Урок "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Кампф Марина Викторовна

 Тип урока: контрольный; урок-зачет.

Цели: повторить теоретический материал, касающийся числительных; воспитывать у учащихся чувство стиля при применении числительных в речи; развивать навыки быстрого определения типа числительных и грамотного использования их в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe_.doc.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Имя числительное как часть речи

Тип урока: контрольный; урок-зачет.

Цели: повторить теоретический материал, касающийся числительных; воспитывать у учащихся чувство стиля при применении числительных в речи; развивать навыки быстрого определения типа числительных и грамотного использования их в речи.

Материалы: учебник, таблицы, карточки с индивидуальными заданиями.

Предварительная подготовка: данный урок относится к контрольным занятиям, поэтому ученикам необходимо повторить темы «Числительное», «Простые , составные и сложные числительные», «Правописание и склонение числительных». Также одному из учащихся предлагается подготовиться к сообщению на тему «История числительных в русском языке».

Ход урока

1. Организационный момент

2. Повторение теоретического материала

-- Дать определение имени числительного как части речи.

-- Разряды числительных.

-- Как могут изменяться  числительные?

-- Заполнение таблицы (1 ученик у доски заполняет таблицу)

 3. Слово учителя: Однако такое разделение этой части речи было не всегда. Первоначально класс числительных выглядел совершенно иначе, состоял из иных слов. Но со временем в системе числительных произошли серьезные изменения, пока этот класс не приобрел современный вид. Послушаем сообщение из истории числительных.

История числительных в русском языке

Первоначально древнерусский язык обходился совсем без числительных, да и цифры нужны не были – для обозначения цифры или числа использовались буквы алфавита, выделяемые на письме двумя точками по бокам и особым знаком «тильда». Однако вскоре происходит появление класса числительных.

Сначала это был разрозненный, не слишком упорядоченный класс. Выделялся ряд групп:

Группа от 1 до 4 – слова походили на прилагательные, изменялись по родам, числам и падежам и имели согласуемый глагол.

Группа от 5 до 10 – представлена существительными женского рода, изменяющимися по числам и падежам

100 – особое числительное, изменявшееся как существительное.

Группа от 11 до 19 – имела сложный состав, произошедших от словосочетаний типа «един на десять», «два на десять» и.т.д.

Числительные 20, 30…80 образовывались также из словосочетания «два десять», «три десять» и.т.д.

40 – особое числительное, выступавшее как существительное, произошло от слова»сорока» - название мешка для дани, в который умещалось ровно сорок беличьих шкурок.

4. Диктант с сигнальными карточками. (из набора продиктованных слов, выбрать только числительные, поднять сигнальные карточки – зеленая -не числительные, желтые – числительные)

Удвоить, шестерка, четверг, восьмидесятый, четырехкратный, восьмиместный, семьсот, расстраиваться, тысяча, шестизначный, тройка, восьмисотый, семьдесят девятый, сотня.

5. Психологическая разгрузка (лирическая мелодия)

Вы устали? Давайте немного отдохнем. Закрыли глаза, расслабились. Вам хорошо и спокойно. Представьте, что вы находитесь на лесной полянке, где растет много полевых цветов. На березке, растущей посреди полянки сидит воробей и громко чирикает, вдали пасется стадо коров. Небо голубое , голубое, без  единого облачка.

Вы чувствуете ароматный запах цветов, легкое прикосновение солнечного лучика на своем лице, ветерок слегка шевелит ваши волосы.

И вот вы уже дома, в собственной постельке, ощущаете запах пирогов, которые испекла мама, вот она подходит и своим ласковым голосом будит вас ,и вы просыпаетесь…

Поднимите руки , кто увидел эту летнюю картину, а кто почувствовал ?

1группа –вижу

2 группа-ощущаю

6. Работа в группах (по 5 человек)

Предлагается три варианта заданий  одного типа сложности

1задание. Списать, вставляя пропущенные буквы. Найти в тексте числительные, указать разряд, тип( простое, сложное, составное)

Медведь – крупный  хи(щ)ник. Отдельные звери весят до четырехсот килограмм, но средняя масса особи около ста п…тидесят… килограмм. Медведю надо много пищ… . Для того чтобы нак…пить достаточное количество жира на зиму, животному необходимо не менее ш…стисот- с…мисот килограмм ягод или орехов

2 задание. Просклонять словосочетания:

1гр.   400 километров

2гр.   40 рублей

3 задание. Записать примеры по образцу.

Образец: 57 + 25 = 82 – к пятидесяти семи прибавить двадцать пять будет(получится) восемьдесят два.

1гр. 67 -23 =44;  59+89=148

2гр.  99-89=10;    35+78=113

4 задание. Составить словосочетания типа «существительное+ числительное», отметить главное слово.

1гр.   Сто, одиннадцать, семидесятый

2гр.   Один, триста пятьдесят седьмой, три

3гр.   Шестьдесят, девятнадцатый, триста

6. Подведение итогов:

7. Домашнее задание :Написать письмо или краткое сообщение иностранному гражданину о том, что нужно знать, чтобы правильно употреблять имена числительные в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку для учащихся 6 класса Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская)

Тема: «Количественные числительные. Склонение количественных числительных» (урок-мастерская).Тип урока: изучение нового учебного материала.ТЦУ:Усвоить понятие «количественные числительные», формироват...

: Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка). Создание пособия по русскому языку « Имя числительное».

Данная разработка по теме « Повторение и обобщение материала по теме "Имя числительное" (проектная деятельность на уроках русского языка)». Создание пособия по русскому языку «Имя числительное»....

Имя числительное. Употребление числительных в речи.

Урок-презентация для учащихся с ОВЗ....

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Тестирование по теме "Числительные. Количественные числительные"

Тестирование для учащихся 6 класса по типу ЕГЭ (часть В)- работа с текстом....

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного.

Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Правописание числительных. Морфологический разбор имени числительного....