Обобщающий урок по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…»
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) по теме

Вишнякова Александра Владимировна

Данный материал включает в себя план занятия, презентацию  и раздаточный материал к уроку по теме "Обобщающий урок  по теме «Имя числительное» «Путешествуя по Саранску…».

Во время заочной экскурсии по город,учащиеся должны закреплеть и расширить знаний об имени числительном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обобщающий урок  по теме «Имя числительное»

«Путешествуя по Саранску…»

Тип урока: обобщающий урок

Форма урока: заочная экскурсия по городу

Цель: закрепление и расширение знаний уч-ся об имени числительном.

Задачи:

  1. закрепить у уч-ся навык определения разрядов и групп числительных, совершенствовать умения отличать имена числительные от других частей речи;
  2. развивать умения употреблять числительные в речи, развивать творческую, речевую и мыслительную активность уч-ся, обогащать словарный запас;
  3. привитие любви  к родному городу через занимательный  информативный  и иллюстративный  краеведческий материал.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

 Организационный момент. Мотивация уч-ся.

Сегодня, ребята, у нас урок русского языка  необычный. Мы с вами закончили изучение новой для вас части речи – имя числительное. СЛАЙД 2

-На уроках мы много узнали нового из истории чисел, учились правильно употреблять имена числительные в речи. А вот сегодня на завершающем уроке мы с вами подведём итог нашей работы, повторим знания о разрядах числительных, их склонении. СЛАЙД 3

Работа с эпиграфом: СЛАЙД 4  

                                              Как обойтись бы без числа

                                    Наука точная могла?

                                                      Расчёт во всяком деле нужен,

                                                            Ты с числительным будь дружен!

-А еще я предлагаю вам, ребята отправиться в путешествие по нашему замечательному городу. Наша экскурсия будет заочной. Не выходя из кабинета, мы побываем на площадях и улицах Саранска, узнаем интересные факты из истории города.  Поможет нам в этом Машина Времени! Да-да, настоящая машина времени – наш компьютер. Он поможет нам узнать, что было до сегодняшнего дня, заглянуть в будущее…

-  Я предлагаю вам сосредоточиться, приготовить рабочие инструменты: тетрадь, пенал, учебник, дневник. Путешествуя по Саранску, мы с вами узнаем  не только много интересного о нашем городе, но и выполним ряд занимательных упражнений и заданий.

- Итак, вы готовы? Тогда начинаем.

«Разминка».

 Предлагаю вам посчитать. Сколько числительных вы услышите?

Раз, два, три, четыре, пять!

Хорошо уметь считать!

Коль захочешь, сможешь ты

Сосчитать свои мечты.

Сто друзей себе прибавить,

От злодеев мир избавить,

Все науки изучить,

 Все пятёрки получить!   (6 числительных)

- Я надеюсь, что сегодня на уроке многие из вас получат только пятёрки.

- А что такое имя числительное? Дайте определение.(по мере ответа на доску вывешиваются названия разрядов числительных).

«Определи часть речи»      СЛАЙД 5

- В русском языке есть слова и других частей речи, которые очень похожи на числительное и их даже легко перепутать. Поэтому я предлагаю вам определить, какой частью речи являются следующие слова:

Тройка за ответ,  миллион,  три товарища,  пятый день,

 сто деревьев, сотый по списку, пятиклассник, пятиэтажный дом, двое суток, столетний дуб.

-Молодцы! Вы заработали проездной билет для нашей экскурсии. Мы отправляемся в путь.

Работа с эпиграфом  СЛАЙД 6

                                                                  Много лет среди равнины

                                                                         Мой Саранск стоит старинный.

                                                               Он седых веков следами

                                                                    Связан с нашими летами…

                                                                     П. Кириллов

   НАЗАД В ПРОШЛОЕ…  Страницы истории:  СЛАЙД 7-8

На доске ребята с карточек записывают числительные, дают характеристику.

-Город Саранск основан в 1641 году как крепость. В 1651 году Саранск назван уездным городом Пензенской губернии. В то время в нем проживало чуть более 1500 человек.

Саранским воеводой с 1655 по 1658 год был предок М.Ю.Лермонтова – Петр Лермонт.

В 70 годы XVII века в городе было всего 142 двора, то есть избы.

К концу  XVIII века в Саранске насчитывалось 4 каменных и 1248 деревянных домов.

С 1930 года    Саранск    является столицей    Мордовии. СЛАЙД 9-10

САРАНСК СЕГОДНЯ…   СЛАЙД 11

-Приезжая в незнакомый город, мы видим прежде всего обычно …вокзал. На железнодорожном вокзале Саранска ежедневно бывает  14 поездов, которые перевозят тысячи пассажиров в разные направления по России. А вокзал наш красив!

-Чтобы узнать об истории и культурных традициях незнакомого города, куда вы посоветуете пойти гостям?

-Верно, в музеи! СЛАЙД 12

   В Саранске большое количество музеев. Есть Краеведческий музей, музей изобразительных искусств им.С.Эрьзи, музей мордовской культуры, Мемориальный музей трудового и боевого подвига…Только в МГУ им.Н.П.Огарева действует 11 музеев различной направленности: зоологический, минералогический, анатомический, этнографический…

А еще есть школьные музеи, музеи на общественных началах - всего их около 100.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ. СЛАЙД13

-У вас на столе карточки с предложениями. Задание: распределите номера предложений в две группы=строки с количественными и порядковыми числительными соответственно.

  1. Мордовский республиканский краеведческий музей ведет свою историю с 1918 г…
  2. В его залах находится свыше 120 старинных книг прошлых веков.
  3. Наряду с государственными музеями насчитывается около 100 музеев на общественных началах.
  4. Трем из них присвоен статус «Народный музей».
  5. В 36 школе города Саранска располагается музей 1505 Сегедского Краснознаменного орденов Александра Невского и Александра Суворова III степени гвардейского самоходно-артиллерийского полка.
  6. Самый первый школьный музей был открыт в бывшей 14 школе города Саранска.
  7. Он посвящен военному кинооператору В.А.Сущинскому, погибшему в 1945 г..в боях за польский город Бреслау.
  8. В университете действует 11 музеев различной направленности.

Проверьте свои ответы. СЛАЙД14

А теперь просто посмотрите, как красив наш город! СЛАЙДЫ 15

ФИЗМИНУТКА

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою 3 кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть!

БУДУЩЕЕ САРАНСКА В НАШИХ РУКАХ

-Саранск активно строится, меняется в лучшую сторону. Появляются новые здания, спортивные и культурные сооружения. СЛАЙДЫ 16 

И это все для вас, будущих жителей города. СЛАЙД 17

Именно в честь будущих детей  компания Мегафон установила три года назад замечательный памятник у роддома №2, символизирующий появление=рождение  новых жителей Мордовии.

Статистика утверждает:

Прочитайте интересные данные (у ребят на столе распечатка)

  1. За прошедший год в городе родились 3973 ребенка.
  2. Из них 2016 мальчиков и 1957 девочек.
  3. За январь этого года уже появилось на свет 340 детей, среди них 4 двойни.

 Запишите одно предложение, понравившееся  вам.  Определите разряд  числительных.

Город растет не только вширь и ввысь, но и количественно!

- Я очень надеюсь, что поколение юных горожан будет образованными и грамотными.

Вернемся в класс и проверим ваши знания. СЛАЙД 18

  «В гостях у собирательных числительных»

Запишите словосочетания, употребляя, где это возможно, собирательные числительные.

3 (котёнок);   2 (женщины); 4 (ножниц);   6 (ребят);

2 (мужчина); 3 (брюки); 7 (волчонок); 3 (ложка)

 «Исправь ошибки!»   СЛАЙД 19

Отредактируйте предложения, исправив ошибки прямо на карточке.

В городе больше девяносто музеев.

В городе более сорок школ.

По обоим сторонам улицы построены новые тротуары.

Двое выпускниц нашей школы занимали первые места в соревнованиях по спортивной ходьбе.

Итоги  урока. Молодцы, ребята. Вспомнили, повторили материал, подготовились к диктанту. Оценки за урок.

     Рефлексия «Вырази свои впечатления»

Я хочу сказать, что урок мне…………….дорисовать «улыбку» или «разочарование» на листе с текстом.

     

 Домашнее задание: стр. 162-163 контрольные вопросы и задания, два числительных разных разрядов из примеров сегодняшнего урока разобрать морфологически. Готовитесь к контрольной работе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35» Обобщающий урок по теме «Имя числительное» в 6 классе «Путешествуя по Саранску…» ПОДГОТОВИЛА: у читель русского языка и литературы Вишнякова Александра Владимировна 2013 г.

Слайд 2

Цели и задачи урока: закрепить навык определения разрядов и групп числительных, совершенствовать умения отличать имена числительные от других частей речи; развивать умения употреблять числительные в речи, обогащать словарный запас; привитие любви к родному городу через занимательный информативный и иллюстративный краеведческий материал.

Слайд 3

Как обойтись бы без числа Наука точная могла? Расчёт во всяком деле нужен. Ты с числительным будь дружен!

Слайд 4

Определи часть речи: Тройка за ответ, миллион , три товарища, пятый день, сто деревьев, сотый по списку, пятиклассник , пятиэтажный дом, двое суток, столетний дуб.

Слайд 5

Много лет среди равнины Мой Саранск стоит старинный. Он седых веков следами Связан с нашими летами… П. Кириллов

Слайд 6

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ Город Саранск основан в 1641 году как крепость. В 1651 году Саранск назван уездным городом Пензенской губернии. В то время в нем проживало чуть более 1500 человек. Саранским воеводой с 1655 по 1658 год был предок М.Ю.Лермонтова – Петр Лермонт .

Слайд 7

В 70 годы XVII века в городе было всего 142 двора, то есть избы. К концу XVIII века в Саранске насчитывалось 4 каме .. ых и 1248 деревя .. ых домов.

Слайд 8

С 1930 года Саранск является столицей Мордовии.

Слайд 10

А вокзал наш красив!

Слайд 12

Мордовский республиканский краеведческий музей ведет свою историю с 1918 г… В его залах находится свыше 120 старинных книг прошлых веков. Наряду с государственными музеями насчитывается около 100 музеев на общественных началах. Трем из них присвоен статус «Народный музей». В 36 школе города Саранска располагается музей 1505 Сегедского Краснознаменного орденов Александра Невского и Александра Суворова III степени гвардейского самоходно-артиллерийского полка. Самый первый школьный музей был открыт в бывшей 14 школе города Саранска. Он посвящен военному кинооператору В.А.Сущинскому , погибшему в 1945 г..в боях за польский город Бреслау . В университете действует 11 музеев различной направленности.

Слайд 13

КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ : 2, 3, 4, 8 ПОРЯДКОВЫЕ: 1, 5, 6, 7

Слайд 17

СТАТИСТИКА УТВЕРЖДАЕТ: За прошедший год в городе родились 3973 ребенка. Из них 2016 мальчиков и 1957 девочек. За январь этого года уже появилось на свет 340 детей, среди них 4 двойни.

Слайд 18

В гостях у собирательных числительных 2 (женщины) 3 (котёнок); 4 (ножниц); 6 (ребят); 2 (мужчина); 3 (брюки); 7 (волчонок); 3 (ложка)

Слайд 19

Исправь ошибки! В городе больше девяносто музеев. В городе более сорок школ. По обоим сторонам улицы построены новые тротуары. Двое выпускниц нашей школы занимали первые места в соревнованиях по спортивной ходьбе.

Слайд 20

РЕФЛЕКСИЯ Я хочу сказать, что урок мне…

Слайд 21

Домашнее задание: Стр. 162-163 контрольные вопросы и задания\ Два числительных разных разрядов из примеров сегодняшнего урока разобрать морфологически. Готовиться к контрольной работе.

Слайд 22

Всем спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

  1. Мордовский республиканский краеведческий музей ведет свою историю с 1918 г…
  2. В его залах находится свыше 120 старинных книг прошлых веков.
  3. Наряду с государственными музеями насчитывается около 100 музеев на общественных началах.
  4. Трем из них присвоен статус «Народный музей».
  5. В 36 школе города Саранска располагается музей 1505 Сегедского Краснознаменного орденов Александра Невского и Александра Суворова III степени гвардейского самоходно-артиллерийского полка.
  6. Самый первый школьный музей был открыт в бывшей 14 школе города Саранска.
  7. Он посвящен военному кинооператору В.А.Сущинскому, погибшему в 1945 г..в боях за польский город Бреслау.
  8. В университете действует 11 музеев различной направленности.

  1. Мордовский республиканский краеведческий музей ведет свою историю с 1918 г…
  2. В его залах находится свыше 120 старинных книг прошлых веков.
  3. Наряду с государственными музеями насчитывается около 100 музеев на общественных началах.
  4. Трем из них присвоен статус «Народный музей».
  5. В 36 школе города Саранска располагается музей 1505 Сегедского Краснознаменного орденов Александра Невского и Александра Суворова III степени гвардейского самоходно-артиллерийского полка.
  6. Самый первый школьный музей был открыт в бывшей 14 школе города Саранска.
  7. Он посвящен военному кинооператору В.А.Сущинскому, погибшему в 1945 г..в боях за польский город Бреслау.
  8. В университете действует 11 музеев различной направленности.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Город Саранск основан в 1641 году как крепость.

_____________________________

 В 1651 году Саранск назван уездным городом Пензенской губернии.

_____________________________

 В то время в нем проживало чуть более 1500 человек.

_____________________________

Саранским воеводой с 1655 по 1658 год был предок М.Ю.Лермонтова – Петр Лермонт.

_____________________________

В 70 годы XVII века в городе было всего 142 двора, то есть избы.

____________________________

К концу  XVIII века в Саранске насчитывалось 4 каме..ых и 1248 деревя..ых домов.

_____________________________

С 1930 года    Саранск    является столицей    Мордовии.

_____________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ИСПРАВЬ  ОШИБКИ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ:

  1. В городе больше девяносто музеев.

  1. В городе более сорок школ.

  1. По обоим сторонам улицы построены новые тротуары.

  1. Двое выпускниц нашей школы занимали первые места в соревнованиях по спортивной ходьбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

Открытый урок по русскому языку в 6 классе «Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»)

          Представляется методическая разработка урока русского языка по теме:«Заочная экскурсия по Москве» (Обобщающий урок по теме «Имя числительное»). Эт...

Обобщающий урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное".

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя числительное". На уроке повторяем все сведения об имени числительном, закрепляем умения ребят правильно употреблять числительное в речи; кроме этого продолж...

Обобщающий урок по теме "Имя числительное"

Обобщающий урок - экскурсия в 6 классе  "Имя числительное" представляет собой дидактическую игру, позволяет закрепить и систематизировать знания обучающихся по теме, привить любовь к родному краю...

Обобщающий урок по теме "Имя числительное". 6-й класс.

Урок обобщения и систематизации знанийТип урока: космическое путешествие.Цели и задачи: - повторение и систематизация знаний об имени числительном как части речи;- закрепление орфографических правил, ...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Повторение по теме "Имя числительное". Путешествие в страну выученных уроков.

.Употребление числительных в речи Цель: повторение изученного об имени числительном, его правописание и склонение в письменной и устной речи....