Трудные случаи при проверке творческих работ учащихся. Основные ошибки и их классификация.
статья по русскому языку по теме
В данном материале представлена классификация основных ошибок, а также приведенны примеры ошиьок и варианты их исправления из работ учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekstovye_oshibki.docx | 31.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕКСТОВЫЕ ОШИБКИ - вид ошибок, связанных с нарушением правил эффективного (для восприятия и понимания) построения текста. Текстовые ошибки проявляются в непродуманном расположении частей текста, нарушении логической связи между ними, в непоследовательности избранного способа развертывания содержания текста и т. д.
Вид ошибки | Пример |
Нарушение связности текста (т. е. отсутствие связи между предложениями внутри одного сверхфразового единства, между самостоятельными композиционными частями текста: основной частью и концовкой). | Автор в своём произведении использует очень интересный прием – контрастность.(Конец основной части). Книга мне очень понравилась, так как она многому учит.(Концовка). |
Неудачный выбор зачина. Текст начинается предложением, содержащим указание на предыдущий контекст, который в самом тексте отсутствует. |
|
Неудачная концовка (дублирование вывода). | Родители – это люди, о которых нельзя забывать, им надо помогать. Мы не должны забывать о родителях, должны навещать их, заботиться о них. |
Отсутствие последовательности в мыслях; бессвязность и нарушение порядка предложений. |
|
Невыделение абзацных отступов между самостоятельными частями текста. | Автор ставит свою героиню перед серьёзным выбором: с одной стороны – работа, успех, с другой – жизнь матери. Характеры главных героинь очень различны. Катерина Петровна – любящая, с доброй душой. Настя – девушка, думающая только о работе, занятая «важными делами». |
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
Вид ошибки | Пример |
Словообразовательные ошибки | |
Нарушение структуры слова. |
|
Морфологические ошибки | |
Ошибки в образовании форм существительных. | Ученые исследовали пять племя. (Слово на -мя склоняется как обычное существительное среднего рода). |
Ошибки в образовании форм прилагательных. | Катерина Петровна более терпимее относилась к своей дочери. (Неправильно образована сложная форма сравнительной степени). |
Ошибки в образовании местоимений. | И ихнюю льдину унесло в открытое море. (Просторечная форма местоимения). |
Ошибки в образовании глагола. | Бежа изо всех сил, мы боялись оглянуться назад. (Образование ненормативной формы деепричастия от глаголов, не образующих этой формы) |
Синтаксические ошибки | |
Нарушение норм согласования | Тема этого произведение – отношения матери и дочери. |
Нарушение норм управления | Надеюсь, этот случай послужит хорошим примером для той учительнице. |
Ошибки в построении предложения с однородными членами | Катерина Петровна любила и гордилась дочерью. |
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом | Читая этот рассказ, мне было очень жаль Катерину Петровну. |
Смешение прямой и косвенной речи | Катерина Петровна говорила, что я не хочу отвлекать дочь от важных дел. |
Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм | В глухой деревне живет старушка, она была одинокая. |
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ (нарушение лексических норм, т.е. норм словоупотребления и лексико-семантической сочетаемости слова). Лексические ошибки проявляются в нарушении сочетаемости, то есть на уровне семантики словосочетания, реже – предложения.
Вид ошибки | Пример |
Смешение значений паронимов. | Некоторые люди безжалостно отдают своих родителей в пансионаты. (Вместо «пансионы»). |
Употребление слова в несвойственном ему значении. | Казалось бы, близкие люди – мать и дочь, но взаимоотношения между ними как такового не было.(Вместо «взаимопонимание»). |
Неразличение оттенков значений синонимов. | Настя очень трудолюбивая, стремительная, но в то же время черствая, жестокая по отношению к своей маме. (Вместо «стремительная»). |
Нарушение лексико-семантической сочетаемости слова. | В день похорон небо стояло хмурое. ("стоять" в зн. "иметь место" может только погода, жара). За ними приехал самолёт. |
Приписывание переносного значения слову, не имеющего его в системе литературного языка | Характер Насти говорит, что она очень трудолюбивая. |
Употребление лишних слов (плеоназм). | Она слишком поздно поняла и даже осознала, что случилось. (Сочетание двух синонимичных слов). |
Лексические анахронизмы, т. е. слова хронологически не соответствующие изображаемой эпохе. | В деревню, где жила старушка, услуги ЖКХ не предоставлялись. |
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом. | Моё отношение к этой проблеме не поменялось. (Вместо «не изменилось»). |
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов | Паустовский то и дело прибегает к употреблению метафор и олицетворений. |
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) | К. Г. Паустовский – мастер короткого рассказа. В этом произведении он мастерски описывает природу и человеческие отношения. |
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ – это употребление неуместных в данном стиле языковых средств.
Вид ошибки | Пример |
Употребление разговорно-просторечных слов в нейтральных контекстах. | Настя уезжала из Заборья тайком, чтобы не засветиться перед соседями. |
Употребление книжных слов в нейтральных контекстах. | Настя устраивает бьеннале скульптора Тимофеева. |
Неоправданное употребление экспрессивно окрашенной лексики | Старушка подарила ей допотопную шляпку со стеклярусом. |
Неудачные метафоры, метонимии, сравнения, эпитеты. | Титанические усилия Насти были оценены по достоинству: выставка всем понравилась. |
Отсутствие образных средств там, где они естественны и необходимы. | Наступила осень. Сад опустел. Катерина Петровна в последний раз вышла на улицу. |
Однообразие в построении предложений, в выборе конструкций. | Катерина Петровна сидела на диване. В комнате было темно. На столе стояла керосиновая лампа. Она немного освещала помещение. |
Употребление (особенно в устной речи) слов-паразитов. | Тихон, значит, сам отправил телеграмму от лица Насти. |
Употребление штампов, то есть избитых выражений с потускневшим лексическим значением и стёртой экспрессивностью. | Через весь рассказ красной нитью проходит тема одиночества. |
Многословие, вызванное использованием универсальных слов, то есть слов, которые употребляются в самых общих и неопределённых значениях. | В тексте выявлена проблема необходимости помощи близкому человеку. |
Многословие, вызванное расщеплением сказуемого, то есть заменой глагола сочетанием глагола с самым широким и неопределённым значением и отглагольного существительного. | Настя приняла решение во что бы то ни стало оказать помочь скульптору Тимофееву. (Вместо «решила помочь»). |
Употребление рядом или близко друг от друга в предложении однокоренных слов (тавтология | В глухой деревне живет старушка, доживающая свои последние дни. |
ПРАВОПИСНЫЕ ОШИБКИ
Вид ошибки | Пример |
Орфографические ошибки | |
Проверяемые гласные в корне слов | Сжалась в комок (ком), жила в одиночестве (один). |
Непроверяемые гласные в корне слова | Спасательная операция, летчик передал координаты, посетители галереи. |
Чередующиеся гласные в корне слова | Равнодушный человек, мы быстро вырастаем, полагается на интуицию. |
Правописание неопределенных местоимений | Некоторые исследователи, кое-кто из ребят, что-нибудь случится. |
Буквы З и С на конце приставок | Безжалостный человек, неиссякаемая энергия, бессердечное отношение. |
Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | Туман рассеивается, стихии борются, спорят. |
Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ- | Прелюбопытнейшие явления, во время пребывания, прибрежный городок. |
Правописание –ТСЯ и – ТЬСЯ в глаголах | Хочется нарисовать, решение оказывается простым, не могу насмотреться. |
Раздельное написание предлогов со словами | В верх горы, по склону, на лету, за городом. |
Е – И в окончаниях существительных. | По матемитики (по математике), у матере (у матери). |
Пунктуационные ошибки | |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами | Родные близкие нам люди часто бывают очень ранимыми |
Запятая в сложном предложении | Мы заботимся о людях которых едва знаем больше, чем о своих родных. |
Тире между подлежащим и сказуемым | Лондон город старых кирпичных зданий. |
Знаки препинания при причастном обороте | Паустовский глубоко сострадает женщине на старости лет забытой родной дочерью. |
Знаки препинания при деепричастном обороте | Она умерла в одиночестве не дождавшись свою дочь. |
Знаки препинания в предложениях с вводными словами | Но к сожалению не все люди об этом помнят. |
Список использованной литературы
- Работы учащихся 8 Б и 5 А классов МБОУ СОШ №1 г. Климовска Московской области
- Бутакова Л.О. Опыт классификации ошибок, свойственных письменной речи// Вестник Омского университета. – Омск: Омский государственный университет, 1998, Вып. 2. С. 72-75
- Капинос B.И. О критериях оценки речи и об ошибках, грамматических и речевых //Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку: 2-е изд., перераб. М., 1986
- Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок. Новосибирск, 1994. – 60 с.
- Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. М.: Либроком, 2009. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Применение технологии творческого развития на уроках математики...
Творческие работы учащихся и для работы с учащимися
Материал может быть использован на уроках истории и МХК...
Проектная работа - эффективное средство организации самостоятельной, творческой работы учащихся.
В своей работе я применяю метод проектов уже несколько лет и вижу, что он приносит свои положительные результаты. Тема работы, уровень сложности содержания выбирается в соответствии с интересами и уро...
Тема работы: «Символ верности, любви и надежды» - творческая работа учащихся
XVII городскаяолимпиада пошкольному краеведению,посвящённая 70-летиюПрохоровскоготанкового сражения...
Творческая работа учащегося 6 класса по теме "Завтрак учащихся в Англии и России". Традиции и современность.
Совместная творческая работа ученицы 6 класса и учителя английского языка является прекрасным материалом для научно-практической конференции.Тема исследования"Завтраки учащихся Англии и России.Т...
Элективный курс по русскому языку «ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ ОРФОГОРАФИИ» Учебный курс подготовки учащихся 10 класса к ЕГЭ.
Программа элективного курса подготовки «Трудные случаи орфографии» предназначена для учащихся 10-х классов общеобразовательных учреждений.Курс ориентирован на всех учащихся, желающих повысить ур...
3.3.7. Экспертные группы по проверке исследовательских работ учащихся.
3.3.7. Приказы об утверждении состава экспертных групп по проверке исследовательских работ учащихся....