Творческий отчет по теме: "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках интегрированного типа"
статья по русскому языку по теме

Титова Вера Викторовна

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.docx42.89 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы

 учителей русского языка и литературы МБОУ СОШ №53 Засвияжского района города Ульяновска

 

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках интегрированного типа.

Интегрированные уроки – путь к успеху.

 

 

 

 « Одно колесо часовой машины спросило у другого:

 Скажи, почему ты все время вертишься не вместе с нами , а в другую сторону?

- Потому что так меня задумал мастер, - ответило колесико. – Но ведь этим я вам нисколько не мешаю, а, наоборот, помогаю показывать правильное время. И хоть крутимся мы в разные стороны, главная цель у нас общая» (Притча)

 

 

 Разные школьные предметы, как колесики часового механизма, служат одной цели -          воспитанию всесторонне развитой, духовно-нравственной личности.

        В настоящее время перед современной школой ставится важнейшая образовательная задача: сформировать у ребёнка представление о целостной картине мира, его единстве и многообразии. Учителю-предметнику в решении этой задачи помогают интегрированные уроки. Сегодня интеграция в обучении приобретает широкий размах и популярность. С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.

       Интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методом других наук, других учебных предметов. Такие уроки могут проводиться двумя и более учителями разных предметов или же одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим «родственным» дисциплинам.

         Цель интегрированного преподавания заключается в том, чтобы научить детей видеть мир целостным и свободно ориентироваться в нём. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой.     

        Развивающий и воспитывающий потенциал интегрированных уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения: формирование у учащихся

-интереса и уважения к предмету,

-воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании знаний,

- развитие интеллектуальных и познавательных способностей,

-развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.

        Интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, так как каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Интегрированные уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены.

          Именно благодаря  этому формируются  и развиваются  универсальные  и метапредметные  ключевые компетентности

- в предметной области

-в области информационных технологий

-в проектно-аналитической деятельности

-в исследовательской деятельности

- в плане  продолжения образования и самообразования

более активная и всесторонняя картина мира, ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер, и учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.   

        Конечно же, интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться наиболее эффективного результата.

            Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.  Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

     Все школьные дисциплины обладают своеобразным интеграционным потенциалом, но их способность сочетаться, эффективность интегрированного курса зависят от многих условий. Для этого учитель прежде всего анализирует уровень подготовленности учеников своего класса, оценивает их психологические особенности и познавательные интересы.      Ведь мы всё более отчётливо понимаем, что мир един, что он пронизан бесчисленными внутренними связями, так что нельзя затронуть ни одного важного вопроса, не задев при этом множества других. В подобных случаях требуется сравнение, сопоставление, а это также есть основание для интеграции.

     Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является главным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

Свои интегрированные уроки  учителя выстраивают  на основе русского языка или литературы. Совмещаемыми предметами чаще всего бывают музыка, живопись, история, краеведение,МХК. Нередко  приходится вспоминать и географическое расположение острова,  и химический состав того или иного элемента, и математические правила и многое другое.

    Музыка, например, на уроках русского языка создаёт непринуждённую атмосферу, помогает ученикам глубже погрузиться в атмосферу быта, природы. На таком интегрированном уроке воспитательная функция музыки не менее важна, чем образовательная. Так как при прослушивании какого-либо произведения на уроке, учитель чаще всего сообщает и краткие данные об авторе, и историю создания произведения. Это позволяет и способствует расширению кругозора учащихся.

Напряженность на уроке  помогает снять рисование. Ребята раскрепощаются, наполняются положительными эмоциями, проявляют творчество, демонстрируют своё видение мира.

     От учителя, в свою очередь, требуется основательная подготовка к подобной интеграции. Чтобы урок превратился в волнующую встречу с музыкой, композитором, учителю необходимо, прежде всего знать произведения, прослушиваемые в данном классе, регулярно прослушивать новые записи, коллекционировать магнитофонные записи, собирать биографические данные е композиторах, занимательные рассказы о музыке. В статье "О первоначальном преподавании родного языка" К.Д. Ушинский подчёркивал: "Недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали. В поэтическом произведении многое понимается только  чувством и не может быть объяснено умом».

    Изучив и обобщив методическую литературу по вопросам интеграции, мы убедились в важности этой проблемы и её значимости в практике школы.    И это становится особенно актуально при переходе на ФГОС.  Интегрированные уроки помогают учащимся глубже и всесторонне понять ту или иную тему. Мы проводим интегрированные уроки русского языка, литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, истории.

    Ученик многое получает от таких уроков: он учится сопоставлять факты, сведения из разных источников, находить аналоги, не зацикливаться внутри определенной области знаний. Повышается его кругозор, развивается мышление.

     Одна из задач каждого учителя – подготовка ученика к взрослой жизни, к жизни в обществе. И на пороге  взрослой жизни ребят ждет испытание в виде ЕГЭ. Интегрированные уроки помогают более эффективно подготовиться к экзамену. Этому помогает интегрирование выше перечисленных уроков. Знания, полученные на таких уроках, особенно помогают в выполнении части С, написании сочинения-рассуждения. Выстраивая рассуждение по тексту, выпускник должен привести не менее двух аргументов из жизни, из прочитанных художественных произведений , а также из жизни конкретных исторических личностей, музыкантов, художников, ученых , из газет, из журналов и т. д. Он должен уметь анализировать предложенный ему текст, выявить проблему, прокомментировать ее и изложить свои аргументы. Тут ему понадобится и читательский опыт, и жизненный опыт, и знания, почерпнутые при изучении других школьных предметов. Интегрированные уроки как нельзя лучше помогают в этом.   

Мы видим ежегодный  рост процента, успешно сдавших ЕГЭ

 В  педагогической практике наших учителей было проведено немало интегрированных уроков.

       Учителя нашего МО проводят уроки литературы или русского языка, совмещая  их с музыкой, основами православной культуры, ИЗО, математикой, биологией, иностранным  языком, используя различные средства ИКТ. 

Темы проведенных интегрированных уроков  русской литературы, музыки, МХК, основ православной культуры, ИЗО

 

Тема

Интеграция уроков

Класс

Частушки как произведения устной народной поэзии

Литература, музыка

5

Тема природы в стихотворениях С. А. Есенина. Изображение природы в литературе, живописи, музыке.

Литература, музыка, ИЗО

5

Инсценирование сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев»

Литература , МХК (театр), музыка

5

Тема осени в словах и красках

Литература, музыка, ИЗО

6

«Нам жизнь дана, чтобы любить…».Сопоставление притчи о добром самарянине и сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

Литература, ИЗО, основы православной культуры

6

Поверьте в чудо! (просмотр и анализ кинофильма по феерии А. Грина «Алые паруса»

Литература, ИЗО, МХК (искусство кино)

6

Строгий, стройный вид… Архитектура Петербурга и А. С. Пушкин. Урок по поэме А. С. Пушкина «Медный всадник»

Литература, МХК

7

Образ Ивана Грозного и опричники в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова

Литература, история, МХК, музыка

7

«Нет уз святее товарищества…» Анализ повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Литература, история, основы православной культуры, ИЗО

7

Изображение пугачевского бунта в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Литература, история

8

«Мужчина и женщина в семье» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» и на основе личных наблюдений учащихся)

Литература, обществознание

8

Повесть о Петре и Февронии Муромских.

Литература, МХК (иконопись, архитектура)

9

Адресаты лирики А. С. Пушкина. Литературно-художественная композиция.

Литература, музыка (романс)

9

Тема Кавказа в лирике М. Ю. Лермонтова.

Литература, живопись

9

Евангельские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Литература, основы православной культуры

10

Петербург Достоевского по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Литература, МХК, архитектура Петербурга

10

«Гимн высокому чувству любви»(по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Литература, музыка (соната Бетховена)

11

«У меня в Москве купола горят…»  Тема Москвы в творчестве М. Цветаевой.

Литература, МХК (архитектура Москвы)

11

«А об этом вы можете рассказать?…» Тема сталинских репрессий в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»

Литература, история, основы православной культуры

11

«Идет война народная…» по произведениям о войне

Литература, история, музыка

11

«Мне жалко той судьбы далекой» (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)

Литература, история, основы православной культуры

11

Литературно-музыкальная композиция по творчеству В. Высоцкого.

Литература, музыка, МХК (кино)

11

 

 

   

Темы проведенных интегрированных уроков русского  языка ,русской литературы, ИЗО

 

Виды работ, темы уроков

Интеграция уроков

Различные виды разбора (особенно синтаксический) на примерах произведений классической литературы

Русский язык, литература

Изложения и диктанты на примерах произведений классической литературы

Русский язык, литература

Сочинение по картине (картины Шишкина, Сурикова, Левитана,  Саврасова, Крамского, Иванова, Врубеля, Васнецова, Кустодиева и других)

Русский язык, ИЗО

Сочинение по картине (иллюстрации к произведениям, виды архитектурных зданий, храмов (Храм Покрова на Нерли, Храм Василия Блаженного, Церковь Кижи, Храм Христа Спасителя и другие)

Русский язык, ИЗО, основы православной культуры, краеведение

Изучение тем: «Имя числительное»

Русский язык, математика

Устойчивые сочетания слов , взятые из Библии. Их происхождение.

Русский язык, основы православной культуры

Происхождение крылатых слов и выражений.

Русский язык, литература

Этимологический анализ слова.

Русский язык, история русского языка, старославянского языка, история, основы православной культуры.

Лингвистический анализ текста.

Русский язык, литература

 

                      

 

 

 

                      Результаты деятельности 

Интегрированное преподавание позволило нам достигнуть следующих результатов.

  1. Учителя нашей кафедры имеют сто процентную успеваемость, качество  знаний колеблется от 60-до 80%

Ведется мониторинг обученности  по каждому предмету, что позволяет вести наблюдение за процессом обучения.   

Также ведется диагностика работ по подготовке к ГИА и ЕГЭ. После каждой проведенной работы заносятся данные по каждому ученику, диаграмма показывает, насколько успешно он справился с работой. Благодаря графикам, можно четко отслеживать ход подготовки к итоговой аттестации.

           

  1.  Необходимо  отметить, что нашими учителями ведется серьезная работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ.
  1. В начале каждого полугодия обсуждается и  составляется  график  административных контрольных работ по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Контроль выполнения данных работ позволяет выявить проблемы, возникающие при выполнении того или иного задания и вовремя ликвидировать  пробелы.
  2. Мы активно участвуем в независимом тестировании, предлагаемой системой Статград
  3. Проводим индивидуальные консультации
  4. Оформляем стенды, на которых обучающиеся могут найти всю информацию по ГИА и ЕГЭ
  5.  Разрабатываем рабочие программы и ведем  спецкурсы «Говорим и пишем правильно» в 9 классе ( ведет Титова В.В.) и «Трудные случаи грамматики» в 10 классе (ведет Минибаева О.А.)

В результате мы наблюдаем рост обучающихся, успешно сдавших экзамен)

Использование межпредметных связей на уроказ позволило нам достигнуть  следующих результатов

Ежегодно принимаем активное участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок- языкознание для всех». Следует отметить , что с каждым годом количество участников возрастает.(от 42-до 170человек).За эти годы учащиеся нашей школы были отмечены дипломами  и ценными подарками

Учебный год

Призовые места в регионе

Класс

Фамилия, имя

2009-2010

победитель

Диплом 1степени

призер

7

5

Шафронов Данила

Абакумова Ольга

2010-2011

 победитель

Диплом 2степени

                                  

9

Шишков Иван

2011-2012

 победитель

Диплом 2степени

                                  

            7

 

         

Абакумова Ольга

 

2012-2013

 победитель

Диплом 4степени

                                  

            10

 

 

Чечукова Татьяна

 

   Впервые в 2011-2012 учебном году мы приняли участие в Международной олимпиаде по русскому языку и литературе. И здесь были показаны неплохие результаты (победитель, диплом лауреата)        

        2.Участие во Всероссийской  предметной олимпиаде «Олимпус»

 

Учебный год

Место в России

              Класс

Фамилия, имя

2011-2012

    Победитель (диплом лауреата)

Победитель(диплом лауреата)

6

6

Наумова Анастасия

Круглов Юрий

 Традиционно принимаем участие в муниципальном этапе Всероссийской Олимпиады по   русскому языку и литературе. Здесь мы входим в первую десятку

           3. Участие в муниципальном туре Всероссийской Олимпиады по   русскому языку

Учебный год

Место в городе

Класс

Фамилия, имя

2009-2010

7

10

Ярускина Оксана

2010-2011

6

7

Садилова Анжелика

2011-2012

2012-2013

5

6

8

10

Яшина Алина

Чечукова Татьяна

           4. Участие в муниципальном туре Всероссийской Олимпиады по   литературе 

Учебный год

Место в городе

        Класс

Фамилия, имя

2009-2010

             6

                9

Ерешева Эмма

2010-2011

              5

               8

Шишков Иван

2011-2012

             6

               7

Яшина Алина

2012-2013

             5

               10 

Чечукова Татьяна

 Реализация межпредметных связей прослеживается и во внеурочной деятельности.    

 Так , неделя русского языка и литературы стала уже традицией в нашей школе. На этой неделе ребята демонстрируют свои успехи в пробе пера, в чтении стихов, в театральных постановках, в оформлении стенгазет, в организации литературных вечеров, пресс-конференций и т.д.           

С  большим увлечением ребята участвуют в театрализованных музыкальных постановках сказок, рассказов. Всем зрителям, и старшим, и младшим, очень понравились театральные постановки сказки «Двенадцать месяцев». Ребята  сами подбирали костюмы , продумывали образ, исполнение роли.

С удовольствием участвуют в конкурсах « Живая классика», «Давыдовские чтения» Стали лауреатами 5- 7- х давыдовских чтений, в конкурсах сочинений, рефератов, посещают музеи, выставки, театры города.

Уже стало традицией в конце каждого года выезжать в близ лежащие области. Так с целью изучения своего края, народностей, населяющих его, традиций и обычаев   посетили Казань, Чебоксары, Саранск.

В этом году посетили г. Санкт-Петербург. Всю информацию, полученную на экскурсиях, мы используем и на своих уроках.

           Сегодня все чаще стали говорить о духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. С этой целью ввели в школьный курс предмет «Основы православной культуры». Вся русская литература вместе с православной культурой направлена на воспитание духовной личности. Без этого альянса невозможно изучение, например, таких произведений, как: роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор», рассказ Н. С. Лескова «Христос в гостях у мужика» и многие другие. Ученики с замиранием сердца слушают евангельские притчи, сопоставляют их с художественным  текстом, анализируют, делают выводы. Особое настроение создает посещение храмов.(Арское, Казань, С-Петербург) Это преображают детей, приобщает к нравственным истокам своей Родины,  заставляет задуматься о духовных ценностях жизни. Ребята начинают интересоваться духовным наследием.

             Чтобы учеба была в радость детям, главное в работе учителя,  быть заинтересованным самому. И тогда, как пишет известный академик Д. С. Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном», будет интересно и тому, кто тебя слушает. Значит, твоему ученику. Многое зависит от самого учителя. Готовясь к уроку, он должен четко себе представить не только то, что конкретно по теме он хочет объяснить ученикам, но и знать, с каким предметом будет целесообразно интегрировать урок литературы или языка. Необходимо знать, что интеграция возможна  при ряде условий: родстве наук, соответствующих интегрируемым учебным предметам; совпадении или близости объекта изучения; наличии общих методов и теоретических концепций построения.

            Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

       Нужен огромный личный багаж знаний не только по своему предмету, но и хотя бы по схожим с ним. Немаловажную роль играет увлечение учителя. И даже нередко на уроке вспоминаем и географическое положение острова, и химический состав того или иного элемента, и математические правила. Интегрированные уроки дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

      Главная и общая задача для всех педагогов - это всемерное развитие у ребёнка способностей и мышления, с тем, чтобы он развил желание постоянно совершенствовать знания, умения, навыки, полученные в процессе овладения основами наук.

Таким  образом ,межпредметные связи способствуют не только активизации учебной деятельности, но и воспитывают

-коммуниникативность

-критическое мышление

- толерантность

-Креативность

-Самостоятельность и ответственность

-любовь к своему краю

      Подводя итог, хочется сказать, что  задуматься над тем, что интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности.

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ с помощью информационно-коммуникационных технологий»

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем. Активизацию познав...

Отчет по проблеме "Повышение познавательной активности обучающихся на уроках информатики"

Основная задача, которая, согласно ФГОС,  стоит перед системой образования – переход на компетентностную  модель, реализация  которой  осуществляется путем системно-деятельностного...

Бинарные уроки – как средство активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках химии

Познавательная активность – сложное личностное образование, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов – субъективных (любознательность, усидчивость, воля, мотивац...

статья Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Результаты интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления студентов, что  способствуе...

презентация Развитие творческого мышления и оптимизация учебно-познавательной деятельности студента в системе интегрированного обучения, а также в системе индивидуальной проектной деятельности.

Проблема междисциплинарной интеграции имеет принципиально важное значение как для развития научных основ педагогики, так и для практической деятельности преподавателей. Переход на новые федеральные об...

«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии через использование технологии индивидуального стиля учебной деятельности»

                     Известно, что далеко не все учащиеся, даже те, которых мы называем « успешными», выполняют те или иные фо...