Буквы о- а на конце наречий
методическая разработка (русский язык, 7 класс) по теме

Макашова Лариса Валентиновна

      

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок20.2 КБ
Файл Презентация2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : «Буквы о и а на конце наречий»

Цели урока: знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из- (ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-», уметь применять правило, изученное на уроке.

Задачи урока:

 - совершенствование навыков написания наречий.

 - развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки;

- развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

- развитие способностей к самостоятельному труду;

- вызвать заинтересованность в получении знаний

Ход урока

 

1 Проверка домашнего задания

 Работа с классом

А) -Подобрать к данным словам однокоренные наречия с суффиксом 0 -(Е-) после шипящих. Слайд №3

Неуклюжий, изнуряющий, хороший, кипучий, зовущий, пугающий, подобающий, предостерегающий, изнемогающий, исчерпывающий

- Найти слова с приставками, оканчивающимися на з-с , объясните их написание.

Б) Игра  «Третий лишний». Слайд №4

1) Еж…вый, холщ…вый, деш..вый.

2) Общ…, горяч…, ещ… .

3) Обж…ра, ухаж…р, дириж…р .

В) Составить 2 предложения, включив в них причастный оборот: 1 вариант со словом «задолго», 2 вариант со словом «искоса».

Учитель

- Ребята, можем ли мы в данный момент объяснить, почему в наречии задолго на конце пишется 0, а в наречии искоса  а?

- Как вы думаете, по какой теме мы сегодня будем работать на уроке?

-  Правильно. Буквы 0-А на конце наречий с приставками из-, до-, с-. Запишите тему урока в тетрадь. Цель урока - знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-(ис-), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-». Уметь применять правило,  изученное  на уроке.

2 Объяснение новой темы.  

Наблюдение над материалом учебника.

  Слайд №5

Вывод , подкрепляемый правилом ( параграф № 41, стр. 115)

Учитель

А сейчас, ребята, послушайте сказку, которая  также  поможет вам в написании слов с данной орфограммой. Слайды № 6-7

- Жил-был маленький человечек с огромным красным носом и всегда ходил он с гигантским носовым платком в маленькой ручке. Однажды его спросили:

-Как тебя зовут?

- Издос,- ответил он.

-Какое странное имя!

- Это де ибя. Бедя дазывают Издос,  потобу что у бедя  все вребя  ИЗ ДОСа течет. 

- Что-что?

- Он сказал: «Меня называют Издос, потому что у меня все время из носа течет», - перевел кто-то.

Издос высморкался в свой платок и стал говорить нормально.

- А это мой друг и помощник, показывая на платок, его зовут Занав, - сказал Издос.

- А почему его так зовут?

 

- Это его родовое имя. Я всегда боролся с насморком, никаких платков мне не хватало. А на волшебном Окне висела занавеска. Я взял и отрезал половину: - ЕСКА осталась висеть, а ЗАНАВ – теперь всегда со мной.

Ребята, я вам рассказываю эту сказку для того, чтобы вы лучше запомнили приставки наречий Окна? Что это за наречия окна, я вам сейчас расскажу.

 

- Есть такое племя: Приставки Окна. Они там живут, в Волшебном окне, и ему, окну, поклоняются и повинуются. А Издос и Занав там стражники. Они отбирают, кто может пройти в Племя окна, а кто нет. Отбор очень жесткий и суровый – как в космонавты, ведь все хотят жить в Волшебном окне. А берут туда те наречия, у которых имена, как у стражников. Это наречия с приставками ИЗ, ДО, С (ИЗДОС) и ЗА, НА, В (ЗАНАВ). Но стражники решают немного в судьбе наречий. Их жизнью распоряжается  Само Окно!   Например, мы не знаем, «О» или «А» пишется на конце слов влев.., справ.., издавн…Мы подставляем существительное ОКНО. Как будто приставки В, С, ИЗ – предлоги. Влев.. (в окно). Значит, влево.  

 

 Физкультминутка.

Пришло время поговорить о здоровье. Мы  часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А»  благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.

3.  Закрепление изученного.

А) Тренировочное упражнение  № 245.

Б) Выборочный диктант для I и II групп

1 вариант - выписать в один столбик словосочетания с наречиями на – о, 2 вариант   – с наречиями с –а. Обозначить главные и зависимые слова.

Окна вагона часто бывали наглухо залеплены снегом.

Небо было раскалено почти добела.

Ветер снова усилился.

Серое небо предвещало дождь надолго

Посмотри –ка вправо.

Начни все сначала.

Издалека послышался шум.

В)  Самостоятельная работа Слайд №

Вставьте сффиксы

Запрост..                                     дотемн…

досрочн…                                   засветл…

созвучн…                                     влев…

впрв…                                           слев…                                  

избирательн…                           издавн…

изрядн…                                      доходчив…

дословн…                                   досыт…

      4. Итоги  урока. 

- Учащиеся подводят итоги урока:

- Чем занимались?

- Что нового узнали?

 - С какими проблемами столкнулись во время урока?

- Что удалось?

 - Над чем еще надо поработать?.

  Учитель анализирует работу учащихся во время урока,

выставляет  оценки.

5. Домашнее задание: параграф № 41, упр. 247


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку русского языка в 7 классе «Буквы О и А на конце наречий»

Слайд 2

Цели урока : - знать и понимать орфограмму «Буквы о-а на конце наречий с приставками из-( ис -), до-, с-(со-), в-(во-), на-, за-», уметь применять правило, изученное на уроке. Задачи урока : - совершенствование навыков написания наречий. - развитие памяти, внимания, воображения, языковой догадки; - развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы; - развитие способностей к самостоятельному труду; - вызвать заинтересованность в получении знаний.

Слайд 3

Подобрать к данным словам однокоренные наречия с суффиксом 0 -(Е-) после шипящих. Неуклюжий, изнуряющий, хороший, кипучий, зовущий, пугающий, подобающий, предостерегающий, изнемогающий, исчерпывающий

Слайд 4

Игра «Третий лишний» 1) Еж…вый, холщ …вый, деш ..вый. 2) Общ…, горяч…, ещ … . 3) Обж … ра , ухаж …р, дириж …р .

Слайд 5

Буквы О и А на конце наречий

Слайд 6

Правило Окна

Слайд 7

Запомни!

Слайд 8

Выборочный диктант для I и II групп 1 вариант - выписать в один столбик словосочетания с наречиями на – о, 2 вариант – с наречиями с –а. Обозначить главные и зависимые слова . Небо было раскалено почти добела. Ветер снова усилился. Серое небо предвещало дождь надолго Посмотри –ка вправо. Начни все сначала. Издалека послышался шум.

Слайд 9

Самостоятельная работа Вставьте суффиксы апрост .. дотемн … досрочн … засветл … созвучн … влев … впрв … слев … избирательн … издавн … изрядн … доходчив… дословн … досыт …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы О А на конце наречий с приставками из, до, с

Пояснительная записка к уроку.Данный урок предназначен для учащихся 6 (7) класса. В классе обучаются учащиеся, имеющие разные способности к русскому языку (разный уровень подготовки). Поэтому я ...

Урок русского языка в 7 классе "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок начинается с игры "Что?Где? Когда?". Новый материал объясняется в форме сказки, что для детей понятнее....

Урок русского языка в 7 классе на тему: «Буквы А - О на конце наречий с приставками».

Ребята, сегодня на уроке мы с вами приступим к изучению новой темы. А вот какой, скажете мне вы, после выполнения некоторых заданий....

Урок по теме: Буквы О, А на конце наречий

Вид урока: урок усвоения новых знаний. Задачи урока. - Образовательные: совершенствовать знания об особенностях  наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на к...

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"

Урок по теме "Правописание наречий. Буквы О, А на конце наречий"Разработала: Гаркавцева Екатерина Валерьевна.Цели и задачи: : развитие у учащихся ассоциативного и образного мышления, ин...