Понятие о предлоге.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Бондарева Наталья Петровна

 

Урок изучения нового коллективным методом.

Закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predlog.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предлог.

7 класс.

          Цели.

1. Обеспечить знания, умения, навыки учащихся на основе программного материала учебника В.В. Бабайцевой и Л.Д. Чесноковой.

2. Способствовать развитию творческой деятельности учащихся, речи, развитию интереса к предмету.

3. Продолжать воспитание творческой личности, основываясь на взаимоуважении учащихся.

                        Планирование темы.

Тема

Кол-во часов

Формы и методы

Используемая литература

1-2

Понятие о предлоге

2

Урок изучения нового коллективным методом.

Закрепительные занятия, тренировочно-контрольные работы.

В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Русский язык.Теория. М.:Дрофа, 2011.

Русский язык. Практика. М.:Дрофа, 2011.

3-5

Правописание предлогов

1




1





1

Урок-игра «По морям и океанам». Организация работы по группам.

Урок-игра «В горах». Коллективное, индивидуальное, дифференцированное групповое обучение.

Урок-игра «В пустынях». Комплекс коллективной, групповой, индивидуальной работы. Опережающее обучение.

  1. Мир географии.

Санкт-Петербург.: «МиМ-Экспресс», 1995.

  1. А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. Природоведение. Дрофа, 2011.

6

Предлог как часть речи

1

Урок-зачет. Анализ и синтез. Сочетание группового и индивидуального обучения.

Понятие о предлоге.

    Цели.

1. Обеспечить повторение знаний о предлоге, приобретенных на предыдущих этапах обучения; обеспечить усвоение понятия о предлоге как служебной части речи; совершенствовать навыки опознавания предлогов, дать понятие о производных и непроизводных предлогах.

2. Способствовать развитию логического мышления, творческой деятельности учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному языку, подчеркивая разнообразие его проявлений.

Ход урока.

  1. Повторение.
  1. Учащимся предлагается текст.

Знания о дв…жении з…мной коры пом…гают понять многие

                    пр…родные явления.Одно из самых грозных явлений –  

                    з…млетр…сение.

                         В течение минуты оно превр…щает в груды развалин города.

                    В прибрежных районах з…млетр…сения сопровождают

                    г…гантские волны. Одной из первых в 1991 году была волна,

                   которая достигла 35 метров в высоту.

                        Учащиеся вставляют безударные гласные в корни слов,

                    объясняют их.

  1. Объяснение нового материала.
  1. Найдите в тексте предлоги, выделите их.
  2. Выпишите словосочетания, в состав которых входят предлоги. Определите, зависимость каких частей речи от других слов выражают предлоги.

    Знания о движении,

    одно из явлений,

    превращает в течение минуты,

    сопровождают в районах,

    одной из первых,

    была в году,

    достигла в высоту.

  1. Добавьте к выписанным словосочетаниям свои примеры, где зависимым словом будет местоимение.

     Подошел к ней,

     многие из них.

        Вывод учащихся: предлоги – это служебная часть речи, выражающая зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи в словосочетании и предложении.

  1. Исследуйте текст. Определите, какие смысловые значения

          выражают предлоги вместе с окончаниями служебных частей речи.    

          (Работа выполняется в группах по 4 человека).

                   Многие из них

                   Одной из первых

                   Сопровождают в районах

                   Была в году.

           Если учащиеся затрудняются, обращаемся к толковому словарю для        

          определения значения предлога.

  1. Подумайте, могут ли предлоги являться членами предложения?

           Предлоги не являются членами предложения, но входят в состав                

           членов предложения.

                       Перед костром сидело несколько человек.

  1. Исследуйте, по каким признакам мы можем сгруппировать

           предлоги из текста (работа выполняется в группах).

                       о                        в течение

                       из

                       в

                      а) по составу. Предлоги  первой группы состоят из одного слова,

           предлог второй – из двух;

                      б) по происхождению. Предлог второй группы произошел от

           существительного течение.

                      Таким образом, предлоги делятся на производные

           (произошедшие из других частей речи) и непроизводные.

  1. Сделайте морфемный разбор слова производные. Объясните

            его лексическое значение.

                         П р о и з в о д н ы е

  1. Прочитайте параграф 146, составьте его план. Расскажите по

            плану о делении предлогов на разряды по значению.

  1. Закрепление.
  1. Являются ли слова «класть полка» словосочетанием? Есть ли

               них какой-нибудь смысл?

                         Не изменяя первого слова, постройте подчинительные  

               словосочетания, передающие значение движения в разных  

               направлениях.

                          Класть на полку,

                          класть под полку,

                          класть в полку,

                          класть вокруг полки,

                          класть вдоль полки,

                          класть мимо полки.

  1. Запишите текст, раскройте скобки, вставьте буквы, отметьте

               орфограммы.

                         (Не)пр…зирай выс…к…мерно истин, что пр…п…сными

               горд…цы з..вут,ведь если ты пр…вдив и бе…корыст…н –

               (не)об…шлось бе… проп…сей и тут.

                         Докажите, что в слове бескорыстен бес-  - приставка, а в

                словах без прописей без  - предлог.

                         Какое значение выражает предлог без и к какому разряду

                относится?

  1. Сделайте самостоятельно морфологический разбор предлога.
  2. Поставьте существительные в нужные падежи, употребив

                предлоги из или с. Объясните правописание окончаний

                существительных.

                          Возвратиться (Москва),

                          спуститься (крыша),

                          прийти (школа),

                          слезать (дерево),

                          выбежал (дом),

                          идет (деревня),

                          многие (они).

  1. Работа с учебником. Упражнение № 317.  Составьте

                подчинительные словосочетания. Укажите падежи зависимых слов.  

                Какие это предлоги по происхождению?

  1. Вывод. После проверки упражнения делаем вывод.

(Формулируем вопросы, исходя из цели урока).

     

  1. Задание на дом.

     Параграф № 146, упражнение № 315. Составить словосочетания, употребив в них данные имена существительные с предлогами на, у, к.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Производные и непроизводные, простые и составные предлоги. Правописание предлогов.

Данная презентация предназначена для закрепления знаний по теме "Предлог". Ею можно воспользоваться в 8 - 11 классах  при повторении и подготовке к экзаменам. Предлоги: производные, непроизводные...

Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»

В данный конспект открытого урока по русскому языку  включены  упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....

Самостоятельные и служебные части речи (обобщение). Предлог как служебная часть речи. Понятие о производных и непроизводных предлогах.

Цели:обобщить знания учащихся о само­стоятельных частях речи; дать понятие о предлоге как служебной части речи и отличии самостоятельных частей речи от служебных;ознакомить с производ­ными и н...

Понятие предлогов

При изучении темы по русскому языку можно использовать в качестве наглядности эти картинки...

Презентация к уроку на повторение тем: “Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия”

ldquo;Понятие”,“Деление и обобщение понятий”, “Отношения между понятиями”, “Совместимые и несовместимые понятия&rdquo...