Повторение пройденного в 5-9 классах. Морфология и орфография. "Живо умнО, как человек свободный" (Н.П.Огарёв)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Пахомова Светлана Иосифовна

Повторение основных понятий разделов проводится на основе разностороннего анализа текста (творчество Н.П.Огарева), имеющего высокий воспитательный  и познавательный потенциал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogarev-urok_pahomova.docx25.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Повторение изученного за V-IXклассы. Морфология и орфография.

Формируемые УУД:

Личностные УУД: осознание учащимися таких понятий, как «образование», «самообразование».

Познавательные УУД: повторение пройденного материала, углубление знаний в области морфологии.

Регулятивные УУД : постановка цели на уроке, прогнозирование результата урока, планирование своей деятельности на уроке, корректировка получаемых результатов с прогнозом, рефлексия.

Коммуникативные УУД: во время урока учащиеся задействуют все виды речевой деятельности.

 Оборудование: перфокарты, печатные тетради, карты-схемы индивидуальные, портрет Н.П.Огарева.

Ход урока.

  1. Актуализация внимания учащихся. Приветствие.

1. - Запишем число. Сегодняшний урок хочется начать с эпиграфа: «Живи умно, как человек свободный» (Н.П.Огарев). (Ученик записывает на доске, напоминая правила оформления эпиграфа, второй ученик одновременно записывает эти строки как предложение с прямой речью, третий как цитату; проверяется пунктуация, графически и схематически обосновывается пунктуация).

2. Блиц-опрос по морфологии записи (назвать части речи и особенности формы слов эпиграфа, например: «живи» – глагол, повелительное наклонение).

3. Определение темы и задач урока.

- Термины какого раздела лингвистики были названы?

- Вынесем в тему урока. (Морфология).

- Перечислите служебные части речи.

- В тему впишите наиболее употребительный сочинительный соединительный союз. (И).

- Предположите, с каким другим разделом лингвистики наиболее тесно связана морфология. Допишите свой вариант.

- Тема определена – «Морфология и орфография». Какие цели поставим перед собой  на этом уроке в конце 9-го класса, на исходе основной школы? (Повторить…

4. Словарно-орфографическая работа, составление устного рассуждения на лингвистическую тему.

4.1. вызов двух учащихся к доске:

А) Написать таблицу-схему «Буквы Е-И в окончаниях существительных» (примеры устно). Составить связное высказывание-рассуждение.

Б) Представить алгоритм выбора букв Е-И в окончаниях глаголов (примеры устно, употребить глаголы-исключения). Составить связное высказывание-рассуждение.

4.2. Проблемный вопрос.

- Пока ребята готовят теоретический материал к проведению перфодиктанта, мы зададимся проблемным вопросом. Внимание.

? Можно ли доказать, что правописание частицы и приставки НЕ связано с морфологией? Подумайте. Ответьте доказательно, в соответствии со структурой типа речи «доказательство» (тезис-проблема, доказательства, вывод). (При ответе ученика класс записывает примеры, обозначая орфограммы, рецензирует ответ).

1

и

е

е

2

е

и

е

3

е

е

и

4

и

и

е

5

е

е

е

6

е

и

и

7

е

е

е

8

и

и

е

9

е

е

е

Проверка консультантами записей на доске, при необходимости редактирование. Заслушивание и рецензирование ответов.

5.  Перфодиктант (2 у доски, на закрывающихся боковушках).              

1. Проживать в Англии, ехать по дороге, гулять по аллее.

2. Мчаться на тройке, зимовать в имении, жить в деревне.

3. В столичном городе, увидеть в музее, добывать из нефти.

4. Побывать в России, Болгарии, Китае.

5. Не испугаешься ночи, медленно рассветает, развеем тоску.

6. Застелете скатертью, зависит от настроения, дышим глубоко.

7. Получает письмо, шагает уверенно, всему удивляешься.

8. Вскоре увидим, любишь кататься, читаем о поэте.

9. Собираем тетради, проверяет работы, радуемся.

- Выборочная проверка строк 3, 8. У кого в строках 5-9 буквы е сложились в 5?

6. Составление сводной таблицы частей речи (полоски цветной бумаги или конструктор интерактивной доски). Фронтальный опрос с одновременным заполнением таблицы «Части речи».

- В лексиконе русского языка сотни тысяч слов. И все они делятся на весьма ограниченное количество групп. Как называются эти морфологические группы? Сколько их?

- По каким признакам слова группируются по частям речи? Вспомните порядок морфологического разбора. (Общее морфологическое значение, общие морфологические признаки, одинаковая синтаксическая роль в предложении или словосочетании).

- На какие три группы делятся части речи?

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

- В чем особенность наречий?

- Какие изменяемые части речи относятся к склоняемым? Спрягаемым?

- Какие части речи могут иметь окончания и почему?

Части речи

самостоятельные

служебные

междометия

изменяемые

неизменяемые

склоняемые

спрягаемые

Существительное

Глагол

Наречие

Предлог

Прилагательное

Деепричастие

Частица

Числительное

Союз

Местоимение

Причастие

7. Практическое упражнение. Обращение к стихам и портрету Н.П.Огарева.

- Учись! Пойми, что знание есть власть,

Умей страдать вопросом и сомненьем,

Умей людей любить с благоговеньем

И претворять бунтующую страсть

В смысл красоты и веры благородной.

Живи умно, как человек свободный.

Эти строки принадлежат философу, революционеру-демократу, поэту, публицисту, музыканту, чье имя носит Мордовский государственный университет, куда вы, я уверена, направите свои стопы по окончании школы за высшими знаниями.

В этих стихах голос Николая Платоновича Огарева. Высокообразованный (точнее – САМОобразованный!), Николай Платонович был совершенно прав в том, что власть без знаний, сила без духа губительна для человека, для Отечества, он заклинал юных учиться, думать и действовать. Он мечтал о поколении просвещенных, умных, благородных людей, способных преобразовать свою землю, сделать счастливым народ. Мне бы очень хотелось, чтобы и этот день приблизил нас к осуществлению  мечты.

ЗАДАНИЕ: Диктант «Проверь себя» («Учись! Пойми, что знание есть власть….») по печатному раздаточному материалу. Распределите слова этих стихов по графам таблицы частей речи, записав их в начальной форме и обозначая орфограммы.

8. Комплексный анализ текста.

Работа с печатной тетрадью (или раздаточный печатный материал).

1.  Прочитать выразительно.

2. Определить тему, основную мысль, тип и стиль речи.

(Тема: поэтическое отношение к жизни.

Основная мысль:  жизнь – поэзия. Из-за равнодушия меркнут ощущения, беднеет душа, черствеет сердце.

Тип: описание с элементом рассуждения.

Стиль: художественный. Метафора, сравнения, олицетворения).

3. Проведите орфографический и пунктуационный анализ 1-го абзаца (вариант 1), последнего абзаца (вариант 2).

4. Выполните морфологический разбор выделенных слов (первые двое выполнившие задание 4 на доске).

Это мы внушаем себе что жизнь проза. А жизнь поэзия. У осени цвет золотой и черный как у старых икон. Деревья выгл..дят нарядно но печально б..гровыми кострами д..г..рают клены. Падают листья плач..т ветер и только пустоголовые не вид..т и не слыш..т этого.

Темно дождь идет.

Ну и что скажете вы.

Не торопитесь. Пр..слушайтесь. Он д..йствительно идет. Шуршит. Хлюпает. Чавкает. Будто топчет?ся кто-то под окном врасплох застигнутый непогодой в этот глухой ночной час.

Мы пр..выкаем ко всему и перестаем уд..влят?ся и рад..ват?ся обычному. Оказыва..тся напрасно. Мы многое теряем от того, что скользим равнодушным взглядом по окружающ..ему нас миру. Наши ощущения меркнут и мы беднеем душой и черствеем сердцем.

9. Рефлексия.

- Каковы были наши цели? Достигнуты ли они вами лично? В чем вы увидели свои пробелы? В чем ваши знания прочны? Каково было ваше участие на уроке?

Насколько умно и свободно вы владели учебным материалом?

- Что вы сможете взять для себя в жизнь? (Завет Огарева: учиться для счастья, видеть поэзию жизни).

10. Домашнее задание на выбор учащихся:

- Творческое высказывание (на полстраницы) по цитате «Живи умно, как человек свободный».

- Лингвистическое высказывание «Морфология  и орфография»

- Упражнение по учебнику.

                                                                                               Приложение.

Творческая работа по цитате «Живи умно, как человек свободный»

В наши дни о свободе и правах личности говорят много, умно и шумно. Митинги, теледебаты, гей-парады, голодовки-протесты, обращения заключенных в ООН… Порой голова кругом идет, не знаешь, кто прав.

И вот стихи Н.П.Огарева, философа и революционера, кажется, дают ответ об истине. Участники разнообразных общественных акций НЕ свободны, они как волки в стае или овцы в стаде. А стадные животные, мы знаем из биологии, подвержены чувству паники или гнева, готовы бежать и прыгать в бездну или затоптать противника безжалостно. Неумно.

«Живи умно» - живи самостоятельно, независимо от бредовых идей.

                                                                Алёна Царёва

Творческая работа по цитате «Живи умно, как человек свободный»

Услышав стихи Н.П.Огарева «Живи умно, как человек свободный», подумал: «Очередной завет классика. Сколько уж сказано-пересказано». А по дороге домой вспомнил слова бабушки  «с умом», «по уму». Надо подумать, что же значит: «Жить умно и свободно»?

Когда бабушка говорила «сделано с умом», «поступать по уму», мы понимали, что это правильно, достойно, качественно. И в огаревских словах «живи умно» я вижу то же значение: жить правильно, достойно. А достойно, благородно жить, думать, поступать может только человек свободный, не крепостной и не подданный тирана.

Пожалуй, надо запомнить эти строки.

                                                               Дамир Ярлушкин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторение пройденного о глаголе. 5 класс

Данный материал подходит для реализации экологической напрвленности ОУ...

Повторение изученного в 5-6 классах. Морфология и орфография.

Презентация является иллюстрацией к уроку повторения в сентябре в 7 классе Числительного и местоимения по программе Баранова....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"

Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....

Урок-практикум по теме «Морфология». (Повторение пройденного в начале учебного года. В соответствии с требованиями ФГОС)

В своей работе на уроке по повторению морфологии использую метод познавательного интереса, сравнительного анализа, исследования, проектную деятельность, игры и игровые формы организации учебной деятел...

Контрольный тест по теме "Повторение пройденного за курс 5 класса"

Этот материал представлен в виде теста, состоящего из 2-х вариантов, в каждом из которых по 30 вопросов. Его можно использовать в качестве проверочной или контрольной работы  для учащихся 5 ...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс.Повторение пройденного. Подводные рифы некоторых сложных тем 7 класса. На перекрестке морфологии и морфемики.

Урок остановит внимание семиклассников на сложных моментах правописания некоторых слов (предлогов, наречий, союзов, частиц и т. п.), понимание которого  находится на перекрестке морфологии и морф...