Элективный курс "Повторение - мать учения"
элективный курс по русскому языку (11 класс) по теме

 

Предлагаю авторскую программу элективного курса «Повторение – мать учения». Элективный курс – нестандартная, но эффективная работа в подготовке к урокам, при работе по устранению пробелов в знаниях учащихся, при подготовке к итоговой аттестации  с использованием ИКТ.

 В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний.   На  занятиях основной акцент сделан на помощь ученику в повторении трудных вопросов орфографии и пунктуации.  

 Усвоение и выявление  уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, обобщающих таблиц, презентаций, мультимедийных программ, практических  занятий, тестовых заданий.

 Элективный курс  адресован  учащимся.

Программа рассчитана на 34 часа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_povtorenie_-_mat_ucheniya.rar70.39 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к элективному курсу   по русскому языку

«Повторение – мать учения»

Предлагаю авторскую программу элективного курса «Повторение – мать учения». Элективный курс – нестандартная, но эффективная работа в подготовке к урокам, при работе по устранению пробелов в знаниях учащихся, при подготовке к итоговой аттестации  с использованием ИКТ.

 В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний.   На  занятиях основной акцент сделан на помощь ученику в повторении трудных вопросов орфографии и пунктуации.  

 Усвоение и выявление  уровня учебного материала школьниками возможно с помощью специально разработанных заданий, обобщающих таблиц, презентаций, мультимедийных программ, практических  занятий, тестовых заданий.

              Элективный курс может быть адресован всем учащимся.

Программа рассчитана на 34 часа.

          Элективный курс предназначен учителям русского языка и литературы.

.

Содержание

1. Краткая справка-аннотация по проекту …………………………    2 стр.

2.Пояснительная записка ……………………………………………     3стр.

3. Цель курса …………………………………………………………     3 стр.

4. Обеспечение курса………………………………………………….   3 стр.

5. Содержание программы …………………………………………..    4 стр.

6. Планирование курса ………………………………………………     5 стр.

9. Список литературы ………………………………………………      6 стр.

10. Приложение ……………………………………………………..       7 стр.

Элективный курс  «Повторение – мать учения».

Пояснительная записка.

Программа курса  « Повторение - мать учения» рассчитана на учащихся, изучающих русский язык на базовом уровне (1 час в неделю), неся собою праграматическую функцию (целевая подготовка учащихся к сдаче выпускных экзаменов).

Орфография и пунктуация представлены в 2 разделах. На занятиях учащиеся обобщают полученные знания за курс с 5-8 классы. В программе особое внимание уделяется тем правилам орфографии и  пунктуации, в написании которых чаще всего допускаются  ошибки при выполнении заданий теста ЕГЭ: повторяются трудные случаи написания орфограмм,  постановки знаков препинании с помощью  презентаций, мультимедийных программ, обобщающих таблиц. Курс рассчитан на 34 часа.

Цель курса:

  1. повторить и углубить знания по орфографии и пунктуации;
  2. совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
  3. подготовить учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Данный курс является необходимым для учащихся профильных (негуманитарных) классов, так как одного часа в неделю недостаточно для подготовки к ЕГЭ по русскому

языку, поэтому он нацелен не только на поддержание навыков правописания, но и на расширение знаний учащихся о функционировании слова в речи.  

 Программа построена с учётом принципов системности, научности, доступности. В ней указан годовой объем учебного времени. Примерное распределение количества часов по темам, которое учитель по обстоятельствам может менять.

Курс состоит из двух разделов:

1.«Трудные случаи орфографии» (7 тем, 17 часов)

2.«Трудные случаи пунктуации» (6 тем, 17 часов)

Основными видами деятельности учащихся выбраны практикумы и тренинги, необходимые для эффективной подготовки ребят к ЕГЭ.

 Обеспечение курса:

  1. Тематический план
  2. Конспекты лекций
  3.  Сборники упражнений, заданий, текстов
  4.  Словари
  5.  Таблицы
  6.  Дополнительная литература по теме
  7. Обобщающие таблицы
  8. Презентации
  9. ООК
  10. Опорные конспекты
  11. Тесты

Содержание программы.

Раздел «Трудные случаи орфографии».

Тема 1. Правописание приставок. ( Правописание традиционных приставок; на З- и С-; условия выбора приставок ПРИ- и ПРЕ- в зависимости от их значения; иноязычные приставки).

Тема 2. Безударные гласные в корне слова. (Безударные гласные, проверяемые, непроверяемые, чередующиеся гласные О  и А в корнях –лаг-//-лож-, -гор-//-гар-, -кос-// -кас-, -рос-//-раст-, -ращ; Е и И в корнях –бир-//-бер-, -мир-//-мер-; И и Ы после Ц).

Тема 3. О и Ё после шипящих.( Правила написания О и Ё после шипящих в корнях, суффиксах окончаниях. Слова- исключения: шорох, шоссе, шофёр…)

Тема 4. Н и НН в суффиксах существительных, прилагательных, наречиях, причастиях.

Тема 5. Правописание НЕ и НИ с раздельными частями речи.

(НЕ с существительными, прилагательными, наречиями, с глаголами, деепричастиями, причастиями, числительными, местоимениями, со словами категории состояния. Особые

случаи слитного и раздельного написания НЕ; различие частиц НЕ и НИ ).

Тема 6. Слитное, дефисное и раздельное написание слов.

(Правописание сложных существительных, прилагательных , наречий, производных предлогов, неопределенных местоимений, частиц; международные словообразовательные элементы, термины).

Тема 7. Правописание омонимичных форм разных частей речи

(Правописание функциональных омонимов: наречия с приставками и существительные с предлогами, союзы и местоимения с предлогами, частицами, производные предлоги и самостоятельные части речи).

Тема 8.Употребление Ь и Ъ. (Функции Ъ и Ь знаков. Правописание ТСЯ и ТЬСЯ, -ИШЬ и –ЕШЬ в глаголах; существительных 2 и 3 склонения. Употребление Ь на конце существительных и наречий после шипящих.

Раздел «Трудные случаи пунктуации».

Тема 1. Знаки препинания при однородных членах предложения. (Знаки препинания при однородных членах предложения;  обобщающие слова при однородных членах

предложения: однородные и неоднородные определения).

Тема 2. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. (Обособление определений, приложений, обстоятельств, уточняющих оборотов, оборотов с союзом

как; обособление обращений, вводных слов).

Тема 3. Тире в простом и сложном предложении

Тема 4. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.

(Придаточные предложения, которые не выделяются запятыми, тире и двоеточие в СПП).

Тема 5. Знаки препинания в сложном бессоюзном предложении. (Точка с запятой, двоеточие и тире в БСП).

Тема 6. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

Тема 7. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

(Прямая речь. Диалог. Цитаты).

Планирование курса                                                                           (34 часа).

№ п/п

Тема

Тема

Форма

ИКТ

Раздел «Трудные случаи орфографии» 17 часов

1

 Вводное занятие «Хочу быть

грамотным»

1

Деловая игра

тест

2

 Правописание приставок

1

Практикум

ООК

3

Безударные гласные в корне

1

Практикум

4

Чередование гласных в корне

1

Практикум

презентация

5

О и Ё после шипящих

2

Лекция

Практикум

Мультимедийная программа

5

 Н и НН в существительных,

прилагательных и причастиях

2

Орфографический

тренинг

ООК

Мультимедийная программа

6

Правописание НЕ и НИ с разными

частями речи

3

Лабораторная

работа

Практикум

ООК

Мультимедийная программа

7

Слитное, дефисное и раздельное

написание слов

2

Практикум

ООК

Мультимедийная программа

8

Правописание омонимичных форм

разных частей речи

1

Групповой

практикум

презентация

9

Употребление Ь и Ъ

1

Практикум

ООК

10

«Проверь свою грамотность»

2

Деловая игра

Интерактивные тесты

Раздел «Трудные случаи пунктуации» 17 часов

1

Знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения

2

Практикум

презентация

2

Знаки препинания в предложениях

с обособленными членами

4

Лабораторная

работа

Практикум

Обобщающая таблица

3

Тире в простом и сложном предложении

1

Практикум

Обобщающая таблица

3

Знаки препинания в

сложноподчиненном предложении

2

Практикум

презентация

4

Знаки препинания в бессоюзном

сложном предложении

2

Практикум

презентация

5

Знаки препинания в сложном

предложении с разными видами

связи

3

Практикум

Обобщающая таблица

6

Знаки препинания в предложениях

с прямой речью

1

Практикум

Обобщающая таблица

7

«Проверь свою грамотность»

2

Орфографический

и синтаксический

тренинг

Интерактивные тесты

Список литературы:

1.В.В. Бабайцева, О.А. Сальникова. «Русский язык.

Тренинг по орфографии. Для школьников старших классов

и поступающих в вузы». М. «Дрофа» 2004

2.Г.А. Богданова, Г.И. Кирпиченко «Материалы для

подготовки к экзаменам по русскому языку». М.

 «Мнемозина» 2000

3.В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко «Пособие для

занятий по русскому языку в старших классах». М.

«Просвещение» 2000

4.И.В. Космарская «Русский язык для поступающих в

ВУЗы». М. «Аквариум» 1997

5.И.И. Миловидова «Проверьте свою грамотность». М.

«Фамилия» 1995

6.Д.Э.Розенталь «Русский язык. Пособие для поступающих

в ВУЗы». Издательство Московского университета 1992

7.С.Г. Троицкий «Русская орфография». Тверской

государственный университет. 1992

Приложение к элективному курсу:

Занятие № 4 

ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

Безударные гласные в корне. Проверяемые ударением, не проверяемые ударением. В корнях с чередованием.

1. Повторение пройденного на предыдущем занятии.

2. Вместо объяснительного диктанта по изученным темам (так как еще ничего не изучено) можно провести опережающий объяснительный диктант.

Метла, гряда, войска, ремесло, косить, бродить, манить, ценить, полоть, тянуть, вязать;
замирать, соберет, стереть, зажигать, блистать;
поплавок, приложить, прикоснуться, загореть, озарять, выровнять дорожки, промокательная бумага.

Во время диктанта вспоминаются и формулируются правила.

3. Теоретический материал. Составление плана-конспекта, таблицы.

Учитель объясняет принцип и цель работы. Чертит на доске или показывает составленную заранее таблицу. Объясняет правила ее составления, делает необходимые технические пояснения.
Далее объясняется теория. Каждый пример подтверждается записями в таблице. В дальнейшем составление таблиц (или планов-конспектов) может стать домашним заданием.

5. Практические задания. 1–2 упражнения по темам из любого учебника (устно).
6. Практические задания. 2–3 упражнения по темам из любого учебника (письменно).. Словарная работа. Учитель объясняет принцип и смысл работы. Слова на карточках: те же, что и в третьей графе таблицы.
5. Контрольный диктант на этом занятии не предусмотрен.

Домашнее задание. Упражнения по теме из любого учебника или задание на карточках.  Вставьте пропущенные буквы:  

  Заж_гать, бл_стеть, приг_реть, прил_гать, непром_каемый, прик_саться, выпл_вка, накл_ниться, выб_рать, пор_сль, р_внина, обм_кнуть, зар_стать, вы-ск_чить, пл_вец.
Упл_тить, ж_леть, сгр_бать, выч_слить, д_лина, расщ_пить, уд_ление, п_тнистый, п_тачок.

Раздаточный материал по темам

Тема: Гласные после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях

1. Спишите. Поставьте ударения в именах существительных, обозначьте орфограмму.

Задуматься над задач...и, послать за багаж...м, грузовик с кирпич...м, укрыться плащ...м, работать сторож...м, заведовать больниц... и, мыться под душ...м, гордиться удальц...м, книга издана за границ...и, следить за птиц...и, идти с тяжёлой нош...и, советоваться с врач...м, за дач...и был лес, говорить с переводчиц... и, змея свернулась кольц...м, посыпать перц...м, любоваться пейзаж...м, склониться над чертеж...м.

2. Напишите существительные в нужном падеже.

В творительном: дверца, половица, кирпич, меч, плащ, плач, туннель, вещь, мелочь, трость, кость, изморозь, путь.

В предложном: линия, затея, ущелье, заявление, отличие, печенье, дань, радость, ночь, брошь, местность, печь, путь.

3. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте ударение, объясните правописание.

Суп с перц...м, с карандаш...м в руке, за меж...и, познакомиться с юнош...й, послали за врач...м, стукнули дверц...й, не скр...пи половиц...и, выл...жили кирпич...м, ср...жается меч...м, укрыт плащ...м, работает сторож... м, встретились с бойц...м, поехали с отц...м, работает учительниц...и, играли за кузниц...и, ударили мяч...м.

      4. Обозначьте ударения в существительных с пропущенной буквой в окончании после шипящих и Ц.

1. Добрая улыбка луч...м солнца душу оз...ряет. 2. Радость в дом крылатой птиц...и влетает, а горе — тихой зме...й вползает. 3. Слово коварного человека режет нож...м по доброму сердцу. 4. Пение скворц...в на рас...вете не заменит пение соловь...в на закате. 5. Глупый ловит воздух ковш...м. 6. Каждая мать своих птенц...в об...регает. 7. Не железным ключ...м сердце открывается, а добротой.

5. Раскройте скобки, поставьте существительные в нужном падеже. Расставьте ударения, выделите окончания. С пятью словосочетаниями составьте предложения.

Быть (храбрец, упрямец, мудрец, чтец, трубач, силач), стать (ткач, скрипач, певец, гребец, молодец, продавец), познакомиться с (горец, новгородец, рязанец, голландец, норвежец).

6. Согласуйте глагол с существительным. Расставьте ударения. Вставьте пропущенные буквы.

Радоваться, встреча; освещён, солнце; стать, сторож; огорчить, неудача; любоваться, чиж; закрыть, ключ; доволен, чертёж; разгораться, румянец; пож...мать, плечо; ра...строить плач...м; опечалить, прозвище; считаться, красавица; быть, баловница; встретиться, врач.

Чередование гласных в корнях слов

1. Запомните стихотворный алгоритм написания слов с чередующимися гласными в корнях: -бер-/-бир-, -мер-/-мир;        -пер-/-пир-, -тер-/ -тир- и др.:

Если есть за корнем а, В корне будет и всегда, Вот пример, запоминай:

Ноги вытер? — Вытирай!

2. Спишите. В глаголах с пропущенными гласными выделите корень, суффикс, если имеется. Определите вид глаголов.

1. Дверь отп...рла молодая девушка. 2. Долго Иван-царевич по дремучим лесам проб...рался. 3. Стоит дуб, вершиной в облака уп...рается. 4. Пока Змей глаза прот...рал, Иван сбил ему три головы. 5. Ранняя птичка носок проч...щает, а поздняя глазки прод.-.рает.

3. Спишите. Вставьте пропущенные гласные в корнях глаголов, определите вид глаголов.

1. В споре брат к...снулся вопроса, которого мы давно не к...сались. 2. Препод...ватель2 изл...жил5 новый материал живо, увлекательно. 3. Он научил и нас изл...гать свои мысли ясно1 и чётко. 4. Живые звуки постепенно ум...рали.4 5. Опять всё зам...рло. 6. Мы соб...раемся в театр, соб.-.рёмся все в

п

зале. 7. Я ст...рала пыль со всей мебели . Нужно прот...реть всё тщательно. 8. Я принялся разж...гать огонь, но разж...чь его было трудно.7 9. Катера располагались6 у берега, их рас-пол...жение было удачным.

     4. Спишите. Подчеркните глаголы с чередующимися гласными в корне. Какую закономерность в написании этих глаголов вы заметили?

1. Озеро прост... рлось до самого леса. Впереди за городом прост... рается обширная гладь залива (Сок.—Мик.). 2. Над широкой гладью реки ст...лилась сероватая пелена лёгкого тумана. 3. Справа до самого горизонта расст...лалась зыбкая холмистая пустыня (Пан.). 4. Надо уметь разб...раться в лесных тропках. 5. Мы заб...рёмся на скалу. 6. Стоит зам...реть труду человека, начинает зам...рать жизнь (Кржиж.). 7. Хорошо, когда можешь оп...реться на руку друга. 8. Ворота зап...раются на ночь.

5. Вставьте пропущенные буквы и графически объясните правописание чередующихся гласных в корне.

Изб...рать депутатов, проб...раться через зар...сли, соб...рут урожай, зат...раю потолок, раст...рать мел, зап...реть дверь, соб...раю грибы, зам...реть от ожидания, зап...раюсь на ключ, зам...рать от страха, зап...рать на засов, подб...рать колоски, раст.-.реть краски, оп...реться на плечо, ст...реть написанное, бл...стал на балу, соб...раться в школу, зад...рать нос, уп...рал-ся в подставку.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Соб...раться в дорогу, наб.-.рать номер телефона, обм...рать от страха, уд...рать со всех ног, обж-.-гающее слово, бл...стит изумруд, оп...реться на руку, наст...дать полы, соприк...снуть-ся рукавами.

1. Когда сумеешь взяться за дело, и снег заг...рится. 2. И сырые дрова заг...раются.

7. Вставьте пропущенные буквы.

Ра...т...рать желтки, ра...ст...лать постель, обж...гающее пламя, быстро соб...русь, ел...гать песни, постоянно придираться, уп...раться ногами, наб...раться ума, к...саться вопроса, пол.-.жись на друга, разр...елись кусты акации, выр...стили цветы.

8. Спишите, заменяя (где это возможно) глаголы другими, сходными по значению, с чередующимися гласными в корне. Озаглавьте текст. Вставьте пропущенные буквы.

Мы устроились на отдых у реки.4 Быстро поднялись на берегу палатки, з...ря угасла . Последние лучи со.-.нца чуть трогали верш...ны деревьев. По оврагам ра...ходился6 туман. Мы стали искать сучья1 и бросать их в костёр. Один за другим вспыхивали2 сучья.

Глаголы, для замены: ра..^г...раться, соб...рать, ра...ст...-латься, к...саться, дог...рать, выр...сти, ра...пол...житься.

9. (Для контрольного списывания). Запишите словосочетания в два столбика: 1) с глаголами совершенного вида, 2) с глаголами несовершенного вида. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень и суффикс, если есть.

Прот...реть окна, соб...раются друзья, я выб...ру кассету, уб...рать квартиру, нат...рать пол, зап...реть дверь, оп...раться на перила, выт...реть досуха, пост...лить циновку, пробираться сквозь зар...сли, Соб...раться в дорогу, зам...реть от восхищения, прот...рать глаза, соб...рёмся все вместе.

10.(Для контрольного списывания). Графически объясните правописание чередующихся гласных в корне.

Соб...рать хворост, зап...рать дверь, раст...рать краски, за-б...рать домой, пост...лить постель, забл...стеть на солнце, бл...стать красотой, зам...реть от восторга, расст...лить ковёр, расст... лается туман, бл...стит лёд, выт...реть ноги, подб.-.рать цитату, прид...раться к мелочам, расст...лать листы, разд...рёт шкуру, бл...снул вдали, приж...гать рану, уп...реться ногой, забл...стела река, заж...гал свет.

     Маерова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы,

МОУ «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №1»,

Красногвардейского района    Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение – мать учения, или вновь о правилах дорожного движения!»

                  Одной из главных задач классного руководителя является безопасность школьников. В течение учебного года в каждом классе ежем...

Статья «Repetitio est mater studiorum (Повторение – мать учения)»

Данная статья - участник открытого Всероссийского Интернет-конкурса «Лучшая статья по психологии и педагогике-2013» (ЦПТ им. К.Д. Ушинского «Новое образование», сертификат № 021-СП)....

"Учиться никогда не поздно или Повторенье - мать ученья!"

Всегда пригодиться в работе с детьми и не только......

Повторение - мать учения!!!

В этой статье я попыталась доказать детям, что даже сегодня в век гаджетов и компьютеров в изучении любой дисциплины главное - это повторение материала....

Открытый урок по математике «Повторенье-мать ученья»

Открытый урок по математике «Повторенье-мать ученья»...

Игра-викторина "Повторение - мать учения"

Игра-викторина предназначена для проведения преподавателями технологии предметной недели в 5 классе....