Из опыта работы. «Учимся писать письма» (эпистолярный жанр)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo_v_5_klasse.doc168.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема урока: «Учимся писать письма»

(эпистолярный жанр)

Цели:

1. Познакомить учащихся со значением переписки в жизни людей, письмом как разновидностью текста, имеющего свою структуру и стилистические особенности ; расширить исторические знания детей.

  1. 2. Познакомить с правилами и вежливыми формами переписки.
  2. 3. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношение к людям разных профессий; чувства патриотизма ,  памяти к прошлому своего народа , чувства сострадания и доброты.  .
  3. Учитель: С чего вы начнете свое письмо? С приветствия. 21 ноября (в календаре) объявлен как Всемирный день приветствий. Они могут быть разными. Мужчины могут подать друг другу руки, снимают шляпы. Еврей скажет: «Мир вам», перс: «Будь весел», монгол: «Здоров ли ваш скот?», папуас: «Дай я тебя обнюхаю»; тибетцы снимали головной убор правой рукой, левую они закладывали за ухо и высовывали язык. Даже животные приветствуют друг друга. Собаки лают и виляют хвостом, а аисты трещат клювами. Поэтому любое общение надо начать с приветствия. В письме это «здравствуйте» и «привет». Давайте запишем эти слова в тетради:
  4. Адресат (нем.) - получатель, лицо, которому адресовано почтовое отправление, телеграмма.
  5. Адресант (нем.) - отправитель, лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление.
  6. 6. Знакомство с эпистолярным жанром.
  7. Учитель: Раз мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что оно относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанр – обращение в форме письма.
  8. А зачем люди пишут друг другу письма?
  9. Предполагаемые ответы:
  10. чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями;
  11. в них советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах;
  12. важно знать, как живет наш собеседник (адресат);

нам интересно знать его мнение о том, что нас волнует и т.д.

А как же все началось?

Было это давным-давно. В те далекие времена люди жили в пещерах. Но в некоторых обитали медведи. Долго ли коротко, но стали выселять медведей из обжитых пещер. Огляделись люди по сторонам и увидели на стенах царапины от когтей. Но именно они, по мнению некоторых ученых, и были первыми письмами, т.к. они навели древних людей на мысль, что можно с помощью знаков передавать информацию.

Такой способ, к слову сказать, сохранился до сегодняшнего дня. У народа манси (живет на севере, между Уральским хребтом и Обью) есть такой вид письма: знаки, вырубленные топором на деревьях; обычно - рассказ об охоте. Рисунок читается так: “Один человек убил 15 белок. С ним была собака”. Мы с вами прочли эти записи по-русски. Манси, посмотрев на запись, перескажут ее по - мансийски.

Сегодня такое письмо называют пиктографическим (от латинского pictus “живописный” и греческого grapho “пишу”). Дорожные знаки - пиктограммы. Разгадка одной из детективных историй, описанных Артуром Конан Дойлом в книге “Тайна пляшущих человечков”, была связана с письмом в рисунках.

Людям необходимо было общаться, и они придумывали разные способы: канадские индейцы с помощью дыма отправляли другому племени письмо; африканские племена общались, ударяя в барабан (тамтам), а племена майя оставили письмо узелками (книга Джека Лондона “Сердца трех”). Интересно предание о письме,которое послали скифы в ответ на требование персидского царяпокориться. Были посланы мышь, лягушка, птица и пять стрел. Это означало: «Если персы зароются в землю или спрячутся в воду, или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут.

        А теперь прослушайте историю возникновения конверта!:

 В 1820 году в городе Брайтоне господин Бревер для привлечения покупателей устроил» на витрине магазина бумажную пирамиду. Днем и ночью у витрины собиралась толпа. Особого внимания удостоился листок бумаги величиной с визитки, венчавший пирамиду. Если до этого брайтонцы использовали для писем бумагу любого формата, то после выставки стало особенным шиком писать письма на бумаге визитной карточки. Но на маленьком листе не оставалось места для адреса. Владелец магазина стал получать жалобы по этому поводу, которые и навели его на мысль изготовить нечто вроде мешочка для вкладывания писем. Мешочки имели громадный успех и стали называться конвертами. Успех конвертов был настолько велик, что Бревер вынужден был поручить их изготовление 12предприятиям.

За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы:

каменные плиты; кости; глиняные, металлические, бронзовые, свинцовые дощечки; берестяные грамоты; пальмовые листья; папирус (тропический тростник); пергамент (специально выделанная кожа молодых животных); бумага (одно из изобретений человечества, сначала, в V веке, появилась в Китае, а затем, в XII-XVII веках, в государствах Европы).

Существует два основных типа писем - деловые, официальные, и частные, неофициальные. Как правило, письма состоят их трех частей:

Зачин. 2.Информационная часть. 3Концовка.

“Структура письма и речевые формулы, используемые в них”

Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Зачин

1. Место и дата написания.

Здравствуй!

2. Приветствие.

Добрый день!

Шлю тебе привет!

Приветствую тебя!

3. Обращение.

Дорогой (милый,

любимый, родной

мой). Имя и все его

формы. Друг, мамочка и т.д.

Информационная часть

Основная информация, изложить.

Хочется сообщить...

Я хотел бы рассказать...

Вот некоторые новости...

Нет ничего нового...

Ты спрашиваешь, что у нас

нового...

Концовка

1. Итоговые фразы:

С (глубоким, искренним)

предположение, что переписка

Уважающий Вас...

будет регулярной;

Ваш (а, и)

Всегда Ваш (а, и)

благодарности;

Любящий Вас

(тебя)...

приветы и прощания;

скорого свидания!

уверения в уважении, дружбе и любви.

Всего хорошего!

2. Подпись.

3. PS.

Что является неотъемлемой частью письма? (Обращение)

Какие слова надо употреблять в письме, чтобы установить доброжелательный контакт? (Этикетные слова: здравствуйте, пожалуйста, спасибо, до свидание и др.)

Какое письмо будет интереснее: с одним типом речи или со всеми? Почему? (Смешение типов речи)

Какой стиль речи будет доминирующим? (Разговорный, но возможен и научный, и художественный)

10. Знакомство со структурой письма.

Учитель: Я бы хотела прочитать вам выдержки из письма известного педагога ВасилияАлександровича Сухомлинского сыну:

«Добрый день, дорогой сын! Женщина-мать – первый творец жизни. Не забывай, сын, что она дала тебе жизнь, вскормила тебя, вложила в твое сердце первые понятия о добре и зле. Того, кто забывает мать, нельзя называть человеком. Она ежеминутно помнит о ребенке, постоянно переживает. Материнство делает женщину красивой и мудрой. Труд матери намного сложнее, чем твой. Оберегай ее здоровье, красоту, жизнь. Девушку нельзя оскорбить, причинить ей зло. Оскорбляя девушку, ты оскорбляешь свою мать и всех матерей. Твое отношение к женщине – это зеркало твоей души.

Желаю тебе крепкого здоровья и бодрого духа. Крепко обнимаю и целую тебя. Твой отец».

Учитель:  О чем это письмо ? С чего начал свое письмо Василий Александрович Сухомлинский?

Учитель: С обращения. Слово, которым называют того, к кому обратились, - обращение, оно всегда выделяется запятыми: «Здравствуй, сын!», «Привет, Люда!» Это начало письма.

Затем идет содержание того, о чем сообщают, спрашивают и т.д., как в сочинении и изложении «Основная часть». В третьей части – вопросы адресату, или благодарность, или просьба. А в четвертой части – прощание (подпись, дата и место написания).

4. Знакомство с видами писем.

Существуют несколько видов писем. Давайте посмотрим, какими бывают письма:

деловое, личное:  письмо-поздравление, письмо-просьба,любовное письмо, благодарственное письмо,

письмо-обращение, письмо-рассказ.

Как вы видите, видов писем достаточно много, все они отличаются друг от друга по тематике, содержанию и адресатам. Но есть правила, которые являются общими для написания любого письма.

           11. Отправка письма.

Учитель: Давайте поговорим о том, как надо отправлять письма. Любые написанные письма надо сложить в конверт и обязательно написать адрес. В рассказе Антона Павловича Чехова девятилетний мальчик был отдан сапожнику. Ему было там очень плохо, и Ванька Жуков попросил забрать его домой. На конверте написал: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Дети: Надо на конверте написать адрес.

Учитель: Возьмем в руки конверт. Письма – это маленькие путешественники. Они едут на машине, в поезде, плывут на пароходе, летят в самолете. И, как каждому пассажиру, нужны «билеты» - каждый, кто посылает письмо, должен купить почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет назад. Давайте наклеим марку на конверт и заполним его для отправки письма

Памятка по правильному оформлению адреса.

Город или другой населенный пункт.

Область, район.

Улица (площадь, проспект, переулок).

Дом №, корпус №, квартира №.

Фамилия, имя, отчество адресата.

Помните, что фамилия, имя, отчество адресата должны употребляться в дательном падеже, а адресанта - в родительном падеже.

12. Вывод.

Учитель: Запомните, дети: письма в жизни играют важную роль. Многим они помогли стать писателями.

13. «Звезда им. Д. С. Лихачева (письма о добром и прекрасном)
      Учитель: Ребята, мы выяснили, что существует множество типов писем. Есть письма, которые предназначены только одному человеку либо нескольким. Я приведу вам один из таких замечательных примеров.  Это послание обладает особой эмоциональностью, живостью, убедительностью, создает ощущение присутствие автора. Называется оно «Огонек».

     Анна Михайловна, милая Анна Михайловна!

    Сейчас, когда ваша Наташа пишет Вам эти строки, в нашей Трудолюбовке в теплых сумерках ребятишки кричат, ловят кепками майских жуков. А здесь тишина. Вчера, когда все получили дипломы и разъехались, я осталась одна.

     Вы, наверное, на себе испытывали эту легкую грусть последних студенческих ней. Анна Михайловна, ведь у Вас столько работы, и все-таки не забыли поздравить меня с окончанием института. Пожалуй, никто меня в жизни не стыдил так, как Вы, когда я не хотела ехать учиться.
     Когда я закрываю глаза, я вижу наши улицы.
    Лишь только вспыхнет, в Вашем окне огонек настольной лампы, пойдут к Вам на задушевный разговор, как я когда-то…
    Кстати, об этом огоньке. Как-то в январскую ночь я заблудилась в степи. И тут сквозь буран, совсем близко замелькал  огонек.
     И теперь всегда, когда мне трудно, я вспоминаю Вас: вот Анна Михайловна старше меня, а работает, не спит, свет в ее окне.
    Отсюда я поеду на Север, где таежные дети ждут новую учительницу. Когда будет трудно, буду вспоминать Вас.
    Пора кончать письмо. . . На улице последний трамвай, зеленые искры, а мне снова видится свет в Вашем окне. Он светит, зовет и ободряет — яркий огонек в знакомом окне.
       Но существуют и такие, которые написаны потомкам, Человечеству. Среди таких «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачева, великого человека, ученого.  Я хочу познакомить вас сегодня с отрывками из этого цикла.
      Ученик: «В материальном мире большое не уместишь в малом. В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо больше, а если в большом попытаться уместить малое, то большее просто перестанет существовать.
    Поговорка «Цель оправдывает средства» губительна и безнравственна. Преступление ничем не может быть оправдано. Стремиться к великой цели низкими средствами нельзя. А в чем же самая большая цель жизни?
      Я думаю: увеличить добро в окружающем нас. А добро — это прежде всего счастье всех людей, оно слагается из много, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать...
      Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в близком. Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя на этом нельзя останавливаться и надо любить человека в человеке....
        Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает более широкий круг вопросов. Любовь и дружба, расширяясь и распространяясь, на многое обретают новые силы, становятся все выше, а человек — мудрее. Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной... Мудрость — это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты — хитрость»
    14. Я вам прочитаю десять заповедей человечности:
      1. Не убей и не начинай войны.
      2. Не помысли народ свой врагом других народов
      З. Не укради и не приписывай труда брата своего.
      4. Ищи в науке только истину, и не пользуйся ею во злости или ради корысти.
      5. Уважай мысли и чувства братьев своих.
      6. Чти родителей и прародителей своих, и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
      7. Чти природу как матерь свою и помощницу.
      8. Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
      9. Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
     10. Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
     Учитель: Ребята, какие проблемы затрагивает в своих «Письмах» Д. С. Лихачев. Актуальны ли они сегодня? Докажите.
     15. Составление плана письма.
Учитель: Ребята, у вас на партах  лежит раздаточный материал. Это ваша своеобразная подсказка при написании письма.
• Подпись
• Заключение
• Приветствие и обращение
• Дата
• Изложение того, что хочешь написать
• Вопросы о том, о чем хочешь узнать.
    9. Практическая работа.
Учащиеся получают карточки с заданиями. (Письма находятся в конвертах и лежат на партах)
Карточка №1
   1) Прочитайте текст. О чем это письмо? Кто его написал? Что вы узнали об авторах письма?
   2) Какое чувство вызвало у вас содержание письма? Почему?
   З) Определите, что именно вы прочитали письмо-просьбу, письмо-сообщение, письмо- приглашение, письмо-поздравление.
   4) Найдите в письме приветствие, обращение, заключение. Какие части отсутствуют в этом письме? Какие предложения вам кажутся лишними? Почему?
   5) Замените словосочетания наладить связь, появилась охота, посредством письма другими, похожими по смыслу.
       Здравствуйте, дорогие ребята, юные пчеловоды!
      Примите наш пламенный ученический привет. Пишут вам ученики ремесленного училища. Мы прочитали про вас в газете и хотим познакомиться с вами посредством письма и наладить связь. Ваша работа очень понравилась нам, и у нас появилась охота тоже заняться пчеловодством, Просим сообщить нам размеры улья и по возможности приспать чертеж. Мы, будущие столяры-мебельщики, уже умеем делать табуретки, скамейки, столы, а с будущего года можем наделать ульев и тем даже ребятам, которые захотят. Еще сообщите, где можно достать пчел. Еще раз примите наш пламенный, горячий привет! Не сочтите за труд ответить. Пишите как можно скорее. Ждем с нетерпением ответа. Поздравляем с великим достижением и желаем вам новых больших успехов в работе.
                                                                                                                             (По Н. Носову)
Карточка№ 2
    1) Прочитайте. Как надо переделать текст, чтобы он стал письмом?
    2) К какому виду письма вы отнесете этот текст? Докажите.
     З) Какие сочетания прилагательных с другими частями речи использованы в содержании ? Какой эмоциональный настрой придают они тексту?
        Ура! Я купил тебе самые красивые в мире туфли! Закачаешься! Вот так!
        Дорогая сестра! С новым годом, с новым счастьем! Прими от меня сердечные пожелания. Хочу, чтобы удача никогда не покидала тебя. Хочу, чтобы ты была здорова и любима.
       Мама и папа собираются тебя навестить.
       Пиши почаще, не забывай своего лучшего друга — любящего брата.
                                                                                                                                 26.12.05.
Карточка №3 
1) Прочитайте текст. Найдите предложение, которое выражает основную мысль текста. Определите тему письма.
     2) Каков характер письма: нравоучительный, строгий или доверительный, сердечный?
     З) Выделите в письме обращения. Чем они выражены?
           Мой дорогой Гена, я был болен и поэтому отвечаю на твое письмо так поздно.
           Ты спрашиваешь, как начинают писать стихи. Я начал с того, что очень внимательно читал стихи хороших поэтов — Пушкина, Лермонтова, Некрасова и других. Читал я стихи вслух, вдумываясь в каждое слово.
          Попробуй и ты научиться понимать чужие хорошие стихи — тогда, может быть, и у тебя будут выходить настоящие стихи.
         Шлю тебе сердечный привет!  С. Я.Маршак.
     16. Итог урока 
  Памятка «Приемы развития красивой речи».                                                              

Культура письма. Это понятие включает в себя не только содержание письма, но и стиль, тон, внешнее оформление.
     В начале письма ставят дату, начинают его всегда с обращения.
     Чтобы письмо было чистым, лучше продумать его заранее, не перечёркивая фразы или слова.
      В официальном письме «Вы» пишут с прописной буквы. Заканчивают письмо формулой вежливости и подписью. Например, «с уважением», «примите мои наилучшие пожелания».
      Если мы пишем близким людям, то стиль письма, естественно, должен быть проще и доверительней. В таких письмах часто используют вводные слова. Заканчиваем такие письма обычно словами «обнимаю», «целую».
      Письма к родным, знакомым, друзьям являются замечательным тренажёром, помогающим развивать речь.
     Если ответ на вопрос «О чем писать?» вызывает у вас затруднение, воспользуйтесь некоторыми советами.
     В начале письма расскажите о ваших общих знакомых, о развитии событий, известных вашему адресату. Это позволит ему вернуться в мир ваших общих интересов и переживаний.
      Обязательно ответьте на вопросы, которые задали вам. Расскажите о последних событиях в вашей жизни.
     Расспросите своего адресата о его жизни, об успехах в области его увлечений (спорт, коллекции и т. п.).
       Рассуждение о письме писателя А. Битова.                                      

Письма это поразительно бессмысленное дело! Представьте себе, что вы пишете далеко. Письмо идёт неделю или больше. Вот вы читаете, волнуетесь и, безусловно, воспринимаете всё сегодняшним днём. В этом вся соль письма. Вы представляете себе, как именно сейчас движется, думает тот, кто вам пишет. А на самом деле, писал он неделю назад. Уже и забылось, что волновало его в тот день. Но вы, конечно, отвечаете так, будто он вам только что сказал. Вы отправляете письмо, и оно идёт туда неделю.
       Ваш адресат получает письмо и с трудом вспоминает, о чём же он таком написал, что вы с ним не согласны или наоборот хвалите. Всё это было так давно.
      В разлуке всё приукрашивается: город, дом, люди.
      Письмо, мягко говоря, — не совсем, правда. Но может мне это только кажется?
      Как они нужны, эти письма! Пусть не то, пусть неправда, пусть прекраснее, чем на самом деле.
      Как мы их ждём! Пишите нам.(памятки на столе у каждого ученика)  
   17. Объяснение домашнего задания.

 Учитель: Напишите письма другу ,  президенту , ветерану Великой Отечественной войны  . 2010 год в России объявлен  Годом учителя . Предлагаю написать письмо и  учителю. Представьте , что он заболел или уехал далеко .А как обратимся к взрослому человеку в письме? (Официально, «Здравствуйте») Выберите темы, которые вам по душе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

Курс по выбору "Учимся писать сочинения разных жанров" 9 класс

   Главная задача курса для 9 класса – научиться писать сочинения различных жанров на основе знаний, умений и навыков, полученных в предыдущих классах. Хорошо известно, что огра...

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Урок письма.Эпистолярный жанр.

Письмо –источник эмоциональности и экспрессивности, как лирическое произведение,   автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания ,основываясь на...