Инфинитив
план-конспект урока по русскому языку по теме
конспект урока по теме "Инфинитив" (УМК С.И. Львовой)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Инфинитив
1 урок
5 класс
Цель: познакомить учащихся с грамматическими признаками инфинитива.
Задачи:
Обучающая: повторить уже известные сведения об инфинитиве, познакомить с синтаксической ролью инфинитива
Развивающая: работа над развитием речи учащихся: умение строить аргументированный ответ на вопрос
Воспитывающая: воспитывать умение работать в парах, слушать и слышать других учащихся
Оборудование
1) Проектор, экран или интерактивная доска
Ход урока
- Сегодня на уроке мы продолжим изучать раздел «Морфология». Будем пользоваться различными терминами, поэтому в течение урока вам нужно быть внимательными, потому что те термины, которые вы услышите, надо будет вычеркнуть из карточки. В конце урока посмотрим, то оказался самым внимательным.
инфинитив | союз | грамматическая основа | неопределенная форма |
формообразующий суффикс | фразеологизм | разряд прилагательного | вид |
спряжение | тире | основа слова | служебная часть речи |
- Повторение изученного
Начнем с лингвистической разминки
Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее
- недобрый, добренький, одобрить, добрейший
- а, учился, не, под
- о ком? что делать? кому? кого?
- спряжение, склонение, падеж, одушевленность
- краткая форма, разряд, время, степень сравнения
Дайте определение глагола по записанной схеме
На какие вопросы отвечают записанные глаголы?
одобрить – что делать?
учился – что делал?
- Определите время, род, число глагола учился
- Можно ли указать эти грамматические признаки у гл. одобрить? (нет) Почему? (стоит в инфинитиве)
Одобрить не указывает ни на время, ни на число, ни на род глагола
- Сообщение темы урока. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы будем изучать инфинитив.
- Как по-другому можно назвать эту форму? (неопределенная или начальная)
Сделайте вывод: какая форма глагола наз. неопределенной
Инфинитив – наз. действие, отвеч. на вопросы что делать? что сделать? Не указывает ни на время, ни на лицо, ни на число, ни на род.
- Задание: из слов, которые я зачитаю, вам надо будет выписать глаголы в н.ф. в столбик
Ходить, ходит, кость, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричься, плести, кости, ногти, везти, грусть, изумляться, лошадь, медь, стеречь.
Проверка
- Выделите формообразующие суффиксы (ть, ти). Будут они входить в основу слова?
- Работа с учебником стр. 127 – 128
- Закрепление
Работа с текстом. Прочитать текст, вставить подходящие по смыслу глаголы в нужной форме (учащиеся работают самостоятельно, учитель выводит на экран с помощью сервиса crocodoc.com текст)
159 урок_Инфинитив Мой самый близкий друг Шурик любил ____________ ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы _________ бабушке. Как его только ни корили родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________. А у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря ________– время даром ______________. Слова для справок: не ударять, гонять, влетать, считать, выговаривать, бить, вылетать, помочь, провалиться Одного слова в словах для справок нет, его надо подобрать самостоятельно |
159 урок_Инфинитив* Мой самый близкий друг Шурик любил ____________ ворон, ________баклуши. Дома он палец о палец ___________, чтобы _________ бабушке. Как его только ни корили родители, что ему ни____________________, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы________________. А у Шурика в одно ухо ___________, в другое____________. Лодыря ________– время даром ______________. Слова для справок: не ударять, гонять, влетать, выговаривать, бить, вылетать, , провалиться Трех слов в словах для справок нет, их надо подобрать самостоятельно |
Окончательный вариант текста
Мой самый близкий друг Шурик любил считать ворон, бить баклуши. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. Я на его месте сквозь землю бы провалился. А у Шурика в одно ухо влетает, в другое вылетает. Лодыря гонять – время даром терять.
- Прочитайте получившийся текст.
- Прочитайте устойчивые, в состав которых входят вставленные глаголы. Как называются эти сочетания? (фразеологизмы).
- Объясним значение фразеологизмов
- Записать те предложения, в которых есть глагол в инфинитиве. Указать их синтаксическую роль глагола в инфинитиве
Мой самый близкий друг Шурик любил считать ворон, бить баклуши. Дома он палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Лодыря гонять – время даром терять.
- Выделить суффиксы гл. в н.ф.
- Проверка
- Подведение итогов урока
Составить предложение, в котором бы была отражена мысль, чему я научился сегодня на уроке. В предложение включить инфинитив.
- Домашнее задание: выбрать из газетных, журнальных статей 5 предлож., в кот. есть инфинитив, указать его синт. роль, выделить суффиксы ИЛИ найти соответствия фразеологизмов и их объяснения на карточке и составить с ними предложения, также указать синт. роль, выделить инфинитив
| Поднять на смех. |
| Ломать голову. |
| Брать себя в руки. |
| Выйти из себя. |
| Бросаться в глаза кому-либо. |
| Играть роль. |
| Болеть душой. |
| Выходить в люди. |
Контрольный лист | |
| Брать себя в руки. |
| Бросаться в глаза кому-либо. |
| Болеть душой. |
| Играть роль. |
| Выходить в люди. |
| Ломать голову. |
| Выйти из себя. |
| Поднять на смех. |
- Проверка карточки с терминами
- Организационный момент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-71412-1353002264.jpg)
Инфинитив (The Infinitive).
В статье дана информация о формах и употреблении инфинитива. Представлены правила употребления, таблицы, огромное количество глаголов и предложений с переводом. Материал может быть использован п...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/04/picture-55576.jpg)
Инфинитив
Укучыларны инфинитив төркемчәсе белән таныштыру. Ааларны башка фигыльләрдән аера белүләренә ирешү; балаларның бәйләнешле сөйләм телен, фикерләү сәләтен үстерү. Хезмәтне яратырга, тырыш булу омты...
Грамматический материал по теме "Инфинитив и герундий"
INFINITIVEAdvise + object +toAffordAgreeAimAllow + object +toAppearApplyArrangeAskAttempt +Be accustomed to +Be about toBe able toBe afraid toBe certain +Be gladBe going toBe happyBe interested toBe ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-130258-1357835340.jpg)
Презентация, правила по татарскому языку. Инфинитив.
Презентация, правила по татарскому языку. Инфинитив. (Неопределённая форма глагола)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/26/picture-53840-1401131939.jpg)
тестовый контроль учащихся старших классов по теме "Инфинитив"
Тест направленный на тренировку и контроль знаний учащихся старших классов по темам "Употребление инфинитива с to или без to", "Сложное дополнение" и "Сложное подлежащее"....
Инфинитив
...