Обобщающий урок по теме "Имя числительное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Обобщающий урок - экскурсия в 6 классе  "Имя числительное" представляет собой дидактическую игру, позволяет закрепить и систематизировать знания обучающихся по теме, привить любовь к родному краю. Предлагаемый рабочий материал можно заменить на информацию о своём городе, посёлке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chislitelnoe._didakticheskaya_igra.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Имя числительное».

(Заочная экскурсия по родному городу; дидактическая игра).

Цель:  1. обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя числительное»;

2. проверить сформированность умений и навыков учащихся в склонении числительных, употреблении их с другими частями речи,

3. привить любовь и интерес к родному городу.

  1. Оборудование: карта-схема города Удомля с видами достопримечательных мест; путевые дневники путешественников; электронная презентация урока, подготовленная в программе Power Point, листы учёта со списками групп.

Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя.

Класс поделён на 4 экскурсионные группы, за каждой группой закреплён инструктор, который ведёт учёт работы группы (специальный лист учёта).

 - Сегодня у нас урок-путешествие. Мы совершим заочную экскурсию по достопримечательным местам нашего города, узнаем много интересного и , может быть, для некоторых из вас нового о городе, в котором вы живёте. Разобраться во многом поможет нам одна из важных частей речи, без которой трудно обойтись при общении – это имя числительное.

        В путешествие мы отправимся на воображаемом автобусе, а вместо тетрадей у нас путевые листы экскурсанта, в которых вы будете записывать впечатления от экскурсии.

Первый слайд: Удомля. (сообщение о городе)

Удомля – центр Удомельского района, появилась в 1869 году как станция Троица. В 1904 году переименована в станцию Удомля по названию волости. В 1929 – рабочий посёлок. С 1986 года – город областного подчинения. Удомля занимает площадь около 8 квадратных километра. К 1979 году рост населения составлял 12079 жителей.

  1. Фронтальный опрос.

А)Ученик читает сообщение о городе, учитель обращает внимание на числительные в тексте.

  1. Вспомните и расскажите всё об имени числительном как очасти речи.
  2. Какие бывают числительные по значению и составу?
  3. Чем отличаются количественные числительные от порядковых?

Задание  Из текста выписать словосочетания «сущ. + числит.», занесите в нужные графы таблицы, записав каждое числительное прописью.

  1. Как склоняются порядковые числительные? Просклонять числительные (устно).

Б) -  Пришло время первой остановки. Кинотеатр «Звёздный». Бюст космонавта дважды Героя Советского Союза Олега Григорьевича Макарова.

Ученик читает текст.

Второй слайд: сообщение о космонавте.

        Олег Григорьевич Макаров родился в 1933 году в селе Удомля. Здесь прошли его детские годы. С 1966 года Макаров был зачислен в отряд космонавтов. В сентябре 1973 года лётчик-космонавт совершил полёт в космос бортинженером корабля «Союз-12». 10 января 1978 года он поднялся в космос вторично на корабле «Союз-27». А в декабре 1980 года – на корабле «Союз-3».

Задание  В каких числительных пишется Ь в середине? Приведите примеры из текста, сделайте запись в своих дневниках под цифрой 2.

в) -  Сейчас мы едем по городу со скоростью 40-50 км./ч, чтобы всё успеть разглядеть. Максимальная скорость в городе – 60 км./ч. На трассе автобус идёт со скоростью до 70 и даже до 80 км./ч.

? Скажите, какой вопрос «спрятан» в тексте, который я только что прочитала?

(Склонение числительных от 50-80)

- Какова особенность склонения количественных числительных от 50-80 и от 200-900? Просклоняйте письменно. (работа погруппам)

1-я – 70;

2-я – 800;

3-я 300;

4-я – 900

Г) И вновь остановка!

Третий слайд: Калининская атомная станция (сообщение).

        КАЭС расположена на южном берегу реки Удомля. Первая очередь АЭС введена в строй в конце 1986 года. С 1992 года действуют 2 энергоблока. Они занимают 1,3 площади от всей территории. В состав АЭС входят вспомогательные здания и сооружения и составляют 2,3 площади. Выдача мощности в энергосистему осуществляется на напряжении 330 и 750 киловатт.

- Выпишите из текста  в таблицу существительные с целыми и дробными числительными .

- В чём особенность склонения количественных числительных?

- Как склоняются дробные числительные?

Просклоняйте по одному числительному, сделайте запись в путевом дневнике.

Д) В любом путешествии, экскурсии есть « весёлые привалы». Настало время и нам немного отдохнуть.

1) «Кто больше»?

Кто больше назовёт пословиц, поговорок , в которых встречаются числительные.

2) Прочитайте зашифрованные слова:

Смор1а, по2л,элек3к, ме3ка, ви3на, 100рона, 100янка, пи100лет.

3) Как употреблять в речи существительные часы, ножницы, сутки с числительными два, три?

(Используя собирательные числительные).

- Запишите эти числительные в нужную графу. Расскажите, что вы знаете о собирательных числительных.

Четвёртый слайд: остановка у Мемориала Памяти. (сообщение)

        Мемориал Памяти был открыт 9 Мая 1995 года. Он посвящён памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. Автор мемориала Сафарян Ф.П. 20 тысяч наших земляков ушло на фронт , 7 тысяч сложили свои головы за правое дело. Восьмерым присвоено звание Героя Советского Союза. Две улицы названы в честь героев: улица Александрова и Моисеева. Вечная память героям!

Задание Выписать предложения, указанное учителем, подчеркнуть числительные как члены предложения. С одним из них произвести морфологический разбор.

- Конечно. За столь короткое время трудно рассказать всё о нашем городе. Подобные экскурсии будут продолжаться, так как мы должны знать свой край, свою Родину.

На этом наше путешествие закончено. Сдайте ваши путевые листы инструкторам. Окончательный результат вашей работы вы узнаете на следующем уроке.

IV. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по теме «Имя числительное».

Путевой лист экскурсанта.

Числительные

Количественные числительные

Порядковые.

Целые

Дробные

Собирательные

Простые

Составные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное".

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное". На уроке повторяем все сведения об имени числительном, закрепляем умения ребят правильно употреблять числительное в речи; кроме этого продолж...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…»

Данный материал включает в себя план занятия, презентацию  и раздаточный материал к уроку по теме "Обобщающий урок  по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…».Во время заочной экс...

Задания для обобщающего урока по теме "Числительное"

Обычно я провожу урок обобщения по разным частям речи в 5-7 классах в форме игры-путешествия по станциям. Данные задания помогут уч-ся вспомнить практически все о числительном....

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная:  формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...