Проблемно-диалогическое обучение
презентация к уроку по русскому языку по теме

Иванова Вера Витальевна

 

 

 

 Педагогический процесс, в ходе которого обучающиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Развиваются познавательные силы обучающихся, формируются взгляды и убеждения, черты личности. Процесс обучения является двусторонним.  Он охватывает деятельность учителя – преподавание и деятельность обучающихся – учение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon problemno-dialogovoe_obuchenie.ppt974.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемно-диалогическое обучение Иванова Вера Витальевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Рождественская СОШ РМО учителей русского языка и литературы 19.02.2013г.

Слайд 2

Обучение процесс целенаправленного, последовательно изменяющегося взаимодействия учителя и обучающегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника;

Слайд 3

Обучение педагогический процесс, в ходе которого обучающиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками. Развиваются познавательные силы обучающихся, формируются взгляды и убеждения, черты личности. Процесс обучения является двусторонним. Он охватывает деятельность учителя – преподавание и деятельность обучающихся – учение.

Слайд 4

Что такое обучение?

Слайд 5

Образование совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений

Слайд 6

Формула обучения Образова-тельные цели Развива-ющие цели Воспита-тельные цели ду уд п З Творче-ские способ-ности Интел- лект Л И Ч Н О С Т Ь деятель ность учителя учебная деятель ность обучающх ся У Н

Слайд 7

Проблемно-диалогическое обучение - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Слайд 8

Проблемно-диалогическое обучение

Слайд 9

Проблемно-диалогическое обучение

Слайд 10

Образовательные цели и этапы учебного процесса Образовательные цели Этапы учебного процесса понимание З воспроизведение = введение знаний = воспроизведение, проговаривание У упражнения, задачи Н многократное повторение действий

Слайд 11

Структура проблемного урока Цель Этапы урока Творческая деятельность учащихся З Н А Н И Е введение постановка проблемы – вопрос, тема урока поиск решения – открытие нового знания воспроизведение выражение решения – в доступной форме реализация продукта – предъявляется классу

Слайд 12

На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слайд 13

Классификация методов обучения Методы Проблемные Традиционные «классические» «сокращённые» постановки проблемы Сообщение проблемы учителем от проблемной ситуации Постановка проблемы учениками от проблемной ситуации Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводя щий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом Сообщение темы поиска решения Сообщение гипотез проверки учителем Выдвижение и проверка гипотез учениками Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подводя щий от проблемы диалог Подводя щий без проблемы диалог Сообщение знания

Слайд 14

Формы учебной проблемы Как тема урока Как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание

Слайд 15

Методы постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог Сообщение темы с мотивирующим приёмом

Слайд 16

Побуждающий от проблемной ситуации диалог № п/п Приёмы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 1 Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? О теориях и мнениях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (мнений)? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какая будет тема урока? 2 Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось? 3 Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку» Вы сначала как думали? А как на самом деле? Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью 4 Дать практическое задание, не выполнимое вообще Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? 5 Дать практическое задание, не сходное с предыдущими Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? 6 Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущими Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось? Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

Слайд 17

Подводящий к теме диалог Вопросы и задания: Репродуктивные (вспомнить, выполнить по образцу) Мыслительные ( на анализ, сравнение, обобщение) Последний обобщающий вопрос помогает сформулировать тему урока

Слайд 18

Подводящий к теме диалог Название этапа Содержание этапа Применяе- мые проблем- ные методы Формы взаимодей- ствия Примеча- ние Деятельность учителя Деятель ность детей Постановка учебной проблемы. - Посмотрите на два столбика слов, записанных на доске. - Что заметили общего? - В чём различие? - Значит, какая сегодня будет тема урока? Формулируют тему урока. На доске: коснуться коснулось касаться касается - В обоих столбиках глаголы. - В 1 столбике в корне слов пишется буква о, во втором – буква а. - Буквы о и а в корне -кос-, -кас-. (Тема). Подводя- щий к теме диалог Фронтальная Парная (за партой) Парная (за партой) Фронтальная Тема: «Буквы о и а в корне – кос- - - кас-» Открытие нового знания

Слайд 19

Поиск решения учебной проблемы. - От чего зависит выбор гласной в корне? Какие есть гипотезы? - Вы с этой гипотезой со_ гласны? Почему? Во всех ли глаголах есть суф. –ну-? Открывает запись на экране: коснитесь прикоснётся касаюсь соприкасаюсь – Какие еще есть гипотезы? – От суффикса: перед суф. –ну- пишется о, перед суф. –а- пишется а (1 - я ошибочная гипотеза.) Молчат. - В этих глаголах нет суф. -ну-. – Эта гипотеза неверна. - В глаголах с корнем - кас- везде есть суф. -а-. (Аргумент) Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Побужде- ние к проверке Побужде- ние подсказка к контраргу менту побужде- ние к гипотезам Парная (за партой) Фронтальная Парная (за партой) Парная (за партой)

Слайд 20

Воспроизведение нового. – К какому выводу пришли? – Сравним вывод с учебником. Формулируют правило. (Открытие нового знания.) – Все верно. Побужде- ние к проверке Фронтальная Парная (за партой)

Слайд 21

Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных» учитель ученики - Прочитайте слова на доске. - Чем все эти слова похожи? - А чем слова отличаются? - Над какой темой будем работать? Читают: душ, ночь, ложь, страж, дочь, муж, ключ. - Это существительные с шипящим на конце. - В одних на конце есть мягкий знак, а в других нет. - Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных. (тема )

Слайд 22

Сообщение темы с мотивирующим приёмом Учитель сам сообщает тему урока, но вызывает к ней интерес класса применением одного из двух мотивирующих приёмов: «Яркое пятно» «Актуальность»

Слайд 23

«Яркое пятно» Сообщение классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока (сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента и наглядности)

Слайд 24

«Актуальность» Состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого

Слайд 25

Методы поиска решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Подведение к знанию от проблемы Подведение к знанию без проблемы

Слайд 26

Побуждающий к гипотезам и проверке диалог Структура диалога Побуждение к выдвижению гипотез Побуждение к проверке гипотез устной практической Общее побуждение к любым гипотезам: Какие есть гипотезы? к аргументу / контраргументу: Согласны с этой гипотезой? Почему? к плану проверки: Как можно проверить эту гипотезу? Подсказка к решающей гипотезе к аргументу / контраргументу к плану проверки Сообщение решающей гипотезы аргумента / контраргумента плана проверки

Слайд 27

Порядок выдвижения гипотез на уроке Последовательный (выдвигается и проверяется одна ошибочная гипотеза, потом другая – и так вплоть до появления решающей гипотезы) Одновременный (все гипотезы выдвигаются сразу, и лишь затем начинается проверка)

Слайд 28

Подводящий к знанию диалог - это система (логическая цепочка) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания С постановкой учебной проблемы Без постановки учебной проблемы

Слайд 29

Следующий этап учебного процесса – Воспроизведение знаний Решение задач Выполнение упражнений

Слайд 30

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемно-диалогическая технология обучения на уроках немецкого языка

В настоящее время в учебных  заведениях все шире применяется проблемное обучение. Сущность данного метода заключается в том, что знания обучаемым не сообщаются в готовом виде, перед ними ставится...

Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.

В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...

Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

В современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, необходимо уметь самостоятельно работать с большим потоком информации, владеть навыками проектирования, принятия решений, менеджмента...

Использование проблемно-диалогической технологии обучения

Использование проблемно-диалогической технологии обучения на примере урока немецкого языка в 5 классе "Как выглядит город Габи в различное время года"...