Теоретический и практический материал для успешной сдачи ГИА (Задание А4)
материал (русский язык, 9 класс) по теме

Теоретический и практический материал для подготовки к ГИА (Задание А4)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретический  материал по теме  «Фонетика»

Гласные звуки.

В русском языке  6 гласных звуков :  [ а ] , [ о ] , [ у ] , [ и ] , [ ы ] , [  э ].

В русском алфавите есть гласные, которые могут обозначать один или два звука,- это буквы е, ё, ю, я.

Буквы е, ё, ю, я обозначают один звук если стоят после мягких согласных, например:  лес [л’эс], счёт [ш’от], люк [л’ук], пять [п’ат’]. А два звука в остальных позициях:

  1. в начале слова (юла [й’ула] );
  2. после гласной (воет [вой’эт]);
  3. после Ь, Ъ (съест [сй’эст], пьёт [п’й’от]).

Согласные звуки.

В русском языке 36 согласных.

Бывают ЗВОНКИЕ и ГЛУХИЕ согласные звуки.

Есть 6 пар по звонкости-глухости соответственно:[ б-п ] , [ в-ф ] , [ г-к ] , [ д-т ] , [ ж-ш ] , [ з-с ]

непарные звонкие (сонорные) [ л ], [ м ], [ н ], [ р ], [ j’]

непарные глухие [ х ] , [ ц ] , [ ч’ ] , [ ш’ ]

Также согласные делятся на  ТВЁРДЫЕ и МЯГКИЕ .

 [ б - б ’ ], [ в - в ’ ], [ г - г ’ ], [ д - д ’ ], [ з - з ’ ], [ к - к ’ ], [ л - л ’ ], [ м - м ’ ], [ н - н ’ ],

[ п - п ’ ], [ р - р ’ ], [ с - с ’ ], [ т - т ’ ], [ ф - ф ’ ], [ х - х ’ ].

непарные твёрдые [ж ], [ц ], [ш]
непарные мягкие
[ й ’], [ ч ’], [щ’]

Существуют буквы, позволяющие на письме смягчать предыдущий согласный:
Е, Ё, Ю, Я, И, Ь, Щ, Ч.

В слове согласные звуки претерпевают изменения в процессах. Самые основные из этих процессов – уподобление и закон конца слова. В русском языке из двух рядом стоящих согласных предыдущий звук всегда уподобляется последующему по признакам:

-глухости/звонкости (звук оглушается, если стоит в конце слова или перед глухим согласным (дуб, юбка — слышится  [ п ]; звук озвончается, если стоит перед звонким согласным (косьба — слышится  [ з ] ).

-мягкости (смягчение твердого согласного перед мягким (степь [с’т’эп’] )

-по месту и способу образования (замена двух согласных одним- долгим шипящим или ц и ч (купаться [купаца],сшить [шыт’ ] )

Удачи с выполнением тестовых заданий! 

  1. В каком ряду расположены слова, в которых совпадает количество букв и звуков?

1)страстное, бьющаяся, подстричь

 2)тростниковые, вскользь, разъярившийся

3)создаешь,  поющие, местность

4)июльский, маячить, прелестное

  1. В каком ряду расположены слова,  в которых звуков больше чем букв?

1)Япония, воюющий, юбиляр

2) предъявление,  яростный, вальсировать

3) юридический, вьетнамская, предыдущим

4) непреложные,  алюминиевый, грустный

  1. В каком ряду расположены слова,  в которых букв больше чем звуков?

1)просьба, въедливый, свадебное

2)окрестность, въехавший, моющаяся

3)разъяриться, повсеместный, скользко

4)дружелюбие, старьевщик, компенсация

  1. В каком ряду расположены слова,  в которых все согласные звуки звонкие?

1)сбросил, ежевика, чемодан

2)южный, мороз, резвый

3)деревня, царица, небесный

4)ножницы, сделали, южная

  1. В каком ряду расположены слова,  в которых все согласные звуки глухие?

1)станица, предки, письмецо

2) посадка, тапки, вместе

3) все, птица, текст

4)пехота, вкусно, кашевар

  1. В каком ряду во всех словах есть звук [ п’]?

1)пьеса, проверка, автостоп

2)клуб, приступ, обклеить

3)пятиборье, вглубь, распиленный

4)россыпь, заскрипеть, общественность

  1. В каком ряду во всех словах есть звук [ с]?

1)масштаб, старожил, лезть

2)стереозвук, сделать, развевается

3)подъезд, повозка, расхвалить

4)отвезти,  сдерживаться, разносчик

  1. В каком ряду во всех словах есть звук [ б’]?

1)разобьётся, бюрократизм, подберёзовик

2)дьякон, прорубь, бетономешалка

3)голубь, хлебный, взахлёб

4)подвиг, микроб, вглубь

  1. В каком слове выделенная буква обозначает твердый согласный?

1)префектура

2)шинель

3)морфема

4)тембр

  1. В каком слове выделенная буква обозначает мягкий согласный?

1)бизнесмен

2)генетика

3)антитеза

4)бенефис    

Литература

  1. Бондарко Л.В. Фонетическое описание языка и фонологическое описание речи. – Л., 1981.
  2. Леонтьева С.Ф. Теоретическая фонетика современного английского языка. – М.: Менеджер, 2004.
  3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. – М., 1967.
  4. О.Ф.Вакурова, С.И.Львова, И.П. Цыбулько. Готовимся к ЕГЭ –М.: Дрофа, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2

Педагогические, теоретические и практические аспекты выполнения заданий повышенного уровня С2...

30.03.16 поборка задач из банка заданий ОГЭ для успешной сдачи экзамена

поборка задач из банка заданий ОГЭ для успешной сдачи экзамена...

Теоретические и практические задания для уроков по теме: "Углы. Измерение углов" (5 класс)

Предложенный материал может быть использован  на уроках математики в 5 классе по теме "Углы. Измерение углов." Материал разработан в соответствии с содержанием учебника "Математика...

Теоретический и практический материал для подготовки к ЕГЭ (задания 4 и 20)

Материал может быть использован как на уроках, так и при подготовке к экзамену. Ценность в том, что собранный материал может изучаться в любом классе как при изучении новой темы, так и при повторении....

Практические советы для успешной сдачи ГИА по английскому языку в разделе "Грамматика и Лексика"

Этот материал поможет учащимся 9 класса успешно подготовиться и сдать ГИА по английскому языку в разделе "Грамматика и Лексика", так как действительно содержит практические советы,  что...

Теоретический и практический материал по финансовой грамотности для темы "Вклады"

Представленный материал будет полезен учителям математики, обществознания, финансовой и функциональной грамотности. Он содержит теоретический раздел и задачи дифференцированного уровня сложности для о...

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Презентации с выполнением упражнений на основе комплексов ЛФК для проведения теоретических и практических занятий по физической культуре при дистанционной форме обучения.

Дидактические материалы для занятий. Материал при дистанционной форме обучения. Специальность 34.02.01 Сестринское дело. Специальность 31.02.03 Лабораторная диагностика. Для всех курсов. Очная форма о...