Конспект открытого урока-презентации в 10 классе на тему «Жаргонизмы в речи школьников».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Конспект урока сопровождается презентаций, которая представляет исследовательскую работу ученицы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока-презентации в 10 классе на тему «Жаргонизмы в речи школьников».

Задачи урока:

образовательные: закрепить изученный материал по теме “Лексика ”,

проверить уровень знаний учащихся по данной теме;

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание внимательного и бережного отношения к слову.

Тип урока:комбинированный.

Формы обучения: индивидуальная, групповая.

  1. Организационный момент.
  2. Запись темы урока.
  3. Вступительное слова учителя.

«Ты один поддержка и опора, о великий, могучий правдивый русский язык», - писал И. С. Тургенев.

Действительно, язык служил  поддержкой, опорой мыслящим людям прошлых веков. К сожалению, сегодня русский язык нуждается в поддержке. Сейчас услышать правильную речь – большая редкость.  Даже с телеэкранов   мы часто можем слышать безграмотную речь.

 Задумывались ли вы когда – нибудь над тем, как вы говорите.

  1. Сценка  «Стремный Онегин» позволит вам посмотреть на речь школьников со стороны.  (Сценку «Стремный Онегин» представляют ученики).

   Использование нелитературных вариантов языка даже в неофициальной общении  в социально неоднородной коллективе может привести к коммуникативной неудаче. Пример коммуникативной неудачи описан сатириком Л. Измайловым в рассказе «Ненужные словечки».

  1. (Сценку «Ненужные словечки» представляют ученики 9 класса).
  2. Какими лексическими  наполнена речь участников сценок)
  3. Какую группу слов относят  к жаргонной лексике? К какой общеупотребительной или ограниченной в употребление группе  относят жаргонную лексику?
  4. Ответы учеников.
  5. (показ слайда с определением жаргонизмов).

 Почему так говорят? Как образуются жаргонизмы? Эти вопросы заинтересовали ученицу 9 класса Козыреву Ангелину.

  1. Презентация работы ««Жаргонизмы в речи школьников».
  2. Задание 1. Составление словаря. Подобрать к жаргонизмам слова нормативной лексики.

Работа по карточкам. .вывод: вы достаточно хорошо знаете нормативную лексику, значит вы можете обходится в своей речи и без жаргонизмов.

  1. Задание 2. Определить  к какой из четырех сфер относятся данные жаргонизмы.

  1. Производные:

сфера школы,

сфера оценки

  1.   Бытовые:

сфера досуга

 сфера быта.

  1. Задание 3. Вспомнить и записать несколько фразеологизмов, состав которых входит жаргонная лексика.
  2. Нужна ли на ваш взгляд жаргонная лексика?

   Вывод. В жаргоне отражаются события, происходящие в жизни народа,  мораль и нравственность говорящих. Истоки новомодного жаргона - мода на все западное: музыку, вещи, фильмы. Считается, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. На самом деле жаргонные слова и выражения - это безликие штампы, имеющие только две оценки - положительную и отрицательную: блеск, коронно (хорошо) и муть, мура (плохо). В общелитературном русском языке множество качеств, оценок, которые отсутствуют в жаргонной лексике. Речь, говорящего на сленге, становится стандартной и однообразной. Только поняв разницу между "плохо" и "хорошо", можно понять истинную цену того, что "хорошо". Только поняв, что есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую, поэтику литературной речи.

Д.з Продолжить составление словаря.

                                                                                   Учитель: Яблокова С. В.

                                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Жаргонная лексика в речи школьников» Работу подготовила ученица 10 класса Козырева Ангелина

Слайд 2

Цель работы: Анализ особенностей школьного жаргона.

Слайд 3

Задачи: Выявить причины употребления школьниками жаргонной лексики. Оценить место жаргона в речевой культуре школьников. Выявить основные тематические группы. Вычленить наиболее продуктивные способы словообразования. Выявить особенности фразеологии школьного жаргона.

Слайд 4

В исследовании было задействовано: 70 учащихся Михайловской СОШ, 130 родителей учащихся нашей школы.

Слайд 5

Формы исследования: наблюдение за речью учащихся, составление словаря «Жаргонная лексика», анкетирование.

Слайд 6

Вопросы, предложенные в анкетах, для учащихся: используете ли вы в своей речи жаргонизмы ( сленг)?

Слайд 7

Вопрос 2 С какой целью употребляете жаргонизмы?

Слайд 8

Вопрос 3 Когда вы станете взрослыми, будете ли использовать в речи жаргонизмы?

Слайд 9

Вопросы, предложенные в анкетах для родителей: Считаете ли Вы, что русский язык меняется не в лучшую сторону?

Слайд 10

Вопрос 2 Важен ли для Вас русский язык?

Слайд 11

Вопрос 3 Говорили ли вы в школьные годы на молодежном сленге?

Слайд 12

Вопросы 4 А сейчас говорите на молодежном сленге?

Слайд 13

В ходе анкетирования было выявлено, что основная масса школьников в соей речи использует жаргонизмы, потому что все так говорят, другим нравится шокировать окружающих, лишь небольшая группа школьников желает таким образом выделиться.

Слайд 14

В ходе анкетирования было выявлено, что для взрослых людей важен русский язык, они считают, что он меняется не в лучшую сторону, и наши родители в школьные годы использовали жаргонную лексику.

Слайд 15

В ходе наблюдений было выявлено, что пополнение лексики школьников происходит в основном за счет имен существительных ( из 100 лексем, рассматриваемых в данной работе, 67 являются именами существительными , 27 глаголами, 3 именами прилагательными 3 наречиями ).

Слайд 16

В ходе наблюдений было выявлено, что традиционное для русской речи аффиксальное образование слов имеет место и в школьном лексиконе. Например, слова: дискач, стукач образованы с помощью суффикса -ач; видак, примак -ак; физичка, истеричка - ичк. существительные могут быть образованы от глаголов безаффиксным способом: отпад, облом, прикид. встречаются отглагольные существительные, образованные путем прибавления суффикса: разборка, тусовка, бухло, махня

Слайд 17

В ходе наблюдений было выявлено, что в лексике школьного жаргона представлены слова, тематически связанные со следующими четырьмя сферами. Производные: сфера школы, сфера оценки. Бытовые: с фера досуга, сфера быта.

Слайд 18

Слова первой сферы можно разделить на следующие группы: Наименования учителей : алгеброид, физичка, истеричка, химоза, училка. Наименования учебных предметов: физра, литера, инглиш (английский язык) и т.д. Наименования других реалий учебного процесса: шпора (шпаргалка), зубрила, камчатка, чукотка (задние парты), грузить, зашиваться, скатать, завалить, загибать. Для слов этой сферы характерна традиционность, устойчивость.

Слайд 19

Слова, относящиеся к сфере быта можно разделить на несколько групп: Лексемы, называющие части тела: виза, - лицо; пакши, грабли, - руки; котелок, кочан, - голова; лыжи, лапти - ноги; для данных слов характерна наибольшая традиционность. Лексемы, называющие одежду, обувь и аксессуары: джины - джинсы; шкура, косуха, бомбер – куртка ; Лексемы, называющие различную бытовую технику: компик - компьютер; клава - клавиатура;мышара - мышь. Данные лексемы являются новациями в жаргоне школьников Некоторые лексемы: плейер, видак зафиксированы во многих публицистических изданиях, что сделало их общеупотребительной нормой.

Слайд 20

Несколько слов о фразеологизмах Для школьного жаргона характерно широкое употребление фразеологизмов, причем большинство из них имеют шутливую окраску. Ряд фразеологизмов является общеупотребительным, т.е. характерен для широких масс населения: гнать пургу (лгать, говорить неправду), крыша поехала ( говорить глупость) капать на мозги (неоднократно повторять что-то).

Слайд 21

Выводы: школьный жаргон характеризуется относительной устойчивостью наиболее продуктивными для школьного жаргона являются аффиксальные способы образования. для школьного жаргона характерно широкое употребление фразеологизмов, причем большинство из них имеют шутливую окраску.

Слайд 22

Наиболее употребляемые жаргонизмы в речи учащихся Михайловской СОШ БАЗАР - разговор. ДЫНЯ – голова. ЖЕЛЕЗНО - точно, гарантированно, наверняка. ЗАВАЛИТЬСЯ, ЗАСЫПАТЬСЯ - не сдать экзамен, зачет. ЗАЖИГАТЬ -Заводить, разогревать публику. КОСАРЬ - тысяча рублей. КОСУХА - кожаная куртка. КОРЕШ - друг, приятель. ОБЛОМАТЬСЯ - потерпеть неудачу ПРОШВЫРНУТЬСЯ - пройтись, прогуляться. ПРИКОЛЬНУТЬСЯ - пошутить, сделать что-либо смешное. Всего в состав нашего словаря вошло 100 слов.

Слайд 23

Нужна ли жаргонная лексика? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно. Речь (говорящего на сленге, либо употребляющего жаргон) становится стандартной и однообразной. И тем не менее нельзя недооценивать, роль жаргона в жизни общества, и жизни молодежи, в частности. Только поняв разницу между "плохо" и "хорошо", можно понять истинную цену того, что "хорошо". Только поняв, что есть речь низкая, грубая, вульгарная, можно оценить высокую, поэтику литературной речи. Кроме того, нельзя не отметить того, что школьный жаргон является по своей сути школой словотворчества, причем различные новообразования изначально носят доброжелательно-шутливый характер. Однако необходимо бороться с грубыми словами в школьном жаргоне, как с проявлением насилия на речевом уровне, т.к. в отличие от взрослых, употребляющих грубые слова для эмоциональной разрядки, подростки оперируют данными жаргонизмами с целью произвести впечатление на сверстников. Такая манера речи часто превращается в дурную привычку, от которой бывает трудно отказаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока в 11 классе по теме "Функциональные стили речи"

Урок повторения по теме "Стили речи" позволяет повторить изученный материал , отработать навыки выполнения отдельных заданий части А по подготовке к ЕГЭ, способствует развитию творческих способностей ...

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока в 9 классе по теме: "My favourite things/Мои любимые вещи. Прямая и косвенная речь"

Данный урок является третим в разделе 2 "Do good clothes open all doors?" в УМК К. И. Кауфман, М. Ю. Кауфман "Happy English.ru" для 9 класса. Содержит обучающие структуры EDUCARE....

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.

Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Обращение и его роль в речи"

Методическая разработка урока в 5 классе по теме"Обращение и его роль в речи"...

План-конспект открытого урока в 5 классе по теме "Глагол как часть речи"

Методическая разработка открытого урока в 5 классе на тему "Глагол как часть речи"...