Воспитательский час. Тема: «Совесть – драгоценное слово»
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Макарова Людмила Алексеевна

 

Цель:воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки перед окружающими людьми.

Продолжать способствовать развивать через практические занятия такие нравственные качества как,совесть, стыд. 

Развивать умения критически относиться к себе.

Коррекция речи,внимания,памяти,мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл styd_i_sovest_-_kopiya.docx26.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное, казенное образовательное, учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся воспитанников с ограниченными «возможностями здороья».

Воспитательский час.

Тема: «Совесть – драгоценное слово»

                                                                 Составила и провела воспитатель Макарова Л.А.

               

                                                   

п.Горки 2015

Цель:воспитывать у детей чувство ответственности за свои поступки перед окружающими людьми.

Продолжать способствовать развивать через практические занятия такие нравственные качества как,совесть, стыд.  

Развивать умения критически относиться к себе.

Коррекция речи,внимания,памяти,мышления.

Словарная работа

 Совесть – это данная нам способность отличить плохое от хорошего ,правильное от от неправильного,способность распознать качества поступка.С этим словом употребляют такие выражения:люди говорят:»грызет совесть»,» мучает совесть»,» совесть спать не даёт», «муки совести».Очень хорошо ,когда что-то делаешь со» спокойной совестью», с «чистой совестью»

Людей,которые поступают по совести,называют совестливыми, добросовестными.

Многие подростки не включают совесть в число жизненных ценностей.

Им кажется,что совесть мешает им по законам современного общества .Доказательство этому они видят на экране телевизора ,в

окружении жизни .Может и в самом деле в современном мире и в самом деле легче прожить без совести?

-Как вы думаете , ребята?

Слова родственные у совести.

Совестить – стыдить

Совеститься –стесняться,удержаться  от чего –  то дурного .

Совестливый –поступающий по совести.

Совестно – стыдно.

Образ совестливого человека.

Он всё делает по совести ,стыдиться поступить нечестно,несправедливо .Это справедливый ,добросовестный,

ответственный человек .Он не совершает поступков ,которые уронят

его в глазах других .Совестливый не пройдёт мимо равнодушно чужой беды ,не увельнёт трусливо в сторону там ,где нужно постоять за человека.

Примеры из жизни класса.

-Встречали ли вы взрослых с нечистой совестью и наоборот совестливых взрослых?

Совесть выражается в глубоком осуждении или одобрении действий и поступков .Она побуждает человека следовать добру, отвращает его от дурных поступков и действий.

Пословицы о совести.

Как не мудри ,совесть не перемудришь.

Совесть без зубов загрызёт.

Лучше жить бедняком ,чем разбогатеть со грехом.

От человека утаишь ,а от совести не утаишь.  

Стыд – осознание вины.

Стыд – очень сильное чувство. Люди говорят можно сгореть от стыда,можно провалиться сквозь землю со стыда,покраснеть от сты да,не знаю куда деться от стыда.

Пословица.

В ком стыд ,в том и совесть. В этой пословице очень хорошо показана связь этих двух понятий.

Человек, который потерял чувство стыда,считаеться потерянным.

Примеры из жизни класса ,группы.

Воспитатель читает рассказ «Осколки в сердце»

Однажды молодой человек шёл по улице и увидел слепого  с кружкой мелочи у ног.То ли у человека настроение было дурное, то ли ещё что, только бросил он в эту кружку осколки битого стекла  и пошёл себе дальше .

Прошло 30 лет.Человек этот добился в жизни всего. И дети,и внуки, деньги,и хороший дом,и всеобщее уважение – всё у него уже было.

Только этот эпизод из далёкой молодости не давал ему покоя.

Мучила его совесть,грызла,не давала покоя.И вот на склоне лет он решил найти слепого и покаяться.Приехал в город ,где родился и вырос,а слепой так и сидит на том же месте с той же кружкой.

-Помнишь,много лет назад кто- то кинул тебе в кружку битое стекло – это был я.

Прости меня – сказал человек .

-Те осколки я выбросил в тот же день, а ты носил их в своём сердце 30 лет,- ответил слепой.

Беседа.

-Почему герой рассказа бросил осколки в кружку слепого?

-Как вы думаете ,когда у него появились муки совести?

-Как вы думаете хороших ли детей воспитал герой рассказа?

-Как вы думаете,почему герой рассказа всю жизнь помнил о каком-то нищем и слепом старике?  

Физминутка «Спортсмены»

Воспитатель.

Жизнь часто ставит человека перед выбором: сделать по совести или против совести .И этот выбор каждый должен сделать не ради похвалы или «показухи»,а ради правды ,ради долга перед самим собой .По этому решению люди и будут судить о человеке.

Ситуации.»Голос совести»

Оля шла по улице и увидела ,как маленький мальчик упал с велосипеда .Он не мог подняться и сильно плакал.»Не повезло малышу»,- подумала Оля.

Как поступила девочка ?

Как поступил бы ты?

Оля живёт по совести?

Двое друзей проходили мимо беседки .Внутри они увидели лежащего

человека. Всю дорогу ребята спорили: ему плохо или он употребил чрезмерное количество алкоголя?

Как поступили ребята?

Как поступил бы ты?

Собака ,которая живёт в интернате ,покусала одного из воспитанников.Директор распорядился прогнать собаку .Кому вы

будете сочувствовать?

 Игра «Стыдно или не стыдно»

Поднимите руки ,если считаете,что  этого нужно стыдиться.

-Физические недостатки.

-Некрасивые поступки.

-Поношенная или аккуратная одежда.

-Старомодная одежда.

-Неряшливый вид.

_Вульгарная внешность

-Грубое ,бездушное отношение к людям.

Воспитатель.Вы правильно определили чего нужно стыдиться.

Хотелось бы, и в жизни  ваша совесть помогала вам  различать добро и зло.

Воспитатель .Вся жизнь состоит из подобных ситуаций .На каждом шагу мы делаем выбор между добром и злом.Чтобы не ошибиться

нужно постоянно слышать голос своей совести. Этот голос подскажет

вам ,хороши или плохи ваши поступки.

А чтобы совесть не молчала ,нужно её тренировать ,как тренируют мышцы ,ум – нужно её заставлять постоянно работать, выполнять

упражнения .Упражнения совести – внутренняя работа ума и сердца ,

когда человек размышляет о том ,что хорошего ,что плохого сделал за день.

Упражнение»Минута раскаяния»

Дети  рассказывают о плохих поступках Упражнение»Минута прощения»

Воспитатель .Большое начинается с малого. Жизнь постоянно

ставит нас перед выбором:дома,в школе ,в общественных местах

и наедине с собой.И мы порой не замечая делаем выбор. Не замечаем тяжёлую мамину сумку ,позволяем взять с тарелки лучший кусок, подставить малышу подношку ,прочитать чужое письмо ,не всту

питься за товарища .Позволяем себе мелкую ложь, ,маленькое предательство,грубость,оправдывая свои плохие поступки, человек идёт на сделку со своей совестью,разрушая свою личность.  

-Мне бы хотелось, чтобы поступать по совести стало для каждого

из вас привычкой ,чтобы вы научились чётко оценивать свои  поступки, ,критически относиться к себе .Пусть ваша совесть помогает

вам различать добро и зло.

Рефлексия О чем мы сегодня говорили на занятии?

Что такое совесть?А что вы скажите о стыде?Домашнее задание. Прочитать сказку Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

Спасибо за активное участие .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...

Классный час по теме "Совесть - мерило нравственности"

В аботе представен материа дя поведения кассного часа по теме "Совесть - меило нравственности"...

Разработка урока «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе.

Разработка урока  «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе....

Презентация по обществознанию на тему "Совесть"

Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние»....