Разработка урока «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе.
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Чако Светлана Иосифовна

Разработка урока  «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока

 «Тема совести в отечественной литературе» в 11 классе.

Методический комментарий:

Хочу рассказать об одном из вариантов решения сложной и фундаментальной проблемы реализации личностно ориентированного обучения. Напомню основные позиции личностно ориентированного обучения:

Ученик – субъект обучения.

Образовательный процесс- процесс взаимодействия субъектов, основанный на диалоге, обмене мыслями, сотрудничестве с учителем, одноклассниками, текстом и его автором.

 Всё подчинено формированию личности ученика. Работа над освоением учениками определённого минимума «знаний- умений – навыков» заменяется созданием активной речевой среды, способствующей развитию познавательных, эмоциональных, духовных, речевых способностей, формированию творческой личности с индивидуальным языком и стилем.

Усвоение знаний из цели образования превращается в средство развития способностей.

Подготовка дидактического материала и построение учебного процесса основывается на глубоком знании и грамотном использовании психологических, возрастных и индивидуальных особенностей личности.

 Свойства личности не «задаются», в соответствии с нормативами, а приобретают статус востребованных: они изначально заложены природой в ученике как потенциал его личностного саморазвития.

Ученику предоставляется свобода выбора цели, содержания, способов учения.

Меняется структура урока. Появляется потребность в уроках исследованиях, уроках-практикумах, уроках-дискуссиях.  Меняется критерий ценности учителя - он тоже самоценен как явление.

Учитель и ученик образуют систему отношений, где каждый выступает как источник импульсов для личностного саморазвития.

Личностно ориентированное обучение – это адаптивная система, в которой через организацию единой для всех (в рамках урока), но разнородной образовательной среды создаются условия для внутренней дифференциации каждого ученика на основе его личностных проявлений:

  • познавательных интересов, потребностей,
  • возможностей, личностно значимых и жизненных установок

Личностно ориентированная среда – это развивающая речевая среда, основой которой является текст.

  • Обязательные условия работы на уроке – предоставление ученику возможности выбора (цели урока, текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п.), ориентация на диалог и полилог, создание атмосферы доброжелательности, когда поощряется самостоятельность, инициатива, творчество.
  • Личностная направленность обучения русскому языку на основе работы с текстом, как показала практика, становится эффективной, если она строится с учётом возрастных, психологических, индивидуальных возможностей школьников, через активизацию их эмоций, интеллектуального интереса, мотивацию, а также через изучение и учёт учебных переживаний.
  • Существует мнение, что такой подход к ученику и к урокам развития речи не содержит ничего нового, что образование традиционно ориентировалось на личность, что достаточно методик, ориентированных на разноуровневый, дифференцированный и индивидуальный подходы. Но все они исходят из того, что личность активно формируется под влиянием обучающих воздействий (преобладает такая ценность обучения, как знания), во-вторых, из необходимости распределять детей в группы и работать с группой, а не с каждым отдельно. Субъекность, смыслотворчество, критичность и другие, собственно личностные качества при этом не рассматриваются как самоценные.

Развитие речи необходимо понимать не традиционно узко – как обучение сочинениям и изложениям, а как выработку умений осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях. При этом важно соблюдать принцип системности в обучении. Без этого невозможно построить ни одну технологию.

Опыт работы по представленной методике формирования творческой личности  показывает, что можно добиться существенных позитивных изменений: возрастает читательская активность учеников, их стремление к диалогу с авторами, учителем, одноклассниками, желание обогатить свою речь, научиться образно и точно выражать свои мысли и чувства, собственное отношение к обсуждаемой теме.       

 Главным результатом выполнения всех типов упражнений должно быть овладение умением осуществлять:

                  Понимание замысла текста;

  • Восстановление конситуации создания текста;
  • Объяснение приёмов и средств, которыми автор достигает реализации своего замысла;
  • Объяснения влияния грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста;
  • Сочинение собственных текстов, адекватных заданной речевой ситуации.

Такая структура урока оптимальна и при изучении русского языка, и при изучении литературы. Анализ текста – это работа, требующая соединения этих двух предметов в урок русской словесности. Пример такого урока предлагаю в 11 классе – «Тема совести в отечественной литературе».

Произведения для обсуждения и анализа:

Лирика:

Пушкин А.С. «Стихи, сочиненные ночью, во время бессонницы»

Тютчев Ф.И. «Бессонница»

Некрасов Н.А. «Рыцарь на час»

Ахматова А.А. «Музе»

Маяковский В.В «Неоконченное»

Чичибабин Б.А. «Спокойно днюет и ночует …»

Твардовский А. «Я знаю, никакой моей вины»

Проза:

Чехов А.П. «Скучная история», «Случай из практики», «Палата №6»

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание» (эпизод «Первый сон Раскольникова»)

Булгаков М.А «Мастер и Маргарита» (эпизод «Сон Пилата»)

Публицистика:

Академик Баев А.А. «Вопрос о моральной ответственности…»

Солженицын А.И. «Раскаяние и самоограничение…», Из «Нобелевской лекции»

Текст для анализа и сочинения-рассуждения

Ф. Искандер «Откуда взялась человеческая совесть?»

Исходный текст

Ф. Искандер

Откуда взялась человеческая совесть? Практика нашей сегодняшней жизни показывает, что, как правило, бессовестные побеждают совестливых. Бессовестность нападает коварно и неожиданно,  а совесть не готова к нападению – ведь она сторожит не врага, а нас самих. И тем не менее она продолжает жить как высшее свойство человеческой души.

Разного рода политические злодеи пытались доказать, что совесть всего лишь архаический предрассудок, что она имеет классовый или расовый характер. Народы, принявшие подобные учения, освобождались от тормозов совести, приобретали динамическую силу и сравнительно легко завоевывали другие народы. Но в конце концов их победоносные империи неизменно разваливались. Думаю, совесть порабощенных народов к этому времени успевала проснуться и возмутиться. А человек с возмущенной совестью становится сильнее негодяя.

Практически все современные развитые государства более или менее стабильно существуют, потому что они себя считают совестливыми, да, в общем-то, и стараются быть совестливыми, то есть бессовестность проявляют с большими паузами и под мощным прикрытием пропаганды.

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли. Я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утонченной совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть, хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью попадет в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение становится привычкой.

А самое опасное для страны – это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжет. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта…

Но эта тема не уложилась у меня в одну только прозу:

Совесть есть, друзья,

Реальность Бога,

И реальность совести есть Бог.

Задания группам

Группа 1. Лирика 19-20 веков

  1. Установите родственные связи стихотворения А. Твардовского с лирическими произведениями  поэтами 19-20 веков. Как вы объясните присутствие в этих стихотворениях темы мучительной бессонницы? Как эта тема помогает понять идею каждого произведения?
  2. Охарактеризуйте лирического героя одного из прочитанных вами стихотворений.

Группа 2. Проза А.П. Чехова (Скучная история», «Случай из практики», «Палата №6»)

  1. В рассказе «Случай из практики» объясните слова доктора Королева: «У вас почтенная бессонница; как бы то ни было, она хороший признак».
  2. Каков смысл финала рассказа «Палата №6»? Что видит во сне доктор Рогов? Как эта картина противопоставлена всему предшествовавшему повествованию?

 Группа 3. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Часть 1, глава 5. (Эпизод «Сон Раскольникова»)

  1. Почему совесть Раскольникова с особой силой говорит во сне?

Группа 4. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». (Эпизод «Сон Пилата»)

  1. Почему во сне Пилат постоянно переигрывает ситуацию выбора, сделанного однажды?
  2. Почему нет прощения барону Майгелю и Алоизию Магарычу, но прощены Фрида и Понтий Пилат?
  3.   В романе Мастер отпускает Пилата, объявляя его свободным, но сам остается в «вечном приюте». Пилат уступает место Мастеру. Как вы объясните конечный приговор Мастеру: «Он не заслуживает света, он заслужил покой»?
  4. Почему роман Булгакова не мог быть опубликован до 1984 года?

Группа 5. Публицистика 8о-х годов 20 века.

  1. Кого обвиняют авторы в совершившихся и совершающихся злодеяниях? Близка ли вам гражданская позиция этих строк?

Группа 6. Речеведческий анализ текста

 Определите тему предложенного текста. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с его точкой зрения? Свой ответ аргументируйте, опираясь  на те сведения, которые были получены на уроке.

 Из работ учеников

«Я согласна с автором и считаю, что в определенный момент совесть просыпается в человеческом сознании и направляет его  на правильный путь. Ярким примером тому служит роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Раскольников, главный герой романа, совершив преступление, испытывает муки борьбы гордого рассудка с чуткой совестью. Завершается эта борьба нравственным «воскресением» Раскольникова. Но иногда совесть не излечивает душу, а выступает в роли палача, от которого нельзя ничем откупиться. Так, в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» прокуратор Иудеи Понтий Пилат из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру идет против своей совести и велит казнить ни в чем не повинного Иешуа. За это Понтий Пилат наказан страшными муками: много бессонных ночей терзается он из-за того, что не пошел «на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виновного безумного мечтателя и врача».

Наша совесть служит своего рода ограничителем для нашего рассудка, чтобы наши поступки не выходили за рамки общепринятых норм. Не будь у человеческой души этого свойства, общество было бы обречено на неминуемую гибель.» (Шарипова Рита)

«Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий!» - сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев. И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, его внутренний голос. Он намного действенней, чем бесконечные призывы  учителей и родителей. Совесть не ошибается. Поступок по совести никогда не приведет к разочарованию. Она есть божественное начало, которое дано человеку. Совесть не взвешивает, не рассчитывает и не заботится о выгоде. Может, только согласие с совестью дает удовлетворение в итоге этой жизни. Совесть! Как много она может! Как писал русский поэт Василий Андреевич Жуковский:

Сколь неизбежна власть твоя,

Гроза преступников, невинных утешитель.

О, совесть! Наших дел закон и обвинитель,

Свидетель и судья!                                                                               (Дмитриева Дарья)

«Что же такое совесть? «Совесть есть, друзья, реальность Бога, а реальность совести есть Бог»,- отвечает автор. Фазиль Искандер говорит, что совесть присуща всем людям, и каждый может воспитать в себе совесть. Бессовестность, говорит автор, очень опасна. Так, для страны нет ничего хуже, чем государственная бессовестность. Государство, которое лжёт своему народу, в ответ получает лишь большую ложь, обрекая себя на разрушение.

Только совестливое государство может стабильно существовать и развиваться. Бессовестное государство может просуществовать недолго: оно быстро разовьётся, но так же быстро и исчезнет. Освобождаясь от моральных ограничений, страна быстро окрепнет, скорее всего, используя агрессию как способ развития. Но сила такой страны не сможет спасти её от разрушения. Её разрушат совесть порабощённых народов и проснувшаяся совесть родного народа. А люди с возмущённой совестью всегда сильнее  негодяев» (Сабиров Тимур,11-Б)

«Вторая Мировая война началась из-за того, что в Германии господствовала идеология фашизма, провозглашавшая, что германский народ – избранный, а остальные народы должны ему подчиняться. Фашисты считали, что им можно все, и любыми методами нужно заставить остальных подчиниться. Как и следовало ожидать, эта бессовестная, жестокая идеология была развенчана, но из-за нее погибли миллионы людей.»  (Коротков Максим, 11-Б)

Задавая вопрос о том, можно ли воспитать совесть, Фазиль Искандер, хотя и кратко, но точно отвечает на него.  Он абсолютно  убежден в том, что «совесть… есть у каждого человека».  Даже если она выражается очень слабо, все же можно создавать условия для того, чтобы совесть развивалась.  Автор прав, говоря о том, что коллектив способен  оказать влияние на формирование нравственности отдельной личности, особенно если человек дорожит коллективом. По-моему, не только коллектив может повлиять на развитие лучших нравственных качеств человека. Но и семья тоже в большой мере способствует этому.  Ведь если в семье принято не лгать друг другу, ответственно относиться к своим обязанностям, уметь ценить чужой труд, заботиться о стариках и малышах, то можно быть уверенным, что здесь вырастет совестливый человек. Мне кажется, совестливое поведение такого ребенка будет проявляться не только дома, но и в школьном коллективе, и в любом другом.

В художественной литературе можно найти множество примеров, показывающих, насколько проявление совести зависти от того, как человека воспитывали. Обратимся к роману  Л.Н. Толстого «война и мир».  Вспомним эпизод, когда Наташа Ростова, покидая вместе с семьей Москву, требует чтобы подводы, на которых хотели вывезти домашний скарб, была отдана раненым.  Ей трудно было даже вообразить, что они покинут город , а раненые останутся в занятой французами Москве. И ведь эта  девушка, воспитанная в народных традициях, сумела пробудить совесть и у матери, и у отца.

Высоконравственные люди способны и в других побудить желание жить, соблюдая высокие законы.  Крестьянин-праведник Платон Каратаев не только жил в ладу с миром и людьми, но и сумел воскресить зашедшего в духовный тупик Пьера Безухова, оставшись для него навсегда олицетворением духа простоты и правды.

Нравственные проблемы, затронутые Фазилем Искандером, не перестанут быть   актуальными никогда, потому что совесть - нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, которое побуждает к истине и добру.

(Косолапов Никита, 11-Б)

Важно сказать о том, что своим стабильным существованием государство обязано совести и что самая большая опасность для страны – государственная бессовестность. В ответ на ложь государства недовольства народа растет, приводя к бунту и анархии. Какой разумный гражданин будет выполнять свои обязанности, когда государство обманывает своих граждан?

Разговор о совести чрезвычайно актуален. Об  этом написаны  романы  Достоевского и Толстого, Булгакова и Солженицына… Совесть – это неотъемлемая часть души человека, не зависящая от цивилизации и воспитываемая самим человеком. Совесть – это основа стабильности государства, основа жизни каждого человека. (Байцерова Юлия, 11-Б)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока тема "Плотность вещества"7 класс

Данный урок построен на деятельностной основе....

Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс

Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...

Методическая разработка урока Тема: «Волоколамский край в 16-17 вв.» 7 класс

Методическая разработка урока по теме: «Волоколамский край в 16-17 вв.»7 класс...

Разработка к уроку внеклассного чтения по литературе 11 класс "Тема семьи в литературе второй половины XX в."

Материал предназначен учителю в помощь проведения урока внеклассного чтения 11 класс...

Разработка урока. Тема: Изменение рельефа суши во времени. 6 класс

Цель:  Способствовать формированию понимания причин разнообразия рельефа, как результата деятельности внутренних и внешних сил, закрепление понятий: рельеф, формы рельефа...

География 7 класс разработка урока. Тема: Африка КВН

Обобщающий урок по теме: Африка.Цель:  Закрепить знания и определить уровень знаний по изученной теме.Технология: Групповое обучение. Игровая технология....

Методическая разработка. Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021.

Презентация к уроку. Тема урока: "Мир животных. Красная книга". 5 класс 02.04.2021....