Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи (7 класс)"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Цель урока: определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления в речи;  развивать навыки образования деепричастий, устранения грамматических ошибок в употреблении деепричастных оборотов, морфемного и синтаксического разбора; способствовать воспитанию грамматической зоркости, интереса к   изучению русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon upotr_deeprich_-_kopiya.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

                               

                                1

Тема.  Употребление деепричастий в речи.

 Цель.  Определить роль деепричастий в речи, условия их правильного      

               употребления.

               Развивать навыки образования деепричастий, устранения                          

               грамматических ошибок в употреблении деепричастных

               оборотов, морфемного и синтаксического разбора.

               Способствовать воспитанию грамматической зоркости, интереса к    

               изучению русского языка.  

 Оборудование. Интерактивная доска, таблица « Употребление  

                           деепричастий в речи», раздаточный материал.  

Предварительные задания по группам.

I группа.           Выписать пословицы с деепричастиями.

II группа.          Выписать фразеологизмы с деепричастиями.

III группа. Выписать предложения с деепричастиями с устаревшими    суффиксами из поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова…»

IV группа.    Выписать предложения с деепричастиями - олицетворениями из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

 Предварительные индивидуальные задания.  

1. Отступление от литературной нормы употребления деепричастий в        русской классической литературе.

2.Особенности суффиксов деепричастий во фразеологическом обороте.                             Ход урока.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы постараемся определить роль деепричастий в речи, условия их правильного употребления.

II. Актуализация знаний учащихся.

- О какой части речи говорит В.В.Виноградов, какие ключевые слова в этом высказывании помогают нам это определить?

(« Это глагольно-наречная гибридная категория». Слайд №2)

Ответ. В.В.Виноградов говорит о деепричастии, которое имеет грамматические признаки глагола и наречия. Ключевые слова, помогающие определить это «глагольно-наречная категория».

 - От какой части речи образуются деепричастия?

Ответ. Деепричастия образуются от глагола.

-От данных глаголов образовать деепричастия. Определить, почему глаголы разделены на две группы. (Слайд №3)

1. Говорить, спешить, выслушать, повернуть.

2. Глохнуть, жечь, мять, атаковать.  

Ответ. В первой группе глаголы, от которых деепричастия образуются по общему правилу: от глаголов несовершенного вида говорить, спешить образуются деепричастия несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (говоря, спеша); от глаголов совершенного вида выслушать, повернуть образуются деепричастия совершенного вида с помощью суффиксов –в, -вши, -ши (выслушав, повернувшись).

Во второй группе глаголы, от которых образуются деепричастия с учётом особенностей образования: от глаголов несовершенного вида с основой инфинитива на –чь (жечь), с суффиксом –ну (глохнуть), с основой настоящего времени, состоящей из согласных (мять), деепричастия не образуются; от двувидового глагола атаковать образуются деепричастия несовершенного вида (атакуя) и совершенного (атаковав).

- Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд №4)

Образовать деепричастия, учитывая закономерности и особенности их образования.

                                                               Ответ.

1. Дрожать                                        дрожа

2. Видеть                                        видя

3. Гибнуть                                        ------

3. Стеречь                                        ------

4. Улыбнуться                                улыбнувшись

5. Использовать                                используя, использовав.

- Вывод о закономерностях и особенностях образования деепричастий.

III. Этап усвоения новых знаний.

- Творческое задание. (Слайд №5)

1. Прочитать текст, отредактировать его.

2.Определить тему, главную мысль, подобрать подходящие по смыслу деепричастия.

1.     Это   самое   чудесное   зрелище, виденное  когда-либо.  Глядя в глубь     расселины,   твоему    взору открываются гигантские столбы водяной пыли.  Над  ними только  густое  белое облако.  Возникает  и  нарастает рокочущий шум.

2.                            движется   мощный   и стремительный поток воды.

Дополнительные вопросы к заданию №1.

- Чем обусловлена необходимость редактирования текста?

Ответ.  Наличием грамматической ошибки в предложении:

Глядя в глубь расселины, твоему взору открываются гигантские столбы водяной пыли.

 

- В чём состоит грамматическая ошибка в предложении? Как её исправить? Выполнить синтаксический разбор исправленного предложения.

 Ответ.  Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым видишь, и добавочное действие, выраженное деепричастием глядя, обозначают действие разных предметов, а должны обозначать действие одного предмета.

                     д.о.

I Глядя в глубь расселины I , ты видишь гигантские столбы водяной пыли.

Самостоятельная работа по карточкам с взаимопроверкой.

Указать номер предложений без грамматической ошибки.

А. 1. Поднявшись в небо, планёр держится за счёт струи воздуха.

     2. Поднявшись в небо, для планёра нужен воздух.

     3. Поднявшись в небо, полёт планёра напоминает парение орла.

     4. Поднявшись в небо, планёр плавно летел над лесом.

Б. 1. Изучив работу прибора, студенты приступили к   практическим заданиям.

     2. Изучив работу прибора, он дольше не выйдет из строя.

     3. Изучив работу прибора, у меня появился интерес к работе.

     4. Изучив работу прибора, я смог правильно использовать его.

В. 1. Раскрыв газету, моё внимание привлёк фотоснимок.

     2.Раскрыв газету, я просмотрел только программу телепередач.

     3. Раскрыв газету, дедушка нашёл заметку о лётчиках.

     4. Раскрыв газету, мне понравился очерк о ветеранах.

Г. 1. Придумав новое занятие, я интересно проводил время.

     2. Придумав новое занятие, график работы изменился.

     3. Придумав новое занятие, ученики готовились к выступлению.

     4. Придумав новое занятие,  у нас появились новые друзья.

Д. 1. Окончив училище, я продолжал учёбу.

     2. Окончив училище, комиссия направила меня в командировку.

     3. Окончив училище, мой друг остался работать в городе.

     4. Окончив училище, директор вручил мне диплом.

Е. 1. Стоя на одном колене, гребец ловко орудовал веслами.

     2. Стоя на одном колене, весло полностью погружается в воду.

     3.Стоя на одном колене, от гребца требуется хорошая сноровка.

     4. Стоя на одном колене, я испытывал трудности в управлении    лодкой.

Ответ.  

А.         1, 4.

Б.         1, 4.

В.         2, 3.

Г.         1, 3.

Д.         1, 3.

Е.         1, 4.

Выступление с индивидуальным заданием.

В справочнике  Д.Э.Розенталя «Говорите и пишите по-русски правильно» отмечено, что встречающиеся у писателей-классиков отступления от литературной нормы представляют собой либо

галлицизмы (обороты, возникшие под воздействием французского языка, где такие конструкции допустимы), либо результат влияния народной речи. С точки зрения современной нормы следует рассматривать такие предложения как устарелые.

Вывод о необходимости устранения грамматических ошибок в употреблении деепричастий, входящих в деепричастные обороты; правильной  классификации отступлений от нормы в произведениях писателей-классиков.

Ответ к заданию №2. Тема текста – рассказ о водопаде.

                                   Главная мысль – водопад – чудесное зрелище.

Подобрать подходящие по смыслу деепричастия поможет вид Ниагарского водопада. (Слайд № 6)

Дополнительное задание. Сравнить составленное описание водопада с описанием водопада в стихотворении английского поэта Роберта Саути «Лодорский водопад».(Слайд №7) В чём необычность стихотворения? Какой троп использует автор? С какой целью?

Кипя.

Шипя,

Журча,

Ворча,

Струясь,

Крутясь,

Сливаясь,

Вздымаясь,

Вздуваясь,

Мелькая, шурша,

Резвясь и спеша.

Скользя, обнимаясь,

Делясь и встречаясь,

Ласкаясь, бунтуя, летя.

Играя, дробясь, шелестя.

Блистая, взлетая, шатаясь.

Сплетаясь, звеня,  клокоча,

Морщинясь, волнуясь, катаясь,

Бросаясь, меняясь, ликуя, гремя,

Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,

Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,

Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре –

Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ответ.    Необычность стихотворения  в том, что оно состоит преимущественно из деепричастий (их 45), используется олицетворение с целью создания картины, образа «живого» водопада. Форма стихотворения напоминает нарастающий поток воды.

- Употребление деепричастий – олицетворений в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри».

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь.

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег…

- Употребление деепричастий в пословицах. (Слайд №8)

Расставить знаки препинания, объяснить образование деепричастий.

Не узнав горя не узнаешь радости.

Не учась и лаптя не сплетёшь.

Идя в науку будешь терпеть муку.

Не учи борючись, а учи побораючи.

Ответ. 

Не узнав горя, не узнаешь радости.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

Идя в науку, будешь терпеть муку.

Не учи борючись, а учи побораючи.

Обособляются всегда деепричастные обороты, а одиночные деепричастия -  в начале и середине предложения. Деепричастия образованы с помощью суффиксов -а, -я, -в, -ючи.

Дополнительное задание. В чём особенность суффикса –ючи? Почему используется в пословицах?

Ответ.

Суффиксы -учи, -ючи устаревшие, используются в пословицах, так как они создавались веками.

- Использование устаревших суффиксов в художественных произведениях.

В чём особенность деепричастий в данном тексте? Какой колорит они придают тексту? (слайд №9)

По тесовым кровелькам играючи,

Тучки серые разгоняючи,

Заря алая подымается.

Ответ.

В художественных произведениях деепричастия с устаревшими суффиксами используются, чтобы придать тексту  народно-поэтический колорит.

Использование деепричастий во фразеологических оборотах.(Слайд №10)

Что такое фразеологизм?

В чём особенность выделенных деепричастий?

Сложа руки                      не покладая рук

скрепя сердце                  засучив рукава

спустя рукава                   затаив дыхание

сломя голову                    высунув язык

положа руку на сердце

Ответ.

Фразеологизм – устойчивое сочетание слов. Особенность выделенных деепричастий в том, что это деепричастия совершенного вида, а образованы с помощью суффиксов –а, -я, которые используются при образовании деепричастий несовершенного вида.

Выступление с индивидуальным заданием.

Деепричастия совершенного вида с суффиксами -а, -я – старая форма кратких действительных  причастий, употребляемых вместо современной формы деепричастия совершенного вида с суффиксом -в. (Е.А.Быстрова, А.П.Окунева. Учебный фразеологический словарь русского языка).  

Дополнительное задание.

Можно ли заменить  данные деепричастия деепричастиями совершенного вида с суффиксом -в? Почему?

Ответ.

Замена невозможна, так как это устойчивые сочетания слов.

Обобщение и систематизация знаний. (Слайд №11)

Закончите утверждение:

Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо

уметь…

избегать…

учитывать…

Ответ.

Чтобы правильно употреблять деепричастия в речи, надо

                                                 уметь правильно их образовать;

избегать грамматических ошибок в употреблении деепричастных оборотов;

учитывать особенности текста, в котором они употребляются (пословицы, фразеологизмы,  художественное произведение русской классической литературы или современное).

Домашнее задание.

По группам ответить на вопросы.

1. Что было известно по данной теме?

2. Что новое узнали?

3. Выделить главное, сделав вывод об употреблении деепричастий в речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Употребление деепричастий в речи"7класс

.На данном уроке рассмотриваются выразительные возможности деепричастийУчащиеся узнают морфологические и синтаксические признаки деепричастий, правило постановки знаков препинания при ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Части речи" 2 класс

Презентация к уроку по русскому языку во 2 классе по теме "Части речи" помогает учителю в объяснение учебного материала....

Конспект урока по русскому языку "Употребление деепричастий в речи"

Тема урока: «Употребление деепричастий в речи»  Вид урока:  беседа, практическая работаЦели урока: Показать широкие возможности употребления деепричастий в речи;Совершенствовать умение анали...

Урок русского языка "Употребление местоимений в речи"

Урок предназначен для проведения в 7 классе обучающихся с ТНР (по программе М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской)...

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" 7 класс

Презентация к уроку русского языка "Употребление деепричастий в речи" помогает ответить на вопросы об изобразительных возможностях этой части речи в языке....

Урок русского языка «Употребление числительных в речи»

Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений/ М.М. Разумовская и П.А. Лекант...