Урок – диспут «И мы сохраним тебя, русская речь (! ? …)
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Фёдорова Лидия Богдановна

 

Заключительный урок по теме «ЛЕКСИКА» с использованием ИКТ и проблемно-диалоговой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urokrusskogoyazyika.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

в 7-ом классе

         Урок – диспут

«И мы сохраним тебя, русская речь (!  ?  …)

Заключительный урок по теме

«ЛЕКСИКА»

С использованием ИКТ и проблемно-диалоговой технологии.

Ход урока.

  1. Разминка.

Это упражнение на память и внимание.

        К          Е        Л          К           И         С            А

Эта запись на доске. Открывается для обзора на 5 секунд. Затем запись закрывается . После этого следуют вопросы на проверку внимательности.

- Сколько геометрических фигур было изображено? (3)

-Какая буква находится в треугольнике? (Л)

- Сколько гласных букв написано? (3)

- Назовите их. (Е, И, А)

- Какая буква находится после Е? (Л)

- Назовите все согласные. (К, Л, С)

- Какая фигура находится между кругом и квадратом? (Треугольник)

-  Сколько всего букв? (7)

- Попробуйте из них составить слово? (Лексика)

    (Подсказка: все слова русского языка составляют его …)

Задание: Воспроизведите то, что написано на доске.

  1. Интрига. Вступительное слово учителя.

Лексика – это весь словарный запас русского языка. А это огромное количество слов, которыми можно выразить любую мысль, чувство, описать любую картинку, движение, звук. Не случайно К. Паустовский говорил: «С русским языком можно творить чудеса, нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.»                                           (Слайд 1)

Именно эти слова я  хотела бы  взять в качестве эпиграфа к нашему уроку. Мы с вами являемся обладателями богатого, выразительного, красивого русского языка.

И в этом мы сегодня Ещё раз убедимся. НО! Как мы распоряжаемся этим богатством: бережём и преумножаем или транжирим и не храним? Замечательная поэтесса прошлого столетия Анна Ахматова утверждала:

                              «И мы сохраним тебя, русская речь,

                             Великое русское слово!»                               (Слайд 2)

А я предлагаю задуматься над этими словами. Можем ли мы спустя полвека так же уверенно утверждать. Итак, тема урока:

                         «И мы сохраним тебя, русская речь (!  ?  …)   (Слайд 3)

Я специально оставила фразу открытой. Может нам с вами к концу урока удастся определиться и поставить знак препинания.

         ( Тему записать в тетрадь)

Русский язык обладает огромным лексическим составом. Это позволяет точно назвать тот или иной предмет, его признаки, действия, выражать разные оттенки значения, показывать отношение говорящего к предмету речи. Богатство русского языка доказывается, например, тем, что об одном и том же можно сказать по-разному, т. е. в нём много слов каких??   (Синонимов)

- А как называются слова с противоположным значением? (Антонимы)

Задание. Зная это попробуйте решить кроссворд (идёт работа в группах, распечатки на столах)

(Затем следует проверка решённого кроссворда.)

 Слово учителя.

А теперь давайте посмотрим, как от одной основы с помощью морфем образуется много новых слов. Возьмём слово ЗЕМЛЯ. Задание. 1-й ряд: образуйте как можно больше существительных; 2-й ряд: глаголов; 3-й ряд – прилагательных.

                                            Справка.

Сущ-ые: земелька, землица, земледелие, землекоп, землемер, землеройка, землепашец, землетрясение, земляк, землеустройство, землячка, землянка, земноводные, заземление,  подземелье, позёмка.

Прил-ые: земной, земляной, земельный, наземный, подземный, приземистый, земледельческий, земляничный, Средиземное море.

Глагол: Заземлить, приземлиться, обезземеливать.

ВЫВОД 1.  (О богатстве русского языка)

Русский язык богат. Это подтверждается большим количеством синонимов, которые есть почти у каждого слова. Одно и ту же мысль можно выразить разными словами и предложениями. Наконец, от одной основы с помощью морфем образуется много новых слов.

  1. Слово учителя.

Л.Н.Толстой  писал: «Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – бойкий и живой.»  русский язык очень выразительный. А вот какие картины можно нарисовать и какие чувства выразить, мы увидим, проанализировав фрагменты из произведений А.С.Пушкина.     (Слайд 4)

       Сквозь волнистые туманы

    Пробирается луна,

На печальные поляны

Льёт печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно звенит.

Швед, русский – колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон

И смерть, и ад со всех сторон…

Вывод: Пушкин нашёл такие слова, которые заставили наше воображение живо нарисовать картину зимней лунной ночи и совсем иную картину Полтавской битвы, настоящего ада сражения, выразил настроение лирического героя.

ВЫВОД 2. Русский язык выразителен. Это язык художественной литературы и публицистики. С помощью него можно создать картины природы, сражения, рассказать о человеке, выразить любовь, ненависть, нежность, восторг и др. чувства.

  1. Слово учителя.

О красоте русского языка говорили многие писатели. Так Н.В.Гоголь писал: «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное название ещё драгоценней самой вещи.»

             (выявление скрытой формы слова)

Н-Р, почему «окно» называется окном? Оказывается от слова «око» (глаз), то есть око дома в мир.

             (выразительные возможности звукописи)

Оказывается словами можно не только нарисовать картины, но и озвучить их.

Что вы слышите в этих строчках?        (Слайд 5)

- «Полночной порою в болотной глуши чуть слышно, бесшумно шуршат камыши». (К.Бальмонт) - шуршание

- «Вот дождик вкрадчиво прокрапал». (А.Твардовский) – шум капель

- «Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.» - хруст

Ещё один яркий пример выразительности русской речи – пословицы, поговорки, фразеологизмы.                                  (Слайд 6)

ВЫВОД 3. Я надеюсь, что нам с вами удалось не только почувствовать красоту русского языка. Но и услышать его.

Итак, мы увидели, насколько богат, красив и выразителен наш родной русский язык. Но что происходит с этим языком сегодня? Мне кажется, сегодня русский литературный язык нуждается в защите. Думать так заставил меня случай- эксперимент, описанный в журнале «Р. Яз. В школе». Однажды на перемене учитель попросил: «Уберите из своей речи ненормативную лексику, слова-паразиты, слова-сорняки. Сколько слов осталось в вашем обиходе?» Что было дальше? Наступила тишина.

Наверное, это было бы смешно, если б не было так грустно, как сказал классик.

Вероятно, пришло время задуматься: имеем ли мы, соотечественники Грибоедова и Пушкина, Тургенева и Толстого, Есенина и Ахматовой, право так бездумно относится к родной речи, втаптывать в грязь «Великое русское слово»!? Давайте посмотрим на себя со стороны и ответим на вопрос, какой язык мы, поколение 21 века, передадим потомкам.

(Представление исследовательской работы по теме «Жаргонизмы»)

Слайды 7,8

Слово учителя: Прежде чем мы с вами примем окончательное решение, какой поставить знак препинания в конце нашей темы я хочу прочитать вам слова Ломоносова:

  1. Карл пятый, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким – с неприятелем, итальянским – с женским полом говорить прилично.
  2. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображении краткость, греческого и латинского языка.

                                                          М.В. Ломоносов

Итог урока: какое же решение мы примем сегодня по теме урока? Ваши предложения!

Рефлексия. Сегодня на уроке я понял …

                                                       узнал …

                                                       почувствовал…

Д/з:

1.Составить письмо зарубежному сверстнику о красивом, богатом и выразительном русском языке.

Или

2.Упражнение № 170

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"

Сохранение русского литературного языка, бережное отношение к нему очень важны в наше время, когда матерные слова, слова-паразиты звучат из уст большинства молодых людей. Внеклассное мероприятие прово...

конспект открытого урока "Мы сохраним тебя, русская речь"

 Цель урока. Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенацион...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово

Презентация для интегрированного урока русского языка и основ православной культуры...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 10-11 классах "И мы сохраним тебя, русская речь"

Данное мероприятие направлено на воспитание  у учащихся бережного отношения к русскому слову,  развитию интереса к изучению предмета, повышению  культуры речи  и развитию тво...

Урок-устный журнал в 11 классе "И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово..."

Урок проведён в рамках предметной недели русского языка и литературы и представляет собой устный журнал, состоящий из нескольких страниц. На уроке представлены разнообразные материалы о языке, использ...

И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…

Цели:1)Дать учащимся представление о позитивных и негативных явлениях в современном русском языке; повысить эффективность работы по развитию речи. 2) Развивать логическое мышление, интерес к глубоком...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия Конкурс чтецов «И мы сохраним тебя русская речь, великое русское слово»

Сегодня перед образованием стоит трудная задача – воспитать обучающихся с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием чувства любви к Родине, к ее культуре, языку, литературе....