Внеклассная работа по предмету
материал по русскому языку по теме

Филиппова Елена Геннадьевна

Предметный кружок и школьная газета

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа работы кружка

«Проба пера»

Предмет: русский язык                                                        Учитель Е.Г. Филиппова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Идея создания кружка юных корреспондентов возникла по нескольким причинам. Во-первых, в современной школе все больше внимания уделяется вопросу развития речи учащихся. Во-вторых, роль средств массовой информации велика в формировании общественного мнения. В-третьих, школьники сами постоянно пытаются писать в районную газету о проведенных мероприятиях, акциях, праздниках, конкурсах. Чтобы направить их желание писать в нужное русло, научить ребят правильно, грамотно излагать свои мысли, создана программа работы кружка юнкоров «Проба пера».

Все ребята, выразившие желание стать членом кружка «Проба пера» должны написать сочинение на одну из предложенных им тем или на свободную тему, чтобы руководитель мог оценить возможности и способности каждого.

Примерные темы сочинений:

  1. «Моя заветная мечта»
  2. «Что я могу сделать для России»
  3. «Люблю свой край»
  4. «Твой друг»

Цель программы: приобщение подростков к общественной жизни района и формирование мировоззрения посредством СМИ.

Задачи:

  1. Научить школьников различать газетные жанры, стили написания материалов в средствах массовой информации.
  2. Развивать навык анализа газетных статей, умение самостоятельно писать и составлять интервью, репортажи; различать жанры газетных материалов, уметь выбирать интересные темы, разговорить собеседника.
  3. Воспитывать интерес к СМИ, любовь к родному краю, уважение к окружающим людям.

Концептуальная основа – личностно-ориентированная технология, направленная на изменение образовательной ситуации. Конечной педагогической целью является развитие социальной структуры личностных качеств – уровня жизненного опыта личности.

Основные методические принципы обучения в ходе реализации курса обеспечивают:

  1. Социокультурную направленность содержания языкового материала;
  2. Деятельностный характер обучения через решение конкретных коммуникативных задач;
  3. Осознание учащимися практической значимости приобретённых знаний;
  4. Приоритетное значение сформированности проектной технологии;
  5. Работу с новейшей социокультурной информацией из газет, журналов, ТВ, Интернета.

Кружок посещают школьники 5-11 классов, возраст 10-17 лет.

Программа кружка рассчитана на 9 месяцев. Планируется проводить одно занятие в неделю, по два часа каждое. Данная программа поможет детям реализовать свои литературные способности, научит грамотно излагать свои мысли, разовьет умение использовать факт как первую ступеньку к написанию интересного материала.

ТЕМАТИЧЕСКИИ ПЛАН

№ п/п

Название темы

Занятия, часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводная часть.

2

2

2

Жанры газетных материалов.

2

2

4

3

Работа над газетой (редактирование, корректирование, макетирование)

1

5

6

4

Стилистика написания газетных материалов, язык

1

1

2

5

Анализ газетных материалов

1

1

2

6

Итоговое занятие

-

1

1

ИТОГО

7

10

17

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема занятия

Содержание занятия

Задание на дом

Результат

«Давайте познакомимся»

Обсуждение сочинений, знакомство с планом кружка, выборы старосты кружка, редколлегии кружковой стенгазеты «Школьный городок»

Внимательно прочитать районную газету «Приамурье», подготовить выступления о наиболее понравившемся материале.

«От рукописи до газетной страницы»

Экскурсия в редакцию районной газеты, беседа о роли газеты в жизни общества, обсуждение прочитанных заметок.

Написать заметку об экскурсии в районную редакцию.

«О чем писать в газету?»

Беседа о роли факта, его общественном значении, о том, как из группы фактов выделить тему, разбор заметок, приготовленных дома.

Подготовить выступления на тему: «Юнкор - представитель редакции. Что это значит? К чему обязывает?»

«Информационная

заметка»

Анализ новостных сообщений в разных газетах с точки зрения общественной значимости, интереса для читателя.

Подготовить материал для школьной газеты

Выпуск школьной газеты «Школьный городок», посвящённой Дню учителя

«Критическая заметка»

Роль факта, его проверка. Предложения по исправлению недостатков данного сообщения.

Написать критическую заметку о работе актива своего класса.

«Организация работы редколлегии кружка»

Распределение обязанностей, составление плана, подбор материалов, планирование номера школьной газеты «Школьный городок»

Подготовить в газету заметку.

«Портрет в несколько строк»

Что такое зарисовка? Как грамотно ее

написать?

Написать зарисовки : «Мой друг», «Просто  хороший человек»

«Заголовок заметки, его роль»

Обсуждение написанных   зарисовок. Значение заголовка материала для читателя.

Придумать для материала

(на выбор руководителя) лучший заголовок.

«Как «разговорить» собеседника?»

Умение завязать беседу, внимательно слушать, поддерживать и направлять разговор в нужное русло.

Расспросить товарищей о любимых занятиях, увлечениях, хобби. Написать об этом.

«Что такое интервью?»

Как выбрать тему для интервью, подготовка к интервьюированию, предварительное знакомство с предметом предстоящей беседы, обдумывание и формулировка вопросов

Взять интервью у учителя на темы :

«За что я люблю свою профессию?», «Что важнее всего для человека?»

«Сатирическая заметка».

Как выбрать наиболее актуальную тему для написания сатирической заметки?

Написать сатирическую заметку о двоечнике, прогульщике, грубияне, зазнайке.

«Репортаж. Как правильно его подготовить?»

Знакомство с репортажами разных газет, обзор композиции и особенностей стиля написания репортажа.

Написать репортаж о каком-нибудь школьном мероприятии.

Выпуск школьной газеты «Школьный городок», посвящённой Дню защитника Отечества

«Читательская конференция по номерам районной газеты «Приамурье»

Разбор газетных материалов разных жанров, обсуждение самых интересных и актуальных заметок и статей.

Написать два материла по любому газетному жанру и на свободную тему.

«Язык заметок в

стенгазете»

Обзорная беседа по темам заметок последних трех-четырех номеров газет.

Написать репортаж о проведении зимних  каникул.

«Как

отредактировать

материал?»

Практическое занятие. Редактирование репортажей.

Написать заметку для следующего  практического занятия.

Выпуск школьной газеты «Школьный городок», посвящённой Международному женскому дню

«Если бы я был

редактором...»

Отбор материалов для школьной газеты

Продумать и предложить интересные темы, на которые можно написать материал.

«Стиль написания

газетных

материалов»

Обсуждение стилей написания материалов,  статей журналистами районной газеты.

Описать любимое время года.

Экскурсия в краеведческий музей.

Ребята набирают материал для заметки на тему «Я был в музее»

Написать заметку о любом отделе музея (предварительно распределить темы).

«От факта к теме»

Беседа на тему : «Как во время экскурсии, посещения культурных мест собирать и отбирать материал, делать правильные выводы и заключения,  находить  тему, вытекающую из группы фактов, отбрасывать лишнее.

Привести несколько интересных фактов из школьной жизни, о которых можно написать.

Выпуск школьной газеты «Школьный городок», посвящённой Великой Победе

«Опрос. Как правильно его провести?»

Как найти тему  для  пресс-опроса?  С чего  начать?  Как  грамотно  оформить опрос в газете?

Подобрать темы для   опроса. Провести пресс-опрос среди своих одноклассников

«Как оформить школьную газету?»

Знакомство с принципами верстки, планом, макетированием    газетных полос.

По предварительному распределению должностей (корректор, редактор, секретарь, верстальщик)подготовиться к практическому занятию.

Практическое

занятие «Мы делаем

газету».

Закрепление умений «делать» газету, соблюдая все правила и принципы построения газетной полосы.

Просмотреть газеты и выбрать наиболее интересные вступления в материалах.

«Как работать с автором»

Обсуждение на тему: «Как помочь товарищу написать заметку в школьную газету»

Практическое занятие «Коллективное интервью».

Написание коллективного интервью по вопросам кружковцев, оформление интервью в стенгазете.

Практическое занятие «Лучший корреспондент».

Написание материалов по разным темам и газетным жанрам для выпуска школьной газеты

Написать отзыв об одном из подготовленных материалов.

Итоговое занятие: «Чему  мы научились».

Обсуждение сделанного за время работы кружка, разбор  недочетов, выбор лучшего юного корреспондента-кружковца.

Литература

  1. Гуревич С.М. Газета: Вчера, сегодня, завтра: Учебное пособие для вузов / С.М.Гуревич. - М.: Аспект Пресс, 2004.- 288 с.
  2. Работа над словом. Язык, стиль и литературное редактирование газеты / Под ред. А.З. Окорокова. - Издание 2-е, доп. - М.: Политиздат, 1994. - 207 с.
  3. Рабочая книга редактора районной газеты. Опыт, методики, рекомендации / Под ред. Я.Н. Засурского. М.: «Мысль», 1998.-575 с.
  4. Эрнст  О. Слово предоставляю вам: Практические рекомендации по ведению деловых бесед и переговоров / Под ред. Е.Б.Моргунова. - М.: «Экономика», 1998. - 141 с.



Предварительный просмотр:

Внеклассная работа как форма организации учебно-воспитательной работы

        Пояснительная записка

В совершенствовании преподавания русского языка большое значение имеет внеклассная работа по русскому языку. Хорошо организованная и систематическая  внеклассная работа даёт возможность, с одной стороны, закреплять  знания и навыки, полученные  учащимися на уроках, с другой стороны - глубже раскрывать богатства русского языка, знакомить учащихся с такими фактами языка, которые не изучаются на уроках, но знание которых необходимо в речевой практике. Она создаёт благоприятные условия для речевой  практики. Создаваемая  на внеклассных занятиях русская речевая микросреда подготавливает учащихся к речевой деятельности в естественных условиях. Поэтому тема эта является актуальной. На внеклассных занятиях учащиеся выходят  за тесные рамки  учебников. Приобретают  многие жизненно необходимые навыки - учатся самостоятельно подбирать материал, анализировать, пользоваться справочной литературой, общаться  между собой.

Цель внеклассной работы - показать,  что хорошо  организованная внеклассная  работа по русскому языку открывает  большой простор для пробуждения интереса к изучению русского языка и литературы, воспитывает любознательность, зоркость к явлениям и фактам языка, помогает повышать речевую культуру школьников.

Задачи внеклассной работы:

- выявить цели и задачи  внеклассной работы;

- определить содержание  внеклассной работы;

- рассмотреть методические приёмы проведения внеклассных мероприятий.

Свободное владение  русским языком должно стать нормой для молодёжи, оканчивающей средние учебные заведения. Такой уровень владения русским языком  может быть достигнут лишь при комплексном использовании различных организационных форм учебной деятельности по русскому языку - различного типа уроков, факультативных занятий,  внеклассной работы, индивидуальных самостоятельных занятий по самообразованию.

Внеклассные занятия должны  расширять  лингвистический кругозор школьников  и развивать их языковое чутьё, воспитывать любовь и уважение к русскому  языку, должны прививать  учащимся навыки самостоятельной работы с книгой,  учить пользоваться словарями и другой справочной литературой, самостоятельно пополнять знания по русскому языку.

Во внеклассных занятиях должны  широко использоваться метапредметные связи. Можно использовать также знания, полученные на уроках иностранного языка, истории, географии. Знания по истории могут быть использованы в сообщениях о происхождении письменности, книгопечатания, о заимствованных словах. Метапредметные связи способствуют как более прочному  усвоению  знаний и умений, так и  активизации естественной речевой деятельности школьников.

Содержание внеклассной работы определяется школьной программой по русскому языку с учётом лингвистических интересов и уровня развития речевых  умений и навыков учащихся. Обычно их интересуют такие вопросы, как возникновение русского языка, его развитие и роль в  современном  мире, языки мира, образование слов и их этимология.  

Внеклассная работа по русскому языку является важнейшей составной частью профессиональной деятельности учителя. Не секрет, что для многих учеников русский язык не является любимым предметом. К 7-8 классам интерес к изучению русского языка пропадает у большинства детей. Объясняется этот факт многими причинами, в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению. Именно поэтому  главная задача внеклассной работы - развитие у школьников интереса к русскому языку и воспитание потребности изучать его. Педагогами и психологами доказано, что познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения, поэтому развитие  познавательного  интереса к русскому языку оказывается столь важным для  учащихся. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего на уроках, но несомненно и то,  что внеклассная работа  предоставляет учителю огромные возможности для того, чтобы заинтересовать учеников своим предметом, сделать его любимым.

Интерес, по мнению методистов – это такое эмоциональное  отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом

Исходя из основной цели внеклассной работы по русскому языку, можно выделить частные задачи, которые решаются в процессе такой деятельности:

  1. воспитание коммуникативной культуры школьников;
  2. расширение и углубление запаса знаний учеников и формирование лингвистической компетенции;
  3. выявление и поддержка лингвистически одаренных учащихся;
  4. поддержка и воспитание веры в свои силы у учеников, слабоуспевающих по русскому языку;
  5. развитие и совершенствование психологических качеств личности школьников: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости самостоятельности в приобретении знаний.

Являясь важной составной частью методики обучения русскому языку, внеклассная работа не может не основываться на методических принципах  внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т. Общеизвестно, что существуют некоторые принципы, которые лежат в основе именно внеклассной работало предмету.

Это принцип добровольного участия школьников во внеклассных занятиях, принцип самодеятельности, предполагающий самостоятельность учащихся в подготовке и проведении мероприятий, принцип равноправного участия школьников.

Методы, которые используются во внеклассной работе по предмету, отличаются от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так, широко используется во внеклассной работе и слово учителя, и беседа, и самостоятельная работа ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе.

Формы организации внеклассной работы по русскому языку разнообразны: беседа, конкурсы, викторина игры, КВН, утренники и вечера, конференции и устные журналы, олимпиады, исследовательская деятельность.

Внеклассная работа может быть организована в школе по-разному. Это и эпизодические мероприятия, проводимые в отдельных классах,  и общешкольные мероприятия, и систематические занятия, например, кружка, клуба. Следует заметить, что проведение эпизодических мероприятий обычно вызывает у учащихся кратковременный интерес низшего уровня, интерес к факту мероприятия, а не к предмету. Поэтому эффективность такой работы сравнительно мала. Принцип системности требует, чтобы внеклассная работа представляла собой единый комплекс разнообразных мероприятий, связанных между собой тематически. Давно доказано, что наиболее эффективна внеклассная работа по русскому языку, когда учитель отбирает для работы с учащимися материал по какому- то одному разделу языка, более или менее обширному, в соответствии с возрастом школьников и во взаимосвязи с изучаемым в урочное время материалом. Для 5 классов, например, интересными и полезными являются дополнительные сведения по лексике и фразеологии,  для 6-7 классов - по грамматике, для старших классов - по стилистике. Это деление, конечно, условно: всякий учитель умело отбирает языковой материал, доступный любому возрасту. Важно в принципе решить, какой именно раздел лингвистики будет углубленно анализироваться во внеклассной работе.

Вопрос об организации внеклассной работы в школе решается на методическом объединении учителей-словесников, где и выбирается тема, по которой будет вестись работа в учебном году, составляется план, в котором перечисляются планируемые мероприятия по классам, сроки их проведения и ответственные за выполнение.

Традиционными стали в школах Дни, Недели и Декады русского языка. Такие мероприятия являются итогом внеклассной работы, проведенной за год. Подготовка Недели (Декады) ведется в течение длительного времени, ее тема и содержание обсуждаются и утверждаются на заседании методического объединения учителей.

Важным этапом подготовки Недели русского языка является избрание оргкомитета, в который входят, кроме ведущих учителей-словесников, учащиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по языку. В оргкомитет могут входить по 1-2  ученика от каждого класса. Тогда будет обеспечена гласность при подготовке к Неделе русского языка.

Успешно проходят в школе смотр лингвистических газет и лингвистический КВН. Эти мероприятия включаются обычно в программу Недели русского языка по желанию самих учащихся.

Открывается Неделя русского языка каждый год по-разному. Это может быть устный журнал, научно-практическая конференция, викторина, утренник, конкурс. Выбор мероприятия зависит от темы Недели. Так, Неделю орфографии уместно  начать с конкурсного диктанта повышенной трудности с шуточным содержанием или с конкурса грамотеев. Неделю русский диалектологии можно открыть театральным представлением, на котором будут инсценированы фрагменты русских народных сказок, прочитаны отрывки былин, другие фольклорные и местные диалектологические материалы. Неделю этимологии можно открыть конференцией о происхождении русских слов или викториной, в которую включить забавные истории о происхождении слов, парадоксы. Желательно не повторять темы Недели в течение нескольких лет, чтобы одни и те же учащиеся, переходя из класса в класс, изучали новые разделы языка. Тематика Недель очень обширна. Даже примерный перечень может быть значительным: фонетика, лексика (топонимика, ономастика, терминология, этимология), фразеология, орфография, пунктуация, грамматика, культура речи, стилистика, лингвистика текста.

Систематически и планомерно осуществляемая внеклассная работа по русскому языку имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению русским языком как средством общения.

Цели и задачи внеклассной работы по русскому языку

Целью образовательной и воспитательной задачи внеклассной работы определяются ее конкретные образовательные и воспитательные задачи, основными из которых являются:

  1. Закрепление программного материала по русскому языку;
  2. Углубление и расширение знаний учащихся о русском языке и его закономерностях;
  3. Развитие устной и письменной связной речи учащихся с одновременным развитием их логического мышления;
  4. Формирование орфоэпических, орфографических и пунктуационных навыков;
  5. Пробуждение и поддержание интереса к изучению русского языка;
  6. Воспитание интереса к чтению книг, формирование умений работать со словарями, привитие навыков самостоятельной работы с книгой;
  7. Развитие индивидуальных способностей учащихся;
  8. Воспитание чувства патриотизма, формирование интернационалистского сознания, развитие нравственного и эстетического идеала и т. д., которые в совокупности составляют сущность воспитания учащихся.        

Перечисленные задачи внеклассной работы по русскому языку могут быть успешно выполнены лишь при соблюдении специфических методических принципов ее организации и при удачном определении ее содержания.

Принципы организации внеклассной работы по русскому языку

В основе организации внеклассной работы по русскому языку, как и в основе построения уроков, лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности в обучении, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.  Имеются еще такие методические принципы, которыми определяются с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и методы проведения внеклассной работы по русскому языку.  

Основными из них являются следующие:

Принцип связи внеклассной работы с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой для внеклассной работы должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка.

Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим: содержание внеклассной работы должно быть соотнесено с программой по русскому языку. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Взаимосвязь внеклассных и классных занятий обеспечивает систематичность в усвоении языков, материала.

Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся. Согласно этому принципу содержание внеклассной работы должно составлять в первую очередь то, что интересует учащихся; задания следует варьировать, чтобы удовлетворить потребное как сильных, так и слабых учеников. Внеклассная работа тем и отличается от уроков, что содержание определяется с учетом индивидуальных интересов и запросов школьников. Такая работа стимулирует познавательную и речевую активность учащихся: каждый ученик получает задание по вкусу и по своим способностям.

Принцип занимательности, что является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а также путем широкого привлечения средств наглядности - картин, рисунков, слайдов и т. д. Однако занимательность не следует сводить только к развлекательности. Занимательность — это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность, это увлеченность выполняемой работой.

Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы. Интерес к внеклассной работе поддерживается не только содержанием проводимых мероприятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового и речевого материала. Чем разнообразнее формы и виды внеклассной работы, тем устойчивее интерес к ней.

Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы. При соблюдении этого принципа создается общая система внеклассной работы по русскому языку, где каждое мероприятие имеет свое определенное место.

Принцип добровольности. Участие школьников во внеклассной работе должно быть добровольным, а не принудительным. Но, чтобы у учащихся появилось желание добровольно заниматься русским языком во внеурочное время, необходимо проводить внеклассные мероприятия увлекательно, живо, интересно.

Таковы основные методические принципы организации внеклассной работы по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием, определяющим успех этой работы.

Содержание внеклассной работы по русскому языку

Одним из центральных вопросов организации внеклассной работы по русскому языку является определение ее содержания. В соответствии с принципом связи внеклассной работы с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого по программе.

Наряду с этим на внеклассных занятиях можно рассматривать и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программой по русскому языку, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их лингвистического кругозора.

Таким образом, содержание внеклассной работы по русскому языку составляют два круга вопросов: 1)вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные с учебным материалом, предусмотренные программой, способствующие расширению общего кругозора учащихся.

Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках.

Второй круг вопросов отличается от первого своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются.

Тематика вопросов обеих групп может быть очень разнообразной. В выборе и подаче этого разнообразного материала должно быть чувство меры, диктуемое возрастными особенностями учащихся.

Подбор конкретного языкового и речевого материала к каждому очередному внеклассному мероприятию должен осуществляться на основе принципа практической направленности.

Формы и виды внеклассной работы по русскому языку

В отличие от уроков внеклассная работа по русскому языку характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы внеклассной работы: по способу подачи языкового материала - устные и письменные; по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм внеклассной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

При планировании внеклассной работы необходимо учитывать частоту проведения, а также методику подготовки тех или иных видов мероприятий. Планировать работу следует так, чтобы она не создавала перегрузки учащихся и в то же время обеспечивала их равномерную, регулярную работу над овладением русским языком в течение всего периода обучения в школе.

Методика проведения внеклассных мероприятий

Кружок как один из видов групповой внеклассной работы

Кружок - основной и наиболее распространенный вид групповой внеклассной работы. Организуется он из учащихся одного или параллельных классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, составляют школьники, интересующиеся русским языком. Кружок относится к групповым формам работы с закрепленным составом учащихся.

Созданию кружка русского языка должен предшествовать более или менее длительный подготовительный период, во время которого с учениками проводятся беседы, для них устраиваются выставки научно-популярных книг по русскому языку, выпускаются газеты и бюллетени и т.п.

Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы и т.п.

Агитационной цели организации различных форм внеклассной работы, и прежде всего созданию кружка служат также первые уроки в начале учебного года, которые отводятся для бесед о русском языке. Все это дает возможность приоткрыть перед школьниками богатый мир русского слова, показать на конкретных примерах отличие работы на уроке и во внеурочное время, дать понятие о том, какими будут кружковые занятия (занятия клуба по интересам - лингвистического профиля).

Что касается периодичности занятий, то в практике кружковой работы сложилась традиция проводить занятия кружка раз в две недели.

Вопрос о содержании кружковой работы является наиболее острым и сложным. В связи с тем, что деятельность этой формы внеклассной работы рассчитывается, как правило, на целый учебный год, перед учителем возникают разные проблемы: чем будут заниматься ученики, должны ли занятия подчиняться одной теме или допускается разнообразие тематики, какой должна быть связь с обязательной программой.

Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи и выполняются другие различные упражнения, ученики выполняют исследовательскую работу по какой-то индивидуально выбранной теме. Результаты исследовательской работы ученики представляют на ИКТ-фестивалях.

Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. В плане работы кружка обычно указывается последовательность тем, примерные формы и методы работы по каждой из них, виды самостоятельных заданий на период между занятиями кружка, сроки проведения и ориентировочное количество занятий по той или иной теме.

План конкретного внеклассного занятия может содержать подробное описание всего хода работы и должен предусматривать не только последовательность этапов и виды работы, но и конкретные задания разной степени трудности, которые могут выполняться теми или иными участниками по указанию руководителя кружка и по их собственному выбору.

При всем разнообразии структуры тематического кружка сохраняются единые требования: систематичность и системность работы, занимательность формы при строго научном содержании, положительный эмоциональный фон, тематическое единство материалов, способствующих познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Кружок любого типа, помимо обычных, будничных занятий, включает и другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой авторский художественный перевод в прозе произведения К.Паустовского "Корзина с еловыми шишками" с русского языка на немецкий и создание сценария по нему для использования этого материала во внеклассной работе по предмету.

Работая  уже  в Санкт – Петербурге мне  захотелось осуществить свою давнишнюю мечту - написание сценария по произведению К.Паустовского «Корзина  с еловыми шишка...

Внеклассная работа по предмету .Презентация "Час общения" для учащихся 8-9-х классов на тему "Путешествие по городам Оренбуржья"

Данная разработка  ЧО создана   к районному конкурсу инновационных  идей и инновационных технологий в сфере воспитания "Творческая изюминка". Цель: воспитание на основе национально...

Внеклассная работа по предмету. Сценарий праздника Хэлоуин

Вашему вниманию предоставляется сценарий праздника Хэлоуин, традиционно проводимого членами кружа Юный гид-переводчик для учащихся 5-6 классов....

Внеклассная работа по предмету и её роль в повышении качества знаний учащихся

В презентации отражены цели. виды и задачи внеклассной работы по любому предмету....

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...