Морфологические нормы русского языка
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) по теме

Примак Ольга Михайловна

Презентация по русскому языку на тему "морфологические нормы речи" для подготовки к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл морфологические нормы речи91.56 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Морфология и культура речи Подготовка к ЕГЭ 10-11 классы

Слайд 2

Морфологические нормы русского языка Рассмотрим задание ЕГЭ по русскому языку, содержащее материал по морфологии: А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: л ягте на пол; с амый красивый п ара носок п ятисот лет А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова : я щик мандарин в ыступали профессора и х предложения г руппа англичан

Слайд 3

Формообразование имён существительных Формообразование имён существительных может представлять некоторую сложность. В частности, к грамматически трудному материалу следует отнести : Существование вариантных форм; Нестандартное образование форм; Различие форм в зависимости от значения .

Слайд 4

Окончания именительного падежа множественного числа имён существительных В форме именительного падежа множественного числа существительные могут иметь вариантные окончания : - ы (-и) и –а(-я).

Слайд 5

Запомните слова с нормативными окончаниями –А (-Я) Адрес а борт а буфер а вексел я вензел я вечер а ворох а директор а желоб а жернов а инспектор а катер а кител я клевер а колокол а кузов а купол а окорок а округ а ордер а паспорт а перепел а повар а погреб а профессор а сторож а тенор а фельдшер а флюгер а штабел я штемпел я

Слайд 6

Запомните слова с нормативными окончаниями –Ы(-И) Акуш е ры бухг а лтеры библиот е кари в ы боры гр и фели др а йверы дисп е тчеры догов о ры инстр у кторы инжен е ры корр е кторы л е кари л и фты офиц е ры пл е еры п о лисы п о рты пр и нтеры р е кторы ред а кторы скл а ды сл е сари сн а йперы т о кари т о рты тр е неры фл и гели фл о ты фронт ы шоф ё ры

Слайд 7

Окончания родительного падежа множественного числа имён существительных нулевое окончание окончание - ов Ботинок, валенок ,сапог, чулок, погон, эполет, лампас Носк ов , гольф ов , клипс ов , брелок ов Армян, башкир, болгар, бурят, грузин, осетин, лезгин, румын, татар, туркмен, турок, цыган Калмык ов, киргиз ов , монгол ов , таджик ов , узбек ов , якут ов , хорват ов Яблок, слив Апельсин ов ,банан ов , баклажан ов , мандарин ов , помидор ов , томат ов , гранат ов Ампер, аршин, ватт, вольт, радиан, рентген Акр ов , байт ов , грамм ов , карат ов , килограмм ов , гектар ов , рельс ов Гусар, драгун, солдат, улан, партизан Минёр ов , сапёр ов , мичман ов

Слайд 8

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье без ударения, и женского рода на - ья без ударения имеют в родительном падеже множественного числа окончание - ий : побережье – побережий, соленье – солений, оладья – оладий, плясунья – плясуний. Исключения : верховье – верховьев; низовье – низовьев; платье – платьев; устье – устьев; подмастерье – подмастерьев; коренья – кореньев; лохмотья – лохмотьев; отрепья – отрепьев; хлопья – хлопьев.

Слайд 9

Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - ье под ударением, а также женского и общего рода на - ья под ударением в родительном падеже множественного числа имеют окончание - ей: ружьё – ружей, ладья – ладей. Следует запомнить : копьё – копий. Существительные среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на - це , в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на - ец : блюдце – блюдец; зеркальце – зеркалец; полотенце – полотенец; сердце – сердец; щупальце – щупалец. Однако в ряде слов с уменьшительно-ласкательным значением сохраняется окончание - ев : болотце – болотцев; деревце – деревцев. Следует запомнить: солнце – солнц.

Слайд 10

В родительном падеже множественного числа у ряда имен существительных женского и общего рода может быть нулевое окончание и окончание -ей. Например: в а фля – в а фель; п е тля – п е тель; т у фля – т у фель; б а ржа – барж; серьг а – серёг; манж е та – манж е т; ск а терть – скатерт е й. Следует обратить внимание на имена существительные, оканчивающиеся на – ня . Если перед – ня стоит гласная, то согласная в нулевом окончании будет мягкой: бог и ня – бог и нь, пог о ня – пог о нь . Если перед - ня стоит согласная, то согласная в нулевом окончании будет твердой: б а сня – б а сен; б а шня – б а шен.

Слайд 11

Запомните окончания некоторых существительных, употребляющихся во множественном числе -ей - ов нулевое бр е дни – бр е дней будни – б у дней др о вни–др о вней зл ы дни – зл ы дней я сли – я слей в ы боры – в ы боров выкрут а сы – выкрут а сов деб а ты – деб а тов з а морозки – з а морозков конс е рвы - конс е рвов м у скулы – м у скулов оч и стки – оч и стков ч и псы – ч и псов зразы – зраз гл а нды – гланд ж а бры – жабр макар о ны – макар о н узы – уз ш о рты – шорт шпр о ты – шпрот

Слайд 12

Формы имён прилагательных Качественные прилагательные могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную. Сравнительная степень показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени: Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интереснее. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в большей или меньшей степени : он милейший человек, спокойнейший ребёнок. При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить : более лучший, менее лучший, менее худший, самый умнейший, менее предпочтительный и т.п. Правильно : лучший, худший, умнейший, предпочтительный

Слайд 13

Из вариантных форм кратких прилагательных на – ен и на – енен в современном литературном языке употребляются формы на – ен . Например: безнравствен, бессмыслен, бесчувствен, болезнен, двусмыслен, естествен, искусствен, легкомыслен, медлен, могуществен, мужествен, невежествен, свойствен и др.

Слайд 14

Склонение и особенности сочетаемости имён числительных Правильное склонение имён числительных – самый яркий показатель культуры речи. Числительные необходимо склонять. К сожалению, здесь делают очень много ошибок. В разговорной речи чаще встречается форма творительного падежа, в которой первая часть слова изменяется по образцу других косвенных падежей, т.е. говорят (и пишут) вместо пятьюдесятью – пятидесятью , вместо шестьюстами – шестистами . Это неверно!

Слайд 15

Склонение числительных от пятидесяти до восьмидесяти, от пятисот до девятисот , двести, триста, четыреста падеж От 50-80 От 500-900 200, 300, 400 И. Р. Д. В. Т. П. пятьдесят пят и десят и пят и десят и пятьдесят пять ю десять ю (о) пят и десят и шестьсот шест и сот шест и ст ам шестьсот шесть ю ст ами (о)шест и ст ах четыр е ст а четыр ёх сот четыр ём ст ам четыр е ст а четырьм я ст ами (о) четыр ёх ст ах

Слайд 16

Склонение собирательных числительных оба, обе падеж Мужской и средний род Женский род И. Р. Д. В. Т. П. Оба Обоих Обоим Оба или обоих Обоими (об) обоих Обе Обеих Обеим Обе или обеих Обеими (об) обеих При употреблении числительных оба и обе нельзя смешивать мужской и женский род: неправильно говорить: у обоих сестёр красивые косы . Правильно: у обеих сестёр .

Слайд 17

У составного количественного числительного, обозначающего целое число, склоняются все слова : пятисот восьмидесяти трёх ( р.п ); пятьюстами весемьюдесятью тремя ( т.п ) При склонении дробных числительных изменяются обе части : к двум шестым ( д.п ), от пяти восьмых (р.п.) При склонении порядковых числительных изменяется только последнее слово: в две тысячи седьмом (п.п.), тысяча девятьсот девяносто восьмым (т.п.) Порядковое числительное в названиях событий, праздников после слов праздник, дата, день ставится в именительном падеже: Готовимся к празднику 8 марта

Слайд 18

При употреблении собирательных числительных (двое, трое…семеро и т.д ) нужно помнить, что они сочетаются : с именами существительными, обозначающими лиц мужского пола, детей и детёнышей животных: пятеро мальчиков, двое волчат; с существительными, употребляющимися только во множественном числе : трое ножниц, двое брюк. - с личными местоимениями: нас трое, их дво е

Слайд 19

Задание 1. Прочитайте. Г ражданка Мухина, найдя кошелек с 562 093 рублями, приобрела самовар стоимостью около 250 600 рублей, а также чай, сахар и кондитерские изделия на сумму свыше 340 900 рублей, прибавив к найденным 562 093 рублям еще что-то около 29 500 рублей из личных сбережений. Собравшимся у Мухиной 187 гостям было предложено роскошное угощение. На 38-й минуте пира на хозяйку напал некто Пауков, но гости, увлеченные едой, не обратили на это внимания. Спас Мухину оперуполномоченный Комаров (это его 265-я подобная операция). Видно, жалеет теперь Мухина о 590 0 00 рублей, потраченных на негодяев гостей! А заодно не мешало бы и задуматься о том, что приобретённое нечестным путем счастья не приносит! Напоминаем, что найденные деньги, вещи и документы следует сдавать в «Стол находок»! За последний год это было сделано 789 440 гражданами. Хотелось бы, чтобы этой норме поведения следовали все. (Из книги: Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997)

Слайд 20

Задание1. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки . 1) Прибыл поезд с двести шестьюдесятью пассажирами. 2) Расстояние измеряется восемью тысячами семистами шестьюдесятью девятью километрами. 3) Сбор дошел до двух тысяч трехсот семидесяти пяти рублей. 4) Библиотека пополнилась девятьюстами шестьюдесятью девятью книгами. 5) Теперь уже понятно, что можно было обойтись и двумя тысячами рублями. 6) На пятьсот сорока девяти растениях обнаружены вредители. 7) Спутник сейчас находится в восьмисот километрах от Земли. 8) До конца экспедиции осталось двадцать двое суток. 9) По обеим сторонам реки тянется живописный лес. 10) В моей библиотеке около полутораста книг.

Слайд 21

Задание 2. Найдите и исправьте предложения, в которых допущены ошибки . 1) Двое суток нам пришлось провести в аэропорту. 2) Семеро козлят стали предметом гастрономического интереса одного голодного волка. 3) Четверо подруг сидели за столиком в кафе и весело смеялись. 4) Нас было двое, а их – четверо. 5) В лесу охотник едва отбился от троих матерых волков. 6) У обоих часов сломана секундная стрелка. 7) Оставшуюся полсотню километров участники гонки преодолели с большим трудом. 8) Трое неизвестных неожиданно появились перед нами. 9) Проект будет готов к двадцать шестому сентябрю. 10) Озеро находится в полутора километрах от города.

Слайд 22

1.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Много народу Семисот двадцати Обеим подругам Курсантских погонов 2 .Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова: Приближаются выборы Шире Волги Шесть гусаров Отряд партизанов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Морфология и культура речи.Морфологические нормы русского языка"

Урок-презентация, посвящен одной из трудных учебных тем  по подготовке выпускников к ЕГЭ. Урок позволит выпускникам восстановить в памяти теоретический материал и закрепить  его при в...

Презентация "морфологичесие нормы русского языка. Морфологические упражнения"

Изучая морфологию, учащиеся узнают о грамматическом строе языка, о частях речи, о морфологичесих нормах. Рассмотрим задания ЕГЭ по русскому языку, содержащие материал по морфологии...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Презентация "Морфологические нормы русского языка"

Описание морфологических норм русского языка...

Тест Морфологические нормы русского языка

Данный материал может быть использован как на уроках русского языка в старшей школе, так и при подготовке к ЕГЭ....

Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского языка.

Цели урока:углубить знания о понятии  «морфологические  нормы» речи;выявить нарушения  морфологических норм и отработать навыки  правильного образования и употребления ...