"Повторение пройденного по теме "Морфемика. Орфография"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Васянина Екатерина Андреевна

Главная цель урока - обобщить весь изученный материал по морфемике, а в конце урока с помощью теста проверить, как учащиеся усвоили данный раздел языкознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

       Тема урока: «Повторение пройденного по теме «Морфемика. Орфография».

  Цель урока: повторить и обобщить пройденный материал по теме «Словообразование. Орфография», закрепление навыка морфемного разбора слова, работа с орфографическим словарем.

                                         ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Фронтальный опрос:

- какой раздел мы изучили?

- что изучается в этом разделе?

- какие морфемы вы знаете?

3. Работа с текстом (текст у каждого на парте):

Осень, глубокая осень. Всё видно насквозь в самой глухой древесной чаще, куда не проникает глаз человеческий. Старые деревья давно облетели, и только молодые березки сохраняют ещё свои желтые листья. Они блестят золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные ели и сосны.

- Прочитайте и озаглавьте текст.

- Как вы думаете, если бы автор не указал времени года, могли бы мы его определить? Назовите, по каким признакам.

- Выпишите подчеркнутые слова и обозначьте в них основу слова и окончание. А как найти основу слова?

4. На доске написаны слова:скисать, кисочка, прокиснуть, кисточка,       киснуть.

- Выписать только однокоренные слова, располагая их по алфавиту. Что такое корень?

- С невыписанными словами составьте предложения.

5. Выборочный диктант. Выписать (на слух) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксы выделить. А что такое суффикс?

Стихотворение «Кошкин сынок».

Был у кошки сын приёмный –

Не котёнок, а щенок.

Очень милый, очень скромный,

Очень ласковый сынок.

Без воды и без мочала

Кошка сына умывала.

Вместо губки, вместо мыла

Языком сыночка мыла.

Быстро лижет язычок

Шею, спинку и бочок.

Кошка-мать – Животное

Очень чистоплотное. (В.Берестов)

        - Выписали ли вы слово щенок, почему?

6. Лингвистическая задача. Почему слова с приставками на -з, -с разбиты на 3 группы? Какая, на ваш взгляд, группа слов может вызвать наибольшее затруднение?

Исколесить                 беззвездный                    расщедриться

Изрезать                     бессонный                       расщепить

Распахнуть                 бесспорный                     расчистить

Разбудить                   рассветает                     расчертить

Бескрайний                 рассказывает                  расширить

Беспечный                   рассматривает               бесшумный

Безграничный             исследовать                     изжарить

Безголосый                  иссушить                         изжога

- Что такое приставка?

7. Распределить слова в 4 столбика: основа слова состоит 1) из корня, 2) из приставки и корня, 3) из корня и суффикса, 4) из приставки, корня и суффикса.

        Плуг, безоблачный, забег, интерес, примерка, подрыв, краснеть, лиловатый, прибрежный, рука, подпись, домик.

- из орфографического словаря добавить в каждый столбик по одному слову.

8. На доске текст:

            Попыхивая ц..гаркой, ц..ган ц..дил пойло в ц..нковое корыто. «Ц..ц, куриц..н сын,- ц..кнул он на подбежавшего ц..пленка,- еще получишь свою порц..ю!»

- назвать слова с гласными после Ц. Какие из этих слов пишутся с И, какие с Ы.Почему? Какое из этих слов на другое правило?

9. Работа с сигнальными карточками.

       Разложить, заросли, беспокоить, шепот, крыжовник, растение, прилагательное, шорох, разбить, сбросить, отрасль, росток, выращенный, трущоба.

10. Проверочный тест (приложение).(Можно дать на дом)

11. Подведение итогов, домашнее задание.

   

                                            Приложение.

                                                Тест

1.Вставь пропущенные буквы. Подчеркни «третий лишний».

А) бе..конечный, во..пользоваться, и..бежать

Б) ра..платиться, ра..ворошить, ра..стелить

В) в..бежать, бе..вкусный, ра..сыпались

Г) и..править, и..бежать, бе..шумный

2. Вставь пропущенные буквы. Выпиши слова, в которых нет приставки.

            А) ..дать, ..десь, ..держать____________________________________

            Б) ..горбленный, ..беречь, ..доровый____________________________

            В) ра..битый, ра..валенный, ра..ный ____________________________

3. Зачеркни ненужную букву.

А) предл(а,о)галось, пол(а,о)жение, изл(а,о)жение

Б) распол(а,о)женный, распол(а,о)гается, изл(а,о)гать

В) р(а,о)стительный, выр(а,о)щенный, Р(а,о)стов

Г) отр(а,о)сль, р(а,о)стовщик, возр(а,о)стающий

4. Вставь пропущенные буквы. Определи соответствия и соедини стрелками.

Гласная в корне                                          учениц.., куц..й, ресниц..

Гласная в окончании                                  синиц..н, куниц..н, Спиц..н

Гласная в суффиксе                                   ц..корий, нарц..сс, панц..рь

5. Вставь пропущенные буквы. Найди слова-исключения и отметь их кружочком.

А) ц..линдр                       г) ц..почки

Б) ц..ганский                    д) ц..плята

В) ц..кнуть                       е) ц..рюльник

6. Вставь буквы, дополни каждую строку двумя примерами так, чтобы сохранилось единство написания слов.

А) капюш..н, крыж..вник, _______________________________________________

Б) пч..лка, щ..голь, ____________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наступила весна. Повторение пройденного

Методическая разработка по башкирскому(государственный) языку (6 класс) по теме:  Яҙ темаһы буйынса үтелгәндәрҙе ҡабатлау....

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного

Привитие интереса к предмету и проверка выполнения учащимися домашнего задания, учёт знаний учащихся и повторение пройденного...

« Имя прилагательное. Повторение пройденного в 6кл.»(2 часа)

Тип: урок обобщения, повторения и систематизации ЗУН.Вид: урок-практикум.Цели: 1.Образовательная: обобщить и систематизировать знания по морфологии имени прилагательного, систематизировать знания, уме...

Повторение пройденного. 5 класс, орфография.

Вариант 1А1. В каком ряду все существительные 2 склонения?А. культура,  справедливость, морякБ. рожь, телевизор, отличникВ. ответ, телескоп, правилоГ. звездочёт, открытие, вежливостьА2. В каком р...

Повторение пройденного. 5 класс, орфография.

Вариант 1А1. В каком ряду все существительные 2 склонения?А. культура,  справедливость, морякБ. рожь, телевизор, отличникВ. ответ, телескоп, правилоГ. звездочёт, открытие, вежливостьА2. В каком р...

Повторение пройденного в 5-9 классах. Морфология и орфография. "Живо умнО, как человек свободный" (Н.П.Огарёв)

Повторение основных понятий разделов проводится на основе разностороннего анализа текста (творчество Н.П.Огарева), имеющего высокий воспитательный  и познавательный потенциал....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного: фонетика и орфография.

Предложен материал для самостоятельного  повторения фонетики и орфографии...