урок по теме "Самостоятельные части речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Храпова Ирина Анатольевна

Урок по учебнику Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Самостоятельные и служебные части речи".

Цель урока: 1) познакомить учащихся с самостоятельными и служебными частями речи,      2) закрепить знания по морфологии, 3) выработать умение различать самостоятельные и служебные части речи.

Ход урока

I. Синтаксичесая пятиминутка.

Сделайте разбор предложения: 

Над ш…рокими п…лями
Обл…ка плывут.
В тихой роще (над)   р…кою
Сол…вьи поют.

Я к з…мле могучей, сильной
Сер…цем прикоснусь.
Ты живи моя Россия,
Дорогая Русь.

Выписать из предложения все слова с орфограммами.

II. Словарная диктовка:

  1. Грам..атическая основа
  2. чуде..ный
  3. благ..дарю
  4. разг..дать
  5. пожалу..ста
  6. объед..нять

III. Вспомним разделы языкознания (соединить линиями раздел и его определение):

1.Фонетика

А Словосочетание и предложение

2.Лексика

Б.Правила написания слов

3.Синтаксис

В. Части речи

4.Морфология

Г. Знаки препинания

5.Пунктуация

Д. Произношение и ударение

6.Орфография

Е. Звуки

7.Орфоэпия

Ж. Значение слова

IV. Работа по новой теме.

Давайте представим себе страну Языкознание. Из скольких областей она будет состоять? (Рисуем карту и раскрашиваем её).

Представьте себе, что в республике Морфология произошло недоразумение. После землетрясения все части речи перепутались и не могут разобраться, что им делать. Давайте поможем жителям этой республики. Для этого нам надо разложить всё по полочкам. А что обозначает фразеологизм "разложить по полочкам"?

Работа у доски : дети раскладывают части речи на две колонки - слова имеющие лексическое значение и не имеющие его. Делается вывод о том, какие части речи являются самостоятельными, а какие нет, для чего служат служебные части речи.

V. Физкультминутка.

На экране по очереди появляются слова разных частей речи, в зависимости от того самостоятельная или служебная это часть речи дети  поднимают руки или разводят их в стороны. Самым последним словом, появившимся на экране, будет слово "МЯУ". Это вводит детей в затруднение. Даётся объяснение понятия "звукоподражательные слова ".

VI. Буквенный диктант. Выписать только название частей речи, встретившихся в стихотворении.

Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес,
Если сказать это слово с душою,
Глубже морей оно, выше небес!
В нем умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья.
Город родимый, родная квартира,
Бабушка, школа, котенок... и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щечке родинка –
Это тоже Родина.

Проверка выполненной работы.

VII. Занимательная лингвистика.

Что общего между словами капитан и капуста? Кажется ничего. Если не считать их принадлежности к категории имён существительных, то между этими словами как будто нет ничего общего. Впрочем, подождите. Оба слова начинаются с одного буквосочетания кап. Но так ли это существенно? Разве мало слов, имеющих в своём составе одинаковые буквенные отрывки и тем не менее абсолютно никакого отношения друг к другу не имеющих? Сколько угодно. Примером могут служить те же омонимы.

Данные русской этимологии говорят, что совпадение "кусочка" кап в словах капуста и капитан не случайно и они состоят между собой в известном родстве, хоть и очень далёком.

Слово капуста произошло от латинского "капут" - "голова" = "кочан, головка капусты". А слово капитан = "голова, начальник".

Лопух и лопата.

Лопух и лопата. Трудно представить, что слова эти - родственники. Ну что общего у лопаты с лопухом? Смешно.

Постойте - постойте! Древний корень лоп обозначал плоскость, расширение, широкий лист. От него образовались и лопух (растение с широкими листьями), и лопата (орудие труда, по форме напоминающее лист). Кстати, лопасть (плоская широкая часть винта у парохода или самолёта) тоже внешне на лист похожа. Теперь становится понятным и словечко лопоухий: человек с большими, как лопы (листья), ушами.

VII. Готовимся к ЕГЭ.

На парте у каждого ребенка лежит листок с заданием.

Задание. Прочитайте предложения.

  1. 1. Со всего, что дор…го сер…цу ч…ловека.
  2. 2. Ведь если в сер…це нет любви ко всем этим людям, в…щам и …влениям – то откуда же там взяться любви к Родине.
  3. 3. Любовь к Родине нач…нается с детства с р…дного дома любимой улицы обожаемого города с с…мьи друзей природы  р…дных и близких людей.
  4. -     В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

- В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

  1. а) 1,2,3.   б) 3,2,1.   в)1,3,2

Вопросы:

1) Что вы знаете о тексте? Перепишите текст.

2) Назовите виды орфограмм и самостоятельно вставьте пропущенные буквы в тексте.

3) Назовите и объясните пунктограммы в предложении 3. Начертите к ним схемы.

VIII. Работа по упражнениям учебника (упр. 129)

IХ. Итог урока.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Чему научились?

IХ. Домашнее задание: Сочинение на тему  

"Край мой Рязанский» (выполнить на листах формата А4)

Подготовиться к словарному диктанту по упр.145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Междометие как часть речи

Цель  урока:  познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями...

Обобщающий урок по теме: "Части речи" 7 класс

Открытый урок проведён в рамках районного семинара завучей....

Тема урока: Наречие как часть речи. Использование наречий в речи

Познакомить учащихся с наречием как частью речи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема урока: «Имя существительное - часть речи .( Повторение изученного в V классе)»

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе                                  Тема урока: «Имя существи...

Технологическая карта урока по русскому языку в 7 классе. Тема урока «Предлог как часть речи».

Класс7Тема Предлог как часть речиБазовый учебникРусский язык 7 класс (М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. – 2014 г.)Тип урока  Урок изучения и первичного закрепления нового учебного матери...

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. Морфологический разбор самостоятельных и служебных частей речи" (10 класс)

Методическая разработка урока "Обобщающее повторение частей речи. морфологический разбор самостоятельных  служебных частей речи" (10 класс)...

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса. Тема урока «Союз как часть речи. Простые и составные союзы»

План-конспект урока по русскому языку для 7 класса.Тема урока: «Союз как часть речи. Простые и составные союзы».  Цель урока: дать общее понятие о союзе как служебной части речи; пока...


 

Комментарии

Федосова Галина Александровна

Интересный урок. Но как соотносится домашнее задание с темой и целью урока?