства-

                          Однокоренные подбери слова

Ход урока

I.Орг.момент.

Сообщение темы,целей урока

II.Актуализация

Учитель: Нам уже известно,что слова могут изменяться. Запишите в тетрадях изменение слова парта по падежам. (Это задание выполняет на классной доске ученик)

И.п. парта

Р.п.парты

Д.п.парте

В.п.парту

Т.п.парты

П.п. о парте

-Найдите часть слова,котораяизменяется?Обозначьте её.

-Как называется изменяемая часть слова?

(Эта часть называется окончанием)

-Для чего служит окончание в предложении?

(Для связи слов в предложении)

Как называется часть слова без окончания?

(Эта часть слова называется основой)

Чтение стихотворения хором.

Часть слова,которая изменяется.

Окончанием называется.

Остальную же часть слова

Именуем мы основой.

III.Формирование новых знаний

Ребята, сегодня мы узнаем,какая часть входит в основу слова.

Сравните основы: пришкол-, школ-.

Выделим общую часть,назовите общую часть.

(Общая часть школ-)

-Как называется эта общая часть?

(Эта общая часть называется корнем)

-Сравним три рисунка (показ рисунков)

-Что изображено на этих рисунках?

(Деревья)

-Рассмотрим каждое из них.(Рис.№1)

-Из каких частей состоит дерево? Какие части дерева вам известны?

(…на рисунке ветви,ствол,корень)

-Какая часть для дерева самая важная?

(Самая важная часть-корень)

-Почему?

(Без корня дерево не может расти)

-Рассмотрим другое дерево(Рис.№2),семейное.Кого вы видите?

(…бабушку,дедушку,маму,папу,ребёнка)

-Бабушка,дедушка,мама,папа,ребёнок-родные друг другу люди,родственники.

-Почему людей называют родственниками?

(Они относятся к одному роду)

-Вот это дерево называется «деревом жизни»,которое показывает вашу родословную.

-А вы знаете свою родословную?

-Кто был вашим дедом,прадедом,прапрадедом?Об этом узнаете у ваших родителей,постарайтесь составить ваше «древо жизни».

-(Рис.№3).Это  дерево словообразовательное.На его ветвях «растут слова»

-Давайте послушаем сказку.

«Семья слов»

Давно это было.На одной волшебной поляне поселились корни.Они обладали удивительной способностью разрастаться.Когда корень разрастался,из него появились слова-веточки,назывались они однокоренными.А так как они все были дети одного корня-папы,то ещё их называли родственными.Общую главную часть родственных слов так и зовут теперь корнем.Из глубокого уважения к родителю однокоренные,родственные слова соорудили корню домик.Вот такой огромный и уютный.

Ученик. Стихотворение «Как растут слова» (Е.Измайлов)

Вывод:Корень-это значимая часть слова,в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Чтение правила учениками по учебнику-хором)

-Выступление ученика «Корень»(СловарьС.И.Ожегов)

Физкульминутка.

IV.Формирование умений и навыков

Лес.Беседа о лесе-родной край(аутотренинг)

1.Словарная работа.

Лесистый-заросший лесом

Перелесок-небольшой лес,отдалённый полянами от других лесных участков

Подлесок-кустарники и мелкие деревья

Полесье-низменная лесистая местность        

Задание классу.

Составить небольшой связной рассказ о лесе,включая данные опорные слова и выражения

Лесные ягоды,опытныйлесник,лесистый край,выйти из леса,перелесок возле речки,поход в лес.

2.Работа

А) по перфокартам

-Правильно распределить данные слова по частям

Основа

Окончание

приставка

корень

суффикс

вы

пис

а

ть

Нести,смотреть,вывезти,вести,лётчик,переводчик,грузчик,абрикосовый,лесок,водный.

В) тест по теме «Словообразование»

3.Упр.381

4.Игра «Составь слова»

Обговорить-взять приставку

Думать-корень

Читать-суффикс

Петь-окончание

Обдумать

5.Головоломка

По

Держ

Сво

Ан

Ник

Й

Кажд

В

Ник

Е

Ать

Ряд

Уч

Ев

Обяз

Ый

Дн

Конь

К

Е

Ответ: Обязан каждый ученик держать в порядке свой дневник

-Беседа о дневниках

Итог урока

-С какой частью слова мы познакомились?

-Почему корень главная часть слова?

-Являются ли однокоренными следующие слова:

платок,платить,оплата

Загадка.

Корень мой находится в центре,

В очерке найти приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали

Всё же в дневнике я и в журнале

(Оценка)

Объявление оценок

V.На дом

1.П.73,упр.384(1в)-1часть,(2в)-2часть

2.И/з-построить домик для слов: ученик,зима

3.Для слаб.учеников-карточки

4.Повторить правило по алгоритму

К-ГЗЧ

ОЛЗ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"

урок по русскому языку 6 класс по теме "Глагол как часть речи"...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...