Интегрированный.Портрет. Искусство портретной живописи Х1Х века.
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Дмитриева Людмила Викторовна

ЦЕЛИ УРОКА:

 

1. Систематизировать знания учащихся об описании внешности человека.

2. Закрепить знания учащихся о стилях речи.

3. Продолжить знакомство учащихся с портретной живописью XVIII-XIX веков.

4. Научить составлять искусствоведческий  текст при анализе мастерства художников-                

    портретистов.

5. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.

 

ОБОРУДОВАНИЕ:

 

Репродукции портретов художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда), портрет царицы Египта Нефертити, «Портрет А.П.Струйской» Ф.С.Рокотова, текст стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет» (на каждую парту).

 

ЭПИГРАФ ( на доске)

 

«Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.»

                                                                                                   Ф.М.Достоевский. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа обучения № 420 Колпинского района города  Санкт-Петербурга.

Методическая разработка интегрированного урока развития речи и ИЗО в  7 классе

«ПОРТРЕТ. ИСКУССТВО ПОРТРЕТНОЙ ЖИВОПИСИ XVIII-XIX ВЕКОВ».

Автор – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной

категории, почётный работник общего образования Российской Федерации

ДМИТРИЕВА ЛЮДМИЛА ВИКТОРОВНА.

Программа основного общего образования по русскому языку к учебникам 5-9 классов /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский/.

Уровень образования сильный.

Адрес образовательного учреждения:

Санкт-Петербург, Колпино, улица Вавилова д.9

Контактный телефон 469-40-72, 8921-752-79-90

2011 год

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Систематизировать знания учащихся об описании внешности человека.

2. Закрепить знания учащихся о стилях речи.

3. Продолжить знакомство учащихся с портретной живописью XVIII-XIX веков.

4. Научить составлять искусствоведческий  текст при анализе мастерства художников-                

    портретистов.

5. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Репродукции портретов художников Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда), портрет царицы Египта Нефертити, «Портрет А.П.Струйской» Ф.С.Рокотова, текст стихотворения Н.Заболоцкого «Портрет» (на каждую парту).

ЭПИГРАФ ( на доске)

«Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.»

                                                                                                   Ф.М.Достоевский.  

ХОД УРОКА.

I.  СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

  - Ребята, тема нашего сегодняшнего урока «Портрет. Искусство портретной живописи художников XVIII-XIX веков». Сегодня  у нас не обычный урок, а интегрированный. А что это такое, нам объяснит наш научный консультант.

Консультант (подготовленный заранее ученик).

  - Интегрированный – значит объединённый, то есть сочетающий в себе признаки разных предметов. В данном случае – признаки уроков развития речи и изобразительного искусства.

  - Сегодня на таком объединённом уроке мы систематизируем уже известные знания об описании внешности человека, продолжим знакомство с портретной живописью и подготовимся к составлению искусствоведческого текста к любому портрету одного из

художников-портретистов XVIII-XIX веков.

  II. РАБОТА С ЭПИГРАФОМ.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Ф.М.Достоевского.(Чтение).

1. Что такое эпиграф?

2. Как вы понимаете значение эпиграфа к сегодняшнему уроку?

Обобщение.

  Эпиграф – изречение, краткая цитата, предпосланная произведению и характеризующая его основную идею. Человек есть величайшая загадка природы. Венец мироздания. В разгадывании этой тайны огромную помощь оказывает описание его внешности.

III.    СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ПОРТРЕТЕ ЧЕЛОВЕКА.

  - С древних времён люди верили в волшебство, способное даровать вечную жизнь человеку. Удивительно, но такое волшебство есть. Это искусство.А что это такое? Послушаем нашего научного консультанта, который приготовил для нас несколько

справок.

Консультант.

  - Искусство - творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах (музыкальных, поэтических, живописных и т.п.)

  - Воспроизведение действительности…То есть того, что было…Несколько тысячелетий

назад скульптор-египтянин изваял лик царицы Нефертити, почти 500 лет назад великий

Леонардо да Винчи написал загадочную Мону Лизу…Взглянем ещё раз на эти известные

репродукции и вдумаемся в то, что мы видим людей, которых давно уже нет, а их портреты подарили нам удивительную возможность узнать, какими они были. Сила

искусства удержала людей, запечатлённых художником, от забвения. Они останутся с нами и теми, кто будет жить после нас.

  - Что же такое портрет? (Описание внешности человека).

  - Только ли это? Учёные высказывают предположение, что само слово «портрет» берёт начало от латинского глагола, означающего «извлекать на поверхность, выявлять».

  -Что же должен извлечь портрет? (Внутреннее содержание человека, его сущность).

Но ведь портрет человека можно нарисовать не только красками, но и словами.

         IV.   ПОВТОРЕНИЕ СТИЛЕЙ РЕЧИ.

  Описание внешности человека может быть написано в любом стиле речи. А какие стили речи вы знаете?

Заполнение таблицы на доске


Стиль речи                  Задачи описания внешности

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1. Разговорный             Передать впечатление от внешности человека

2. Деловой                    Дать наиболее точное, конкретное описание внешности в деталях

                                       ( например при розыске).

3. Научный                   Дать описание внешности человека как представителя расы

4. Публицистичекий    дать описание внешности человека как редставителя общества

        (социальный портрет).

5. Художественный     Описать внешность героя художественного произведения с целью

                                        его воссоздания в представлении читателя.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Вывод.

  В чём же притягательность хорошего портрета?

Позволяет увидеть не только внешность человека, но и понять самую суть его характера,

Мысли, чувства, место в обществе, отношения с другими людьми.

          V.  РАБОТА УЧИТЕЛЯ ИЗО С ПОРТРЕТАМИ ХУДОЖНИКОВ XVIII-XIX веков.

   Сегодня мы заново обратимся к величайшему искусству портрета и встретимся с шедевром портретной живописи художника Ф.С.Рокотова. Перед нами репродукция его картины «Портрет А.П.Струйской».

Уже знаменитый художник, Рокотов написал парные портреты пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского и его жены Александры Петровны. Александра Петровна была натурой цельной, доброй, заботливой. Близкий к семье Струйских князь И.Л.Долгорукий очень нежно отзывался о ней: «Мало женщин знаю таких, о коих обязан говорить с таким чувством признательности». Всмотритесь в этот портрет.

     - В чём его своеобразие?

     - Каковы художественные особенности портрета?

  - Какой вы увидели А.П.Струйскую на портрете?

  -Что вы можете сказать о характере героини?

       VI. АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ Н.ЗАБОЛОЦКОГО «ПОРТРЕТ».

  - Писатель Н.Заболоцкий при помощи словесных образов описал это величайшее произведение в стихотворении «Портрет».

1. Прослушивание стихотворения в исполнении заранее подготовленного ученика.

 Любите живопись, поэты!

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Её глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач.

Её глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Полувосторг, полуиспуг.

Безумной нежности припадок,

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

2. Беседа с учащимися.

  - В чём поэт видит волшебство живописи? (Переносит изменчивую душу на полотно)

  - Что, по мнению автора, является вечной загадкой в портрете Струйской? (Изменчивые   таинственные глаза – «полуулыбка, полуплач», «полувосторг, полуиспуг»).

     Стихотворение построено на приёме АНТИТЕЗЫ.

  -Что такое антитеза? ( Противопоставление).

  -Какие антитезы положены в основу стихотворения? (полуулыбка – полуплач, полувосторг –  полуиспуг, нежность – смертные муки ).

  - Что стремится подчеркнуть поэт, используя приём антитезы? ( Сложность натуры, зага-

дочность, многогранность характера, его противоречивость).

  - Как вы понимаете последнее четверостишие? Каково значение искусства в жизни человека? ( Возвышает душу, поддерживает в трудную минуту).

    VII. ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ ИСКУССТВОВЕДЧЕСКОГО ТЕКСТА.

  -Сегодня  мы будем учиться составлять искусствоведческий текст к портрету, который  

 вы выберете самостоятельно.

  - А что такое «искусствоведческий? Предоставим слово нашему научному консультанту.

Консультант.

 - Искусствоведческий -  относящийся к искусствоведению, то есть науке об искусстве.

    Попробуем составить план к подобному тексту.

                                             План.

1. Кто автор портрета?

2. Когда был создан портрет?

3. Кто изображён на нём?

4. Исторические сведения об изображённом человеке.

5. В чём художественные особенности портрета? (Художественное направление, тип портрета – парный, групповой и т.п.).

6. Описание внешности человека, изображённого на портрете.

7. Как автор портрета помогает понять внутренний мир героя картины?

8. Какое впечатление произвёл портрет на вас?

  VIII. ОБОБЩЕНИЕ.

1. Что такое искусство?

2. Что такое портрет?

3. Какой портрет произвёл на вас наиболее глубокое впечатление?

4. Чему мы научились сегодня на уроке.

IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

  Составить текст искусствоведческого характера к любому портрету одного из художников XVIII-XIX веков.

  X. ИТОГИ УРОКА.

Поставленные цели на уроке были реализованы полностью. Активность учащихся была высокой. Были закреплены знания о стилях речи, продолжено знакомство с портретной живописью XVII-XIX веков. Урок расширил общекультурный кругозор учащихся, продолжил развитие их монологической речи, способствовал формированию ключевых компетенций в предметной области,  исследовательской деятельности, плане самообразования, развитию качеств личности: эффективного общения, критического мышления, креативности, самостоятельности, рефлексивности.

XI. БИБЛИОГРФИЯ.

1. Программа основного общего образования по русскому языку к учебникам 5-9 классов

    / М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский/. 2010 г.

2. Сборник стихов поэтов  Российской Федерации. Москва. Издательство «Современник». 1987 год.

3. С.В.Сучков «Ф.С.Рокотов», Москва. Издательство «Художник РСФСР». 1976 год.

4. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла. 5-7 класс. Книга для учителя. Под редакцией А.Б.Малюшкина. Творческий центр «Сфера». Москва. 2003 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жанр портрета в Русской живописи XVIII века

Боровиковский Владимир Лукич (1757-1825 гг.)...

Портрет в русской живописи 18 века.

Презентация по МХК, Искусству...

"Направления в живописи 20 века"

Презентация к уроку "Изобразительное искусство 20 века"...

Основные направления развития зарубежной живописи XX века.

Основные направления зарубежной живописи XX века: кубизм, сюрреализм, абстракционизм... Презентация подготовлена по материалу учебника Г.И.Даниловой "Мировая художественная культура" 11 класс....

урок МХК "Романтизм в европейской живописи 19 века"

В этом конспекте предлагается одна из версий проведения урока МХК по теме "романтизм" в искусстве....

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи"

Творческий проект по изобразительному искусству "Рыцарь. Взгляд сквозь века." Пособие "Образ рыцаря в живописи - альбом иллюстраций" представляет собой подборку иллюстрационного ма...