Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шарапова Алёна Алексеевна

конспект урока по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24 р.п. Юрты

Урок русского языка в 5 классе

«Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я»

учитель Шарапова Алена Алексеевна

2013 г.

Тема урока: Двойная роль букв е, ё, ю, я.

Цели:

Образовательные.

  1. Научиться различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких - два.
  2. Вспомнить правило правописания ЧК, ЧН, НЧ, РК, НЩ, РЩ.
  3. Повторить знаки препинания в предложениях с однородными членами

Развивающая.

  1. Развивать умение применять теоретические знания по теме "Фонетика" в практике письменной речи.

Воспитательная.

  1. Воспитывать внимательное отношение к языковым явлениям.

Тип урока: урок изучения нового материала.

План урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение изученного.
  3. Формулировка цели урока.
  4. Изучение нового материала.
  5. Физкультурная минутка.
  6. Закрепление изученного материала.
  7. Итог урока.
  8. Домашнее задание.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Повторение изученного.

1) Орфографическая диктовка.

Ельник, огуречный, каменщик, мощность, жетончик, песочный, мечтатель, фонарщик, тюльпан, лесенка, праздничный, тряпочка,

2) Устный опрос.

- Как обозначается мягкость согласных?

- Пишется ли мягкий знак в сочетаниях ч, щ с другими согласными?

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает "Фонетика"?

- Сколько букв в русском алфавите?

- На какие группы они делятся?

- Сколько гласных букв в русском языке? Какая позиция для них является сильной?

- Перечислите гласные звуки русского языка.

- Назовите буквы, которые не имеют звука.

III. Формулировка цели урока.

- Ребята, запишите тему урока. Давайте сформулируем цель нашего урока. Чем мы сегодня будем заниматься?

(мы рассмотрим случаи, в которых буквы Ё, Е, Ю, Я дают два звука.)

- Верно, ребята! Сегодня мы научимся различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два и вспомним знаки препинания в предложениях с однородными членами

IV. Изучение нового материала.

На доске записаны буквы Я,Ё,Ю,Е.

- Ребята, что общего между этими буквами?

(это гласные, которые обозначают два звука).

Один учащийся выходит к доске и записывает слова под диктовку: ёж, люк, ряд, сошьём, воют, яблоко, юла, единый, пятно, место.  Затем он должен определить, какие звуки дают буквы Ё, Е, Ю, Я и подписать их сверху в квадратных скобках.

- Ребята, посмотрите на эти слова. Как вы думаете, от чего зависит количество звуков, обозначаемых буквами Ё, Е, Ю, Я?

(Учащиеся вместе с учителем делают вывод).

- Хорошо! А теперь давайте откроем п. 61 стр. 126. Прочитайте правило. Сопоставьте свои выводы с учебником.

- Откройте тетради для опорных конспектов. Запишем схемы.

Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают:

[Й’Э]    [Й’О]    [Й’У]   [Й’А]

              в начале слова        после гласной

                                                    после разделительных Ъ и Ь

                                                [Э]    [О]   [У]   [А]

после согласной

V. Физминутка.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Упражнение 305 устно (определить количество звуков и букв в словах, выполнить морфемный разбор слов: возьмем, честный)

2) Работа  по карточке. Осложненное списывание

Задание: Списать текст, расставить пропущенные знаки препинания.

В декабре, в декабре
Все деревья в серебре.
Нашу речку, словно в сказке,
За ночь вымостил мороз
Обновил коньки салазки
Елку из лесу привез.
Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала
Задышала ожила.
Чуть дрожат ее иголки,
На ветвях огни зажглись.
Как по лесенке, по елке
Огоньки взбегают ввысь.
(Учащийся работает у доски, списывает текст,  расставляя знаки препинания. Подчеркивает слова, в которых буквы Ё,Е,Ю,Я обозначают два звука, попутно: синтаксический разбор предложения

 (Елка плакала сначала
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала
Задышала ожила.), вспоминаем правила о знаках препинания при однородных членах)

VII. Итог урока.

- Ребята, давайте еще раз повторим, в какой позиции буквы Ё,Е,Ю,Я обозначают два звука?

VIII. Домашнее задание:

П. 61  упр. 308


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я.

В презентации к уроку представлено повторение об употреблении Ь в сочетаниях ЧК, ЧН и др., самостоятельная работа. Объяснение нового материала идет на доступных примерах. Закрепление по учебнику "Русс...

Урок русского языка по теме: "Двойная роль букв е, ё, ю, я".

Урок русского языка для 5 класса, обучающихся по учебнику Ашуровой С.Д....

Урок русского языка в 5 классе на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Тип урока - изучение нового материала. Форма - урок-исследование, в результате которого учащиеся сами приходят к выводу о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я....

Тема: Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

урок русского языка 5 класс...

"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"

Презентация содержит теоретический материал, а также материал на закрепление....