Общественный смотр знаний по теме "Глагол" в 5 классе
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Иванова Валентина Ивановна1953

Зачётный урок в форме Общественного смотра знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvennyy_smotr_znaniyword.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общественный смотр Знаний по теме «Глагол» в 5 классе

 

    Цели смотра

  1. Развивающие:

-развивать устную и письменную речь учащихся;

-развивать орфографическую зоркость и логическое мышление.

  1. Обучающие:

-выявить путём индивидуальной работы уровень знаний учащихся по теме «Глагол»;

  1. Воспитывающие:

Воспитывать ответственное отношение к учёбе, любовь к родному языку.

Тип урока: урок-контроль

Форма урока: общественный смотр знаний

Оборудование: мультимедийная аппаратура, карточки, ОК, билеты, зачётный лист-экран

Организационный момент.

   Учитель объявляет тему урока. Представляет собравшихся гостей, называет членов жюри.

   Слово учителя.  Что для меня предметы?

                                  Лишь названья.

                                  Но я приду - всё в действие придёт:

                                  Летит ракета, люди строят здания,

                                  И рожь в полях растёт.

         О какой части речи говорится? (о глаголе)

         Почему о глаголе? ( глаголы обозначают действие предмета)

        Всё в мире находится в процессе постоянного движения, изменения, действия. Вот почему 2-е место после существительных занимают глаголы, 35% слов, записанных в словарях, являются глаголами. Итак, отправляемся в страну Выученных уроков, стараемся получить отличные отметки.

  1. Диктант (пишем на листочках, которые заранее подписаны)

Весна в этом году долго не наступала. Потом всё вдруг проснулось, зашевелилось, запело, зашумело, заговорило. И вот уже разносится многоголосое пение птиц.

      Поголубело небо, почернели сугробы. Кое-где из-под снега пробивается прошлогодняя трава.

      Журчит и сверкает под яркими лучами  солнца ручей. Звенит капель.

      Дышится легко. В такое время не хочется сидеть дома.

                (проверяют члены комиссии)

  1. Перфокарты (проверяем написание безударных окончаний глаголов)

            Учитель диктует слова: 1)колет; 2)вымочит; 3)стелешь; 4)дышит; 5)борешься; 6)надеешься; 7)хочет; 8)думаем; 9) чувствуешь; 10)бреешь

11)ненавидит; 12)трудишься; 13)сеет; 14) молотит; 15)плачет; 16)запирает; 17) обидит; 18) выбросим; 19)вылетит; 20)выльешь.

                 (проверяют члены жюри)

  1. Карточки-задания

(каждое учебное звено получает пакет с карточками индивидуального задания для учащихся, карточки в звене раздаёт консультант, задание выполняется на листочках)

Карточка №1.

  1. Спишите, раскрывая скобки.

(не)чувствовал усталости; (не)был в школе; мне (не)здоровится; (не)прикасался к проводам; (не)участвовал в разговоре.

  1. Подберите близкие по смыслу глаголы на-ТЬСЯ

                               Горевать--…………; притаиться-………..

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Нам Родина смелые крылья дала, пути перед нами открыла.

Карточка №2.

  1.  Выпишите 3-5 предложений с глаголами на –ТЬСЯ-ТСЯ из учебника литературы.
  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

К вечеру всё небо заволокло тучами.

  1. Вспомните и запишите 3 пословицы на одну из тем: «О труде», «О Родине»

 Карточка №3

  1. Спишите, добавляя –СЯ-СЬ.

Мне хотело… увидеть фазанов. Я забрал… в глубь леса, лёг под развесистым деревом в траву и не шевелился. Вот вышла на дорогу фазанка. За ней показала… ещё фазанка и красавец петух. Оперение петуха переливало… на солнце всеми цветами радуги. Особенно ярко выделяли… красные участки по бокам головы.

  1. Подчеркните в тексте глаголы
  2. Разберите по составу. ЗАХОТЕЛОСЬ, СВАРЩИК, БЕРЁЗОНЬКА, ДОБИТЬСЯ

 Карточка №4.

  1. Определите прямое и переносное значение глаголов, вставьте пропущенные буквы и объясните их, спишите.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко бл…стало. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела. Встаёт з…ря во мгле холодной.

  1. Установите, какие различные значения будут возникать у глаголов, если их поочерёдно соединять со словами, стоящими в скобках.

      Молчать (человек, лес);  бить (посуда, фонтан, зенитки); вести (больной, корабль, кружок).   Запишите эти значения.

Карточка №5.

  1. Спишите, обозначьте спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы.

Ничто (не)облагораживает человека больше труда. Если ты что-нибудь дела…шь, делай это хорошо. Если же ты (не)мож…шь или (не)хоч…шь делать

хорошо, лучше совсем (не)делай. Как я чу(?)ствую себя счастливым, когда тружусь.

             2    Разберите по составу. РАССКАЗАТЬ, ПРОЧИТАТЬ, ЗАДУМАТЬСЯ, ПЕРЕЛИЛАСЬ

 Карточка №6.

  1. Запишите данные синонимические ряды в порядке возрастания силы действия.

     -капать, литься, хлестать (о дожде); идти, мчаться, бежать (об опаздывающем школьнике); греметь, рокотать, громыхать (о громе); аплодировать, рукоплескать, хлопать (о зрителе)

  1. Составьте простые или сложные предложения с однородными сказуемыми,                       используя синонимические глаголы на темы, указанные в скобках. Глаголы употребляйте в настоящем или будущем времени.

Карточка №7.

  1. Определите, какие из каждых 2-х сочетаний слов являются фразеологизмами, составьте с ними предложения.

Принимать участие—принимать подарок; плясать под чужую дудку—хорошо плясать; проявить плёнку—проявить интерес.

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения

Коростель свою песню пропел, и спустился туман на луга.

                                                   Карточка №8.

  1. Запишите глаголы в 2 столбика, в первый—несовершенного вида, во второй—совершенного вида

Поддержать, рассчитывать, ссориться, восставать, рассуждать, рассказать, оттенить, отталкиваться, воззвать, раззадориться. Объясните, почему во всех словах имеются удвоенные согласные?

  1. Сделайте синтаксический разбор предложения.

Конькобежцы красиво и быстро мчатся по беговой дорожке.

                                                           Карточка №9.

  1. Спишите пословицы, ставя глаголы в нужном лице и числе.

Не тот друг, кто мёдом (мазать), а тот, кто правду (сказать). Кто (служить) Родине верно, тот долг (исполнять) примерно. Крепкую дружбу топором не (разрубить). Дерево (держаться) корнями, а человек—друзьями.

  1. Разберите по составу УВЛЕЧЬСЯ, РАСТЁШЬ, УСЛЫШАЛ

Карточка №10.

  1. Заполните таблицу.

глаголы

вид

спряжение

время

число

лицо

возвратность

разгорятся

начинается

обживали

задумаешься

прочитаю

смотреть

  1. Спишите, раскрывая скобки, объясняя пропущенные буквы.

Одна ласточка (не)делает погоды. Одной рукой и узла (не)завяж…шь.

                   Пролитую воду (не)соберёшь. Под лежачий камень и вода (не)течёт.

4.Теоретический материал.

Во время работы по карточкам учебные звенья по очереди выходят отвечать теорию по билетам (вопросы заранее вывешиваются в классе)

                                                  Билет №1.

  1. Что такое глагол?
  2. Какого вида бывают глаголы? Как определить вид глагола?
  3. Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
  4. Расскажите о правописании ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах.

                                           Билет №2.

  1. Что такое инфинитив? На какие вопросы отвечает инфинитив?
  2. Как изменяются глаголы?
  3. Как определить спряжение глагола?
  4. Расскажите о глаголах настоящего времени. Примеры.

                                                                Билет №3.

  1. Какие суффиксы имеет инфинитив?
  2. Что такое спряжение?
  3. Какие глаголы называются разноспрягаемыми? Примеры.
  4. Расскажите о глаголах будущего времени.

                                              Билет №4.

  1. Какие глаголы называются возвратными?
  2. Сколько спряжений у глагола? Привести примеры.
  3. Расскажите о правописании НЕ с глаголами.
  4. Расскажите о прошедшем времени глагола.

     5.Творческая работа

Составьте связный рассказ по предложенному началу.

                     Идёшь по зимнему лесу и налюбоваться не можешь. От морозной тишины в самом деле кажется, что лес спит, а вместе с ним спят и птицы, и звери. Но это только кажется. (Учащиеся, выполнившие задание по карточкам и ответившие на вопросы по билетам, выполняют творческое задание на листочках, проверяют работы члены комиссии)

 6.Работа с классом.

   (Пока члены комиссии подводят итоги, проверяют работы и выставляют отметки в электронную ведомость, класс работает с учителем)

      Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Павка схватил из кобуры револьвер и прицелился. (выхватил)
  2. Виктор охотно игрался с младшим братом. (ся-убрать)
  3. Утром он одел свою новую рубашку (надел)
  4. Куда ты бегишь? (бежишь)
  5. Серёжа радовался за мамины успехи. (маминым успехам)
  6. Недавно у мамы было день рождения. (был)
  7. Саша подружил с одним мальчиком. (подружился)
  8. Мы целый день купалися. (купались)
  9. Володя убёг куда-то, и я его не нашёл. (убежал)
  10. Брат поклал книги в портфель. (положил)
  11. Я живу и учусь в 5 классе. (Я учусь в 5 классе)
  12. Я очень люблю любоваться природой. ( Я любуюсь природой)

                         Ведомость качества знаний учащихся

Фамилия, имя

диктант

перфокарта

теория

карточки

Творческая

работа

итог

Иванов Александр

    5

   5

    5

    4

   5/5

  5

Петрова

Анна

  4

  5

   5

   4

  4/4

  4

Голубев

Юрий

  3

  4

   5

   3

  3/3

  3

  1. Учитель подводит итоги работы учащихся, благодарит всех за работу, родители организовывают чаепитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общественный смотр знаний в 5 классе по теме "Действия с десятичными дробями"

Разработка внеклассного мероприятия  по математике в 5 классе ,направленного на систематизацию и контроль знаний по теме "Действия с десятичными дробями"...

Общественный смотр знаний в 10 классе по разделам "Механика" и "Молекулярная Физика"

В работе приводятся материалы для проведения общественного смотра знаний в 10 классе по  разделам "Механика" и Молекулярная физика"...

Общественный смотр знаний в 9 классе

Теоретические билеты для общественного смотра знаний в 9 классе...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественный смотр знаний – одна из форм нетрадиционного контроля знаний, умений и навыков учащихся

Общественный смотр знаний – одна из форм  нетрадиционного контроля знаний,  умений и навыков учащихсяПроверка знаний учащихся...

Общественные смотры знаний – эффективная и нетрадиционная форма организации тематического контроля знаний учащихся на уроках математики

В данном докладе говорится о общественных смотрах знаний, которые являются одной из нетрадиционных форм проверки знаний учащихся по определенному, достаточно большому разделу программы. Многолетний оп...

общественный смотр знаний биология 7 класс

материал подготовлен для проверки знаний в интересной форме....