Урок письма.Эпистолярный жанр.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Миннебаева Гелзиян Нурулловна

       Письмо –источник эмоциональности и экспрессивности, как лирическое произведение,

   автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания ,основываясь на реальных событиях .Хочется , чтобы речь учащихся национальной школы была выразительной и правильной ,  придумываем свои языковые обороты и яркие примеры.

             Урок посвящен эпистолярному жанру как виду общения людей. Детям  даны образцы писем, включённых в качестве иллюстративного материала,  школьники должны овладевать  умением включать в текст элементы индивидуального стиля: эмоционально-выразительные средства языка для передачи чувств и настроения пишущего.На уроке использованы приёмы по овладению знаний, а  также самостоятельная творческая работа учащихся. В ходе этого урока даётся  представление  об эпистолярном  жанре, знакомила с правилами написания письма личного характера, стараюсь развивать письменную монологическую речь, орфографические  и пунктуационные  навыки ,интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи, также воспитывать любовь к русскому языку, уважение к человеку.

     Этот урок будет полезным при подготовке к  урокам русского языка, показывает значение переписки в жизни человека,  также поможет закрепить представление о письме как  тексте, его  видах по цели общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovpismo.docx432.45 КБ

Предварительный просмотр:

 

Министерство образования и науки Республики Татарстан

Дрожжановский муниципальный район

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Стародрожжановская общеобразовательная средняя школа №1»

XIV Всероссийский конкурс

«Лучший урок письма – 2016»

Методическая  разработка проведения занятия элективного курса

«Эпистолярный жанр. Письмо»

9 класс

                         Миннебаева Г.Н – учитель русского языка и

                                     литературы МБОУ «Стародрожжановская сош№1»

                     Дрожжановского муниципального района

                                     Республики Татарстан

Адрес: Республика Татарстан, Дрожжановский                              муниципальный район, с. Старое Дрожжаное, ул. Тукая, д. 17, кв. 2

Тел. 8(917)2799120

                                     Село Старое Дрожжаное

                                                    2016

                                                                                                Чтобы научиться писать,

Надо писать.

Д.С. Лихачев

Цели урока:

Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями эпистолярного жанра (написания текста письма), выделять смысловые части письма, способствовать обогащение словарного запаса детей;

Развивающие: развивать у обучающихся интерес к эпистолярному жанру, навыки исследовательской работы, сопоставительного анализа; совершенствовать культуру речи детей, расширять их кругозор; отработка навыка постановки знаков препинания при обращении и вводных словах.

Воспитательные: формировать личность ребенка через овладение стилем данного жанра; воспитать патриотическое чувство в обучающихся, уважение к памяти о воинах, погибших за Родину.

Планируемый результат:

- умение иметь представление об эпистолярном жанре, структуре письма и о его видах, ввести понятия «адресат», «адресант», «эпистолярный жанр»;

- умение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретные вопросы;

- формировать умения общаться с товарищами, сотрудничая в группах.

Формы работы: фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование: презентация с отрывками из писем известных писателей, и их художественных произведений, таблица – алгоритм создания текста письма (структура), толковые словари и энциклопедии, тематическая выставка книг, чистые конверты для обучающихся, проектор, экран.

Приглашенные:

1. Школьный библиотекарь (обзор книжной выставки в классе)

2. Работник отделения почтовой связи (практическая работа по правилам оформления почтового конверта)

                                       

                                                     Ход урока.

I.  Организационный момент

Введение. Слово учителя ( на экране проектируются материалы)

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые участники!  

В современных условиях ведется к сокращению объема письменного общения (заменяется телефоном), люди меньше переписываются даже по случаю праздников, юбилеев и других событий личного характера. Не секрет, благодаря новым средствам коммуникации, возможно передавать сообщения посредством мобильного телефона, факса или электронной почты.

Молодые люди мало думают о возможности писем и умения их писать. А ведь письма сокращают расстояния, дают возможность хотя бы на несколько минут приблизить дорогого человека. Приятно получать письма от родных и близких людей. Коротким электронным сообщениям не хватает теплоты, а когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком. Владение эпистолярным жанром всегда являлось показателем культуры человека, даже мерилом его образованности. Значит, письмо дарит человеку возможность общения.

Конечно, телефонный звонок не сравнить с письмом. Личные письма – это подарки на память. Да и некоторые вещи легче высказать на бумаге, чем произнести вслух.

Письмо стало нужным, потому что общение на большом расстоянии при помощи звучащей речи стало невозможным.

Люди сначала использовали предметы, которым придавали то или иное значение. Стрела могла быть известием о войне, засохшая ветка – о болезни старшего в племени вождя. Очень интересно предание о «письме», которое послали скифы в ответ на требование персидского царя покориться перед ним. Были посланы мышь, лягушка, 5 стрел, что означало: если персы зароются в землю, спрячутся в воду или взлетят в небо, то стрелы скифов все равно их найдут. Таких примеров можно привести много. Потом такое общение стало возможно через письмо.

Письмо, действительно, существует как особый литературный жанр в античные времена (Цицерон, Сенека) и достигает своего расцвета где-то в 18 веке (Свифт, Руссо, Гёте). В этот период появляются произведения, построенные в форме переписки действующих лиц, в так называемой эпистолярной форме.

Эпистола (лат. Epistola – письмо) – литературное произведение в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета. Как литературный жанр эпистола в России существовала в 18 веке. Первая русская эпистола была написана Тредиаковским. Известны эпистолы Сумарокова и знаменитое «Письмо о пользе стекла» Ломоносова.

Эпистолярная форма -  это композиционная форма художественных произведений в виде переписки двух или нескольких лиц, таковы «Письмо русского путешественника» Карамзина, неоконченный роман в письмах Пушкина, повесть Достоевского «Бедные люди». Эпистолярная форма – редкое явление в литературе, и в последнее время почти вышло из употребления.

К эпистолярной форме относятся послания, письмо. 

Что такое письмо? Написали ли вы когда-нибудь письма? Любите ли получать или писать письма?

II. Работа со словарями.

Подберите однокоренные слова к слову «письмо» - письмена (знаки, буквы), письменность (1.совокупность средств общения. 2.совокупность письменных памятников); письмовник – в старину сборник образцов для составления писем, а также книга – собрание коротких рассказов и т.д.; письмоводитель – чиновник, занимающийся ведением канцелярских дел, делопроизводством; письмоносец – почтальон.

Письмо (письмецо, письмишко) написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь (С.И. Ожегов).

Чаще всего мы пишем письма родным, близким, друзьям, знакомым. Письма бывают разные: поздравительные, дружеские, деловые, письма в газету, на телевидение и другие.

   

  III. Письма в военные годы.

Реликвиями стали солдатские письма – солдатские треугольники, посланные с фронтов Великой Отечественной войны. Для многих авторов это была последняя связь с родными. Как самое дорогое, хранят старенькие матери листок-треугольник от не пришедшего с войны сына. (приложение №1)

                 

  Даша читает стихотворение наизусть:

Мирно страна проснулась

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах ее сирень.

 Радуясь солнцу и миру,

 Утро встречала страна.

 Вдруг разнеслись по эфиру

 Памятные слова.

Голос уверенно – строгий

Сразу узнала страна

У нас на пороге

Заполыхала война.

Учитель:

Сегодняшний наш урок посвящается 71- годовщине Победы над фашизмом. Думаю, что с тревогой и волнением прочитали рекомендованные книги о войне, трепетно писали ответ на мой вопрос: как отразилась война 1941-1945 годов в судьбе ваших семей.

Алмаз читает: «Мой прадедушка ушел на фронт сержантом в июле 1941 года, участвовал в боях с первых дней службы. Был ранен, после выздоровления – снова на передовую. Письма от него были без обратного адреса – только полевая почта…»

Лилия читает: «Мой прадед Алимов З.И. погиб на фронте. О нем много рассказывают в нашей семье. В «Книге памяти» есть и его имя. Я горжусь своим  прадедушкой!»

Ленар читает: «Мой прадед написал сыну письмо следующего содержания:

Дорогой сынок!

Ты спокойно спишь ночью. В это время мы, пограничники, стоим на границе, стережем твой покой. И всю ночь дежурят те, кто охраняет наше небо.

Рано утром поднялись высоко в небо самолеты с красными звездами. Все люди на земле знают свет   этих звезд. Мы боремся, чтобы ты рос хорошим человеком, верным помощником матери в семье.

Живи спокойно. Будь сильным и храбрым, не бойся врагов.

На войне жизнь не кончается. Даже рядом с ежедневными смертями друзей люди продолжают жить и любить.

Целую. Твой папа.

Учитель: Справедливо будет, если мы через наш урок выразим благодарность всему тому мужественному поколению наших соотечественников, которое не дрогнуло перед коварным врагом, отстояло свободу народов.

Весь мир помнит погибших за Родину. Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Вечная благодарность потомков нашим защитникам, отвоевавшим мир на земле. Нет, не увядают букеты на могилах павших героев, у подножий памятников и обелисков. Никто не забыт, и ничто не забыто! А теперь прошу почтить память всех погибших минутой молчания. (Все встают, минута молчания)

Память! Ей мы навеки верны… Война не должна повториться.

Возвращаясь к письму Ленара, продолжаем разговор о письме, что этот текст – письмо. Из каких реквизитов состоит оно? С чего начинаются письма? Какие слова используются в качестве приветствия? Можно ли письмо начинать сразу же с обращения? Какими знаками препинания обращение выделяется? Какими словами завершается письмо? Где ставятся дата и в каком порядке? (Учащиеся высказывают свои мнения, стараются доказать, что текст Ленара представляет собой письмо)

- Здесь присутствуют впечатления и размышления, сообщение партнеру по переписке. В начале текста имеется вежливое обращение, а в конце есть подпись автора, который делится своими чувствами.

Значит, это письмо, которое является одним из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями, предприятиями.

Письма военных лет хранят память о тех днях (до сих пор бережно хранят во многих семьях)

IV. Работа над требованиями.

На экране проектируются требования, по которым пишутся личные письма. Каждому ученику раздается примерный план личного письма и образец одного письма. ( приложение №2)

V. Творческая работа в группах

Сопоставительный анализ. Ребята обращают внимание на задания:

- Как построены тексты, из каких композиционных частей?. Называют слова речевого этикета, которые употребляются. Находят достоинства и недостатки в письмах. Записывают их, оформив в виде небольшой рецензии.

№1. Над могилой неизвестного солдата днем и ночью горит вечный огонь. Здесь всегда лежат свежие цветы. Час назад ребята перед строем своих товарищей произносили слова торжественного обещания. Они твердо обещали служить нашему народу.

№2. Здравствуй, дорогой товарищ! Мы шлем тебе красноармейский пламенный привет.

Сейчас мы едем на фронт. Наш эшелон бодр и здоров. Настроение прекрасное. Командиры и политруки проводят с нами беседы, читают газеты. В свободное время мы поем боевые песни. Все бойцы полны мужества и отваги, полны решимости, стереть с лица земли кровавый фашизм. Победа будет за нами.

                                                                          Красноармеец Лавров.

Анализируя эти тексты, учащиеся отмечают что первый текст не несет никакой информации, этот текст можно уложить в одну строку.

Во втором тексте просто и живо рассказано об интересной жизни бойцов. Письму характерны наличие обращения, употребление местоимений, индивидуальность слова пишущего, краткие и ясные фразы. Автор выражает уверенность в победе над врагом. Для письма использована хорошая бумага, целый лист. Оно написано черными чернилами, без помарок и исправлений.

В письме, как в эпистолярном жанре особо ценится уважительность, ясность, краткость. Всего несколько строк, а как много они рассказали читателю о солдатской жизни. Значит, через письмо человек может выразить себя, свой характер, свои взгляды.

VI. Из истории…

Заранее подготовленная ученица Наташа: «Письма во все времена были актуальны.

Ценятся письма, написанные от руки. В начале письма, как правило, справляются о здоровье, настроении адресата. Избегают книжности, громких фраз. Важна форма обращения к адресату. Вот как в письме Петр I обращался к своей жене Екатерине Алексеевне: «Катеринушка, друг мой сердечный, здравствуй!» В письме своей  племяннице пишет: «…Любезнейшая племянница наша…».

Обращение племянницы к своему великому дяде – сдержанное и почтительное: «Милостливый Государь мой дядюшка и батюшка, царь Петр Алексеевич, здравствуй на множество лет»..

Даётся определение словам «адресат» и «адресант».

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Адресант – отправитель письма, посылки, телеграммы.

Письма отправляются по адресу, поэтому надо четко знать правила, по которым они оформляются. Адрес обозначает надпись на письме, указывающую получателя и место назначения». (приложение №3)

Азалия: Помните, в начальных классах мы прочитали рассказ А.П. Чехова «Ванька», который написан в форме письма мальчика деду Константину Макаровичу, в котором сетует на свою горькую судьбу. Закончив письмо, «он свернул вчетверо написанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… подумав немного, он умокнул перо, и написал адрес: «на деревню дедушке». Потом почесался, подумал и  прибавил: «Константину Макарычу». Читатель догадывается – письма Вани дедушка не получил».

Работник отделения почтовой связи – выпускница нашей школы Ибрагимова Р.Р.:

«Каковы же почтовые правила оформления адреса? Как оформить почтовый конверт? Вот они:

(на экране выводится конверт)

  1. Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно.
  2. Названия республик, городов, деревень пишутся в именительном падеже.
  3. Обязательно поставить индекс предприятия связи места назначения, состоящий из 6 цифр. (приложение №4)

VII. Роль письма в художественной литературе.

Выступление заранее подготовленного ученика.

Ильдус: «С какой целью ученые, поэты и писатели прибегают к письмам? Ведь они тоже писали письма своим детям, жене, друзьям. В литературе 18-19 веков эпистолярное построение произведения становятся самостоятельной формой выражения главной мысли, идеи, взглядов автора: Пушкин, Лермонтов, Достоевский, а также Марина Цветаева, Анна Ахматова не раз обращались к эпистоле как к жанру.

Итак, эпистолярное произведение – это литературный жанр, выполненный в форме письма. Через послание к какому-либо лицу автор излагает свои взгляды, мысли (вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…», «И.И. Пущину» или «Завещание» М.Ю. Лермонтова). ( Школьный библиотекарь Яфизова А.Р. ознакомила с книжной выставкой ).

В прозаическом романе, повести нередки вставки в виде писем, цель которых – познакомить со взглядами позиций, биографий какого-либо персонажа. Например, в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» встречается немало писем, причем эти письма принадлежат различным персонажам повести. В повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», В. Распутина «Уроки французского», И.С. Тургенева «Ася» и т.д. Мы можем назвать произведения, которые состоят лишь из писем: «Неотосланные письма» татарского писателя А. Кутуя, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского.

Через письмо рассказывается внутренний мир героя. Для этого необходимо отобрать из произведения только те факты и те эпизоды, свидетелем и участником которых был автор повествования.

Запомните! Правила хорошего тона напоминают: сгоряча злых писем не отсылают; под копировку писем не пишут; чужих писем не читают, это безнравственно. В семье жена не читает письма, присланные мужу; адресованную жене; дети не интересуются без разрешения почтой родителей.

VIII. Работа по картине

На экране рассматривается репродукция с картины А.И. Лактионова «Письмо с фронта»:

Картина «Письмо с фронта», показанная на Всесоюзной выставке, является лучшим произведением советского живописца Александра Ивановича Лактионова. Яркие краски это картины передают радость людей, которые ждут и получают вести от родных и близких в годы Великой Отечественной войны о победе советских войск на фронте.

(Учащиеся составляют небольшой текст  по  картине) (приложение №5)

IX. Заключение урока Рефлексия.

Захотелось ли вам после сегодняшнего урока вести переписку? Почему?

Учитель: в заключение хочется сказать, что письма имеют некоторые общие структурные особенности. Например, письмо обычно начинается с обращения, заканчивается подписью автора письма. Кроме сообщения о главном, в письме могут быть и второстепенные детали, выражение своего отношения к предметам, явлениям, фактам.

В письмах обращения служат для выражения того или иного отношения пишущего к близким людям (со словами: «дорогой», «милый», «родной»), к официальным лицам (со словами: «уважаемый», «многоуважаемый», «глубокоуважаемый»).

Подписываются письма тоже по-разному: в одних случаях приняты слова: с уважением или уважающий Вас, а в других – твой, твоя, любящий (-ая) тебя.

Желательно избегать приписок. Если не получилось, пишем «P.S.» («пост скриптум») и после изложенного пишем свои инициалы.

Айрат ознакомил с этическими законами переписки:

1.Нельзя делать приписки в чужих письмах или дописывать их.

2.Нельзя читать чужие письма.

3.Нельзя оставлять письмо без ответа.

4.Бумага и конверт должны быть чистыми.

Учитель делает выводы: «Письма, написанные с душой, красивым подчерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит, письмо – это один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».

X. Дифференцированное домашнее задание (по карточкам)

I группа – сильные.

Написать сочинение в эпистолярном жанре на темы (по выбору).

- Письмо моей семье

- Письмо другу

- Письмо президенту

- Пишу тебе о том, как мы можем построить лучшее будущее

- Письмо ветерану.

II группа – слабые.

Написать письмо другу (подруге, родственникам). Сообщить ему (ей) о своей учебе, занятиях, жизни, спросите, что интересует вас, выразить свои пожелания.

Учитель: Для закрепления темы проводится небольшая викторина.

Кто кому пишет?

  1. «Стыдно тебе, старый пёс» (А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.П. Гринев – Савельичу)
  2. «Ненаглядная моя…» (К.Г. Паустовский «Телеграмма» - Катерина Петровна - Насте)
  3. «Спешу уведомить…» (Н.В. Гоголь «Ревизор» - Хлестаков - Тряпичкину)
  4. «А вчерась мне была выволочка…» (А.П. Чехов «Ванька» - Жуков - дедушке)
  5. «Я к вам пишу…» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - Татьяна - Онегину)
  6. «Милый первый друг,

Мой друг бесценный» А.С. Пушкин – Пущину.

 «Спасибо всем за урок. После сегодняшнего разговора, получив навыки правильного написания письма, появится интерес к эпистолярному жанру и услугам почтовой связи, желание поступить по специальности работников РУЭ.»

                                        Приложения:

№1. Солдатские письма.  

№ 2. Требования к написанию письма.

 

  1. соответствие поставленной коммуникативной задаче;

  1.  полнота раскрытия содержания;

  1.   выбор правильного стиля речи;

  1.  соблюдение норм вежливости;

  1.   соблюдение заданного объема;

  1.   логичность высказывания;

  1.   правильность использования средств логической связи;

  1.   соответствие оформления текста нормам, принятым в стране изучаемого языка;

  1.   языковое оформление;

  1.    правильность орфографического и пунктуационного оформления текста.

№ 3. Из истории письма

№ 4. Правила оформления письма

№ 5. Репродукция с картины А.И.Лактионова « Письмо с фронта».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок письма. (Эпистолярный жанр. 5 класс).

Урок для 5 класса. На уроке учащиеся узнают историю письма, конверта, почтового ящика. Ребята познакомятся с правилами написания писем, видами писем. научатся правильно оформлять конверт....

Конспект урока литературы в 11 классе (Урок-концерт, посвященный жанру авторской песни )

Тема урока: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» Цель урока:  познакомить с жанром авторской песни, изучить историю жанра,  определить место авторской песни  в развити...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Конспект урока по теме "Жанры эстрадной музыки"

Конспект урока по музыке для 8 класса....

Презентация к уроку "Басня как жанр"

Содержит материал о известных баснописцах, в том числе о И.А. Крылове, жанровые особенности басни....

Презентация к уроку "История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

История создания, жанр и композиция романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин. Онегинская строфа....