Русский язык. 7 класс. Тема "Буквы О и Е после шипящих на конце наречий". Конспект урока
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Самахужина Фазима Уразаевна

Цели урока: объяснение нового материала, формирование умения выделять оьфограмму; составление алгоритмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_oyo_posle_shipyashchih_i_ts._7_klass.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока.

Учитель  – Самахужина Фазима Уразаевна.

МОУ Метелевская СОШ

Предмет – русский язык.

 Класс – 7.

Тема: Буквы о и е после шипящих на конце наречий.

Цели урока:

  •  Знакомство с правилом написания о,е после шипящих на конце наречий;
  • Формирование умения выделять орфограмму, определив часть речи и часть слова;
  • Повторение пройденного материала;
  • Учить составлять алгоритм и пользоваться им;

Ход урока: І. Организационный момент.

Слайд №2. Постановка целей и задач урока.

ІІ. Проверка домашнего задания.

Учитель: Рассказать орфограммы №14, 18, 35, 37, 55.

Слайд № 3

№14

№18

№35,37

№55

 № ?

Шёпот

Искл.

шов

шорох

капюшон

О  Е

Сущ.,

Прилаг

Врачом

большой

Λ

О Е

Сущ.,

Прилаг

Крючок

ежовый

Λ

Ё

Прич.

Сожжён-ный

Ё

Глагол

Жжёт

Учащиеся делают вывод: Выбор орфограммы определяют 3 условия: часть речи, часть слова и ударение.

ІІІ. Объяснение нового материала.

Слайд № 4

Учитель: Из данных слов образовать наречия с суффиксами о,е.

Блестящий

неуклюжий

могучий

тягучий

скрипучий

кричащий

зовущий

трепещущий

вызывающий

певучий

горячий

свежий

общий

Справа появляются наречия.

Учащиеся делают вывод. В суффиксах наречий под ударением пишется О, а без ударения Е. Исключение – ещё.

ІV. Закрепление нового материала.

1) Работа по учебнику.

- Чтение правила

- Упр. 241. Задание: Выписать только те наречия,  в которых пропущен суффикс О.

Ответ: свежо, горячо.

2) Слайд № 5

Синтаксический разбор предложения:

Одна из волн игриво вскатывается на берег и, вызывающе щумя, ползёт к голове Рагима.

V. Повторение и закрепление пройденного материала.

- Учитель: Мы узнали, что в суффиксах наречий после шипящих под ударением пишется буква О так же как и в существительных и в прилагательных. Поэтому можно составить общий алгоритм по теме: Гласные О, Е после шипящих в разных частях речи.

- Составление алгоритма. Слайд № 6

- Порядок применения правила. Слайд № 7, 8.

- Контрольный тест. Слайд № 9.

Буква Ё  пишется на месте пропуска в обоих  словах ряда:

  1. Жесткош…рстный, ш…лковый;
  2. Беч..вка, прож…рливый;
  3. Пиж…н, ш…рник;
  4. По деш…вке, обж…гший;
  5. Трущ…ба, грубош…рстный.

Буква О пишется на месте пропуска в обоих словах ряда:

  1. Расч…санный, ж…стче,
  2. Ш…ковый, ж…лудь;
  3. Ж…нглировать, ож…г (пальца);
  4. Чащ…ба, расч…тливый;
  5. Крыж…венный, молодож…н.

- Самопроверка.

- Заучивание рифмовки. Слайд № 10.

Шорох, чокаться, трущоба,

Жом, изжога и чащоба,

Шов, крыжовник и обжоры,

Шомпол, чопорный и шоры,

Шоу, джоуль, корнишон,

Рожон, боржоми и пижон,

Капюшон, мажор и шорты,

Шок, харчо, анчоус, джонки,

Трещотка, джокер, чох, вечор –

Запомни весь этот набор.

После шипящей не спеши,

В рифмовку входит? О пиши.

Вывод: слова - исключения нужно запомнить.

VІ. Лексико–орфографическая работа.

Жор – сильный клёв рыбы.

Жокей - профессиональный наездник на скачках

Жом – 1) пресс для выжимания, отжимания. 2) выжимки сахарной свеклы

Жонглёр - цирковой артист зан-ся жонглированием

Жох – ловкий в делах, прижимистый человек, пройдоха, плут

Шоры – боковые конские наглазники для пугливых лошадей; перен. - то, что мешает кому-нибудь правильно  понимать окружающее, ограниченность

Чох, чохом – все вместе

Анчоус - мелкая рыба

Чомга – утка-нырок

Пончо – короткий плащ из куска ткани, надеваемый через голову.

Каприччо – виртуальное музыкальное произведение.

Джоуль – единица энергии, работы и количества теплоты.

Джонка – китайская лодка.

VІІ. Диктант.

Чопорный чёрт в чёрной шёлковой одежде сидел на жёстком диване и пил дешёвый кофе, чокаясь со своим отражением в тяжёлом самоваре, стоящем на скатерти шоколадного цвета. Чёрт был большой обжора и объедался крыжовником, хотя у него была изжога и больная печёнка. Потом он встряхнул чёлкой и стал плясать чечётку. Цоканье копыт было очень сильным, и в цокольном этаже подумали, что это гарцевала лошадь. Чёрт врезался в самовар и обжёг свой пятачок, покрытый мягкой шёрсткой, но ожог оказался тяжёлый, поэтому чёрту пришлось лечить свой пятачок.

VІІІ. Домашнее задание.

Упр. 243. ( Распределить слова в 3 столбика: Е, Ё, О)

ІХ. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 7 классе "Буквы –О- и –Е- после шипящих на конце наречий"

В увлекательной форме построено повторение по правописанию О и Е после щипящих в различных морфемах, новый материал дан в игровой форме....

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием обучающих структур сингапурской методики обучения Тема: Мягкий знак после шипящих на конце наречий. ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий".

Урок на тему "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" в 7 классе проходил в форме открытого урока. Разработка по УМК М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской....

Урок русского языка по теме "Буквы о – е после шипящих на конце наречий"

Цели урока: знакомство с правилом написания букв о – е после шипящих на  конце наречий; формирование умения выделять данную орфограмму; совершенствовать навыки морфологического и...

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса «Буквы О и Е после шипящих на конце наречий»

Методическая разработка урока по русскому языку для 7 класса поможет учащимся познакомиться с условиями выбора написания букв о и е после шипящих на конце наречий; разноуровневые задания, направленные...