Урок развития речи в 7 классе на тему "Описание внешности человека"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Махмуд-Ходжаева Алися Олеговна

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Батуринская ООШ»

Томской обл., кожевниковского р-она

Махмуд-Ходжаева А.О.

Тема урока: Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

Цели урока:

  1. дать понятие о словесном портрете;
  2. повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности;
  3. закрепить навыки употребления причастий;
  4. подготовить обуч-ся к написанию картины;
  5. развивать воображение и активизировать словарный запас обуч-ся.

Оборудование: диапроектор, презентация.

Ход урока:

I. Орг. момент.

II. Вступительная беседа:  

  1. Повторение:

- Ребята, мы с вами изучали разные типы текстов: (СЛАЙД 1) ОПИСАНИЕ, РАССУЖДЕНИЕ И ПОВЕСТВОВАНИЕ.

Сегодня мы будем работать  с текстом – описанием. В описании говорится об одновременных признаках. (Щ)

- Какие виды сочинений – описаний вам знакомы? (Места, действия, человека, природы, предмета.)

 

2. Выразительное чтение по ролям упр. 81 описания внешности Владимира Дубровского по бумагам исправника. (Роли: исправник, автор, К.П.Троекуров.)

  1. Беседа:

- С помощью этих примет исправник пытался создать словесный портрет Владимира Дубровского. Почему по такому портрету невозможно найти человека? (В нём нет ничего заметного, яркого, приметного, индивидуального. Отражающего характер человека.)

- Чего же не хватает в этом портрете? (Описание черт лица, глаз, мимики, фигуры, позы, походки, манер, привычек, одежды, особых примет: родинки, шрам, пятно и др.)

- А что же такое словесный портрет? (Упр. 76.) (СЛАЙД 2) (С.П. – это изображение наружности человека.)

- О каких основных видах словесного описания внешности человека говорится в тексте? Запишите. (Щ) (Изображение черт лица, фигуры, одежды, изображение человека в действии – поза, мимика, жесты.)

4. Исследовательская работа с текстами:  (СЛАЙД 3)

- Перед вами тексты № 1, 2, 3. Прослушайте, кому принадлежат следующие словесные портреты: 1) В.Г.Короленко «Дети подземелья». Портрет Маруси; 2) Былина о «Вольге и Микуле Селяниновиче». Портрет Микулы; 3) М.Пришвин «Кладовая солнца». Портрет Митраши.

- Какие выразительные средства использует автор, чтобы сделать свои тексты более образными?

(1. Автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не годам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обращает внимание на бледность и хрупкость героини.

2. Снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают незаурядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь – гипербола и эпитеты.

3. Автор использует множество определений, характеризующие своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», показывая этим его жизненный ум и сметливость, развитие не по годам, и в то же время – очень юный возраст.)

- Вот мы и попытаемся создать словесный портрет, который будет ярким, оригинальным; попытаемся понять и описать характер, привычки героини картины Хабарова «Портрет Милы».   (СЛАЙД 4)

III. Работа с картиной «Портрет Милы»:

1. Обсуждение: (Заполняем таблицу)

 - Что вы можете сказать о героине картины? (Возраст, фигура, поза необычная).


Лицо


Светлое, лучистое, задумчивое, сосредоточенное, открытое, с тонкими правильными чертами, серьёзное.


Глаза (взгляд)


Быстрый, излучающий, ясный, внимательный, сосредоточенный


Волосы


Светлое, тёплые, аккуратно причёсаны, длинные, свободно ложатся на плечи.


Одежда



Белая футболка, коричневые джинсы (брюки), лёгкие тапочки, одета по-домашнему


Поза


Необычная, удобно расположилась в огромном кресле, согнув ноги в коленях, ноги служат подставкой для книги.

- Какие краски использует художник? (Лицо – теплые, солнечные.)

- Почему? (Автор выражает своё отношение к героине.)

- Что такое контраст? (Полная противоположность.)

- Храбров использовал приём контраста: тёплые, нежные краски для изображения девочки и тёмный фон вокруг. Для чего он использует этот приём? (Чтобы обратили внимание на занятие Милы – чтение.)

- Можем ли мы по выражению девочки понять, о что написано в книге? (Да. Интересное приключение, лирика и т.п.)

- Как характеризует занятие чтением героиню? (Положительно: умница, хорошо учится и т.п.)

- Можно ли по картине сказать, чем ещё любит заниматься девочка? (Да. Кататься на коньках.)

- Опишите интерьер комнаты. Ничего лишнего, чтобы не отвлечь нас от главного.

- Есть ли в картине «говорящие детали». (Да. Имя Мила – милая, нежная, лучистая, теплая, светлая.)

2. Словарно-орфографическая работа с рабочим материалом по карточкам:  (СЛАЙД 5)

I вариант

На кАртине изобрАжена, хруПкая фИгурка, (С,з)жавшись в уютнОм кресле, белая фуТболка, акКратная причЁска, удобные кОриЧНевЕ. брюки, лёГкие тапоЧКи.

II вариант

СЕрьёзныОе вырАжение лица, тёплое сИяние волос, раСкрытая книга, свЕрнувшись, как кОтёнок, сочЕтание тёплых красок, отТенков, пАлитра художника.

3. Фронтальная работа:  (СЛАЙД 6)

- Образуйте причастия от глаголов:

Сосредоточить, устремить (-ЕНН-)     (Щ)  Сосредоточенный, устремлённый

Ниспадать, читать (-ЮЩ-)                            Ниспадающий, читающий

- Составьте словосочетания для описания деталей портрета. (Сосредоточенное выражение лица, устремлённый в книгу взгляд, ниспадающие на плечи волосы, читающая девочка.)

4. Составление диалога:

- Что такое диалог?

- Как оформляется диалог?

- О чём вы бы написали диалог по картине. О чем можно спросить Милу? Что бы она ответила? Как бы она отреагировала на ваше появление?

IV. Чтение примерных сочинений.  (СЛАЙД 7)

- Кто смог дома составить несколько строк? Кто сможет сейчас?

 

Рифмы:

… Мила

… не забыла

… почитать

… потанцевать

… она

… умна

… подружиться

… повеселиться

Стихотворения обучающихся:

Это вот девчонка Мила.

Мила книжку не забыла.

Любит Мила почитать,

На коньках потанцевать.

Я считаю, что она

Не лентяйка и умна.

Есть о чём с ней говорить - 

Хорошо с такой дружить.

                                                           

                                                           Мила не забудет книжку в руки взять,

                                                          Сидя в кресле, вечером любит почитать.

                                                         На коньках фигурных может танцевать,

                                                        С умной, бойкой девочкой некогда скучать.

(СЛАЙД 8)

 V. Д/з. Написать сочинение с добавлением диалога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи "Что же нужно для счастья человеку?.."

Разработка открытого урока развития речи...

урок развитие речи 5 класс "С доброты человек начинается"

Творческие мастерские         Творческая мастерская — это такая форма обучения детей, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к но...

Урок развития речи "Выборочное изложение с описанием внешности человека"

Урок развития речи для учащихся 7-х классов. "Выборочное изложение с описанием внешности человека"...

Развитие речи. Анализ по теме "Описания внешности человека", 6, 7 класс

анализ по теме  " Описания внешности человека"...