Лингвистические единицы(ГИА 9 класс)
статья по русскому языку (9 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Лингвистические единицы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из интернета22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Лингвистические единицы(ГИА 9 класс)

В составе лингвистики выделяют разделы в соответствии с разными сторонами её предмета.

Так, фонетика и графика изучают «воспринимаемую» (слухом или зрением) сторону языковых знаков

Лексикология изучает индивидуальные свойства отдельных языковых знаков, а грамматика — общие правила их комбинации, употребления и понимания.

Внутри грамматики принято выделять такие разделы, как морфология (наука о грамматических свойствах слова) и синтаксис (наука о грамматических свойствах предложения и словосочетания). Единицами синтаксиса принято считать структуру таких конструируемых единиц языка, как свободное словосочетание и предложение

 Из опыта работы по обучению сочинению на лингвистическую тему.

На наш взгляд, на  начальном  этапе обучения сочинению учащимся можно предложить  «речевые формулы», которые помогут составить представление о требованиях к высказыванию на любую лингвистическую тему. На наш взгляд,  эти речевые структуры обогатят речь учащегося, покажут образец ответа и дадут возможность творчески подойти к самостоятельной работе.

Речевые  «формулы» для обучения сочинению на тему «Роль знаков препинания»

Знак препинания

 Смыслоразличительная функция знака препинания

Общие замечания  о роли знаков препинания (возможны  и как тезис вступления к работе о роли знаков препинания, и как вывод в сочинении на лингвистическую тему)

Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения.

Передают логику предложения, связь между частями предложения.

Вносят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами.

Передают на письме оттенки смысла.

Могут быть средством выражения состояния пишущего.

Основное назначение пунктуации - передавать логику  предложения, связь между его частями.

Знаки препинания отмечают начало или конец синтаксической единицы.

Одни знаки препинания, как и слова, расчленяют поток письменной речи на высказывания, другие помогают различить «свои» и «чужие слова, третьи делят высказывания на простые предложения, четвёртые выделяют в составе высказывания специфические конструкции.

Запятая

Указывает на следование объектов и событий друг за другом.

Информирует о наличии в предложении структурно равноправных элементов.

Точка

Указывает на законченность предложения с точки зрения пишущего.

 Указывает на завершённость высказывания.

Указывает на законченность мысли.

Вопросительный

знак в конце предложения

Указывает  не только на членение речи, но  и на вопросительный характер предложения, на особый его тип по цели высказывания, требует ответа.

Указывает на ожидание ответа.

Восклицательный  знак в конце предложения

Показывает, насколько сильно  автора волнует  содержание  его собственного высказывания.

Указывает на эмоциональную напряжённость

Двоеточие

Ставят, когда хотят показать, что далее следует пояснение сделанного сообщения (перед рядом однородных членов, в бессоюзном  сложном предложении, перед прямой речью)

Указывает на разъяснение предыдущей части высказывания.

Тире

Хотят указать, что в предложении есть пропуск каких-либо слов.

Указывает на следование событий друг за другом.

Указывает на временной  интервал.

В обозначении чередования: хотят сказать, что в диалоге сменился автор или от прямой речи перешли к обычному тексту.

Указывает на варианты названия.

Значение противоположности (Я  мрачен - ты весел).

 Указывает на значение следования - одно событие следует за другим - внезапно, вопреки ожиданиям (Отступил - и вдруг споткнулся).

Указывают, что событие происходит т закономерно, как следствие предыдущего. (Хочешь есть - работай вместе со всеми).

Кавычки

Хотят указать, что заключенное в них сообщение принадлежит не автору.

Обозначают границы прямой речи или цитаты.

Заключают в кавычки сообщение, от которого пишущий хочет «откреститься».

Скобки

Ставят, когда хотят указать, что сообщение несёт не основную, а дополнительную информацию.

Указывают на вспомогательный характер информации.

Точка с запятой

Указывает на то, что именно здесь граница основной части сообщения, но далее есть другая информация - для размышления читателя.

Многоточие

Передаёт недосказанность, недоговорённость.

Отражает эмоциональную окраску речи - передаёт прерванность  мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением.

Указывает на неполноту информации.

Может передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл.

Сочинение на лингвистическую тему (в 9-м классе) и теоретически, и практически базируется на стандартах образования, позволяет проверить уровень речевой компетенции  за  основную школу и перевести речевую компетенцию учащихся на новую ступень – ЕГЭ.

Шаблоны для С2.1

1. Зачем нужны запятые?

Запятые, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Запятые могут отделять части сложного предложения или однородные члены друг от друга, а могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением. Так, например, в предложении … («…») запятые отделяют (однородные члены предложения), а в предложении … («…») запятые выделяют (вводные слова, обращения, обособленные члены)

Без сомнения, запятые – очень важные пунктуационные знаки, без которых смысл предложения был бы не ясен. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать».

2. Зачем нужно двоеточие?

Двоеточие, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Двоеточие может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Двоеточие используется в бессоюзном сложно предложении.

Без сомнения, двоеточие – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

3. Зачем нужно тире?

Тире, как и другие знаки препинания, помогают понять структуру предложения, а значит, смысл написанного.

Тире может отделять обобщающее слово от однородных членов предложения.

Также оно может отделять прямую речь от слов автора.

Тире используется в бессоюзном сложно предложении.

Кроем того, тире разделяет подлежащее и сказуемое.

Без сомнения, тире – очень важный пунктуационный знак, без которого смысл предложения был бы не ясен.

4. Зачем нужна пунктуация?

   Пунктуация – важный раздел языкознания, который изучает постановку знаков препинания.

Без пунктуации в языке не обойтись. Вспомнить хотя бы хрестоматийную фразу: «Казнить нельзя, помиловать». Без запятой в этом предложении будет неясно, то ли надо казнить, то ли миловать.

   Знаки препинания выполняют разделительную и выделительную функцию. Они могут разделять однородные члены или части сложного предложения, как в предложении … («…») Также они могут выделять обособленные члены или слова, грамматически не связанные с предложением, как в предложении … («…»)

   Без сомнения, без пунктуации в письменной речи не обойтись.

5. Зачем нужна орфография?

   Орфография – важный раздел языкознания, который изучает правила написания слов.

Без орфографии в языке не обойтись.

   Слова, одинаково звучащие, могут писаться совершенно по-разному. И это не для того, чтобы запутать бедных учеников, а для того чтобы различать значения слов. Так, например, в предложении … слово «…» пишется (слитно, раздельно, через дефис, с гласной …,) А если бы мы написали это слово «…», то предложением получило бы совсем другой смысл. …  

   Без сомнения, без орфографии в письменной речи не обойтись.

Роль  архаизмов в речи

Архаизмы – это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова – старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты. Зачем же они нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Роль однородных членов предложения в речи.

Однородные члены предложения – это ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, а не одного, поэтому описание будет более точным.

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.

В художественной речи, с помощью однородных членов предложений, создаётся такая фигура, как градация – расположенные по мере возрастания синонимы.

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.

Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стиле, для создания вопроса на ответную форму изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – это важное изобразительно-выразительное средство.

Роль вводных слов и предложений.

Вводные слова – это специальные слова или сочетания слов, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенность и неуверенность ( примеры ). С их помощью можно передавать различные чувства ( примеры ).

А что вы будете делать, если вам надо сообщить откуда вы взяли эту информацию. Конечно, вы тогда будете использовать водные слова, указывающие на источник сообщения ( примеры ).

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мысли.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

Роль средств выразительности в речи.

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно – выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения делают речь яркой и выразительной.

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопрос на ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. ( по данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть, какую роль они там играют).

Без выразительности, речь была бы убогой и не выразительной.

                           Роль вводных слов и предложений.

Вводные слова – специальные слова,   при помощи  которых говорящий  выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

Вводные слова могут выражать уверенности и неуверенность.

С их помощью можно передавать различные чувства.

А что вы будете делать, если вам надо сообщить, откуда вы взяли данную информацию? Конечно, вы тогда будете использовать вводные слова, указывающие на источник сообщения.

В научном стиле, где главное – логика, вы будете использовать вводные слова, указывающие на порядок мыслей.

Часто мы думаем, что вводные слова не нужны, но мы сами не замечаем, как используем их в речи.

                        Роль средств выразительности в речи.

В художественном и публицистическом стилях речи широко используются изобразительно-выразительные средства.

Так, например, эпитеты – красочные определения - делают речь яркой и выразительной.

Метафоры – слова в переносном значении – придают речи образность.

Риторический вопрос создаёт вопросно-ответную форму изложения и иллюзию диалога с читателем. (По данной теме надо найти выразительные средства в тексте и посмотреть ,какую роль они там играют)

Без выразительных средств наша речь была бы убогой и невыразительной

                         Роль риторических вопросов в тексте.

Риторические вопросы – это вопросы, не требующие ответа. Зачем же тогда они нужны?

Риторические вопросы используются в художественном и публицистическом стилях для создания вопросно-ответной формы изложения. С помощью неё создаётся иллюзия беседы с читателем.

Риторические вопросы также являются средством художественной выразительности. Они акцентируют внимание читателя на проблеме.

Таким образом, риторический вопрос – важное изобразительно-выразительное средство

Роль цитат в речи.

  Цитаты – это дословные выдержки из высказываний и сочинений кого – либо, приводимые для подтверждения или пояснения своей мысли.

  Цитаты могут стоять при словах автора и представлять собой прямую речь.

  Но цитата может вводиться в авторскую речь и как часть предложения. В этом случае она выделяется кавычками, но пишется с маленькой буквы.

  Если цитата приводится не полностью, то на месте пропущенных слов ставится многоточие.

  Если цитируется стихотворный текст, то он пишется в столбик и без кавычек.

   Без цитат мы не смогли бы сослаться на авторитетное мнение или аргументировать своё высказывание. (примеры из текста)

   Итак, цитаты важны в речи, особенно в рассуждении.

Разряды и функции частиц в русском языке.

  Частица – служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки,  значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предложения.

  Частицы делятся на две основные группы: формообразующие и модальные (смысловые).

  Формообразующие образуют повелительное и условное наклонение (примеры).

  Смысловые вносят различные оттенки значения: отрицания, вопроса, уточнения, выделения, сомнения (примеры).

  Таким образом, частицы – важная часть речи, без которой в русском языке не обойтись.

Когда мы ставим запятые в предложениях с однородными определениями?

  В синтаксисе различают однородные и неоднородные определения. Между однородными ставится запятая, а между неоднородными - нет. Как же их различать?

  Однородные определения одинаково относятся к определяемому слову. В этом случае они произносятся с перечислительной интонацией и допускают вставку союза  «И» (пример).

  Неоднородные определения относятся к определяемому слову по – разному. Непосредственно к существительному относятся только ближайшие из них, а другое относится ко всему словосочетанию первого определения с существительным. В этом случае определения произносятся без перечислительной интонации и не допускают вставки союза «И» (пример).

  Мы ещё раз пришли к выводу, что с пунктуацией в русском языке не всё так просто.

Роль архаизмов в речи.

Архаизмы - это устаревшие слова в лексике русского языка. Также архаизмами называются устаревшие слова - старославянизмы. У них есть современные русские эквиваленты . Зачем же они тогда нужны?

Архаизмы используются в речи, когда нужно создать колорит эпохи. Такие слова используются в исторических романах, в сценариях исторических фильмов.

Также архаизмы используются  для создания высокого стиля речи.

Таким образом, устаревшие слова играют важную роль в современном русском языке.

Роль однородных членов в речи.

Однородные члены  - ряд одинаковых членов предложения, соединенных между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или только интонационно.

Однородные члены предложения используются в речи для конкретизации и точности описания. Когда предмет описывается с помощью нескольких определений, насколько более точно будет описание.

Однородные члены предложения показывают одновременность или последовательность действий.

В художественной речи с помощью однородных членов создается такая фигура, как градация - расположенные по мере возрастания синонимы.

Итак, мы пришли к выводу, что однородные члены предложения важны в языке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествия по теме: "Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц" 2 класс VIII вида

Данная презентация позволяет провести урок математики в виде игры-путешествия, закрепить материал по теме: "Уменьшение и увеличение числа на несколько единиц" во 2 классе по программе VIII вида....

Экскурсия по стране Синтаксис (лингвистическая игра), 5 класс

Данная разработка позволяет обобщить  изученный материал по теме "Синтаксис" в 5 классе. Это увлекательный урок-путешествие по станциям "Повторяй-ка", "Узнавай-ка", "Убирай-ка" и т.д....

Сочинение на лингвистическую тему.8 класс.

Сочинение на лингвистическую тему. 8 класс....

Командная игра по русскому языку «Лингвистический марафон» (5 КЛАСС)

Цель игры: систематизировать  и обобщить знания учащихся по грамматике и орфографии, прививать интерес к русскому языку, развивать умение действовать в группе. Данная игра может использоваться ка...

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему 9 класс в рамках ГИА

Работа выполнена в программе POWER POINT со ссылкой на лингвистов, авторов высказываний. В работе использован материал 2012-2013 учебного года:1)•«Высокая культура речи заключается в умении найти не т...

Охрана окружающей среды. Список лексических единиц.10 класс. Spotlight

Для быстрого и эффективного освоения лексики по теме "Охрана окружающей среды" я  предлагаю использовать парное лото.Материал на карточках должен быть разрезан  и смешан. Дети, работая в пар...

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц ( 1 класс)

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц. Математика, 1 класс...