"Обучающее сжатое изложение" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ф.И.О.: Шолохова Ольга Владимировна

Предмет: русский язык

Класс: 8

Умк:  Русский язык.8 класс.: учеб. для общеобразовател.организаций/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская.-М.: Просвещение, 2018.

Раздел, тема урока: "Обучающее сжатое изложение" в 8 классе

Цель урока: сформировать у учащихся умение воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде, сокращать текст разными способами, способствующее развитию мыслительных умений учащихся (анализ, обобщение, умение выделять главное и второстепенное) и читательской культуры.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

- уметь воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)

- уметь применять основные приемы сжатия при создании текста;

- выявлять проблемные зоны в изученной теме и проектировать способы их восполнения

Метапредметные результаты:

Познавательные:

- объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы над сжатым изложением;

- овладевать разными видами чтения (поисковым, просмотровым, изучающим);

- уметь извлекать информацию из текста;

Регулятивные:

- уметь определять цель своего обучения;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- осознавать себя как движущую силу своего научения, проектируя направление преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности формы сотрудничества

Коммуникативные:

- определять цели и функции участников группы, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- использовать адекватные языковые средства для эффективного результата совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль и самооценку на основе наблюдения

Личностные результаты:

- формировать интерес к закреплению нового;

- формировать устойчивую мотивацию к самостоятельному и коллективному исследованию текста;

- формировать навыки аналитической и диагностической деятельности;

- увеличивать объем словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

Формы работы учащихся: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная

Оборудование: тексты для изложения, компьютер, проектор, презентация «Приемы сжатия текста»

Приемы работы: вступительная беседа, чтение текста, анализ содержания исходного текста, беседа по содержанию текста, составление плана, подбор рабочего материала

Ход урока

Этап урока

Содержание индивидуальной работы с учащимися, выбор и корректировка заданий УМК по русскому языку

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Вводный

Актуализация прежних знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика

Постановка цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: обсудить затруднения (почему возникли затруднения? чему еще надо научиться?)

1. Проводит теоретическую разминку.

На прошлом уроке познакомились с приемами сжатия текста, алгоритмом работы по сжатию текста.

? Что значит сжато пересказать

текст? (изложить его кратко,

сжато, самое главное)

Слово сжато от глагола сжать

(= сократить, уменьшить в объеме).

Каким образом можно сжать текст?

(за счет того, что исключим из

текста детали (подробности),

или обобщим отдельные факты,

действия, или упростим

предложения, фрагменты)

1.Создает проблемную ситуацию:

что показалось самым трудным в ходе выполнения работы? (передать содержание текста сжато, при этом разными способами, легче подробно рассказать о красоте осеннего леса)

2.Побуждает учащихся к учебной деятельности (формулировке темы, цели и задач урока) и обобщает высказанные их предположения: а зачем нужно умение сжимать текст? а как, по-вашему, можно научиться сжимать текст?

Какова тема урока?

Попытайтесь сформулировать цель

и задачи нашего урока.        1.

 

1.Отвечают на вопросы учителя.

Предлагают способы решения проблемы.

2.Совместно с учителем определяют тему, цель, задачи урока (в самых разных жизненных ситуациях может потребоваться умение излагать свои мысли кратко, выбирая главное: например, на занятиях по всем предметам нужно уметь кратко передавать содержание статьи учебника, да и экзамен по русскому языку в следующем году потребует умения пересказывать текст сжато;

тема урока;

цель и задачи урока (учиться кратко пересказывать текст, применяя различные приемы сжатия (а значит, начать подготовку к участию в ГИА);

применять разные приемы сжатия; анализировать текст, обобщать, выделять главное и второстепенное)

3.Записывают цель в листы самооценки.

Основной

Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые), в измененной ситуации(конструктивные)

Цель: проговорить полученное знание (в виде алгоритма), создать микротекст (фронтальная работа У↔у) по образцу

1. Знакомит с текстом (чтение).

(Приложение 1)

Текст, с которым будем работать, очерк В. Пескова – известного публициста, автора очерков и миниатюр о проблемах экологии.

2.Проводит беседу по содержанию исходного текста.

? Какова тема текста?

Определите основную мысль

текста.

3.Корректирует ответы учащихся.

4. Организует дифференцированную работу с учащимися высокого уровня обучаемости (О) – творческую работу.

(Приложение 2)

5.Осуществляет подготовку учащихся к составлению плана текста.

Какие микротемы вы выделили в

этом очерке?

Почему две микротемы объединены в один абзац? Что хотел подчеркнуть автор? (дело не в том, что сердце автора зачерствело, нет; он просто с горечью ощущает обыденность этого факта)

! Оставьте 2-3 строчки.

6. Корректирует ответы учащихся, помогая в решении учебной задачи.

! Оставьте 2 строчки.

7. Показывает алгоритм работы создания сжатого текста. Работа с текстом (1 микротема).

!? Назовите приемы сжатия текста

(исключение, обобщение, упрощение)

Что такое исключение? Способы

исключения?

(показ презентации).

1. Анализируют текст (совместно с учителем): определяют тему текста (взаимоотношения человека и природы) и основную мысль (конфликт человека с дикой природой растет у нас на глазах (примеры видны всюду), автор призывает о них задуматься).

2. О – Выполняют творческую работу: используя памятку «Как работать над сжатым изложением», самостоятельно пишут изложение, применяя различные приемы сжатия текста.

3.Выделяют части текста, определяют микротемы

1Молчание в лесу – это не мертвое безмолвие, это тишина покоя, гармонии;

2Войдя в лесной терем, автор старается не нарушить неосторожным движением царящего здесь покоя: спрятавшись, любуется спорой работой дятла. Вдруг выстрел – и рассказчик испытал мучительную боль от невозможности спасти храм природы от нашествия варваров.)

3Кто же убил? Кто этот злодей? И главное – зачем?

4)… )

4.Составляют план.

1Осенью лес молчит.

2Я любовался работой единственного в безмолвном лесу музыканта. Грянул выстрел…

3Из синего дыма вышел лет семнадцати парень.

4. …

5. Отвечают на вопросы.

6. Осуществляют совместно с учителем поэтапно действия по сжатию 1 части текста (1 микротема), используя прием исключения предложений, содержащих второстепенные факты:

- выделяем главное и детали;

- детали убираем;

- объединяем существенное;

- находим ключевые слова;

(лес молчит; такая тишина; ни звука; особую радость; рабочая музыка дятла)

- пишем текст;

- проверяем

Заключительный

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Цель: включение полученного знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

1.Организует работу в группах.

Работа с текстом (2 микротема)

с последующей самопроверкой.

?! Что такое обобщение?

Назовите способы обобщения

(показ презентации).

  • Вычлените единичные факты во 2
  • микротеме.
  • Найдите ключевые слова.

2.Осуществляет коррекционную деятельность.

Работа с текстом (3 микротема).

!? Назовите способы упрощения

(показ презентации).

  • Определите главное и
  • второстепенное.
  • Найдите ключевые слова.

1.Отвечают на вопросы.

2.Читают текст, вычленяют единичные факты (- на сосне виднелся узор его «долота»; длинным языком доставал личинок; - дробью сорвало кору, вместе с ней упала на траву птица)

3.Определяют ключевые слова.

(единственного в безмолвном лесу музыканта; работал без устали; спрятался, любуясь работой; к сожалению, нередкая; грянул выстрел; упала птица)

4.Выполняют задания, предложенные учителем (работа в группах с учеником-

консультантом):

1 группа – задание: обобщите информацию заменой двух смежных предложений сложным предложением; сжато передайте текст.

2 группа – задание: передайте сжато содержание, обобщив фрагменты текста.

5.Проверяют получившийся текст (показ презентации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающее сжатое изложение по рассказу М.Пришвина «Кладовая несгораемых слов»

Рассказ М.Пришвина "Кладовая несгораемых слов" мне нравится и самой. Как показала практика, работа с этим текстом очень интересна. Главное, что детям есть, над чем поразмышлять......

Обучающее сжатое изложение.

Урок развития речи по русскому языку в 6 классе. 2 часа. Тема урока: «Сжатое (по объему исходного текста) и выборочное (по содержанию) с дополнительным заданием обучающее изложение». Цель:...

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме "Обучающее сжатое изложение"

Технологическая карта содержит пееречень этапов урока, деятельность учителя и ученика, планируемые результаты  (личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) деятельности обучающихся...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

В данной методической разработке представлен урок развития речи " Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя".Цели:  развитие умений определять реч...

Урок развития речи. 7 класс. Подготовка к обучающему сжатому изложению текста с речевой характеристикой героя.Упражнение 252.

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОСс использованием современных образовательных технологий(технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие...