Слов драгоценные клады.
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slov_dragocennye_klady.docx33.53 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Международного Дня родного языка.

«Слов драгоценные клады»

Выполнила:

Чемерис Елена Николаевна,

учитель русского языка

и  литературы.

ст. Кубанская

2011 г.

Цели :

 Способствовать формированию патриотического отношения      учащихся к русскому языку, осознанию его величия и могущества, бережному отношению как к родному, так и другим языкам, их сохранению и развитию, создать эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к родному языку и его изучению.

Задачи:

Ознакомить учащихся с ролью русского языка в жизни человека, доказать необходимость использования грамотной речи в повседневной жизни, развивать речь учащихся, совершенствовать умение анализировать художественные произведения, учить правильной красивой речи.

 Оборудование:

 Выставка словарей русского языка, словари иностранных слов, портреты В.И. Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова, транспаранты с высказываниями русских писателей о языке, репродукции картин Ф. А. Васильева «После дождя», И.И. Левитана «У омута», музыкальный центр, сказки А. С. Пушкина.

                                                                 Дивишься   драгоценности                                                  нашего языка: что ни звук,

то и подарок: все зернисто,

крупно, как сам жемчуг, и,

право, иное названье еще

драгоценней самой вещи.

Н. В. Гоголь.

Нам дан во владение  

самый богатый, меткий,

могучий и поистине

волшебный русский язык.

К. Г. Паустовский.

Что такое язык?

Ведущий: 

 В романе Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» есть глава, где описывается, как путешественники, плывшие на корабле по океану, нашли на палубе… замерзшие слова. Похожие на красные, желтые, зеленые градины, эти слова в руках оттаивали и начинали звучать.

    В этих словах Рабле скрыт глубокий смысл. Действительно, слова как будто существуют вне человека. Если они напечатаны в книге, их можно увидеть, как можно увидеть любой предмет внешнего мира. Если  они сказаны, их можно услышать, как можно услышать любой звук, а записав на СД-диски, их  можно сохранять «впрок». Если же слова написаны специальным шрифтом из выпуклых точек, то их можно даже пощупать.

    Но надо помнить, что умение говорить не врожденная способность человека. Человек, изолированный от общества, не умеет говорить. Язык, как и все другие человеческие способности, входит в социальный опыт человечества, развивается вместе с человеческим обществом и усваивается каждым отдельным человеком только благодаря общению с другими людьми.

Учитель:

   Мы сегодня  с вами собрались здесь для того, чтобы решить целый ряд задач, которые помогут  проверить ваш словарный заказ, увидеть красоту и величие родного языка.

- отгадайте, каким словом закончится четверостишие:

Я все знаю, всех учу,

Но сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Надо грамоте……..(учиться).

- А чтоб стать грамотным и грамотно писать нужно, что знать? (буквы…), правильно.

Черные, кривые,

От рождения немые,

А как только станут в ряд

Сразу всех перекричат. (буквы).

- Молодцы! Знаете!

  Ведущий:

    А зачем нужен язык?

   Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями, т.е. он нужен как средство общения.

   Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закреплять и сохранять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой знаменитый закон, то первое, что он при этом сделал, - сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам – его далеким потомкам.

    Наконец, в-третьих, язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Существует мнение, что русский язык нужно спасать, в буквальном смысле слова.

  Удивляться не чему – мы погрязли в сквернословии, в такой агрессивной языковой среде, в которой не выживает ничего ласковое, приветливое, благозвучное.

   То, что мы слышим по телевидению, на улице, а иногда и в семье – все это не имеет ничего общего не только с литературным языком, но и просто с русским языком.  Иногда, это дикая смесь уголовного арго и американизмов. Самое страшное, что мы уже начинаем привыкать к этому языку и даже находим некую прелесть в нем.

А теперь послушаем стихотворение, написанное теми словами, которые вам хорошо известны.

Ученик:   

                    Закимарил камыш,тихо – просто атас

                   Не усечь и топтала намокшего.

                   Куст цепляешь граблей – и на нос тебе бац!

                   Зафигачет вода очень мокрая.

                   Затянул ветерок, по воде потащил

                   Утки вон поторчали и смылися.

                    Где-то там за бугром колокольчик забил

                    Рыбаки из полаток откинулись.

                    Птички круто поют, солнца сто пудов ждут

                    И стоит себе лес, тихо лыбится

                    Вышло солнце, прикинь,

                    И на небе торчит

                    Золотыми лучами топырится.

Учитель:

   А теперь послушайте стихотворение Ивана Бунина «Утро».

Ученик:   

                    Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.

                    Белый пар по лугам расстилается.

                    По зеленой воде, по кудрям лозняка

                    От зари алый свет разливается.

                     Дремлет чуткий камыш.

                     Тишь – безмолвье вокруг

                     Чуть приметна тропинка росистая.

                     Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг

                     С листьев брызнет роса серебристая.

                     Потянул ветерок воду морщит – рябит.

                     Пронеслись утки с шумом и скрылися,

                     Далеко-далеко колокольчик звенит.

                     Рыбаки в шалаше пробудилися,

                     Сняли сети с шестов, весла к лодкам несут…

                     А восток все горит – разгорается.

                     Птички солнышка  ждут, птички песни поют,

                      И стоит себе лес, улыбается.

                      Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

                      За морями ночлег свой покинуло,

                      На поля, на луга на макушки ракит

                      Золотыми потоками хлынуло.

                      Едет пахарь с сохой, едет песни поет.

                      По плечу молодцу все тяжелое…

                      Не болит ты, душа, отдохни от забот!

                      Здравствуй, солнце, да утро веселое.

Учитель: 

 Прекрасно, правда? Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

                                            (Ответы детей.)

Посмотрите на репродукции картин Ф. А. Васильева «После дождя», И. И. Левитана «У омута», которые перекликаются со стихотворением Ивана Бунина.

Что роднит эти пейзажи  и стихотворение?

             (Ответы детей. : нарисована природа, спокойные краски.)

     

Учитель:

  А сейчас небольшая «разминка».

Для разминки предлагаем словарные шутки-загадки:

  1. Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного? (к-о-за).
  2. В каком пятибуквенном слове пять О? (о-пять).
  3. Что находится между рекою и берегом? (и).
  4. В каких лесах нет дичи? (в строительных).
  5. Какая рыба носит имя человека? (Карп).
  6. Какая птица носит название танца? (чечетка).
  7. Название, каких музыкальных инструментов начинается с названия нот? (до-мра, до-мбра…).
  8. Какую букву можно спрятать за местоимение, чтобы получить название животного? (за я-ц).
  9. Какими нотами можно взвешивать? (до-ля-ми).
  10. Название какого домашнего животного состоит из двух противоположных по значению предлогов? (к-от).
  11. Половина, какой буквы дает название войсковой части? (пол-к).
  12. Какое слово состоит из трех О? (три-о).
  13. С какой птицы нужно ощипать перья, чтобы получилось сразу утро, день, вечер, ночь? (с утки).
  14. Отнимите у насекомого одну букву, и появится рыба. (клещ - лещ).
  15. Что в арбузах, помидорах, огурцах есть, а в дыне и тыкве нет? (буквы Р).
  16. В каком слове сорок гласных? (сорок-а).
  17. В каком слове семь гласных? (семь-я).
  18. В каких словах по сто гласных? (сто-л, сто-н, сто-г, сто-п).
  19. Оно принадлежит вам, но другие употребляют чаще… (ваше имя).

  Ведущий:

   Роль русского языка в жизни человека и общества.

Русский язык является государственным языком Российской Федерации, и потому вся жизнь государства и общества без него немыслима

   В РФ на русском языке пишутся все официальные документы, без которых не может существовать государство: тексты законов и разнообразные приказы, заявления о приеме на работу и анкеты, объяснительные записки и отчеты. Все эти документы должны быть написаны понятно и недвусмысленно, и каждый гражданин страны должен уметь читать такие документы и при необходимости составлять их сам. На русском языке оглашаются обращения президента и звучат парламентские дебаты – поэтому любой гражданин, если он хочет быть активным, информированным членом общества, должен уметь понимать со слуха достаточно сложные тексты. На русском языке ведется преподавание в учебных заведениях страны. Следовательно, только хорошо зная русский язык, гражданин России – независимо от национальности – полноценно пользуется благами, которые может ему предоставить государство. Кроме того, в нашем многонациональном государстве знание русского языка обеспечивает человеку возможность свободно общаться с людьми всех национальностей.

   Ученик: 

 Однако знать язык можно по-разному. Один человек, спотыкаясь на каждом слове, с трудом выражает мало-мальски сложную мысль. Другой в состоянии написать блестящую, убедительную статью. Хорошее знание русского языка для любого человека, проживающего на территории нашей страны, а особенно для того, кто находится на государственной или общественно значимой службе (чиновники, журналисты), - это проявление уважения к государству и обществу, и национальность здесь значения не имеет. Могут ли существовать косноязычные парламентарии или неоднозначно трактуемые законы и документы? Могут, но не должны!  Кстати, во Франции любой чиновник, претендующий на должность, сдает экзамен на знание французского языка; президент даже проходит тестирование публично.

  Ученик: 

 К сожалению, наше общество, в том числе и образованная его  часть, пока недопонимает, насколько важно для всех и каждого безупречно владеть языком, который для большинства из нас родной. Мы с детства говорим, думаем и выражаем свои мысли именно на нем, с его помощью мы познаем мир и приобщаемся к русской и мировой культуре. И, может быть, привычность, обыденность русского языка мешает многим из нас осознать, что наше владение им  далеко не безупречно. А ведь чем лучше мы умеем его использовать, тем большего мы можем достичь: умение выразительно говорить и писать зачастую становится ключом к профессиональному успеху, к завоеванию симпатий  окружающих. Научившись понимать, анализировать любой текст и все его подтексты, человек  не поддастся недобросовестной рекламе или политической демагогии, не позволит собой манипулировать.

Учитель:  

 - А теперь немного развлечемся.

- Как вы будете писать?

1. Один вопрос для (обеих - обоих) команд?

2. (Первых - первые) полчаса прошли незаметно.

3. (Дорогой - дорогая) товарищ Матвеева.

4. Я съел (целых - целые) две миски супа.

5. Кружковцы не приняли (участия - участие) в репетиции.

6. В велогонке первое, второе и третье (место - места) поделили ученики нашего класса.

Ведущий:  

 Система языковых норм и развитое общество.

    Чем стремительнее  изменения в культуре и быте народа, тем быстрее меняются и лексика языка, и сочетаемость слов. Конечно, скорость здесь – понятие относительное: при медленных темпах развития языка изменения в пределах жизни одного поколения вообще незаметны, при возрастании темпа человек в состоянии заметить, что 20 лет назад «так не говорили». Осознаваемая изменчивость языка воспринимается болезненно: старшее поколение ощущает дискомфорт в общении с младшим, младшее поколение неохотно читает книги. Серьезный разрыв между языковыми поколениями мог бы привести к потере национально-культурной идентичности. Поэтому в любом достаточно развитом обществе искусственно поддерживается неизменность языка. Идея неизменности воплощается в системе разнообразных языковых норм.

Ученик:   

 Орфографические нормы фиксируются в орфографических словарях, а пунктуационные – в справочниках. В орфоэпическом словаре показаны нормы произношения и наиболее существенные грамматические особенности. В толковом словаре отражается лексическая норма, в грамматических пометах, которые имеются в любой словарной статье, есть сведения об особенностях склонения или спряжения слова, отчасти также о его синтаксической сочетаемости (в неявной форме эти сведения содержатся и в иллюстративных примерах).

  Ученик:

  Общество различными способами поддерживает неизменность языка. Один из основных – стандартизованная система образования. В школе дети, помимо всего прочего, получают представление о языковых нормах. Участвуют в формировании наших представлений о правильной речи и средства массовой информации. Особую роль призвана играть художественная литература, лучшие образцы которой, написанные мастерами слова, задают языковой эталон иногда для нескольких поколений читателей.

Учитель:     Минутка для развлечения с пользой.

- Составьте из этих букв пословицу о труде и развлечении.

АВДЕЕЕЕЛМОПРСТУХЧЯ. (Делу –время, потехе - час).

Ведущий:

 Пушкин и его влияние на русский язык.

    Пушкин говорил: «Письменный язык оживляется поминутно выражениями, рождающимися в разговоре, но не должен отвлекаться от приобретенного им в течение веков. Писать единственно языком разговорным – значит не знать языка». Сам же обращался к свежим вымыслам народным и странному просторечию, сначала презренному, лишь когда в зрелой словесности язык условленный, избранный наскучит умам своим однообразием. Привлекал народные элементы с оглядкой, придавая им  стилистическую нагрузку, и избегал непонятного, жаргонного.

   Пушкин был против насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому, но и не предавал анафеме любое заимствование. Он не хотел вздыхать по-англицки, любезничать по-французски, фантазировать по-немецки! Попасть в свою колею, стать на свою стезю. Он скрестил книжную речь с народной, но отнюдь не культивировал просторечие, диалекты, ограниченный язык высшего общества. Его народность  исторична, это освоение всех пригодных и жизнеспособных средств из любых источников.

Учитель:

   Экскурсия в историю русского языка на примере сказок  А. С. Пушкина.

                                                     О сколько нам открытий чудных

                                                     Готовит просвещенья дух…  

Кому принадлежат эти строки?(А. С. Пушкин).

Безграничны возможности русского языка, удивительна его история.

Осуществляя экскурсы в историю русского языка, можно сопоставлять слова, формы слов, самостоятельно делать выводы.

Такие путешествия не только воспитывают любовь к родному языку, но и вызывают интерес к истории языка, повышают грамотность, побуждают желание делать открытия. (Дома вы должны были перечитать сказки А. С. Пушкина).

 Совершим небольшую экскурсию в историю нашего языка.

1 задание.

В конце 10 в. , после принятия христианства, широкое распространение на Руси получил старославянский язык. В памятниках древнерусской письменности нередки случаи смешения старославянского и русского языков. Это свидетельствует о том, что старославянизмы не были чуждым заимствованием. Есть они и в сказках А. С. Пушкина. Одним из основных признаков старославянского языка является неполногласие, т.е. наличие ра, ла, ре, ле на месте русских оро, ере, оло, ело в пределах одной морфемы.

Приведите примеры из сказок А. С. Пушкина старославянские по происхождению слова и соответствующие им русские .

              Видит: весь сияя в злате,

              Царь Салтан сидит в палате.

               

             А орешки не простые,

             Все скорлупки золотые. (Сказка о царе Салтане…)

          На стороже я стою

          Только в очередь мою. (Сказка о мертвой царевне и о царевне и о семи           богатырях), (на стороже – на страже, на посту.)

2 задание.

Путем подбора однокоренных слов определите лексическое значение старославянских слов ОЧИ, ПЕРСТЫ.

         На него старуха не взглянула,

         Лишь с очей прогнать его велела. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Очи – очки, очечник, очкарик, очный, заочный.

        И царица хохотать,

        И плечами пожимать,

        И подмигивать глазами,

        И прищелкивать перстами… (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)

Персты – перстень, наперсток, перчатки.

3 задание.

Подберите к старославянскому по происхождению слову Чело однокоренные. Найдите в отрывке из «Сказки о попе и о работнике его Балде» синоним к слову Чело.

       Жил-был поп,

       Толоконный лоб,

       Пошел поп по базару

       Посмотреть кой-какого товару.

Чело – челка, челобитная. Челобитная – в Древней Руси письменная просьба.

Чело – лоб.

Язык живет, развивается вместе с обществом и отражает изменения, происходящие в этом обществе. «Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, - так и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие». (Гораций)

4 задание.

Как называются слова, вышедшие из активного словарного запаса? Найдите их в приведенных предложениях.

         Князь Гвидон зовет их в гости.

         Делать нечего: бояре,

         Потужив о государе

         И царице молодой,

         В спальню к ней пришли толпой… (Сказка о царе Салтане…)

        Уж не хочет быть она крестьянкой,

        Хочет быть столбовою дворянкой. (Сказка о рыбаке и рыбке)        

         

- Это историзмы или архаизмы? (историзмы)

Князь, бояре, столбовая дворянка.

- Исчезают ли бесследно такие слова?

Подобные слова не исчезают бесследно: они сохраняются в литературе прошлого, они необходимы в исторических произведениях для воссоздания быта и языкового колорита эпохи.

- Каково же их лексическое значение?

Князь – правитель государства или государственного образования. На Руси старший из князей назывался великим князем, остальные – удельными князьями. Почетный наследуемый дворянский титул, с 18 века жаловался за особые заслуги.

Бояре – в России 9 -17 века высшее сословие. Звание отменено Петром1 в начале 18 века.

Столбовые дворяне – потомственные дворяне знатных родов, занесенные в 16-17 в. в столбцы – родословные книги, в отличие от дворян более позднего происхождения.

«Язык обладает удивительной способностью приспосабливаться к жизни его носителей». (Г. В. Степанов)

5 задание.

     

         Идут витязи четами. (Сказка о царе Салтане…)

- Кого в Древней Руси называли витязями?

Витязь – отважный, доблестный воин, богатырь.

- Как еще называли в Древней Руси воинов? (Ратниками, дружинниками.)

- Сохранились ли в современном русском языке эти слова? (Изменилось значение слова дружинник. Дружинник – тот, кто состоит в народной дружине по охране порядка).

 

- Что значит четами? Подберите родственные слова. (четный, супружеская чета.)

6 задание.

Нарисуйте шелом (шлем).

        Перед ним его два сына

        Без шеломов и без лат

        Оба мертвые лежат. (Сказка о золотом петушке.)

В «Слове о полку Игореве» есть такие слова: «О Русская земле! Уже за шеломенемь еси!».

- Попробуйте перевести. Чем вы руководствовались, переводя слово за шеломенемь?

Перевод: «О Русская земля! Ты уже за холмом!»

- Для чего предназначался в то время шлем?

Шлем – старинный металлический воинский головной убор, защищающий от ударов, стрел.

- Живет ли это слово в современном русском языке?

- Да. Шлем – головной убор летчиков, танкистов.

-Какое отношение, по-вашему, слово шелом (шлем) имеет к современному слову ошеломить?

- Если во время битвы витязя (дружинника) ударяли палицей по шелому, то он падал и терял сознание. Это называлось ошеломить. А теперь про человека говорят ошеломлен в тех случаях, когда его что-нибудь сильно изумляет, так что он теряется и долго не может опомниться.

7 задание.

            Кто далее палку бросит,

            Тот пускай и оброк уносит. (Сказка о попе и о работнике его Балде)

- Как вы думаете: какое отношение имеет слово палка к глаголу палить в значении «жечь, обжигать огнем»?

Ученые считают, что между этими словами существует непосредственная историческая связь. Дело в том, что на Руси славяне перед посевом расчищали землю от растительности. При этом они сжигали деревья. Сожженное место называли палом, обожженные колья – палками. Позже палками, палицами стали называть любые (и необожженные) колья.

8 задание.

         «Здравствуй, красная девица,-

           Говорит он, - будь царица

           И роди богатыря

           Мне к исходу сентября». (Сказка о царе Салтане…)

- Каково значение слова красная? В каких еще выражениях встречается это слово с таким же лексическим значением?

В древнерусском языке слово красный употреблялось в значении «красивый». В этом значении оно встречается в выражениях Красная площадь, красное словечко, на миру и смерть красна.

Обозначать цвет этим словом стали позже.

Ведущий:

  В наше время без заимствований, против которых в свое время выступал А. С. Пушкин, прожить невозможно. Слишком прочно и органично эти слова вошли в наш язык. Кому придет на ум переводить в молодежной среде с английского на русский:

                                   Байк, бандана, бойфренд, брейк-данс, рокер, фитнес,      

                                   Хот-док, сникерсы, шопинг, лузер.

Однозначно заняли свое место слова – заимствования, которые связаны с новыми технологиями:

                                 Компьютер, модем, провайдер, браузер, хакер, баннер,

                                 Слоган, органайзер, флешка, хай-тек, хай-фай.

 

Включая телевизор, мы сразу вспоминаем такие слова, как:

 

                                 Ток-шоу, кастинг, комикс, фентези, пиар, бизнес,

                                 Бизнесмен, бизнесвумен, бренд, евро.

Дома нас тоже окружает КОМФОРТ, мы жарим СТЕЙК на БАРБЕКЮ, сок выжимает нам КОМБАЙН, красоту дарит МЕЙК-АП, здоровье – ФИТНЕС, без ПИЛИНГА и ЛИФТИНГА не обходится ни одна звезда глянцевых журналов, нервы успокаиваем ШОПИНГОМ.

Ученик: 

 Язык – не просто звуки, в нем труд, и пот, и муки, шум лесов, цветение поля, волны радости народной. В нем разум, кровь и воля от давних дней и по сегодня. В нем живет, скорбит, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу рассыпаться, забыть себя. Во всем роль языка: в центростремительной государственности на общей территории, в цементирующей культуре, в объединяющем торгово-хозяйственном обороте, науке и технике, в общих социальных задачах и идеалах.

Ученик:

     Прозорливый ум давно отметил величие пространства, коим русский язык повелевает; отсюда вывел его великолепие – пристойное испанскому, живость – не хуже, чем во французском, крепость – как в немецком, нежность – как в итальянском, сверх того богатство, сильную в изображении краткость греческого и латинского языков. Эту ломоносовскую мысль развивал Гоголь и другие писатели, еще более и далее раздвинувшие русскому языку границы, показав все его пространство.

 Ученик: 

 Часы, по которым мы живем, отсчитывает третье тысячелетие. Знать историю, собраться с силами, новым взором на себя взглянуть, продолжить путь, раз он того стоит. Это необходимо для развития нашего языка, который мы обязаны передавать как драгоценнейший дар потомкам.

   Как клятву повторим слова великой русской поэтессы А. А. Ахматовой, написанные на гребне трудного военного 1942 года:

              И мы сохраним тебя, русская речь,

              Великое русское слово.

              Свободным и чистым тебя пронесем

              И внукам дадим, и от плена спасем

                                                                  Навеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Драгоценные камни в русской классике.

1.Изучена литература о драгоценных камнях, познакомились с легендами и поверьями о них.2.Произвели отбор произведений художественной литературы из школьной программы, отражающей изучаемую проблему.3.И...

Cообщение " Надя и Пушкин как драгоценный слиток..."

В данном сообщении дается размышление о значимости творчества великого поэта в жизни великой художницы Нади Рушевой....

Путешествие по самому драгоценному произведению природы – здоровью.

Развлекательно  - познавательная игра по станциям на спортивную тему....

Методическая разработка урока ОПК "О драгоценных качествах души"

Цель урока: актуализация пройденного материала по темам «Счастье жизни христиан», «Мудрость жизни христиан»; развитие умения анализировать произведения искусства, слушать музыку; воспитание чувства па...

Драгоценная оправа газонефтяной чаши Ямала

Цель урока: сформировать знания о минеральных богатствах Ямала, их промышленном значении для России; познакомить с перспективами развития нефтегазоносного и горнодобывающего комплекса на Ямале....

Урок русского языка в 5 классе "Слов диалектных клады драгоценные.."

Представлен урок нового поколения. Урок-исследование....

Воспитательский час. Тема: «Совесть – драгоценное слово»

Цель:воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки перед окружающими людьми.Продолжать способствовать развивать через практические занятия такие нравственные качества как,совесть,...