Инфинитив
план-конспект урока по русскому языку по теме

Кузьмина Елена Александровна

конспект урока по теме "Инфинитив" (УМК С.И. Львовой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_infinitiv.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Инфинитив

1 урок

5 класс

Цель:  познакомить учащихся с грамматическими признаками инфинитива.

Задачи:

Обучающая: повторить уже известные сведения об инфинитиве, познакомить с синтаксической ролью инфинитива

Развивающая: работа над развитием речи учащихся: умение строить аргументированный ответ на вопрос

Воспитывающая:  воспитывать умение работать в парах, слушать и слышать других учащихся

Оборудование

1) Проектор, экран или интерактивная доска

Ход урока

  1. Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Морфология». Будем пользоваться различными терминами, поэтому в течение урока вам нужно быть внимательными, потому что те термины, которые вы услышите, надо будет вычеркнуть из карточки. В конце урока посмотрим, то оказался самым внимательным.

инфинитив

союз

грамматическая основа

неопределенная форма

формообразующий суффикс

фразеологизм

разряд прилагательного

вид

спряжение

тире

основа слова

служебная часть речи

  1. Повторение изученного

Начнем с лингвистической разминки

Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее

  1. недобрый,  добренький, одобрить, добрейший
  2. а, учился, не, под
  3. о ком? что делать? кому? кого?
  4. спряжение, склонение, падеж, одушевленность
  5. краткая форма, разряд, время, степень сравнения

Дайте определение глагола по записанной схеме

На какие вопросы отвечают записанные глаголы?

одобрить – что делать?

учился – что делал?

  1. Определите время, род, число глагола учился
  2. Можно ли указать эти грамматические признаки у гл. одобрить? (нет) Почему? (стоит в инфинитиве)

Одобрить не указывает ни на время, ни на число, ни на род глагола

  1. Сообщение темы урока. Изучение нового материала

Сегодня на уроке мы будем изучать инфинитив.

  1. Как по-другому можно назвать эту форму? (неопределенная или начальная)

Сделайте вывод: какая форма глагола наз. неопределенной

Инфинитив – наз. действие, отвеч. на вопросы что делать? что сделать? Не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, ни на род.

  1. Задание: из слов, которые я зачитаю, вам надо будет выписать глаголы в н.ф. в столбик

Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричься, плести, кости, ногти, везти, грусть, изумляться, лошадь, медь, стеречь.

Проверка

  1. Выделите формообразующие суффиксы (ть, ти). Будут они входить в основу слова?
  2. Работа с учебником стр. 127 – 128
  1. Закрепление

Работа с текстом. Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу глаголы в нужной форме (учащиеся работают самостоятельно, учитель выводит на экран с помощью сервиса crocodoc.com текст)

159 урок_Инфинитив

Мой самый близкий друг Шурик любил ____________  ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы  _________ бабушке. Как его только ни корили  родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________.  А  у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря  ________– время даром  ______________.

Слова для справок: не ударять,  гонять, влетать, считать, выговаривать,  бить, вылетать,   помочь, провалиться

Одного слова в словах для справок  нет, его надо подобрать самостоятельно

159 урок_Инфинитив*

Мой самый близкий друг Шурик любил ____________  ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы  _________ бабушке. Как его только ни корили  родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________.  А  у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря  ________– время даром  ______________.

Слова для справок: не ударять,  гонять, влетать, выговаривать,  бить, вылетать,   , провалиться

Трех слов  в словах для справок нет, их надо подобрать самостоятельно

Окончательный вариант текста

Мой самый близкий друг Шурик любил считать ворон, бить баклуши. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили  родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы провалился.  А  у Шурика в одно ухо влетает, в другое вылетает. Лодыря гонять – время даром  терять.

  1. Прочитайте получившийся текст.
  2. Прочитайте устойчивые, в состав которых входят вставленные глаголы. Как называются эти сочетания? (фразеологизмы).
  3. Объясним значение фразеологизмов
  4. Записать  те предложения, в которых есть глагол в инфинитиве. Указать их синтаксическую роль глагола в инфинитиве

Мой самый близкий друг Шурик любил считать ворон, бить баклуши. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Лодыря гонять – время даром  терять.

  1. Выделить суффиксы гл. в н.ф.
  2. Проверка
  1. Подведение итогов урока

Составить предложение, в котором бы была отражена мысль, чему я научился сегодня на уроке. В предложение включить инфинитив.

  1. Домашнее задание: выбрать из газетных, журнальных статей 5 предлож., в кот. есть инфинитив, указать его синт. роль, выделить суффиксы ИЛИ найти соответствия фразеологизмов и их объяснения на карточке и составить с ними предложения, также указать синт. роль, выделить инфинитив

  1. Овладевать собой, успокаиваться.

Поднять на смех.

  1. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

Ломать голову.

  1. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.

Брать себя в руки.

  1. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой.

Выйти из себя.

  1. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.

Бросаться в глаза кому-либо.

  1. Усиленно думать над трудным вопросом.

Играть роль.

  1. Прийти в состояние крайнего раздражения.

Болеть душой.

  1. Осмеять, сделать предметом насмешки.

Выходить в люди.

Контрольный лист

  1. Овладевать собой, успокаиваться.

  Брать себя в руки.
 

  1. Привлекать к себе внимание; быть особенно заметным.

Бросаться в глаза кому-либо.

  1. Испытывать тревогу, переживать, беспокоиться о ком или о чём.

Болеть душой.

  1. Притворяться, прикидываться, не быть самим собой.

Играть роль.

  1. Добиваться хорошего положения в жизни, в обществе.

Выходить в люди.

  1. Усиленно думать над трудным вопросом.

Ломать голову.

  1. Прийти в состояние крайнего раздражения.

Выйти из себя.

  1. Осмеять, сделать предметом насмешки.

Поднять на смех.

  1. Проверка карточки с терминами
  2. Организационный момент


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инфинитив (The Infinitive).

В статье дана информация о формах и  употреблении инфинитива. Представлены правила употребления, таблицы, огромное количество глаголов и предложений с переводом. Материал может быть использован п...

Инфинитив

Укучыларны инфинитив төркемчәсе белән таныштыру. Ааларны башка фигыльләрдән аера белүләренә ирешү; балаларның бәйләнешле сөйләм телен, фикерләү сәләтен үстерү. Хезмәтне яратырга, тырыш булу омты...

Грамматический материал по теме "Инфинитив и герундий"

INFINITIVEAdvise + object +toAffordAgreeAimAllow + object +toAppearApplyArrangeAskAttempt +Be accustomed to +Be about toBe able toBe afraid toBe certain +Be gladBe going toBe happyBe interested toBe ...

Презентация, правила по татарскому языку. Инфинитив.

Презентация, правила по татарскому языку. Инфинитив. (Неопределённая форма глагола)....

тестовый контроль учащихся старших классов по теме "Инфинитив"

Тест направленный на тренировку и контроль знаний учащихся старших классов  по темам "Употребление инфинитива с to или без to", "Сложное дополнение" и "Сложное подлежащее"....

"Инфинитив и герундий"

Проверочная работа по теме...