Обучающее сжатое изложение.
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Маслова Светлана Борисовна

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. 2 часа. Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение». Цель: формирование коммуникативно-речевых умений школьника. Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izlozhenie.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык

Класс: 6 «Б»

Учитель: Маслова С.Б.

Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение».

        

Количество часов: 2

Цель урока: формирование коммуникативно-речевых умений школьника.

Задачи урока: отработка умений

  1. уяснять содержание и смысл исходного текста;
  2. выделять главное и второстепенное, доказательства и выводы;
  3. устанавливать смысл между смысловыми отрезками текста;
  4. предсказывать ход событий, аргументируя свою точку зрения.

Педагогическая технология: РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)

Стратегия: Направление чтение (способ работы с текстом, основанный на прогнозировании, системе вопросов, предполагающих ориентацию в содержании и идеях текста)

Шаги стратегии:

  1. Подготовительная работа учителя: текст делится на части, к каждой из них придумываются вопросы.
  2. На стадии осмысливания содержания текст читается по частям, учитель следит за темпом чтения.
  3. После прочтения каждой части учитель задает вопросы, направленные на восприятие, понимание текста, анализ, синтез, оценку событий, характер ситуаций. Обязателен вопрос на прогнозирование того, что произойдет дальше. Это повышает интерес к чтению. При чтении происходит встреча с новой информацией.
  4. На стадии размышления идет обобщение.

Формы работы: фронтальная, групповая (по 2 человека)

Текст: Рассказ Салтыковой З. «Руслан» [Текст] / П.Ф. Ивченковой Обучающие изложения 5-9 классах. — М.: Просвещение, 2003.

Ход урока

  1. Стадия вызова

Фронтальная беседа:

- Посмотрим на доску. Перед вами два слова: «Листатель» и «Читатель». Чем они похожи?

- На что указывает суффикс – ТЕЛЬ?

- Чем же занимается читатель, а чем листатель? Кто хочет подойти к доске и помочь нам разобраться в этом? Задание: выбрать портрет и карточки с действиями, который совершает каждый.

- Похожи ли слова «листатель» и «читатель» по лексическому значению?

- Кого же, на ваш взгляд, можно назвать читателем?

- А кого листателем?

        Учащиеся у доски комментируют свой выбор (читатель извлекает для себя урок, пытается понять мысли автора, погружается в мир переживаний героев, встает на место героев; листатель рассматривает иллюстрации и только убивает время, вопросы не задает, ответ на них не ищет, не думает над прочитанным).

- Кто из вас хотел бы на сегодняшнем уроке быть листателем? А читателем? Все? Я очень рада! Читать мы будем рассказ З. Салтыковой «Руслан». Он произвел на меня сильное впечатление. Я очень хочу прочитать его еще раз. Но уже вместе с вами. Надеюсь, рассказ вам понравится и о многом заставит задуматься.

        Как настоящие читатели постараемся встать на место героев, понять мысли автора, извлечь для себя урок (обращаем внимание на доску, где прикреплены карточки с действиями читателя). Сегодня мы будем не только читателями, но и соавторами, так как,  читая с остановками, станем предугадывать события.

- Готовы читать? Тогда начнем! Рассказ З.Салтыковой называется «Руслан». Можем ли мы по названию предположить, кто будет его главным героем и о чем пойдет речь? (СТАДИЯ ВЫЗОВА).

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.

  1. Руслан – это имя мальчика, какая-то история произошла с ним, может быть, он совершил подвиг, об этом и пойдет речь в тексте.
  2. А, может быть, текст написал человек, который хорошо знает или изучает Пушкина. Может быть, Руслан – это пушкинский герой из его поэмы «Руслан и Людмила»?
  3. В нашей авиации есть самолет «Руслан», по-моему, транспортный, грузоподъемный. Может, речь пойдет о создании этого самолета и /или/ его использовании.

  1. Стадия осмысления (на этой стадии текст читается с остановками. Учащиеся воспринимают его на слух и, отвечая на вопросы учителя, уясняют содержание и смысл текста, выделяя и запоминая главное, предсказывая события).

Чтение текста до первой остановки.

Учитель: Так кто же такой Руслан? Что мы узнали о нем?

Учащиеся:

  1. Это сенбернар, подарок капитана Сибирина своей жене Людмиле Васильевне.
  2. Умный пес: ходил на рынок за углем, носил записки к знакомым, да и разговаривать с ним можно было как с человеком.
  3. Руслан – преданный друг. Он не разлучен с бабушкой Люсей. Питается в голодном 1921 году почти одной водой, но никуда не убегает, рядом с хозяйкой.

Учитель: Да, Руслан всегда был рядом с Людмилой Васильевной и вдруг исчез. Что с ним могло случиться, ведь он «не из тех псов, которые могут забежать в чужую подворотню или просто шататься по улицам»?

Учащиеся:

  1. Руслан мог где-нибудь умереть от голода.
  2. А, может быть, он пытался что-нибудь съедобное украсть, а его избили, и теперь он лежит где-нибудь больной и несчастный.
  3. Рыщет по городу в поисках пропитания.
  4. Голодающие люди могли его поймать и съесть.

Текст с 1 до 3 остановки будет предложен учащимся для выборочного, сжатого изложения, поэтому задаются вопросы на воспроизведение и уточнение (в ответах – пересказ текста).

Чтение текста до второй остановки.

Учитель: Руслан оказался в порту. Зачем наблюдал он?

Учащиеся: Пес следит за работой моряков, которые сортируют мешки, связывая их, а грузчики носят вязанки мешков в трюм баржи.

Учитель: Зачем, по вашему мнению, Руслан хватает вязанку? Что он будет с ней делать?

Учащиеся:

  1. Он подумает, что в мешках что-нибудь съедобное и утащит их, а потом разорвет.
  2. Если в мешках продукты, он отнесет их хозяйке. Руслан – умный и преданный пес.
  3. Утащит к себе домой, отдаст Людмиле Васильевне. А она обменяет мешки на хлеб на базаре.

Чтение до третьей остановки.

Учитель: И снова наши предположения не оправдались. Для чего же понадобилась вязанка мешков Руслану?

Учащиеся:

  1. Руслан стал работать вместе с моряками: носит мешки в трюм.
  2. Носил он неторопливо, поднимался по трапу и только у трюма размыкал пасть. Ни на кого не обращал внимания.

Учитель: Как к этому относились моряки?

Учащиеся:

  1. Были удивлены. Даже бросили работать, чтобы посмотреть, что будет дальше, когда собака понесла первую вязанку.
  2. Те моряки, что были в трюме, вылезли посмотреть на диковинное явление.

Учитель: Думаю,  вы согласитесь с тем, что Руслан честно заработал ужин, Что будет делать он, получив порцию борща с двумя сахарными косточками?

Учащиеся:

  1. С жадностью набросится на еду, потому что питался одной водой и был очень голоден.
  2. За одну минуту съест все, ведь он работал и проголодался еще больше.
  3. А может, отнесет борщ хозяйке. Это ведь умный пес и понимает все, как человек.

Чтение до четвертой остановки.

Учитель: Одно из предположений подтвердилось: Руслан понес борщ Людмиле Васильевне. Как это его характеризует?

Учащиеся:

  1. Этот поступок еще раз подтверждает ум и преданность Руслана. Он был голоден, может быть, больше, чем его хозяйка (она маленькая, сухонькая старушка, а он огромный молодой пес, да к тому же уставший). Но он не съел ужин.
  2. Ум Руслана проявляется еще и в том, что он не выскакивает из комнаты, а стоит, съежившись, поджав хвост, и чувствует себя виноватым. Только очень умная собака будет так себя вести.

Учитель: Как же Людмила Васильевна поймет, что борщ не украден?

Учащиеся: Ей об этом расскажут моряки, которые пошли за Русланом, им ведь захочется узнать, кому пес понес еду.

Учитель: Чем же закончится рассказ об этой удивительной собаке?

Учащиеся:

  1. Руслан спасет свою хозяйку. Моряки узнают, что она вдова погибшего капитана корабля и будут выделять ей паек. А Людмила Васильевна будет делиться им с Русланом.
  2. Руслан будет работать грузчиком, зарабатывать еду себе и хозяйке. А моряки примут его в свою команду, потому что он очень сильный и умный пес.

Чтение текста до конца.

  1. Стадия рефлексии (на данной стадии проводится работа над текстом с использованием традиционных приемов).

  1. Фронтальная беседа по вопросам на уяснение содержания всего текста.

Учитель: К какому стилю и типу речи, жанру относится данный текст?

Учащиеся: Стиль художественный, тип речи повествование, жанр рассказ.

Учитель: Понравился ли вам этот рассказ? Что нового узнали для себя?

Учащиеся:

  1. Рассказ очень понравился своей необычностью. Собака-грузчик – это здорово!
  2. Собаки – самые преданные домашние животные, поэтому не вижу ничего удивительного в том, что Руслан так предан своей хозяйке. А новым для меня было то, что он работал грузчиком. Есть собаки спасатели, проводники, а вот собаки-грузчики – это для меня ново.

Учитель: В чем особенность содержания, построения рассказа?

Учащиеся:

  1. Рассказ очень заинтересовывает. Так построен, что хочется узнать, что же будет дальше.
  2. Автор дает ответы на все вопросы, которые возникают при слушании текста.
  3. А мне понравилось предполагать, что будет дальше. Из наших предположений можно сочинить другой рассказ.

  1. Вторичное чтение текста и самостоятельное составление плана рассказа. Чтение нескольких вариантов. Редактирование.
  2. Работа над изложением:

  1. Чтение 1-ой и 2-ой частей, выбор учащимися основного материала, устное сжатое изложение;
  2. 3 часть (для подробного изложения). Пересказ «по-самарски»:

- Чтение учителем (при чтении заостряется внимание на фактической стороне и эмоционально-изобразительных средствах);

- Запись ключевых слов (во время чтения) на доске сильным учеником и в тетрадях всеми учащимися.

суровая задумчивость

тара

трюм

сортировщик

вязанка мешков

«собачья морда»

диковинное явление

краснофлотская кухня

личный котелок

сахарные косточки

изумление

 Ключевые слова:

- Подробный пересказ 3 части по опорным словам сильным учащимся;

- пересказ в парах;

- пересказ слабым учащимся;

- работа над подробным изложением 3 части в черновиках.

  1. Чтение 4-ой и 5-ой частей. Самостоятельная работа учащихся над сжатым изложением.

Домашнее задание:

-  придумать свое название рассказа, передав в нем основную мысль;

- элемент сочинения написать в виде синквейна, выразив отношение к главному герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»

Рассказ М.Пришвина "Кладовая несгораемых слов" мне нравится и самой. Как показала практика, работа с этим текстом очень интересна. Главное, что детям есть, над чем поразмышлять......

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Обучающее сжатое изложение"

Технологическая карта содержит пееречень этапов урока, деятельность учителя и ученика, планируемые результаты  (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) деятельности обучающихся...

Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»

Обучающее сжатое изложениепо рассказу М.Пришвина«Кладовая несгораемых слов»Цель:·        Обучить  написанию сжатого изложения·...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...

"Обучающее сжатое изложение" 8 класс

Технологическая карта урока...


 

Комментарии

Белоусова Елена Ильинична

Как Вы думаете: коммуникативно-речевые умения, которые Вы, Светлана Борисовна, формируете на этом уроке, - это то же самое, что и коммуникативные УУД?

Маслова Светлана Борисовна

Всё новое - это хорошо забытое старое. Думаю, умения, о которых Вы пишите, и универсальные учебные действия - одно и то же.