Буквы О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Ивлева Людмила Евгеньевна

Цели:

  1. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukvy_o-e_yo_posle_shipyashchih_na_konce_narechiy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области

                                                                               

Тема:"Буквы О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий"

                                     Разработчик урока:

                                                                     учитель русского языка и литературы      

                           Ивлева Л.Е.

2009 г.

Тема:"Буквы О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий"

Цели: 

  1. Выявить закономерность написания гласных букв о-е (ё) после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных, наречий. Формировать умение выделять орфограмму “О-Е (Ё) после шипящих на конце наречий”, определив часть речи и часть слова.

Ход урока.

I. Организационный момент- сообщение темы урока.

Постановка цели урока совместно с учащимися.

II .Повторение ранее изученного материала по теме “Наречия”.

Индивидуальная работа (выбор карточек с заданиями на доске до начала урока)

1. Образовать наречия от указанных слов-прилагательных. Каким способом образованы полученные наречия?

Обоснованный, ужасный, аргументированный, нечаянный, естественный, сонный, путаный. Одно наречие разобрать морфологически (на выбор).

2. Вставить буквы, раскрыть скобки.

Тихо (тихо) в лесу. (По) кошачьи ступают по рыхлому снегу чьи (то) лапы. Откуда(то) справ. донос.тся голодный вой волков. (Не) вольно вспомина.шь самые страшные сказки.

3. Составить 5 словосочетаний с наречиями на уже изученные правила по предложенной картине русского художника.

Работа с классом.

Повернул влево, появился слева, броситься врассыпную, пилить вручную, по весеннему лесу, бросились врассыпную, пилить вручную, зазвенел по-весеннему, во-вторых, как-нибудь встретимся, сделал кое-как, прилетел нежданно-негаданно, шли бок о бок, обрадованно воскликнул, опрокинул нечаянно, ушёл вдаль, ушёл в даль туманную.

III. Изучение нового материала.

1. Чтение материала по учебнику на странице105.

2. Чтение рифмовки на новую орфограмму

Свеж(о,ё?), хорош(о,ё?) и могуч(е,о?), зловещ(е,о?)

Что в суффиксе нужно писать у наречий?
Хочешь пятёрку в журнал получить?
Правила нужно твёрже учить!
После шипящих под ударением о
(Например,
хорошо, горячо и свежо).
Когда ударенья в суффиксе не слышим,
То букву
е непременно напишем.

-Но: ни эта рифмовка, ни правило в учебнике на странице 105 не содержат полной информации о написании гласной О-Е(Ё) после шипящих в суффиксе наречий.

Продолжить рифмовку:

Пусть слово ещё никого не смущает,
Оно лишь одно исключеньем…
(бывает).

Дать алгоритм применения правила:

1. На конце наречия шипящий.

2. Ударный – безударный гласный.

Третье лишнее. (Вспомните алгоритм применения правила “О-Е(Ё) на конце шипящих”)

1. Убаюкивающ. , блестящ. , горяч.

2. Общ. , заикающ. , вызывающ.

3. Трескуч. , голыш.м , могуч.

4. Жгуч. , свеж. , певуч.

5. Ещ. , потрясающ. , зловещ.

V. Закрепление. Списать текст, вставив буквы и недостающие знаки препинания.

На горизонте сумрачно, зловещ.. В южном небосклоне нет почти звёзд. А цикады поют, поют. Им тоже хорош.. Ещ. царственнее и грознее стал необ.ятный храм полнозвёздного неба. Волнующ. тихий покой царил ещ. .в городе. (По И.Бунину)

VI. Домашнее задание.

Теоретический материал на странице 105, упражнение 240 (письменно), упражнение 239 (устно) или по желанию:

VII. Итог урока.

Что узнали нового? Сложно ли было изучать тему? Что понравилось – не понравилось? Как уяснили алгоритм применения правила (прост или сложен?). Комментирование оценок учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

урок по русскому языку на тему:"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Данный урок познакомит учеников с условиями выбора и написания букв О и Е после шипящих на конце наречий. Подобраны разные виды диктантов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Презентация к уроку

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов....

Технологическая карта урока русского языка «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий».

Тема урока: «Буквы о и е после шипящих на конце наречий»Тип урока: объяснение нового материала.Цель урока: формирование образовательных компетенций у учащихся (информационных, коммуникатив...

Опорные листы по теме "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий"

Опорные листы включают теоретический материал, упражнения и тест...

"Буквы О и Е после шипящих на конце наречий".

Проектирование уроков по формированию УУД дело непростое, но сегодня это требование времени. А мы должны идти ногу со временем, чтобы дети были востребованными, так как современное общество запрашивае...