Урок-практикум по теме «Морфология». (Повторение пройденного в начале учебного года. В соответствии с требованиями ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Бородина Татьяна Федоровна

В своей работе на уроке по повторению морфологии использую метод познавательного интереса, сравнительного анализа, исследования, проектную деятельность, игры и игровые формы организации учебной деятельности, большое внимание уделяю групповой и индивидуальной работе. Создаю проблемные ситуации, ситуации успеха. Использую методы поощрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-практикум по теме «Морфология».

(повторение пройденного в начале учебного года)

Результаты освоения программы:   1) Предметные:

  • знания по морфологии;
  • навыки определения морфологических признаков существительного, прилагательного, глагола, местоимения, наречия;
  • осознание учащимися понятия «части речи»;
  • орфографические и речевые навыки;
  • умение рассуждать при выборе гласной в корне слова, при правописании падежных окончаний существительных, прилагательных;

2) Метапредметные:

  • умение работать в паре, в группе;
  • формирование аналитических способностей;
  • умение логически мыслить, расширять кругозор;
  • умение определять межуровневые связи языка.

3) Личностные:

  • интерес и уважительное отношение к богатству родного языка;
  • чувство коллективизма, ответственности, наблюдательности, дружбы, взаимопонимания; связь с литературой.

Оборудование: Толковый словарь В. И. Даля

Орфоэпический словарь Р.И. Аванесова

Словообразовательный словарь А.Н. Тихонова

Орфографический словарь

Тесты по русскому языку к учебнику Т. А. Ладыженской, 5 класс;

Диск с пьесой П. И. Чайковского «Осень» из цикла «Времена года»

Орфографические словарики учащихся

Буклеты «Времена года» (с приметами осени, пословицами и поговорками, стихотворениями)

Проектные задания: Лингвистическая сказка «Весёлое путешествие по стране  Морфология. Орфография».

Солнышко, тучка, жетоны для поощрения «Самый внимательный», «Самый активный»…

Ход урока.

I. Организационный момент.

Все у парты ровно встали,

Улыбнулись, подравнялись,

Тихо сели на свой стол.

Начинаем разговор.

– Сегодня на уроке, ребята, нам необходимо вспомнить материал по разделу «Морфология»; морфологические признаки имени существительного, имени прилагательного, местоимения, наречия. Углубить знания по фонетике и орфоэпии. Будем совершенствовать орфографические и речевые навыки. А для этого мы с вами сели по парам, в группы и отправляемся в весёлое путешествие по стране Морфология.

II. Проверка домашнего задания у доски (3 человека).

1) П...ле́зный (по́льза) урок, объед...ни́ть (еди́ный) страну, уд...ви́тельное (ди́во) дело, прил...те́ть (полёт) самолётом, укр...ти́ть (кро́ткий, кро́тость) зверя; сож...ле́ть (жа́ль) о проступке, заст...́клить (стёкла) рамы, голубая в...да́ (во́ды), м...рско́й (мо́ре) путь.

2) Осенние слова для морфемного разбора: грибник   , перелётные , желтеть , прохладные , уборка , комбайнер , потянулись .

неполногласие

3)  Синтаксический разбор предложения.

      Морфологический разбор имени существительного.

             прил.               сущ.                  гл.                  п.            сущ.

Истинный друг познаётся в несчастье. (Повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полное, не осложн.)

Друг – существительное, предмет.

I.  (Кто?) друг, нач. форма – друг.

II. Пост. признаки – нарицательное, одушевлённое, м. р., 2 скл.

     Непост. признаки – в Им. п, в ед. ч.

III. Синтаксическая роль (кто?) друг.

Взаимопроверка домашнего задания. Оценки.

III. Фронтальная работа с классом.

1) Словарная работа     «Мой словарик»

(пишем в тетрадь, новое слово в словарик).

                                              экзотика

Библиоте́ка, абажу́р, а́дрес, бага́ж, велосипе́д, гара́ж, зоопа́рк, Интерне́т, иску́сство, до  свида́ния, иску́сный, экзо́тика, архива́риус.

Толкование слова по словарю В.И. Даля

2) Фонетическая разминка:

     Работа в группах. 

– В каком слове произносится гласный [э]?

                                           [цэлый]

Бежать, шестой, жёлтый, целый.

– В каких словах произносится гласный [ы]?

                        [жызн'] [шышка]

Тихий, чисто,  жизнь,    шишка.

3) Орфоэпическая разминка:

     Работа в паре.

– В каком слове ударение падает на первый слог?

Досу́г, то́рты, лыжня́.

– Проверьте друг у друга: правильно ли вы ставите ударение в словах?

Катало́г, инструме́нт, звони́т, ба́нты.

            Взаимопроверка

4) Работа с текстом Н. Сладкова.

Пьеса П. И. Чайковского из знаменитого фортепианного цикла «Времена года» Осень. Композитор каждому времени года посвятил особую и неповторимую мелодию.

В осеннем лесу.

1) Всё лето листья подст...вляли солнцу свои л...дошки и щёчки, спинки и ж...вотики. 2) И до того нал...лись и проп...тались солнц..., что к осен... стали з...л...тыми. 3) Зашумел в л...су з...л...той дождь. 4) Капля по листику щёлкнет, и сорвётся лист. 5) С...ницы на ветке завозятся, и брызнут листья по ст...р...нам.       6) Скоро взойдёт над р...кой и лес...  в...сел... солнце. 7) Хорош лес осенью!

– При помощи чего передаёт красоту природы композитор? (При помощи звука)

Разноуровневые задания по тексту.

  1. Что мы знаем об авторе?
  2. Придумайте для текста другое название.
  3. Докажите, что это текст.
  4. Определите тип речи.
  5. Выпишите из текста слова с полногласием и запишите неполногласием.          ! 

           золотые – злато              сторонам – страны

  1. Задание «Проверь себя»:

– Какое правило нужно вспомнить, чтобы правильно вставить пропущенные буквы?

  1. Выделите грамматическую основу первого предложения, части речи в гр. осн.
  2. Найдите средства художественной выразительности.

      весёлое солнце – эпитет         дождь зашумел – олицетворение

  1. Чем отличается первое предложение от других предложений текста?

5) – Посмотрите в свои буклетики «Времена года» и выберите приметы осени, стихотворение об осени, пословицу или поговорку.

6) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 ученика – гимнастика для глаз, физупражнения).

7) Повторение частей речи.

1. – Назовите из текста Н. Сладкова части речи:

Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие.

2. – А теперь давайте вспомним, как называется наука, которая изучает части речи.

Морфология – (греч. «морфе» – форма, «логос» – наука, слово) – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

3. – Как определить часть речи? (по вопросу и значению)

    – На какие группы они делятся?

    – Что такие существительное? Назвать все морфологические признаки сущ-го.

    – Синтаксическая роль имени существительного.

4. – Рассказать об имени прилагательном. Назвать морфологические признаки прилагательного.

     – Синтаксическая роль прилагательного.

     – Вы назвали хорош (краткое прилагательное). – Что мы знаем о правописании кратких прилагательных, оканчивающихся на шипящий?

Могуч, певуч, жгуч, пригож, шипуч, колюч.

   Они используются для краткости, лаконичности, выразительности. На них падает логическое ударение. Они делают нашу речь точной, с их помощью мы больше узнаём о предмете.

        Тест № 9 (2.2)

5. Глагол. Основные морфологические признаки глагола – спряжение, число, лицо. Они обозначаются окончаниями.

– Как определить спряжение у глагола? К I спр? Ко II спр?

          Тест (4.3) с.24.

6. Местоимение.

Вопрос на сообразительность.

– Какие два местоимения мешают транспору?

                                                               я–мы

– Какие три местоимения самые чистые?

                                                    вы–мы–ты

7. Наречия – обозначают признак действия и отвечают на вопрос как? куда? когда?... Обычно зависят от глаголов, не склоняются и не спрягаются. Наречия – неизменяемые слова, не имеют окончаний. Чаще образуются от прилагательных и существительных (весело, узко, вдали).

VI. Проектное задание.

Весёлое путешествие по стране Морфология. Орфография.

Лингвистическая сказка.

V. Подведение итогов урока, оценки учащимся. Рефлексия.

– Какую тему мы повторили?

– Что вызвало затруднение?

– Какой этап урока вам понравился больше всего?

 – Какие задания выполнять было интересно? Какие трудно? Почему?

  Ученики:

Я узнал, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена  прилагательные, местоимения, наречия, глаголы.

–  Я понял, что наречие – неизменяемая часть речи. Это интересно.

–  Научился определять морфологические признаки самостоятельных частей речи.

– Могу правильно писать –тся и –ться в глаголах, определять спряжение, окончание глаголов.

– Мне интересно было оформить дома к уроку буклет «Времена года. Осень»; записывать туда приметы осени, пословицы и поговорки.

– Большой интерес вызвала лингвистическая сказка «Весёлое путешествие по стране Морфология. Орфография».

– Я хотел, чтобы словарные слова помогли мне не делать ошибки. А для этого я буду перед диктантом, уроками просматривать свой словарик.

Вы хорошо поработали. Если вам было интересно и понятно, подарите друг другу солнышко, а если вам было не очень интересно – подарите тучку. Спасибо вам, ребята, за урок!

VII. Организация домашнего задания.

1. Мини-сочинение. Сочинить сказку «Как лексика к морфологии в гости ходила». Необходимо объяснить учащимся, что содержание должно отражать материал урока.

2. Составить синквейн на тему «Осень».

    Напомните, пожалуйста, что такое синквейн?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование учебной ситуации в соответствии с требованиями ФГОС по теме "Многоаспектность географического положения России"

Пример учебной ситуации по географии "Многоаспектность географического положения России", 8 класс. Рассмотрены основные этапы создания учебной ситуации. Конечно же представлены критерии оценивания зад...

Опорная таблица по моделированию Учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС

Опорная таблица по моделированию Учебного занятия в соответствии с требованиями ФГОС...

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года в соответствии с требованиями ФГОС 8 класс

Открытый урок по истории России Крестьянская реформа 1961 года разработан для обучающихся 8 класса в соответствии с требованиями ФГОС по учебнику А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной...

доклад на тему «ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования»

доклад на тему "Индивидуальный проект как новый курс учебного плана в соответствии с требованиями ФГОС среднего образования"...