Безлично-предикативные слова
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Безлично-предикативные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon file_20111112200509.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Безлично-предикативные слова (категория состояния).

     Безлично-предикативные слова, или категория состояния, - это знаменательные неизменяемые именные и наречные слова, которые обозначают состояние и употребляются в функции сказуемого в безличном предложении.

Семантические признаки категории состояния.

Безлично-предикативные слова характеризуются единым значением - выражением состояния или его оценки. Это может быть психическое или физическое состояние живых существ, состояние природы и окружающей среды, состояние с модальной окраской, оценка состояния с морально-этической точки зрения, с точки зрения протяженности во времени, пространстве и т.д. 

                                                Разряды безлично-предикативных слов по значению.

Психическое и физическое состояние живых существ, состояние природы, окружающей среды и обстановки.

Состояние с модальной окраской (необходимость, возможность, долженствование)

Оценка состояния или положения

Психическое состояние человека

Волевое состояние человека

Физическое состояние живых существ

Состояние природы, окружающей среды и обстановки

Грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, боязно, досадно, совестно, весело, скучно и др.

Лень, охота, неохота, неволя.

Больно, тошно, гадко, дурно, душно, противно и др.

Темно, светло, тихо, холодно, морозно, дождливо, солнечно, чисто, грязно, ветрено и др.

Можно, нужно, возможно, должно, надо, необходимо, надобно, угодно, нельзя.

Поздно, рано, время, пора, далеко, близко, высоко, низко; грех, ужас, стыд, хорошо, удобно, плох, легко; видно, слышно и др.

И вам не совестно так поступать? Вам скучно со мной.

И охота вам с этим возиться? Мне лень руку поднять.

В комнате душно. Нам больно вспоминать прошлое.

К вечеру стало тихо и тепло. В гостиной было шумно и беспорядочно.

Вам нельзя отставать от друзей. Тебе необходимо думать о будущей профессии.

Теперь уж поздно. На судьбу тебе грех жаловаться.

Основные морфологические признаки категории состояния.

  1. Неизменяемость, т.е. отсутствие форм склонения и спряжения.
  2. Наличие суффикса –о у слов, образованных от имен прилагательных и наречий, например: нужно, видно, холодно, жутко.
  3. Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются безлично-предикативные слова, например: холодно, было холодно, будет холодно; стало весело, станет весело.
  4. Сохранение форм сравнения словами на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий, например: Было холодно – станет холоднее.

Синтаксические признаки категории состояния.

  1. Синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении (в сочетании с инфинитивом или без него). Например: В комнате душно. На улице было пасмурно.
  2. Не согласуются и не управляются, могут только сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, стать, становиться, делаться), выражающей время и наклонение. Например: Мне становилось грустно. Мне делалось неприятно и неловко.
  3. Могут управлять именами существительными и местоимениями в форме дательного падежа без предлога и родительного и предложного с предлогами. Например: На улице было пасмурно. Вам может быть скучно у меня.

При категории состояния часто употребляется зависимый инфинитив. Например: На снег больно было смотреть.

  1. В отличие от наречий и прилагательных безлично-предикативные слова никаких слов не определяют, т.е. к ним нельзя задать вопрос. Например: Он смотрел грустно (наречие определяет глагол). Его лицо было грустно ( прилагательное определяет существительное). Ему было грустно (категория состояния).

Таким образом, безлично-предикативные слова выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков, основные из которых следующие: значение «недейственного» состояния, функция безличного сказуемого, неизменяемость.

Образование безлично-предикативных слов.

  1.     Безлично- предикативные слова на –о соотнесены с краткими прилагательными и наречиями: тепло, жарко, далеко, близко, тихо и др. С именами прилагательными и наречиями эти формы сближаются общностью словообразовательных признаков и наличием форм сравнения: Мне стало еще тоскливее.

Краткие прилагательные переходят в разряд категории состояния в результате утраты ими форм склонения и закрепления в позиции сказуемого, а впоследствии приобретения ими значений времени, которые заключаются в глагольной связке.

   Среди безлично-предикативных слов на –о выделяется группа слов, которые не имеют омонимов среди наречий и кратких прилагательных, например: можно, надо, нужно, до’лжно, стыдно, боязно, совестно, тошно, щекотно и др. В них особенно заметно развиваются синтаксические свойства глагола, например, управлять винительным падежом.

   В сочетании «инфинитив + слово на –о» бывает трудно различить безлично-предикативные слова и наречия или краткие прилагательные среднего рода. Рассмотрим примеры: Обманывать друзей нехорошо. Ждать скучно. Об этом приятно вспомнить. Путешествовать в пустыне опасно. Считается, что синтаксическая  природа такой конструкции обусловливается порядком ее компонентов. Если инфинитив предшествует слову на –о, то он является подлежащим, а предложение двусоставным  личным, в котором слово на –о – краткое прилагательное среднего рода. Обычно такое предложение произносится с характерной интонацией двучленности, четко противопоставляющей группу подлежащего и группу сказуемого ( Обманывать друзей / нехорошо). В том же случае, когда слово на –о предшествует инфинитиву (Нехорошо обманывать друзей), предложение расценивается как безличное, а инфинитив зависит от безлично-предикативного слова.

Однако не всегда можно полагаться на порядок слов в предложении – важна совокупность семантико-синтаксических признаков. Сопоставим два предложения: Ему больно глотать. Ему вредно курить.

   1) Слово больно безлично-предикативное, оно выражает состояние субъекта и может выступать и вне сочетания с инфинитивом: Ему больно. Слово вредно имеет оценочное значение, оно обозначает признак, характеристику действия, что сближает его с именем прилагательным. Вне сочетания с инфинитивом оно не может употребляться, нельзя сказать « Ему вредно».

Оценочные слова могут быть сказуемыми только в личном предложении, в частности при подлежащем, выраженном инфинитивом.

  2) Двусоставность конструкций с оценочными словами на -о подтверждается возможностью синонимических замен обоих главных членов. Инфинитив можно заменить отглагольным существительным: Курить вредно – Курение вредно. Слово на –о допускает замену описательным выражением: Курить – вредное занятие.

В сочетании инфинитива с безлично-предикативным словом подобные замены невозможны.

 3) Форма дательного падежа в безличном предложении обозначает субъект состояния: Глотать ему больно, то есть «он испытывает боль при глотании».

   Форма дательного падежа в конструкциях с оценочными словами имеет значение не субъекта, а объекта с оттенками выгоды, назначения, интереса. Форма дательного падежа не является органически существенным членом конструкции и ее можно опустить: Курить вредно.

4) Синтаксическая роль инфинитива в сравниваемых конструкциях различна. В предложениях с оценочными словами инфинитив является подлежащим, в безличных предложениях инфинитив – зависимое, он образует вместе с безлично-предикативным словом сказуемое.

 Таким образом, предложения: Ему больно глотать и Ему вредно курить – имеют разные синтаксические конструкции.

  Исходя из этого, некоторые лингвисты не включают оценочные слова в категорию состояния.

  1.    Небольшая группа этимологически связана с именами существительными: грех, стыд, мука, жаль, пора, время, недосуг и др.  При переходе в безлично-предикативные слова они теряют значение предметности и формы падежей, рода, числа. Например: Пора добраться до картечи! Недосуг мне с тобой разговаривать.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....