урок русского языка по подготовке к ГИА
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Иванченко Елена Николаевна

Урок разработала сама, но материал брала из книги Егораевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka.docx2_.docx375.07 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt520 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Цель урока:

образовательная – продолжить отработку навыка  написания сочинения – рассуждения на лингвистическую  тему в рамках подготовки к ГИА;

развивающая:

-развивать умение объяснять и доказывать;

-формировать умение работать с  теоретическим материалом урока, находить необходимый для приведения аргументов.-

воспитывающая – формировать  культуру речевого общения, творческую, речевую и мыслительную активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений;

Тип урока: урок – практикум.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, теоретический распечатанный материал, памятка «Как писать сочинение рассуждение».

I.Сообщение темы, цели и задач практикума;

( Слово учителя: Сегодня мы продолжим работу над навыком написания сочинения-рассуждения.  Но сегодня мы будем учиться писать сочинение на лингвистическую тему. – 1минута. ( 1 слайд)

  1. Мотивация учебной деятельности учащихся;

Давайте посмотрим, чему же мы должны научиться. Для этого прочитаем формулировку тему сочинения ( 2 слайд)

- Что мы должны знать и уметь, чтобы написать это сочинение. ( 3 слайд) (дети должны сами сформулировать выводы)

(во-первых, знать структуру сочинения- рассуждения;

во-вторых, знать, что является лексическим  явлением, а что грамматическим;

в-третьих, уметь создавать  текст заданного типа.) (3 минуты)

  1. Повторение необходимого материала (работа в группах).  Группы сформированы по уровню познавательной активности. 15 минут: 5 минут работа в группе, 10 минут – отчет групп.

1 группа: ( слабые ребята) Из разобранных текстов собирают сочинение- рассуждение, находят структурные части, делают вывод о том, каковы структурные части сочинения- рассуждения. Тексты им даны по образцу будущего сочинения. Тексты потом остаются у них для дальнейшей работы.

Задания группе:

  1. Соберите тексты сочинения.
  2. Определите структурные части сочинения.
  3. Вспомните названия частей и запишите на раздаточном листе план вашего будущего сочинения.

Материал для группы:

  1. Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю». Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными  вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.

Так, в составном глагольном сказуемом «продолжали расшатывать» (предложение 11) вспомогательный глагол «продолжали», выражающий грамматическое значение прошедшего времени и изъявительного наклонения, указывает на продолжение действия, а инфинитив «расшатывать», выражающий лексическое значение, означает «колебать, приводить в неблагоприятное, ненадежное состояние».

 Следовательно, употребляя данное составное глагольное сказуемое, рассказчик сообщает читателю о незавершенности действия.

  1. Лингвист Степанов А. Г. прав, утверждая, что «словарь языка свидетельствует о чем люди думают, а грамматика – как они думаю». Безусловно, в лексике отражается вся картина мира, а отношения между реальными  вещами, событиями передает грамматика. Эти явления можно рассмотреть в синтаксисе текста.

Во-первых, простые глагольные сказуемые «выменивал, выклянчивал, окупал, нервничал» в предложении 3 стоят в форме прошедшего времени изъявительного наклонения. Так автор хочет показать, что действия, о которых повествует рассказчик, были в далеком прошлом. Во-вторых, лексическое значение данных глаголов позволяет увидеть, с каким трудом создавалась коллекция марок и сколько сил было отдано повествователем этому занятию.

Следовательно, благодаря данным сказуемым читатель может понять, как много значила для рассказчика их общее с сыном увлечение. (80 слов)

2 группа: (ребята со средними учебными способностями). Они должны систематизировать предложенные материалы  и ответить на вопрос: Как можно определить лексическое значение в слове.

Задания группе:

  1. Систематизируйте предложенный материал по способам обозначения лексического значения слов.
  2. Обсудите в группе, как можно определить лексическое значение слова
  3. Выводы запишите на раздаточный листок.

Материалы для группы:

1 Крупное Лиственное дерево. (дуб)

2.Большое хвойное дерево с короткими иголками. (ель)

3. Фруктовое дерево с плодами, похожими на лампочку. (груша)

4. Южное дерево с крупными оранжевыми плодами. (апельсин)

                

  1. Антракт, перерыв, отдых.
  2. Красивый, симпатичный, привлекательный.
  3. Бежать, лететь, мчаться, нестись.
  4. Смелый, храбрый, отважный.

Вывод, который должны сделать ребята: Лексическое значение слова можно определить:

  1. Подбором зрительных образов.
  2. Подбором синонимов.
  3. С помощью описательного оборота.

3 группа.  ( с хорошими учебными возможностями) Определяют грамматическое значение в словах. Им дается набор слов, они должны связать слова в предложение, определить грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Сделать вывод: что такое грамматика. Какие значения могут быть в слове?

Задание группе:

Ненавидеть, диктатор, ничто, хороший, человечество, они, никогда, приносить, не.

(должно получиться: Ненавижу диктаторов, ничего хорошего они никогда не приносили человечеству)

Задание группе:

  1. Соберите слова в предложение. Запишите его на раздаточном листе.
  2. Определите грамматическое значение подлежащего и сказуемого. Как они связаны между собой? Выводы запишите на раздаточном листке.
  3. Какой раздел лингвистики помог вам связать слова в предложении?
  4. Дайте определение этому разделу.
  5. Какие значения могут быть в слове, исходя из заданий вашей группы

Предполагаемый вывод: Грамматика – раздел лингвистики, который охватывает собой вопросы морфологии и синтаксиса, словообразования. А в слове имеется и грамматическое и лексическое значения.

4 группа:  (Задания: им нужно подобрать подходящие слова для определения грамматики.

Грамматика охватывает собою:

Законы и правила                                      слов.

построения

Законы и правила                                      слов.

изменения

Законы и правила                                   слов, образование словосочетаний на основе этих соединений;

образования

Законы и правила                                   предложений;

соединения

Должно получиться:

Грамматика охватывает собою:

  1. Законы и правила образования слов;
  2. Законы и правила изменения слов;
  3. Законы и правила соединения слов, образование словосочетаний на основе этих соединений;
  4. Законы и правила построения предложений;

5 группа: сильная группа ребят создают вступление и теоретическое обоснование высказывания.

Задание группе:

  1. Прочитайте ещё раз формулировку задания С2. 1. 2
  2. Исходя из требований, начните сочинение, прежде обсудите начало между собой.
  3. Прочитайте критерий С1.К1. Обсудите, как вы понимаете «теоретическое обоснование».
  4. Запишите в одно предложение. Как вы понимаете смысл высказывания лингвиста Степанова.
  5. Запишите на раздаточный листок несколько возможных вариантов.

Отчет групп:

1 группа – структура сочинения-рассуждения (слайд)

2 группа –Лексическое значение слова можно выразить с помощью _____________/( слайд)

3 группа – в слове имеется и лексическое и грамматическое значение (слайд)

4 группа - Грамматика охватывает собою: (слайд)

5 группа выводы пишет на доске.

  1. Практикум по отработке навыка..

Учитель: Следующим этапом у нас будет нахождение аргументов. Я предлагаю вам сегодня их писать на примере сказуемых..Расскажите о сказуемом, используя имеющийся у вас теоретический материал. (слайд 6,  схематично показывающий материал)

 (этот материал у каждого, в зависимости от уровня групп, они готовят ответы) (5 минут на повторение теории)

Типы сказуемых.

Сказуемое может быть простым и составным.

Простое сказуемое выражено одним словом. Оно передаёт и лексическое, и грамматическое значение. Простое сказуемое может быть только глагольным. Порою звучный топот коня раздавался по улице.

Составное сказуемое выражено двумя словами: основным и вспомогательным. Основное слово выражает основное лексическое значение сказуемого, вспомогательное – грамматическое и добавочные лексические значения. Вспомогательное слово может быть пропущено.

 По способу выражения основной части составное сказуемое делится на глагольное (основная часть инфинитив) и именное (основная часть – имя) Мы начали заниматься историей. (начали - вспомогательное слово, грамматическое значение – 1 лицо, мн. Число, прош. Время и добавочное лексическое значение начала действия;  заниматься -  основное слово, глагол, лексическое значение – «учиться, изучать») День был прекрасным. ( был – вспомогательное слово, глагол связка, грамматическое значение – ед. число, прош. Время, м. род и добавочное лексическое значение существования; прекрасным- основное слово, имя прилагательное лексическое значение – «очень хороший». В настоящем времени связка упускается: День прекрасный

Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в каком-либо наклонении. Птицы поют. Поторопитесь, мы уже опаздываем. Без вас я не нашел бы ничего.

Простое глагольное сказуемое может быть выражено формой будущего сложного времени. Мы будем ждать поезд.

В настоящем и будущем времени сказуемое употребляется в том же числе. Что и подлежащее. Я думаю о сне. Облака перемещаются очень быстро.

В прошедшем времени и в условном наклонении сказуемое употребляется в том же числе, а в единственном  числе – в том же роде, что и подлежащее. До нас дошли интересные слухи. Если бы она пришла вчера, вопрос решался бы быстрее.

 В повелительном наклонении сказуемое употребляется в том же числе и лице, что и подлежащее. Ты с басом, Мишенька, садись против альта.

Составное глагольное сказуемое состоит из основной и  вспомогательной  части.

Основная часть выражена инфинитивом. В этой  части заключено основное лексическое значение сказуемого.

Вспомогательная часть выражает грамматические значения (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические  значения (начало, продолжение, конец действия –начать, перестать, приняться, продолжить; желательность, возможность, необходимость действия – мочь, хотеть; долженствования –должен, принужден, надо, необходимо; эмоциональную оценку действия – любить, рад).

Вспомогательная часть может быть выражена глаголом (мочь, хотеть), кратким прилагательным (рад, должен и др.), словами состояния (надо, грустно и др.)

Составное именное сказуемое состоит из основной и вспомогательной части.

Основная часть выражается формами имён, а также местоимениями, причастиями, словами состояния. Книга была интересной  Он стал плотником. Комната озарена солнцем. В комнате было темно.  Трава уже скошена. Ты кто?  Два да три – пять   в этой части заключено основное лексическое значение.

Вспомогательная часть (связка) выражает грамматическое значение (наклонение, время, лицо) и дополнительные лексические значения. Отсутствие связки указывает на настоящее время. В этом случае говорят о нулевой связке. День морозный.

В роли связки выступают глаголы: быть, являться, оставаться, становиться, делаться, казаться, представляться, считаться, слыть и др.

При глаголе являться имена существительные и прилагательные,  входящие  в состав сказуемого. Ставятся только в творительном падеже. Это явилось неожиданностью. Эта новость является странной.

В состав именного сказуемого могут входить частицы: это, словно, как, будто, не и др.

-Какие ключевые слова нам помогают найти аргументы? (сказуемое выражает лексическое и грамматическое значение).

- составьте по демоверсии в книге Драбкиной стр. 12 свои аргументы.

План работы ( на слайде)

  1. Найдите сказуемое.
  2. Определите его лексическое и грамматическое значение.
  3. Как сказуемое связано с подлежащим.
  4. Обсудите в группе получившиеся выводы.
  5. Запишите выводы в тетрадь.

Для 1 группы подсказкой является сочинение, которое они собрали.

Для 2, 3, 4 группы даю слова подсказки. 5 группа работает самостоятельно.

 

1.Так, в составном  глагольном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а инфинитив____________________,выражающий лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ……………………..

2.Так, в составном именном сказуемом _________________________________ (в предложкении___) вспомогательный глагол, выражающий грамматическое значение ………………………указывает на _____________________________, а именная часть ___________________,выражающая  лексическое значение, означает______________________. Сказуемое согласуется с подлежащим ___________________________________.

  1. Так,  простое глагольное сказуемое …………………………………………( в предложении …….)обозначает__________________________________________ Оно связано с подлежащим в ………………………………. И выражается в форме …………………..  

- Что же у вас получилось? (обсуждение получившихся аргументов) (3 минуты)

- Нам не хватает вывода? Как мы можем закончить работу?

(Возможные варианты вывода:

  1. Таким образом, лексический состав языка и его грамматические законы очень часто оказываются слиты воедино и помогают понять высказанную мысль.
  2. Вот так связь лексики и грамматики помогает понять мысли говорящего и его настроение.
  3. Следовательно, грамматические законы формируют предложение, а лексика  составляет его смысловую строну.

 V  Выводы урока:

- Чему мы учились на уроке?

- Что показалось тяжелым?

- На каком грамматическом материале вы будете писать сочинение?

Учитель: Конечно же грамматика языка и лексика значительно шире. Мы сегодня учились на конкретном примере писать сочинение – рассуждение. На следующих уроках продолжим работу и будем учиться на другом лингвистическом материале писать сочинения рассуждения.

VI. Домашнее задание написать сочинение по тексту в книге Драбкиной стр. 174 часть 2

 ( отрывок их книги Троепольского) (слайд)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему

Слайд 2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» . Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера). Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Степанова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов..

Слайд 3

Знать: -структуру сочинения- рассуждения -что является лексическим явлением, а что грамматическим. Уметь создавать текст .

Слайд 4

Тезис Почему это так? Потому что (так как)… Аргумент 1 Аргумент 2 Что следует из вышесказанного? В ы в о д

Слайд 5

Лексическое значение можно определить путем подбора синонимов или с помощью описательного оборота. Цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина

Слайд 6

Грамматика – раздел лингвистики, который охватывает собой вопросы морфологии, словообразования и синтаксиса.

Слайд 7

слово Лексическое значение Грамматичес - кое значение добавочное к лексическому

Слайд 8

Грамматика охватывает собою: Законы и правила образования слов; Законы и правила изменения слов; Законы и правила соединения слов, образование словосочетаний на основе этих соединений; Законы и правила построения предложений.

Слайд 9

Простое глаголь - ное Глагол в форме какого-либо наклонения (выражает лексическое и грамматическое значение) В лесу звонко пели птицы Составное глаголь - н ое Вспомогательный глагол (выражает грамматическое значение) + неопределённая форма глагола (выражает лексическое значение) Сестра стала рассказывать о поездке. Составное именное Глагол - связка (выражает грамматическое значение или грамматическое значение и часть лексического) + именная часть (выражает основное лексическое значение) Дедушка был огорчен случившимся. Виды сказуемых.

Слайд 10

План работы над сказуемым . Найдите сказуемое. Определите его лексическое и грамматическое значение. Как сказуемое связано с подлежащим. Обсудите в группе получившиеся выводы. Запишите выводы в тетрадь.

Слайд 11

. Домашнее задание - написать сочинение по тексту в книге Драбкиной стр. 174 часть 2 ( отрывок их книги Троепольского)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ.

Аналитический отчет по методической теме"Использование ИКТ на уроках русского языка  при подготовке к ЕГЭ.Новый толчок развития ИКТ получили в начале 21 века, когда информатизация образования ста...

Конспект урока русского языка:" ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему"

На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка при подготовке к ГИА в 9 классе

КТП дополнительных уроков русского языка в 9 классе для учителя-предметника при подготовке к ГИА...

Использование ИКТ на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Интернет даёт возможность собрать богатейший материал к урокам, разные варианты интерактивного контроля знаний. Это различного вида интерактивные тесты, разработки уроков, презентации. В связи с...

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка при подготовке к ГИА»

Мастер-класс по теме: «Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках  русского языка при подготовке к ГИА»...

Тема: «Подготовка к сжатому изложению. Приёмы сжатия текста». «Формирование УУД на уроках русского языка при подготовке выпускников к итоговой аттестации» .

Методическое обоснование урокаДанный урок русского языка является частью системы уроков по подготовке к написанию итогового изложения в 9 классе.В основу данного урока положен системно-деятельностный ...