Главные вкладки

    Олимпиада по русскому языку
    олимпиадные задания по русскому языку на тему

    Троицкая Людмила Геннадьевна

    Задания для школьного тура олимпиады для учащихся 5-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon shkolnaya_olimpiada.doc76.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Задания школьной олимпиады по русскому языку

    5 класс

    1. Обведите кружком букву правильного ответа.

      Антонимы – это…

    а) – слова, одинаковые по звучанию и написанию, но различные по лексическому значению.

    б) – слова, которые пишутся и звучат по-разному, но близкие по лексическому значению.

    в) – слова с противоположным лексическим значением.

    Приведите несколько примеров антонимов.

    2. На какую орфограмму эти слова?

    Мес...ный, небес...ный, чес...ный, чудес...ный, ненас...ный, опас...ный.

    3. Спишите, раскрывая скобки и подчеркивая слова с предлогами. Приставки выделите условным знаком.

    (Подо) ждать она хотела

    (До) обеда, не стерпела,

    (В) руки яблочко взяла,

    (К) алым губкам (под) несла,

    (По) тихоньку (про) кусила

    И кусочек (про) глотила.

    4. Выделите корни в словах.

    Дождливый, окрасить, потрудиться, начертить, забег, засушливый.

    5. Запишите слова в два столбика: в 1) с корнями –лаг-, -лож-; во 2) с –раст-, -рос-.

    Выр…сти, изл…гать, предл…жить, подр…стать, прил…жжение, зар…сли, р…сток.

    В предпоследнем слове переставьте ударение на 1 слог и запишите оба слова. Чем различаются между собой эти слова?

    6. Запишите, выбирая нужную гласную букву. Объясните постановку тире в предложениях.

    Циынк – это ковкий металл синеватого цвета.

    Циы ркуль – это инструмент для вычерчивания окружности.

    Гвердейциы – военнослужащие гвардии.

    7. Спишите, вставляя пропущенные орфограммы. Употребите, где это необходимо, кавычки при собственных наименованиях.

    В газет... Пионерская правда часто публикуют(?)ся интерес(?)ные ра...сказы.

    Л...докол Ленин бороздит океаны.

    8. Исправьте ошибки. Перепишите уже исправленные предложения.

    «Тетя Оля пазвала Наташу и сказала ей,» - дочька, сходи в магазин?

    9. Выпишите слова в два столбика: 1) с Ь на конце; 2) без Ь.

    Молодеж_, дач_, багаж_, рож_, ноч_, марш_, финиш_, колюч_, матч_, кирпич_, пахуч_, мелоч_, линюч_.

    10. Исключите лишнее.

    а) Железо, молоко, белизна, ножницы, керосин.

    б) Алфавит, заморозки, чернила, хлопоты, тиски.

    11. Запишите существительные в Т.п. ед.ч. Спишите, обозначая часть слова, в которой пропущена орфограмма.

    Врач, улица, роща, луч, товарищ, скворец, дача, ключ.

    12. Сделайте фонетический разбор слова красная.

    Задания школьной олимпиады по русскому языку

    6 класс

    1. Подумайте, на какую орфограмму даны слова в строках и исключите лишнее слово (подчеркните его).

    а) Верблюж...я, сырост...ю, крыл...я, выл...ю, колюч...ка.

    б) Раз...езд, об...едешь, с...ел, цел... .

    2. Составьте из данных слов словосочетания с предлогом К или ПО и запишите их.

    Дорога, деревня; поездка, Волга; спуск, речка; доверие, бабушка; тоска, Родина.

    3. Поставьте ударение в словах.

    Августовский, звонишь, творог, каталог, договор, щавель.

    4. Вставьте пропущенные буквы (Н или НН), объясните ваш выбор:

    Соломе…ая шляпа, ути…ый клюв, глиня…ый кувшин.

    5. Определите род имен существительных:

    Кенгуру, выскочка, ножницы, конферансье, Сочи, Миссисипи, туфли, брюки, неряха, манжеты, голосище, шампунь, меню, овощи, ботинки, бродяга.

    6. Перепишите, оформив числительные словами:

    Альбом с 789 иллюстрациями

    Стеллаж с 2563 книгами

    Переписка с 88 странами

    7. Исправьте ошибки. Перепишите в исправленном виде.

    а) «Держись крепче, обоими руками,» - закричала Ольга.

    б) Мы все помнили о празднике Восьмого Марта и готовились к нему.

    8. Определите количество букв и звуков в словах.

    Объяснить, вожжи, премьера, русский, ядерная.

    9. Сделайте синтаксический разбор «заколдованного» предложения. Посмотрите: все слова непонятные, но их синтаксическую роль можно охарактеризовать. (Вспомните, на какие вопросы отвечают главные и второстепенные члены предложения.)

    Дримбул латко крипетил горселёнка.

    10. Найдите соответствия между словами и фразеологизмами (поставьте рядом со словом номер соответствующего фразеологизма).

    Мало - ___

    1. мухи дохнут

    Бездельничать - ___

    2. брать на пушку

    Плохо, лениво - ___

    3. ни жарко ни холодно

    Скучно - ___

    4. кот наплакал

    С большим усердием - __

    5. хоть шаром покати

    Все нипочем - ___

    6. на скорую руку

    Отчаиваться - __

    7. ломать комедию

    Быть удачливым - __

    8. спустя рукава

    Безразлично, все равно - _

    9. бить баклуши

    Запугивать, угрожать - __

    10. играть на нервах

    Раздражать - __

    11. в поте лица

    Наспех - __

    12. море по колено

    Пусто, ничего нет - __

    13. в два счета

    Быстро - __

    14. родиться в рубашке

    Притворяться - __

    15. падать духом

    Задания школьной олимпиады по русскому языку

    7 класс

    1. Поставьте ударение в словах. Подчеркните слова, в которых допустимы вариантные ударения.

    Газопровод, каучук, начать, некролог, силос, столяр, углубить, обеспечение, хаос, хвоя, черпать, щавель, эксперт, мышление.

    2. До XV в. [ж] и [ш] были мягкими. Докажите это, опираясь на современные правила написания слов.

    3. Какими частями речи могут быть слова дали, простой, стекло, пила. Как называются такие слова? Составьте с ними словосочетания и разберите эти слова в каждом словосочетании по составу.

    4. Какие словари нужно использовать при подготовке ответов на следующие вопросы?

    1. Каково происхождение слов вдребезги, азбука?
    2. Каково значение слов идти, свежий?
    3. Что обозначают выражения танталовы муки, попасть впросак?
    4. Правильно поставьте ударение в словах ворота, маркетинг.
    5. Объясните значение слов акселерация, олимпиада.
    6. Продолжите синонимический ряд: большой, великий... .
    7. Подберите антонимы к словам грусть, большой.
    8. Как образовано слово писательский?
    9. Проверьте написание слов прелестный, винегрет.

    5. Подберите синонимы к фразеологизмам.

    Втирать очки, как вкопанный, тянуть канитель, седьмая вода на киселе, держать язык за зубами, не разлей вода.

    6. Вставьте пропущенные буквы (Н или НН), объясните ваш выбор.

    а) Соломе...ая шляпа, ути...ый клюв, глиня...ый кувшин.

    б) Пута...ая история, ране...ый боец, слома...ая ветка.

    7. В каждой группе слов найдите «лишнее».

    а) (при) ближающийся, (при) нёсший, (при) ехавший, (при) столовой;

    б) (из, под) скамьи, (из,под) варенья, (ис, под) лобья, (из, под) стола;

    в) (пол) дома, (пол) часа, (пол) яблока, (пол) дороги.

    8. Определите род имен существительных:

    Кенгуру, выскочка, ножницы, конферансье, Сочи, Миссисипи, туфли, брюки, неряха, манжеты, голосище, шампунь, меню, овощи, ботинки, бродяга.

    9. Перепишите, оформив числительные словами:

    Поход продолжался около 22 дней

    325-миллионный вклад

    10. Почему в словах досуха и досрочно на конце пишутся разные буквы, хотя они оба имеют приставку до-?

    11. Расставьте знаки препинания.

    а) Самое большое блюдо на свете жареный верблюд. Это лакомство обычное украшение свадебного пира бедуинов. Для его приготовления вареные яйца тушатся в рыбе, рыба в вареной курице курица в жареном баране а баран запекается в верблюжьей туше.

    б) Пред ним широко

    Река неслася бедный челн

    По ней стремился одиноко.

    12.Употребите числительные два ил двое с существительными

    Подруга, министр, доярка, петух, курица, сани, баня, щипцы, огурцы, сутки, утки, брюки, руки.

    13. Образуйте форму именительного и родительного падежей множественного числа от слов

    дно, округ, катер, грамм, учитель, плечо, носок, апельсин.

    14. Закончите начатые пословицы.

    Лучше синица в руке...

    Слово не воробей...

    На чужой каравай...

    Грамоте учиться...

    Ум хорошо...

    Взялся за гуж...

    Задания школьной олимпиады по русскому языку

    8-9 класс

    1. Поставьте ударение в словах.

            Ксерография, звонят, диспансер, договор, заржаветь, каталог, колосс, медикаменты, металлургия, некролог, облегчить, принудить, усугубить, ходатайство, индустрия, камбала, кулинария, симметрия, феномен, обеспечение, экспертный.

    2. Люк, яр, лен.

    Запишите, что получится, если звуки, из которых состоят эти слова, произнести в обратном порядке.

    3. Дано слово тир. Сколько раз каждый звук этого слова встречается во фразе Жыли-были старик со старухой?

    4. Почему нельзя слово подрастающий проверить словом подросток?

    5. Придумайте 2-3 слова с тем же суффиксом, что и в словах

                                   бедняк, шахтер, иголка.

    6. Образуйте видовые пары:

    бросать - ?   говорить - ?   класть - ?   ловить - ?   воровать - ?

    7. Замените иноязычные слова исконно русскими синонимами.

                 Вояж, альтернатива, эксклюзив, аргумент, актуальный, антракт, банкротство, доминировать, инфекционный, мизерный, сюрприз, триумф.

    8.Разберите по составу.

               

    Выражение, пешком, развлекаться, предрасполагать, напрактиковаться, задумавшись.

    9. Найдите подлежащее в предложениях.  Чем оно выражено?

    Утопающий хватается за соломинку.

    Один  не поднимет простое пятивершковое бревно.

    Вновь «сегодня» настало с утра.

    10. (Для 9 кл.) Изменится ли пунктуация предложения, если из него убрать обстоятельство в лугах?

    В лугах холодно и резко пахнет росистой зеленью.

    *10. Представьте, что Вы редактор! (Причем, грамотный редактор). Ваша задача состоит в том, чтобы исправить стилистические, смысловые и другие ошибки, которые вы сможете обнаружить в приведенном ниже тексте. Возможно, Вам будет удобнее не делать исправления, а вообще переписать текст заново.

    «Тяжело раненый боец быстро полз в гору где удобно разместился пулемет супротивника. Пули визжали над ним и под ним, но он небоялся ничего: ни пуль, не осколков, не медведей. Придурковатый враг вдруг высунул свою фигуру и она удивленно сказала: «Ой, нешто к нам кто-то ползет?!» Но был поздняк метаться: граната бойца уже порхала над фигурами врагов. Таким образом целенаправленные действия бойца обусловленные поставленной боевой задачей, полностью выполнили поставленные перед ним задачи и привели к уничтожению боевого расчета противника.»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Олимпиада по русскому языку и литературе в 5 классе

    Данный материал позволит вашим ученикам проверить свои знания....

    Для недели русского языка и литературы. Вопросы к олимпиаде по русскому языку

    Данный материал можно использовать при подготовке проведения предметной недели в школе. представляю вопросы для проведения олимпиады по русскому языку двух уровней....

    Внеклассное мероприятие по русскому языку Олимпиада по русскому языку среди учащихся 7 классов

    Задачи мероприятия. Совершенствовать навыки учащихся в правильном употреблении частей речи. Обогащать словарный запас. Развивать умения работать в группах. Воспитывать чувство товарищества, коллективи...

    Подготовка к олимпиаде по русскому языку. Тайны русской орфографии.

    Презентация содержит материал из истории орфограмм: откуда появились правила написания слов, как возникли чередования в словах, зачем нужно запоминать слова....